Золотое сечение
Фёдор Пехтерев
Фёдор Пехтерев
генеральный директор Института экономики и развития транспорта

Золотое сечение

Поставщики РЖД получат ориентиры для развития производства
Долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» до 2025 года (ДПР) представляет собой первый в истории компании документ такой глубины планирования и широты охвата различных аспектов развития железнодорожного транспорта. Одним из основных разработчиков программы является Институт экономики и развития транспорта (ИЭРТ). О роли института в разработке программы и её важнейших проектах «Пульту управления» рассказал генеральный директор ИЭРТ Фёдор Пехтерев.

– Долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» – это результат труда большого коллектива. Какова роль ИЭРТ в разработке программы?
– Разработчиками ДПР являются подразделения аппарата управления холдинга «РЖД». Однако и наше участие было важным для разработки программы. Включённые в программу параметры и проекты инфраструктурного развития железных дорог синхронизированы с разрабатываемой институтом Генеральной схемой развития железнодорожной сети.
Генеральная схема – один из основных стратегических документов холдинга, в котором учитываются долгосрочный прогноз целевых показателей развития железнодорожного транспорта, оптимизация инвестиционных затрат на развитие железнодорожной инфраструктуры и подвижного состава, необходимость финансирования для реализации инвестиционного бюджета.
Институт принимал участие в выполнении ряда работ по проектам модернизации железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей, развития и обновления инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна, развития железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Северо-Запада и многих других.
Наш коллектив обеспечивал информационно-аналитическое сопровождение этих проектов, защиту технико-экономических решений при рассмотрении на заседаниях Межведомственной рабочей группы по вопросам развития железнодорожного транспорта, а также при проведении ценового и технологического аудита.
Работа над программой ещё не закончена. По итогам рассмотрения проекта ДПР на заседании правительства 29 октября и 8 ноября были даны поручения по его доработке совместно с Министерством транспорта, Минэкономразвития, ФАС, Министерством финансов, Министерством промышленности и торговли, Министерством энергетики и Аналитическим центром при Правительстве России. В программу будут внесены соответствующие корректировки, и до конца года ожидается повторное рассмотрение ДПР в Правительстве Российской Федерации для утверждения.

– Является ли ДПР рамочным сценарием или это более жёсткий директивный документ?
– Ни то ни другое. В соответствии с директивами Правительства России от 2014 года каждый год независимая аудиторская компания будет проводить аудит реализации Долгосрочной программы развития.
Этот аудит будет проводиться в порядке, установленном стандартом проведения аудиторской проверки реализации долгосрочных программ развития, который утверждён советом директоров ОАО «РЖД» в декабре 2014 года с учётом соответствующего технического задания для проведения аудита.
При необходимости по результатам ежегодного мониторинга ДПР будет проводиться её корректировка, включая параметры ключевых показателей эффективности (КПЭ).
Если меняются ключевые предпосылки и допущения, принятые при формировании ДПР (например, в части регуляторной модели отрасли), плановые значения КПЭ ДПР могут быть пересмотрены. Для всех этих действий есть специально установленный порядок. Ничего нельзя изменить волюнтаристским путём.
Реализация ДПР будет обеспечена в рамках формирования среднесрочного финансового плана ОАО «РЖД», целевых сценариев стратегий развития и бюджетов дочерних обществ ОАО «РЖД», стратегических документов по отдельным направлениям деятельности холдинга «РЖД».
После утверждения Правительством Российской Федерации данный документ приобретёт официальный статус и будет являться конкретным инструментом реализации заложенных мероприятий с определением сроков и ответственных.
То есть изменить программу можно, но только по результатам независимого аудита и в жёстко установленном порядке. В этом смысле это именно программа, но её реализация будет осуществляться под серьёзным контролем и не может быть изменена при отсутствии объективных предпосылок.

– Инвестиционная часть ДПР включает около 40 проектов в области развития инфраструктуры. Часть из них будет реализована за счёт средств РЖД, часть – за счёт средств сторонних инвесторов. Какие из них вы бы выделили как важнейшие для развития холдинга?
– К наиболее значимым могут быть отнесены проекты, связанные с выполнением поручений президента и Правительства Российской Федерации, которые в целом направлены на увеличение объёмов перевозки грузов и привлечение дополнительной грузовой базы: развитие и обновление инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна, предусматривающие комплексную реконструкцию участка Им. М. Горького – Котельниково – Тихорецкая – Крымская со строительством обхода Краснодарского узла, а также строительство на Таманском полуострове вторых путей, удлинение станционных путей, развитие железнодорожных узлов и обновление устройств электроснабжения.
Перечислю остальные проекты:
– развитие железнодорожной инфраструктуры Московского транспортного узла. Во-первых, это Московские центральные диаметры, в первую очередь в рамках первого этапа – Одинцово – Лобня (МЦД-1) и Нахабино – Подольск (МЦД-2). Во-вторых, строительство железнодорожной линии к Северному терминальному комплексу аэропорта Шереметьево в целях обеспечения доступности Северного терминала для пассажиров, следующих с Белорусского вокзала;
– развитие и обновление инфраструктуры на подходах к портам Северо-Западного бассейна: комплексная реконструкция участка Мга – Гатчина – Веймарн – Ивангород и подходов к портам на южном берегу Финского залива, организация скоростного пассажирского движения на участке С.-Петербург – Бусловская, усиление пропускной способности на участках Волховстрой – Мурманск, Мга – Сонково – Дмитров и другие;
– строительство ВСМ Москва – Казань (первый этап: Железнодорожный – Владимир – Гороховец);
– модернизация Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей и увеличение пропускной способности участка Артышта – Междуреченск – Тайшет с целью увеличения провозной способности БАМа и Транссиба в размере 180 млн тонн к 2024 году;
– строительство Северного широтного хода.

– Сможет ли программа сбалансировать потребности ОАО «РЖД» и возможности производителей подвижного состава и поставщиков материалов и оборудования для нужд холдинга?
– Дело в том, что особенность работы железнодорожного транспорта такова, что с учётом длительных жизненных циклов объектов инфраструктуры, оборудования и подвижного состава необходимо планирование на десятилетия.
Сейчас с помощью Долгосрочной программы развития при определении приоритетов инвестиционного развития компания решает задачи по устранению существующих «узких» мест в рамках обновления основных фондов и обеспечению опережающего развития инфраструктуры в интересах клиентов.
Заложенные в ДПР ориентиры по работе с поставщиками продукции направлены на сбалансированное обновление и развитие основных хозяйств, создание высокоэффективной инфраструктуры и подвижного состава, а также на укрепление взаимовыгодного сотрудничества с предприятиями отечественного и зарубежного машиностроения.
В рамках ДПР будут устанавливаться перспективные требования к закупаемой продукции, методам обеспечения и контроля её качества со стороны производителя и ОАО «РЖД». За счёт чего поставщики – компании из различных отраслей промышленности – получат импульс в развитии и внедрении передовых технологий изготовления продукции железнодорожного назначения.
Рост грузооборота на сети к 2025 году потребует увеличения закупки топлива более чем на 25% (к уровню 2017 года) и объёма потребления электроэнергии на 38% по целевому сценарию и на 19% и 15% соответственно по консервативному сценарию.
Кроме того, реализация перспективных проектов развития пропускных способностей сети и проектов обновления железнодорожного пути приведёт к росту потребности в закупке стальных комплектующих верхнего строения пути, включая рельсовый прокат, и щебня более чем на 20%.
Сформированные параметры являются ориентиром не только для холдинга «РЖД», но для формирования планов и стратегий развития целых отраслей и крупных промышленных предприятий с их закреплением на уровне федеральных органов исполнительной власти.

– Какую роль в реализации ДПР играют цифровизация ОАО «РЖД» и переход на безлюдные технологии?
– Этот вопрос относится к компетенции Департамента IT ОАО «РЖД» в первую очередь. Но могу сказать, что реализация мероприятий и достижение целей ДПР возможны только при условии соответствующего уровня развития информационных технологий компании, обеспечивающих эффективность ведения и развития основных направлений бизнеса ОАО «РЖД» и способствующих снижению операционных издержек, росту клиентоориентированности и производительности труда.
Ключевые направления развития информационных технологий ОАО «РЖД» соответствуют основным бизнес-блокам холдинга и включают в себя IT-услуги для внешних клиентов в области грузовых и пассажирских перевозок, формирование новых сквозных цифровых технологий организации перевозочного процесса («Цифровая железная дорога»), повышение качества IT-услуг для внутренних потребителей, реализацию концепции обеспечения непрерывности бизнеса в условиях выполнения максимальных требований информационной безопасности.

– Программа предусматривает существенное изменение кадровой структуры ОАО «РЖД». Какие профессии станут наиболее востребованными?
– Хотя это не наш вопрос, а компетенция Департамента управления персоналом ОАО «РЖД», можно с уверенностью прогнозировать, что в связи с изменениями технологий и цифровизацией процессов в перспективе до 2025 года возникает потребность в новых профессиональных квалификациях, профессиях и должностях, а также необходимость в актуализации трудовых функций.
Прежде всего это программисты, машинисты дистанционного контроля подвижного состава, операторы летательных аппаратов диагностики инфраструктуры, специалисты по строительству и эксплуатации инфраструктуры высокоскоростных линий и подвижного состава.
При этом никаких сомнений в том, что ОАО «РЖД» рассматривает персонал в качестве важнейшего актива компании, возникать не должно. Учитывая масштаб деятельности и статус ОАО «РЖД» как крупнейшего работодателя страны, основным приоритетом в данной области является проведение сбалансированной кадровой и социальной политики, направленной на повышение эффективности компании, обеспечение конкурентоспособности заработной платы при опережающем росте производительности труда, предоставление современного социального пакета, а также услуг в области здравоохранения.

Беседовал Лев Кадик



Точки роста

Долгосрочная программа развития холдинга до 2025 года будет принята в декабре

Рубрики: Реформа холдинга
Устранить противоречия
Александр Альхимович, к.т.н., эксперт по стандартизации,

Своды правил строителей и железнодорожников пока не стыкуются

Рубрики: Реформа холдинга
Индикатор роста

В РЖД сформировались основные элементы системообразующей компании, но без дальнейшей оптимизации не будет развития

Рубрики: Реформа холдинга
Чтоб сказку сделать былью

Для покупателей и продавцов услуг на железнодорожной инфраструктуре предлагается создать рабочий инструмент взаимодействия

Рубрики: Реформа холдинга
Контроль с орбиты
Валентин Гапанович, старший вице-президент по инновационному развитию – главный инженер ОАО «РЖД»,
Игорь Розенберг, первый заместитель генерального директора ОАО «НИИАС»,

Инновационные технологии в управлении инфраструктурой ОАО «РЖД»

Рубрики: Реформа холдинга

Библиотека Корпоративного университета РЖД

От хорошего к великому
Джим Коллинз
«От хорошего к великому». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2007 год
Искусство сфокусированной беседы: 100 способов доступа к групповой мудрости в рабочей среде
«Искусство сфокусированной беседы: 100 способов доступа к групповой мудрости в рабочей среде». сборник Канадского института культурных отношений (ICA) 2017 год
Чёрный лебедь. Под знаком непредсказуемости
Нассим Николас Талеб
«Чёрный лебедь. Под знаком непредсказуемости». Издательство «КоЛибри» 2018 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100