Потому что мы стая
Игорь Горюшинский
Игорь Горюшинский
профессор Института управления и информационных технологий МИИТа МИИТ

Потому что мы стая

Можно ли избавиться от человеческого фактора?
Анализ чрезвычайных ситуаций, происходящих на железнодорожном транспорте в последние годы, показывает – чаще всего причиной сходов, браков и других неприятностей является так называемый человеческий фактор. При разборах происшествий нередко всплывает, что причиной событий является элементарная неслаженность в работе. Выявляется отсутствие управленческих компетенций у руководителей, командного духа, дисциплины у работников и мотивации на конечный результат. Тренд этот не уникален. В последнее время крупные корпорации всё чаще практикуют  тренинги по командообразованию. Профессионально организованные игровые форматы таких тренингов позволяют за короткий срок сплотить команду и настроить на нужный лад.

Что же такое командный дух и кто его формирует в компании? Основным локомотивом в движении к командной работе должен являться сам руководитель. В качестве конкретного примера по командообразованию и его практической ценности предлагается методика «Дикие гуси».

В стремлении к развитию сверхновых технологий стоит обратить внимание на братьев наших меньших. То, что мы стараемся изобрести или придумать, давно уже есть в животном мире и с поразительным успехом применяется.

Урок от диких гусей № 1. Когда птицы собираются в стаи, чтобы лететь на юг, они встают в определённый строй –  клин. Почему именно так? Из уроков физики мы знаем, что впереди летящий предмет испытывает значительное сопротивление воздуха. Предмет, летящий за ним, движется уже в разряженном воздухе и тратит на полёт меньше усилий. Собираясь в одной плоскости, птицы взмахами крыльев создают восходящий поток воздуха, поддерживающий птиц, летящих следом. Гуси сбиваются в косяк, что позволяет увеличить дальность полёта птиц почти в два раза.

Вывод: сплочённые и движущиеся в одном направлении люди значительно быстрее достигают поставленной задачи. Единая цель, к которой стремятся все члены команды (компании), усиливает синергетический эффект  и позволяет сделать компанию высокоэффективной.

Урок от диких гусей № 2. Нарушая строй, птица начинает испытывать резкое сопротивление воздуха, что заставляет её быстро вернуться в стаю и продолжить полёт с меньшими затратами сил. В коллективах часто встречаются личности, которые пытаются идти своим путём. Нельзя сказать, хорошо это или плохо, всё зависит от ситуации и специфики работы. У молодых специалистов, не утерявших ещё юношеского оптимизма, часто встречаются подобные всплески нереализованной энергии. Им хочется привнести своё, инновационное, отличное от уже существующего. Мудрый руководитель может это определить сразу и направить инициатора на ответственный участок под присмотром наставника. Инициативу нужно приветствовать и направлять в нужное русло. Как правило, на трудных участках инициатива быстро гаснет. Для предотвращения перехода оптимизма в пессимизм и нужен наставник, который бережно вернёт «заблудшего» в коллективный клин.

Вывод:  если бы мы подчинялись законам гусиной стаи, то помогали бы друг другу и выбирали лидеров, которые вели бы нас в нужном направлении. Мудрый руководитель не станет гасить инициативу сотрудников. Правильнее воспользоваться энергией новых лидеров и грамотно её использовать. Не стоит волноваться, что кто-то может обскакать и претендовать на вашу лидерскую роль. 

Урок от диких гусей № 3.  Когда вожак устаёт, он перелетает в хвост стаи и его подменяет другая птица. Так, в процессе длительного полёта всем членам стаи предоставляется возможность побывать на месте лидера. Должность лидера многим привлекательна, но большая ответственность, присущая высокому посту, не каждому под силу. На практике, в конкретной управленческой ситуации, руководителю целесообразно задать вопрос каждому коллеге: «А как бы ты поступил на моём месте?» Попробуйте, и вы поразитесь, сколько вариантов решения можно услышать от сотрудников, но не рассчитывайте получить их много с первого раза. Приучите их мыслить с управленческой точки зрения. Вы получите спектр предложений, а коллеги возможность побывать в «шкуре» руководителя.

Вывод: имеет смысл выполнять трудные задания по очереди и периодически менять лидеров. Подобно тому, как перелётные птицы зависят от умелого полёта друг друга, так и люди зависят от профессионализма, навыков и способностей своих коллег.

Урок от диких гусей № 4. Птицы в стае криками подгоняют летящих впереди них, чтобы те увеличивали скорость полёта.
Находясь в социуме, человеку важно общаться с окружающими, которые разделяют его радости и заботы, надежды и стремления: важно быть частью команды и ощущать сплочённость группы.

Потребность в признании подразумевает удовлетворённость собственным положением. Каждому члену команды нужно дать индивидуальный статус и роль. Это позволит сотруднику оставаться самим собой и проявлять собственную личность, оставаясь при этом в команде. Поощряйте сотрудников и вознаграждайте их за личный вклад и достижения во благо компании. Пользуйтесь такими формами поощрения и вознаграждения:
– звание «Работник месяца»;
– именные карточки на униформе;
– право оформить и обустроить своё рабочее место по личному усмотрению;
– вознаграждение по стажу работы;
– индивидуальные бонусы или особый сервис и т.д.;

Вывод: мы можем воодушевлять друг друга, поскольку это повышает производительность. Воодушевлять – значит отстаивать общие интересы, и мудрый руководитель знает об этом.

Урок от диких гусей № 5. Когда кто-то из гусиной стаи теряет силы и падает вниз, за ним следуют две птицы. Они пытаются помочь попавшему в беду и защитить его. «Провожатые» остаются с товарищем, пока он не погибнет или не наберётся сил, чтобы продолжить полёт. После этого гуси присоединяются к другой стае.

Вывод: если бы мы подчинялись законам гусиной стаи, мы поддерживали бы друг друга и в хорошие, и в плохие времена. Независимо от того, есть ли у нас наставники или нет, мы можем оказать поддержку любому из нашей команды, и это будет грамотно и правильно, так как все мы люди и имеем свои слабые и сильные стороны. Сила личности – в умении поддержать ­ближнего.

Если вы возьмёте на вооружение эту методику, ваши сотрудники: будут стремиться к самосовершенствованию и будут готовы к нововведениям; перейдут к открытому обсуждению своих точек зрения, даже если это выражение недовольства, что избавит от закулисных разговоров, интриг и обид; появится интерес работать с молодёжью, талантливыми и энергичными людьми, что повлечёт рост профессионализма и саморазвития сотрудников; разовьют способность брать инициативу в свои руки; научатся быть благодарными к компании и окружающим коллегам.

Команды, сформированные под таким контекстом, ждёт рост и плодотворное движение вперёд.
Мода на проекты
Александр Козлов, директор Департамента проектного управления ООО «Аэроэкспресс», доцент, к.э.н.,

От ручного управления к программно ориентированному

Рубрики: Корпоративное управление
Новый взгляд
Николай Верховский, исполнительный директор Центра цифровой трансформации, директор проектной работы Московской школы управления «Сколково» ,

В чём принципы архитектуры цифровой компании

Рубрики: Корпоративное управление
Блокчейн для РЖД
Олег Шибанов, заместитель проректора Российской экономической школы,

Творческое сотрудничество с Российской экономической школой

Рубрики: Корпоративное управление
Свои облака
Евгений Чаркин, директор ОАО «РЖД» по информационным технологиям,

Как происходит цифровизация железнодорожного холдинга

Рубрики: Корпоративное управление
Информационная прозрачность

РЖД публикуют нефинансовые отчёты с 2006 года

Рубрики: Корпоративное управление

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Одноминутный менеджер и Ситуационное руководство
Кен Бланшар, Патриция Зигарми, Дреа Зигарми
«Одноминутный менеджер и Ситуационное руководство». Издательство «Попурри» 2018 год
Коучинг. Основные принципы и практики коучинга и лидерства
Джон Уитмор
«Коучинг. Основные принципы и практики коучинга и лидерства». Издательство «Альпина Паблишер» 2022 год
Кругом одни идиоты. Если вам так кажется, возможно, вам не кажется
Томас Эриксон
«Кругом одни идиоты. Если вам так кажется, возможно, вам не кажется». Издательство «Бомбора» 2020 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100