Золотое сечение
Фёдор Пехтерев
Фёдор Пехтерев
генеральный директор Института экономики и развития транспорта

Золотое сечение

Поставщики РЖД получат ориентиры для развития производства
Долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» до 2025 года (ДПР) представляет собой первый в истории компании документ такой глубины планирования и широты охвата различных аспектов развития железнодорожного транспорта. Одним из основных разработчиков программы является Институт экономики и развития транспорта (ИЭРТ). О роли института в разработке программы и её важнейших проектах «Пульту управления» рассказал генеральный директор ИЭРТ Фёдор Пехтерев.

– Долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» – это результат труда большого коллектива. Какова роль ИЭРТ в разработке программы?
– Разработчиками ДПР являются подразделения аппарата управления холдинга «РЖД». Однако и наше участие было важным для разработки программы. Включённые в программу параметры и проекты инфраструктурного развития железных дорог синхронизированы с разрабатываемой институтом Генеральной схемой развития железнодорожной сети.
Генеральная схема – один из основных стратегических документов холдинга, в котором учитываются долгосрочный прогноз целевых показателей развития железнодорожного транспорта, оптимизация инвестиционных затрат на развитие железнодорожной инфраструктуры и подвижного состава, необходимость финансирования для реализации инвестиционного бюджета.
Институт принимал участие в выполнении ряда работ по проектам модернизации железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей, развития и обновления инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна, развития железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Северо-Запада и многих других.
Наш коллектив обеспечивал информационно-аналитическое сопровождение этих проектов, защиту технико-экономических решений при рассмотрении на заседаниях Межведомственной рабочей группы по вопросам развития железнодорожного транспорта, а также при проведении ценового и технологического аудита.
Работа над программой ещё не закончена. По итогам рассмотрения проекта ДПР на заседании правительства 29 октября и 8 ноября были даны поручения по его доработке совместно с Министерством транспорта, Минэкономразвития, ФАС, Министерством финансов, Министерством промышленности и торговли, Министерством энергетики и Аналитическим центром при Правительстве России. В программу будут внесены соответствующие корректировки, и до конца года ожидается повторное рассмотрение ДПР в Правительстве Российской Федерации для утверждения.

– Является ли ДПР рамочным сценарием или это более жёсткий директивный документ?
– Ни то ни другое. В соответствии с директивами Правительства России от 2014 года каждый год независимая аудиторская компания будет проводить аудит реализации Долгосрочной программы развития.
Этот аудит будет проводиться в порядке, установленном стандартом проведения аудиторской проверки реализации долгосрочных программ развития, который утверждён советом директоров ОАО «РЖД» в декабре 2014 года с учётом соответствующего технического задания для проведения аудита.
При необходимости по результатам ежегодного мониторинга ДПР будет проводиться её корректировка, включая параметры ключевых показателей эффективности (КПЭ).
Если меняются ключевые предпосылки и допущения, принятые при формировании ДПР (например, в части регуляторной модели отрасли), плановые значения КПЭ ДПР могут быть пересмотрены. Для всех этих действий есть специально установленный порядок. Ничего нельзя изменить волюнтаристским путём.
Реализация ДПР будет обеспечена в рамках формирования среднесрочного финансового плана ОАО «РЖД», целевых сценариев стратегий развития и бюджетов дочерних обществ ОАО «РЖД», стратегических документов по отдельным направлениям деятельности холдинга «РЖД».
После утверждения Правительством Российской Федерации данный документ приобретёт официальный статус и будет являться конкретным инструментом реализации заложенных мероприятий с определением сроков и ответственных.
То есть изменить программу можно, но только по результатам независимого аудита и в жёстко установленном порядке. В этом смысле это именно программа, но её реализация будет осуществляться под серьёзным контролем и не может быть изменена при отсутствии объективных предпосылок.

– Инвестиционная часть ДПР включает около 40 проектов в области развития инфраструктуры. Часть из них будет реализована за счёт средств РЖД, часть – за счёт средств сторонних инвесторов. Какие из них вы бы выделили как важнейшие для развития холдинга?
– К наиболее значимым могут быть отнесены проекты, связанные с выполнением поручений президента и Правительства Российской Федерации, которые в целом направлены на увеличение объёмов перевозки грузов и привлечение дополнительной грузовой базы: развитие и обновление инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна, предусматривающие комплексную реконструкцию участка Им. М. Горького – Котельниково – Тихорецкая – Крымская со строительством обхода Краснодарского узла, а также строительство на Таманском полуострове вторых путей, удлинение станционных путей, развитие железнодорожных узлов и обновление устройств электроснабжения.
Перечислю остальные проекты:
– развитие железнодорожной инфраструктуры Московского транспортного узла. Во-первых, это Московские центральные диаметры, в первую очередь в рамках первого этапа – Одинцово – Лобня (МЦД-1) и Нахабино – Подольск (МЦД-2). Во-вторых, строительство железнодорожной линии к Северному терминальному комплексу аэропорта Шереметьево в целях обеспечения доступности Северного терминала для пассажиров, следующих с Белорусского вокзала;
– развитие и обновление инфраструктуры на подходах к портам Северо-Западного бассейна: комплексная реконструкция участка Мга – Гатчина – Веймарн – Ивангород и подходов к портам на южном берегу Финского залива, организация скоростного пассажирского движения на участке С.-Петербург – Бусловская, усиление пропускной способности на участках Волховстрой – Мурманск, Мга – Сонково – Дмитров и другие;
– строительство ВСМ Москва – Казань (первый этап: Железнодорожный – Владимир – Гороховец);
– модернизация Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей и увеличение пропускной способности участка Артышта – Междуреченск – Тайшет с целью увеличения провозной способности БАМа и Транссиба в размере 180 млн тонн к 2024 году;
– строительство Северного широтного хода.

– Сможет ли программа сбалансировать потребности ОАО «РЖД» и возможности производителей подвижного состава и поставщиков материалов и оборудования для нужд холдинга?
– Дело в том, что особенность работы железнодорожного транспорта такова, что с учётом длительных жизненных циклов объектов инфраструктуры, оборудования и подвижного состава необходимо планирование на десятилетия.
Сейчас с помощью Долгосрочной программы развития при определении приоритетов инвестиционного развития компания решает задачи по устранению существующих «узких» мест в рамках обновления основных фондов и обеспечению опережающего развития инфраструктуры в интересах клиентов.
Заложенные в ДПР ориентиры по работе с поставщиками продукции направлены на сбалансированное обновление и развитие основных хозяйств, создание высокоэффективной инфраструктуры и подвижного состава, а также на укрепление взаимовыгодного сотрудничества с предприятиями отечественного и зарубежного машиностроения.
В рамках ДПР будут устанавливаться перспективные требования к закупаемой продукции, методам обеспечения и контроля её качества со стороны производителя и ОАО «РЖД». За счёт чего поставщики – компании из различных отраслей промышленности – получат импульс в развитии и внедрении передовых технологий изготовления продукции железнодорожного назначения.
Рост грузооборота на сети к 2025 году потребует увеличения закупки топлива более чем на 25% (к уровню 2017 года) и объёма потребления электроэнергии на 38% по целевому сценарию и на 19% и 15% соответственно по консервативному сценарию.
Кроме того, реализация перспективных проектов развития пропускных способностей сети и проектов обновления железнодорожного пути приведёт к росту потребности в закупке стальных комплектующих верхнего строения пути, включая рельсовый прокат, и щебня более чем на 20%.
Сформированные параметры являются ориентиром не только для холдинга «РЖД», но для формирования планов и стратегий развития целых отраслей и крупных промышленных предприятий с их закреплением на уровне федеральных органов исполнительной власти.

– Какую роль в реализации ДПР играют цифровизация ОАО «РЖД» и переход на безлюдные технологии?
– Этот вопрос относится к компетенции Департамента IT ОАО «РЖД» в первую очередь. Но могу сказать, что реализация мероприятий и достижение целей ДПР возможны только при условии соответствующего уровня развития информационных технологий компании, обеспечивающих эффективность ведения и развития основных направлений бизнеса ОАО «РЖД» и способствующих снижению операционных издержек, росту клиентоориентированности и производительности труда.
Ключевые направления развития информационных технологий ОАО «РЖД» соответствуют основным бизнес-блокам холдинга и включают в себя IT-услуги для внешних клиентов в области грузовых и пассажирских перевозок, формирование новых сквозных цифровых технологий организации перевозочного процесса («Цифровая железная дорога»), повышение качества IT-услуг для внутренних потребителей, реализацию концепции обеспечения непрерывности бизнеса в условиях выполнения максимальных требований информационной безопасности.

– Программа предусматривает существенное изменение кадровой структуры ОАО «РЖД». Какие профессии станут наиболее востребованными?
– Хотя это не наш вопрос, а компетенция Департамента управления персоналом ОАО «РЖД», можно с уверенностью прогнозировать, что в связи с изменениями технологий и цифровизацией процессов в перспективе до 2025 года возникает потребность в новых профессиональных квалификациях, профессиях и должностях, а также необходимость в актуализации трудовых функций.
Прежде всего это программисты, машинисты дистанционного контроля подвижного состава, операторы летательных аппаратов диагностики инфраструктуры, специалисты по строительству и эксплуатации инфраструктуры высокоскоростных линий и подвижного состава.
При этом никаких сомнений в том, что ОАО «РЖД» рассматривает персонал в качестве важнейшего актива компании, возникать не должно. Учитывая масштаб деятельности и статус ОАО «РЖД» как крупнейшего работодателя страны, основным приоритетом в данной области является проведение сбалансированной кадровой и социальной политики, направленной на повышение эффективности компании, обеспечение конкурентоспособности заработной платы при опережающем росте производительности труда, предоставление современного социального пакета, а также услуг в области здравоохранения.

Беседовал Лев Кадик



Точки роста

Долгосрочная программа развития холдинга до 2025 года будет принята в декабре

Рубрики: Реформа холдинга
Устранить противоречия
Александр Альхимович, к.т.н., эксперт по стандартизации,

Своды правил строителей и железнодорожников пока не стыкуются

Рубрики: Реформа холдинга
Индикатор роста

В РЖД сформировались основные элементы системообразующей компании, но без дальнейшей оптимизации не будет развития

Рубрики: Реформа холдинга
Чтоб сказку сделать былью

Для покупателей и продавцов услуг на железнодорожной инфраструктуре предлагается создать рабочий инструмент взаимодействия

Рубрики: Реформа холдинга
Контроль с орбиты
Валентин Гапанович, старший вице-президент по инновационному развитию – главный инженер ОАО «РЖД»,
Игорь Розенберг, первый заместитель генерального директора ОАО «НИИАС»,

Инновационные технологии в управлении инфраструктурой ОАО «РЖД»

Рубрики: Реформа холдинга

Библиотека Руководителя

Метод McKinsey. Как решить любую проблему
Итан М. Расиел
«Метод McKinsey. Как решить любую проблему». «Альпина Паблишер», 2017 год
Победи прокрастинацию! Как перестать откладывать дела на завтра
Пётр Людвиг
«Победи прокрастинацию! Как перестать откладывать дела на завтра». «Альпина Паблишер», 2018 год
Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приёмы и метод
Филип Котлер, Роланд Бергер, Нильс Бикхофф
«Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приёмы и метод». Издательство «Альпина Паблишер», 2017 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100