Ответ на вызовы

Ответ на вызовы

Компания пересматривает прогнозы развития экономической ситуации в России
и собственные планы. Направление корректировки – снижение
В декабре прошлого года Совет директоров ОАО «РЖД» скорректировал итоговые параметры погрузки на 2012 год и финансовый план компании. Из-за снижения экономической активности в стране и в мире в четвёртом квартале руководство было вынуждено уменьшить рост погрузки с 3,4% до 2,4%. Рост погрузки в 2013 году определён всего в 0,7%, а грузооборота – в 1%. В результате ОАО «РЖД» от перевозочной деятельности и с учётом скорректированных итогов прошлого года недосчитается 49,3 млрд руб. к тому плану, который был представлен ранее в Правительство РФ. Чтобы сохранить финансовые показатели этого плана, необходимо сократить операционные расходы на эту величину. В итоге президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин подписал специальное распоряжение «О разработке плана антикризисных мероприятий на 2013 год». Перечень основных мероприятий должен быть готов к середине февраля. Напомним, в мае прошлого года компания уже брала на себя обязательства по сокращению расходов почти на 24 млрд руб.

Как подчёркивается в распоряжении президента РЖД, в сложившихся условиях ключевым становится соблюдение бюджетной дисциплины в 2013 году, исходя из согласованных параметров бюджетов филиалов и безусловной реализации программы оптимизации расходов.

Как подчеркнул старший вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Михайлов, строгое соблюдение бюджетной дисциплины включает в себя минимизацию заключения дополнительных договоров с подрядными организациями. «Если это действительно необходимо, то все договора должны выноситься на бюджетный комитет РЖД и подписываться только в случае крайней необходимости», – говорит Вадим Михайлов. Неприкосновенными, по его словам, остаются социальные программы и фонд заработной платы. Не намерены в компании пока трогать инвестиционную программу, модернизацию и ремонт железнодорожных путей. Эти статьи будут сокращаться только в самом крайнем случае.

Второй пункт плана даёт задание разработать программы антикризисных мероприятий по оптимизации затрат филиалов и структурных подразделений РЖД не менее чем на 5% (без учёта затрат на оплату труда и социальные нужды, амортизационные отчисления и затрат на налоги, относящиеся на себестоимость). Эти документы необходимо до середины февраля представить в департаменты развития систем управления и экономики.

Коммерческому блоку ОАО «РЖД» предложено вести активную политику в работе с ключевыми грузоотправителями. Речь идёт о том, чтобы привлекать на сеть больше грузов второго и третьего классов, которые приносят наибольший доход. Здесь ситуация несколько облегчается тем, что с нового года РЖД получили возможность изменять ставки в рамках тарифного коридора в сторону повышения и понижения. Это даёт больше возможностей для конкуренции с другими видами транспорта за дорогие грузы.
Перевозочный блок должен воспользоваться ситуацией спада в перевозках и полностью реализовать меры по улучшению состояния эксплуатационной обстановки на сети. Помочь в этой ситуации могут подготовка соответствующей нормативной базы и полноценное внедрение единой сетевой технологии перевозок (ЕСТП), которая в конце прошлого года подписана первым вице-президентом ОАО «РЖД» Вадимом Морозовым. Документ предполагает совершенствование, а значит, и удешевление перевозочного процесса, сокращение непроизводительных расходов, которые сейчас несёт компания из-за избыточного вагонного парка на сети.

Финансовому блоку дано задание подготовить предложения по сокращению административно-управленческих расходов (общехозяйственные договоры, командировочные расходы, расходы на услуги связи, коммуникационную и выставочную деятельность) в 2013 году на общую сумму не менее 5 млрд руб.

Также предстоит уточнить график ввода в действие основных фондов в 2013 году и добиться его неукоснительного выполнения. Это позволит РЖД получить максимальную амортизационную премию.

Практически всем подразделениям компании поручено обеспечить непрерывную работу с поставщиками по снижению цен. В РЖД исходят из того, что в период спада в экономике должны снижаться и цены. Поэтому давление на поставщиков в этом вопросе руководство компании предложило усилить.

Благодаря вовлечению товарно-материальных запасов железнодорожники рассчитывают сэкономить на новых закупках. Профильные подразделения уже получили соответствующие указания. Юристам РЖД в текущем году предстоит активнее защищать интересы компании. Особенно это касается взыскания дебиторской задолженности с покупателей и заказчиков. Число претензий и судебных разбирательств по данным фактам должно значительно увеличиться.

Определённые финансовые потери в этом году компания понесёт из-за введения в действие ряда законодательных актов, предусматривающих внесение изменений в Налоговый кодекс и увеличение выплат по пенсионному страхованию. Речь, в частности, идёт об отмене налоговой льготы на инфраструктурное имущество, в результате чего только в этом году РЖД потеряют свыше 8 млрд руб. Эти потери никак не учтены в 7-процентной индексации тарифов, решение о которой принималось ещё летом прошлого года. Ряду топ-менеджеров РЖД дано задание провести работу с федеральными органами власти по компенсации дополнительных расходов либо в виде предоставления субсидий, либо дополнительной индексации.

Ещё одно направление для оптимизации – работа с региональными властями с целью оптимизации налоговой нагрузки. Профильные службы уже получили задание заключать соглашения с региональными органами власти по получению налоговых льгот. По предварительным подсчётам, в этом году регионы предоставят льготный режим налогообложения по инвестициям РЖД в размере порядка 1,5 млрд руб., однако эта сумма может быть больше с учётом того, что инвестиционная программа компании ( в этом году 422 млрд руб.) постоянно увеличивается. В ряде субъектов Федерации начнётся реализация новых проектов.

Несмотря на более чем солидную инвестиционную программу, Департаменту инвестиционной деятельности уже поручено разработать приоритеты в инвестиционной программе, а также разбить её выполнение на этапы. В случае если развитие экономики будет происходить по негативному сценарию, а объёмы перевозок будут сокращаться, компания должна иметь план замораживания тех или иных объектов с минимальным ущербом.

В целом, как говорит руководитель Департамента экономики ОАО «РЖД» Ирина Костенец, в части фонда оплаты труда сокращение произойдёт только на объём невыполненных работ, и по году эта сумма должна составить 5,5 млрд руб. Ещё порядка 30 млрд руб. компания рассчитывает получить от сокращения материальных затрат, закупок топлива и ­электроэнергии.

Владимир Якунин призвал менеджмент РЖД осознанно и творчески подходить к реализации программы оптимизации затрат. «План везде предусматривает сокращения, однако во главу угла необходимо поставить точность и безопасность перевозок. Исходя из этого принципа, по определённым статьям нужно сократить расходы, а по тем, которые необходимы для реализации этих целей, наоборот, увеличить в рамках общего плана».
Пока прогнозы Минэкономразвития на 2013 год не внушают оптимизма. Последний уточнённый прогноз от 14 декабря прошлого года «Об уточнении основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации» предполагает снижение темпов роста ВВП на 0,1% до 3,6%, что означает потерю 360 млрд руб. в целом для экономики. Как говорят специалисты, рост ВВП в основном поддерживает сектор финансов и услуг, что не даёт надежды на увеличение грузовой базы для РЖД. Между тем те показатели, которые непосредственно влияют на перевозки, сокращаются. К примеру, объём экспорта в 2013 году составит $496 млрд, что на $4 млрд меньше первоначального прогноза. Прогноз импорта снижен на $11 млрд, до $364 млрд. Реального роста оборота розничной торговли, заработной платы и располагаемых доходов населения в 2013–2015 годах не планируется.

Нет оснований и для оптимизма в отношении промышленного сектора. Прирост инвестиций понижен с 7,2% до 6,5%, главным образом из-за корректировки инвестиционных программ крупными компаниями, которые и обеспечивают перевозки железнодорожному транспорту. Снижена инвестиционная программа «Газпрома» и Федеральной сетевой компании.

Между тем ситуация в самом ОАО «РЖД» и так напряжённая. Как говорит Ольга Гнедкова, несмотря на 7-процентную индексацию тарифов, доходы компании в январе 2013 года ниже января прошлого года. Если предполагаемые негативные тенденции продлятся в течение трёх лет, то заимствования компании могут составить порядка 900 млрд руб., что выше любых разумных коэффициентов в соотношении чистого долга к EBITDA. Очевидно, если будет полноценный экономический кризис с серьёзным спадом перевозок, то правительству и РЖД придётся готовить ещё более жёсткую программу экономии и поддержки сектора перевозок.
Мода на проекты
Александр Козлов, директор Департамента проектного управления ООО «Аэроэкспресс», доцент, к.э.н.,

От ручного управления к программно ориентированному

Рубрики: Корпоративное управление
Новый взгляд
Николай Верховский, исполнительный директор Центра цифровой трансформации, директор проектной работы Московской школы управления «Сколково» ,

В чём принципы архитектуры цифровой компании

Рубрики: Корпоративное управление
Блокчейн для РЖД
Олег Шибанов, заместитель проректора Российской экономической школы,

Творческое сотрудничество с Российской экономической школой

Рубрики: Корпоративное управление
Свои облака
Евгений Чаркин, директор ОАО «РЖД» по информационным технологиям,

Как происходит цифровизация железнодорожного холдинга

Рубрики: Корпоративное управление
Информационная прозрачность

РЖД публикуют нефинансовые отчёты с 2006 года

Рубрики: Корпоративное управление

Библиотека Корпоративного университета РЖД

Чёрный лебедь. Под знаком непредсказуемости
Нассим Николас Талеб
«Чёрный лебедь. Под знаком непредсказуемости». Издательство «КоЛибри» 2018 год
Прыгни выше головы
Маршалл Голдсмит
«Прыгни выше головы». Издательство «Олимп-Бизнес» 2017 год
Метод McKinsey. Как решить любую проблему
Итан М. Расиел
«Метод McKinsey. Как решить любую проблему». «Альпина Паблишер», 2017 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100