Поиски оптимального баланса

Поиски оптимального баланса

Система управления холдинга «РЖД» с 1 октября текущего года претерпела
значительные изменения. На региональный уровень переданы функции по корпоративной
и технологической координации
Новые полномочия
После выхода территориальных дирекций инфраструктуры из состава дорог и встраивания их в вертикаль Центральной дирекции инфраструктуры железные дороги – филиалы ОАО «РЖД» приступили к выполнению функций региональных центров корпоративного управления (РЦКУ). Тем самым решена задача по созданию единого корпоративного представительства компании на конкретной территории. Эта мера должна не только сохранить устойчивость работы сети, но и повысить управляемость, улучшить горизонтальные связи между сформированными в ходе структурной реформы вертикалями.

Основной задачей железной дороги (РЦКУ) теперь является корпоративная и технологическая координация работы подразделений ОАО «РЖД», осуществляющих свою деятельность в границах магистрали, в целях достижения годовых, среднесрочных и долгосрочных целевых параметров холдинга.

При этом полномочия начальников РЦКУ расширились. В частности, в границах своих дорог им дано право приостанавливать исполнение решений руководителей бизнес-единиц (если они создают угрозу обеспечения безопасности перевозочного процесса), объявлять им взыскания (кроме освобождения от занимаемой должности), давать предложения по премированию, корректировать квартальные показатели производственной деятельности и перераспределять бюджеты подразделений, а также согласовывать изменения в их штатных расписаниях в части численности рабочих (в зависимости от роста или снижения объёма работ).

«В то же время исходя из существующих норм, практик и законодательства в области корпоративного управления начальникам дорог и их первым заместителям принципиально важно помнить об ограниченности возможностей прямого вмешательства в хозяйственную и управленческую деятельность каждого из субъектов взаимодействия в регионе. Речь должна идти именно о координации», – подчёркивает первый вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов.

Он также отмечает, что руководители РЦКУ, чтобы обеспечить решение всех поставленных перед ними задач, должны придерживаться единой логики организации своей деятельности, единой технологии взаимодействия с хозяйствующими подразделениями. В области управления перевозочной деятельностью основой для такой логики должен стать Единый сетевой технологический процесс. Этот документ призван объединить все технологические процессы, реализуемые в производственном комплексе ОАО «РЖД», организовать мониторинг деятельности участников эксплуатационной работы и их взаимодействие по единому набору показателей. Он должен установить правила взаимоотношений с внешними контрагентами, прежде всего с операторами, а также выстроить технологию оперативного взаимодействия служб дорог с органами управления дирекций в регионах.

«Мы начали работать в абсолютно новых за всю историю отечественных железных дорог условиях организации управления. Нам придётся не только кардинально менять внутреннюю ментальность, но и сформировать новый образ начальника дороги для внешней среды с целью полноценного представления интересов компании в бизнес-сообществе, органах власти и социальной сфере», – говорит начальник Северной дороги Василий Билоха.

ййййййййййй.jpgСервисный подход
Основой нового формата взаимоотношений внутри холдинга становится качественная разработка регламентов взаимодействия между дирекциями. Надо признать, что в полной мере на уровне центральных дирекций эта задача пока не реализована. Чтобы РЦКУ стал полноценным центром компетенции, необходимо в короткий срок доработать все недостающие процедуры взаимодействия, включая систему регламентов и наряд-за­казов.

Ожидаемый переход на единую внутрикорпоративную систему наряд-заказов является важной составляющей внедрения в компании сервисного подхода. «Он предполагает управление хозяйственными связями между участниками перевозок как отношениями заказчиков и исполнителей внутренних услуг, включая систему взаимных обязательств», – объясняет начальник Центра по технологической координации Сергей Кобзев.

Первый опыт практического применения новых подходов к организации взаимодействия структурных подразделений на региональном уровне и оценке результатов деятельности дирекций показал, что предстоит ещё большая работа по их совершенствованию. Прежде всего, по мнению начальников дорог, важно изменить отношение руководителей дирекций к потребностям смежных хозяйств. Они должны воспринимать друг друга как партнёров, от качества услуг которых зависит результат их общих усилий по достижению операционных показателей и стратегических целей компании.

На сети сформирован достаточно широкий набор механизмов управления в новых условиях. Прежде всего можно назвать региональные и межрегиональные координационные транспортные советы под председательством начальников дорог. На их площадке решаются вопросы не только взаимоотношений участников рынка перевозок, но и координации деятельности филиалов и структурных подразделений компании на полигоне дороги. Эти инструменты, равно как и региональные оперативные комиссии, должны не только сохранить своё значение в условиях РЦКУ, но и стать дополнительным рычагом влияния при принятии важных для регионов решений, причём в интересах всех участников процесса перевозок.

Полигонные технологии
В качестве одного из важнейших инструментов реализации новой модели, в которой дороги выполняют функции по корпоративной и технологической координации взаимодействия всех филиалов и ДЗО ОАО «РЖД» на конкретной территории, выступает технологическая служба и её региональные группы, сформированные на всех дорогах. Наиболее полный опыт работы этого института накоплен на Октябрьской магистрали. По словам её начальника Виктора Степова, эксперты-технологи оперативно выявляют даже незначительные отступления от действующих регламентов взаимодействия и централизованно доводят их как до Корпоративного центра, так и до руководителей соответствующего уровня в функциональных вертикалях.

В ходе выстраивания новых внутрикорпоративных отношений всех участников перевозок на сети создаются центры управления содержанием инфраструктуры (ЦУСИ) и центры управления тяговыми ресурсами (ЦУТР). Первые ориентированы на работу на полигоне РЦКУ и пока выполняют роль скорее информационных центров с элементами аналитики. ЦУСИ созданы в каждой территориальной дирекции инфраструктуры. Им передана часть функций отраслевых служб по выявлению и контролю за устранением нарушений параметров на объектах инфраструктуры.

Первоначальный опыт пилотных ЦУСИ на полигонах МЖД, ОЖД и ГЖД дал положительный результат. «От деятельности центров зависит процесс перехода от управленческой модели по хозяйствам к комплексной модели управления всей инфраструктурой. Их работа улучшит координацию оперативной и производственной деятельности хозяйств Дирекции инфраструктуры и обеспечит взаимодействие всех участников процесса в выявлении и устранении отклонений от нормального функционирования объектов инфраструктуры», – отмечает начальник Центральной дирекции инфраструктуры Владимир Супрун.

Начальник ЦУСИ Горьковской дирекции инфраструктуры Алексей Ульянычев добавляет, что при создании её в основу функционирования заложен процессный подход, при котором все объекты инфраструктуры, их готовность и состояние представляются как единый процесс. Такой подход базируется на процессах управления инцидентами, работами, проблемами, конфигурациями и уровнем услуг. Фактически ЦУСИ стали важнейшим звеном во взаимодействии между дирекциями движения, тяги и инфраструктуры.

В свою очередь, ЦУТРы внедряют полигонные технологии управления тягой. Идеология их работы основана на концентрации деятельности по управлению тяговыми ресурсами из одного центра в условиях взаимодействия всех дирекций, прежде всего управления движением, тяги и по ремонту тягового подвижного состава. Пилотным проектом, на котором обкатывалась данная технология, стал ЦУТР Восточного полигона. До конца года аналогичные центры окончательно сформируются на Восточном, Урало-Сибирском, Северном, Южном и Волжском полигонах.

Сглаживание конфликтов
РЦКУ отведена ключевая роль в организации системной работы по недопущению причин, приводящих к нарушению сроков доставки грузов и порожних вагонов. В частности, на региональном уровне необходимо более активно взаимодействовать с грузоотправителями и операторами подвижного состава для подтверждения грузовой базы на начало месяца в объёме не менее 90%, с равномерным распределением погрузки в течение месяца, полагает начальник Центральной дирекции управления движением Павел Иванов. Введение календарного планирования позволит создать основу для рациональной организации порожних вагонопотоков с учётом логистических схем операторов и оптимизации распределения парка в интересах грузоотправителей.

Начальник ВСЖД Василий Фролов добавляет, что в вопросах выполнения нормативных сроков и скорости доставки необходимо сохранить принцип единого руководства. В соответствии с регламентирующими документами оно возложено на первых замначальников магистралей. Именно они ответственны за эффективность и стабильность единого технологического процесса. Первые замы являются важнейшим интегрирующим звеном новой системы управления до тех пор, пока новые принципы и механизмы взаимодействия между дирекциями не заработают в полную силу.

Кроме того, необходимо избежать возможных конфликтов между региональными подразделениями дирекций и РЦКУ. Дело в том, что первые будут стараться получить на территории максимально значимый для себя результат, а задача РЦКУ состоит в том, чтобы не допустить ситуации, когда принятое решение в пользу одной дирекции превращается в проблему для другой. Также важно, чтобы региональные дирекции и РЦКУ не имели дублирующих и избыточных функций.

Таким образом, если с разграничением функций стратегического и тактического управления уже особых вопросов нет, то в области оперативного управления оптимальный баланс ещё только предстоит отыскать. От этого зависят надёжность и устойчивость перевозочного процесса в целом.
Золотое сечение
Фёдор Пехтерев, генеральный директор Института экономики и развития транспорта,

Поставщики РЖД получат ориентиры для развития производства

Рубрики: Реформа холдинга
Точки роста

Долгосрочная программа развития холдинга до 2025 года будет принята в декабре

Рубрики: Реформа холдинга
Устранить противоречия
Александр Альхимович, к.т.н., эксперт по стандартизации,

Своды правил строителей и железнодорожников пока не стыкуются

Рубрики: Реформа холдинга
Индикатор роста

В РЖД сформировались основные элементы системообразующей компании, но без дальнейшей оптимизации не будет развития

Рубрики: Реформа холдинга
Чтоб сказку сделать былью

Для покупателей и продавцов услуг на железнодорожной инфраструктуре предлагается создать рабочий инструмент взаимодействия

Рубрики: Реформа холдинга

Библиотека Корпоративного университета РЖД

Чёрный лебедь. Под знаком непредсказуемости
Нассим Николас Талеб
«Чёрный лебедь. Под знаком непредсказуемости». Издательство «КоЛибри» 2018 год
Прыгни выше головы
Маршалл Голдсмит
«Прыгни выше головы». Издательство «Олимп-Бизнес» 2017 год
Метод McKinsey. Как решить любую проблему
Итан М. Расиел
«Метод McKinsey. Как решить любую проблему». «Альпина Паблишер», 2017 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100