Смотря как считать
Павел Шанченко,
Павел Шанченко,
ведущий научный сотрудник отделения «Экономика и финансы» ОАО «ВНИИЖТ»

Смотря как считать

Эффективность любой компании во многом зависит от производительности труда. РЖД – одна из немногих отечественных бизнес-структур, регулярно занимающихся этим вопросом. Железнодорожники традиционно увязывают динамику зарплаты с результатами трудовой деятельности. Общеотраслевое повышение эффективности работы – задача, которая поставлена как руководством страны, так и экономической конъюнктурой. «Пульт управления» предложил своим читателям и авторам, начиная с этого номера, открыть обсуждение данной темы
Показатель «производительность труда» в РЖД формируется на основе нормативных документов, направленных на достижение компанией определённых ориентиров. Например, это Стратегия развития холдинга «РЖД» на период до 2030 года.

На производительность труда влияют как внутренние, так и внешние факторы. К первым относятся применяемая система мотивации; объёмы работ как отдельных филиалов, так и компании в целом; организация производства и труда на каждом рабочем месте. Кроме того, имеют значение уровень механизации и автоматизации технологических процессов, квалификация работников, а также вовлечённость персонала в решение стратегических и тактических задач компании через систему ключевых показателей эффективности.

К внешним факторам (а они также оказывают влияние на производительность труда, численность и текучесть кадров) относятся, например, размер среднемесячной зарплаты в дирекциях ОАО «РЖД» по сравнению с предприятиями других отраслей экономики конкретных регионов; уровень безработицы; наличие квалифицированных кадров на местном рынке труда и др.

Достижение плановых заданий по повышению производительности труда во многом зависит от объёма инвестиций, выделяемых на технологическое развитие, а также от эффективности системы управления. В этой связи разрабатывается целый комплекс мероприятий, которые можно условно разделить на три группы: техническую, технологическую и организационную.

Первая группа – внедрение новой техники. Второе направление (технологическое) включает в себя, к примеру, мероприятия по автоматизации и механизации технологических процессов. Организационные меры, относящиеся к третьей группе и не требующие больших дополнительных затрат, могут быть связаны с разработкой и применением новых регламентов обслуживания и ремонта технических средств, совмещением профессий, совершенствованием системы оптимизации и нормирования трудозатрат на технологические процессы и др.

В условиях актуализации инвестиционных планов вопросам, связанным с ростом производительности труда, уделяется особое внимание. В ОАО «РЖД» разработана Программа снижения расходов филиалов, в которую как часть включён комплекс мер, обеспечивающих повышение производительности труда. В частности, это обновление и модернизация основных средств, в том числе путевой техники; внедрение средств автоблокировки и диспетчерской централизации и др. Кроме того, речь здесь идёт о развитии сортировочных станций, а также внедрении средств диагностики для контроля уровня технического состояния основных средств и подвижного состава.

Производительность труда – показатель, который постоянно находится в центре внимания руководства. Поэтому Департамент экономики ОАО «РЖД» проводит регулярный мониторинг ситуации в разрезе всех структурных подразделений и компании в целом. По его результатам принимаются необходимые шаги, направленные на достижение заданного уровня. При этом надо иметь в виду, что, несмотря на важность этого показателя, он не единственный, по которому оценивается эффективность деятельности подразделений РЖД.

В условиях реформирования железнодорожного транспорта и создания на базе ОАО «РЖД» холдинга, включающего в себя совокупность подразделений, выполняющих спектр работ не только для оказания услуг в грузовых и пассажирских перевозках, но и по другим видам деятельности, наибольшую значимость приобретают оптимизация расходов и повышение эффективности трудовых ресурсов. Критерием оценки является уровень производительности труда, обеспечивающий максимальную отдачу.

В 2011 году темп роста производительности труда работников РЖД составил 7,5% к уровню предыдущего года. В свете стратегических задач, поставленных перед подразделениями холдинга (повышение производительности труда к концу 2015 года на 30% к уровню 2009 года), становится особенно важно качество оценки данного параметра. А это непосредственно зависит от системы его расчёта. Для этого можно рассматривать четыре вида показателей: натуральные и условно-натуральные, стоимостные и индексные.

Выбор каждого из них обусловлен возможностью сопоставления с аналогичными показателями других предприятий, подразделений. В случае если для оценки производительности труда используется стоимостной показатель, то речь идёт о доходности на одного работающего, что для холдинговых структур является ключевым показателем эффективности деятельности. В то же время в структуру РЖД входят филиалы, характеризующиеся различными видами продукции, работ и услуг, поэтому применение всех указанных выше видов показателей является правомерным. В зависимости от специфики деятельности каждого подразделения для него необходимо сформировать свою модель расчёта производительности труда. В её основе должна лежать возможность учёта не только одного вида работ (услуг), но и нескольких, выраженных различными измерителями.

С позиций оценки эффективности показателя производительности труда специалистов прежде всего интересует не его достигнутое в отчётном периоде значение, а динамика (индекс), то есть уровень изменения по сравнению с предыдущим сопоставимым периодом. Этот индикатор является критерием оценки сопоставимости увеличения производительности труда с ростом заработной платы работников.
Формирование структуры холдингового типа и наличие нескольких видов бизнеса придают оценке производительности труда различных подразделений особую роль. В этом случае решение задачи определения производительности труда как отдельных видов бизнеса, так и холдинговой структуры в целом является показателем эффективности деятельности.

В 2011 году ОАО «ВНИИЖТ» совместно со специалистами ОАО «РЖД» разработали систему показателей производительности труда для структурных подразделений холдинга. В настоящее время она проходит апробацию. Однако следует отметить, что, несмотря на наличие общего системного подхода к формированию моделей производительности труда, пока ещё в оценке производительности труда для отдельных структур остаются принципиальные вопросы («дискуссионные точки»), решение которых обеспечит более объективный анализ этого показателя и повысит качество управления трудовыми ресурсами.
Мода на проекты
Александр Козлов, директор Департамента проектного управления ООО «Аэроэкспресс», доцент, к.э.н.,

От ручного управления к программно ориентированному

Рубрики: Корпоративное управление
Новый взгляд
Николай Верховский, исполнительный директор Центра цифровой трансформации, директор проектной работы Московской школы управления «Сколково» ,

В чём принципы архитектуры цифровой компании

Рубрики: Корпоративное управление
Блокчейн для РЖД
Олег Шибанов, заместитель проректора Российской экономической школы,

Творческое сотрудничество с Российской экономической школой

Рубрики: Корпоративное управление
Свои облака
Евгений Чаркин, директор ОАО «РЖД» по информационным технологиям,

Как происходит цифровизация железнодорожного холдинга

Рубрики: Корпоративное управление
Информационная прозрачность

РЖД публикуют нефинансовые отчёты с 2006 года

Рубрики: Корпоративное управление

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Одноминутный менеджер и Ситуационное руководство
Кен Бланшар, Патриция Зигарми, Дреа Зигарми
«Одноминутный менеджер и Ситуационное руководство». Издательство «Попурри» 2018 год
Коучинг. Основные принципы и практики коучинга и лидерства
Джон Уитмор
«Коучинг. Основные принципы и практики коучинга и лидерства». Издательство «Альпина Паблишер» 2022 год
Кругом одни идиоты. Если вам так кажется, возможно, вам не кажется
Томас Эриксон
«Кругом одни идиоты. Если вам так кажется, возможно, вам не кажется». Издательство «Бомбора» 2020 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100