Ответ на вызовы

Ответ на вызовы

Компания пересматривает прогнозы развития экономической ситуации в России
и собственные планы. Направление корректировки – снижение
В декабре прошлого года Совет директоров ОАО «РЖД» скорректировал итоговые параметры погрузки на 2012 год и финансовый план компании. Из-за снижения экономической активности в стране и в мире в четвёртом квартале руководство было вынуждено уменьшить рост погрузки с 3,4% до 2,4%. Рост погрузки в 2013 году определён всего в 0,7%, а грузооборота – в 1%. В результате ОАО «РЖД» от перевозочной деятельности и с учётом скорректированных итогов прошлого года недосчитается 49,3 млрд руб. к тому плану, который был представлен ранее в Правительство РФ. Чтобы сохранить финансовые показатели этого плана, необходимо сократить операционные расходы на эту величину. В итоге президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин подписал специальное распоряжение «О разработке плана антикризисных мероприятий на 2013 год». Перечень основных мероприятий должен быть готов к середине февраля. Напомним, в мае прошлого года компания уже брала на себя обязательства по сокращению расходов почти на 24 млрд руб.

Как подчёркивается в распоряжении президента РЖД, в сложившихся условиях ключевым становится соблюдение бюджетной дисциплины в 2013 году, исходя из согласованных параметров бюджетов филиалов и безусловной реализации программы оптимизации расходов.

Как подчеркнул старший вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Михайлов, строгое соблюдение бюджетной дисциплины включает в себя минимизацию заключения дополнительных договоров с подрядными организациями. «Если это действительно необходимо, то все договора должны выноситься на бюджетный комитет РЖД и подписываться только в случае крайней необходимости», – говорит Вадим Михайлов. Неприкосновенными, по его словам, остаются социальные программы и фонд заработной платы. Не намерены в компании пока трогать инвестиционную программу, модернизацию и ремонт железнодорожных путей. Эти статьи будут сокращаться только в самом крайнем случае.

Второй пункт плана даёт задание разработать программы антикризисных мероприятий по оптимизации затрат филиалов и структурных подразделений РЖД не менее чем на 5% (без учёта затрат на оплату труда и социальные нужды, амортизационные отчисления и затрат на налоги, относящиеся на себестоимость). Эти документы необходимо до середины февраля представить в департаменты развития систем управления и экономики.

Коммерческому блоку ОАО «РЖД» предложено вести активную политику в работе с ключевыми грузоотправителями. Речь идёт о том, чтобы привлекать на сеть больше грузов второго и третьего классов, которые приносят наибольший доход. Здесь ситуация несколько облегчается тем, что с нового года РЖД получили возможность изменять ставки в рамках тарифного коридора в сторону повышения и понижения. Это даёт больше возможностей для конкуренции с другими видами транспорта за дорогие грузы.
Перевозочный блок должен воспользоваться ситуацией спада в перевозках и полностью реализовать меры по улучшению состояния эксплуатационной обстановки на сети. Помочь в этой ситуации могут подготовка соответствующей нормативной базы и полноценное внедрение единой сетевой технологии перевозок (ЕСТП), которая в конце прошлого года подписана первым вице-президентом ОАО «РЖД» Вадимом Морозовым. Документ предполагает совершенствование, а значит, и удешевление перевозочного процесса, сокращение непроизводительных расходов, которые сейчас несёт компания из-за избыточного вагонного парка на сети.

Финансовому блоку дано задание подготовить предложения по сокращению административно-управленческих расходов (общехозяйственные договоры, командировочные расходы, расходы на услуги связи, коммуникационную и выставочную деятельность) в 2013 году на общую сумму не менее 5 млрд руб.

Также предстоит уточнить график ввода в действие основных фондов в 2013 году и добиться его неукоснительного выполнения. Это позволит РЖД получить максимальную амортизационную премию.

Практически всем подразделениям компании поручено обеспечить непрерывную работу с поставщиками по снижению цен. В РЖД исходят из того, что в период спада в экономике должны снижаться и цены. Поэтому давление на поставщиков в этом вопросе руководство компании предложило усилить.

Благодаря вовлечению товарно-материальных запасов железнодорожники рассчитывают сэкономить на новых закупках. Профильные подразделения уже получили соответствующие указания. Юристам РЖД в текущем году предстоит активнее защищать интересы компании. Особенно это касается взыскания дебиторской задолженности с покупателей и заказчиков. Число претензий и судебных разбирательств по данным фактам должно значительно увеличиться.

Определённые финансовые потери в этом году компания понесёт из-за введения в действие ряда законодательных актов, предусматривающих внесение изменений в Налоговый кодекс и увеличение выплат по пенсионному страхованию. Речь, в частности, идёт об отмене налоговой льготы на инфраструктурное имущество, в результате чего только в этом году РЖД потеряют свыше 8 млрд руб. Эти потери никак не учтены в 7-процентной индексации тарифов, решение о которой принималось ещё летом прошлого года. Ряду топ-менеджеров РЖД дано задание провести работу с федеральными органами власти по компенсации дополнительных расходов либо в виде предоставления субсидий, либо дополнительной индексации.

Ещё одно направление для оптимизации – работа с региональными властями с целью оптимизации налоговой нагрузки. Профильные службы уже получили задание заключать соглашения с региональными органами власти по получению налоговых льгот. По предварительным подсчётам, в этом году регионы предоставят льготный режим налогообложения по инвестициям РЖД в размере порядка 1,5 млрд руб., однако эта сумма может быть больше с учётом того, что инвестиционная программа компании ( в этом году 422 млрд руб.) постоянно увеличивается. В ряде субъектов Федерации начнётся реализация новых проектов.

Несмотря на более чем солидную инвестиционную программу, Департаменту инвестиционной деятельности уже поручено разработать приоритеты в инвестиционной программе, а также разбить её выполнение на этапы. В случае если развитие экономики будет происходить по негативному сценарию, а объёмы перевозок будут сокращаться, компания должна иметь план замораживания тех или иных объектов с минимальным ущербом.

В целом, как говорит руководитель Департамента экономики ОАО «РЖД» Ирина Костенец, в части фонда оплаты труда сокращение произойдёт только на объём невыполненных работ, и по году эта сумма должна составить 5,5 млрд руб. Ещё порядка 30 млрд руб. компания рассчитывает получить от сокращения материальных затрат, закупок топлива и ­электроэнергии.

Владимир Якунин призвал менеджмент РЖД осознанно и творчески подходить к реализации программы оптимизации затрат. «План везде предусматривает сокращения, однако во главу угла необходимо поставить точность и безопасность перевозок. Исходя из этого принципа, по определённым статьям нужно сократить расходы, а по тем, которые необходимы для реализации этих целей, наоборот, увеличить в рамках общего плана».
Пока прогнозы Минэкономразвития на 2013 год не внушают оптимизма. Последний уточнённый прогноз от 14 декабря прошлого года «Об уточнении основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации» предполагает снижение темпов роста ВВП на 0,1% до 3,6%, что означает потерю 360 млрд руб. в целом для экономики. Как говорят специалисты, рост ВВП в основном поддерживает сектор финансов и услуг, что не даёт надежды на увеличение грузовой базы для РЖД. Между тем те показатели, которые непосредственно влияют на перевозки, сокращаются. К примеру, объём экспорта в 2013 году составит $496 млрд, что на $4 млрд меньше первоначального прогноза. Прогноз импорта снижен на $11 млрд, до $364 млрд. Реального роста оборота розничной торговли, заработной платы и располагаемых доходов населения в 2013–2015 годах не планируется.

Нет оснований и для оптимизма в отношении промышленного сектора. Прирост инвестиций понижен с 7,2% до 6,5%, главным образом из-за корректировки инвестиционных программ крупными компаниями, которые и обеспечивают перевозки железнодорожному транспорту. Снижена инвестиционная программа «Газпрома» и Федеральной сетевой компании.

Между тем ситуация в самом ОАО «РЖД» и так напряжённая. Как говорит Ольга Гнедкова, несмотря на 7-процентную индексацию тарифов, доходы компании в январе 2013 года ниже января прошлого года. Если предполагаемые негативные тенденции продлятся в течение трёх лет, то заимствования компании могут составить порядка 900 млрд руб., что выше любых разумных коэффициентов в соотношении чистого долга к EBITDA. Очевидно, если будет полноценный экономический кризис с серьёзным спадом перевозок, то правительству и РЖД придётся готовить ещё более жёсткую программу экономии и поддержки сектора перевозок.
Мода на проекты
Александр Козлов, директор Департамента проектного управления ООО «Аэроэкспресс», доцент, к.э.н.,

От ручного управления к программно ориентированному

Рубрики: Корпоративное управление
Новый взгляд
Николай Верховский, исполнительный директор Центра цифровой трансформации, директор проектной работы Московской школы управления «Сколково» ,

В чём принципы архитектуры цифровой компании

Рубрики: Корпоративное управление
Блокчейн для РЖД
Олег Шибанов, заместитель проректора Российской экономической школы,

Творческое сотрудничество с Российской экономической школой

Рубрики: Корпоративное управление
Свои облака
Евгений Чаркин, директор ОАО «РЖД» по информационным технологиям,

Как происходит цифровизация железнодорожного холдинга

Рубрики: Корпоративное управление
Информационная прозрачность

РЖД публикуют нефинансовые отчёты с 2006 года

Рубрики: Корпоративное управление

Библиотека Корпоративного университета РЖД

Принципы. Жизнь и работа
Рэй Далио
«Принципы. Жизнь и работа». Издательство Манн, Иванов, Фербер 2019 год
Теория поколений. Необыкновенный Икс
Евгения Шамис, Евгений Никонов
«Теория поколений. Необыкновенный Икс». Издательский дом университета «Синергия» 2017 год
От хорошего к великому
Джим Коллинз
«От хорошего к великому». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2007 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100