Дороги проверят
Владимир Матюхин
Владимир Матюхин
первый заместитель генерального директора ОАО «НИИАС»

Дороги проверят

Компания начинает внедрение принципиально новой информационной управляющей
системы
Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте совместно с профильными подразделениями ОАО «РЖД» завершил предпроектную подготовку создания единой интеллектуальной системы управления железнодорожным транспортом (ИСУЖТ).

К сегодняшнему моменту проанализированы аналоги, завершены исследования крупных информационных систем ОАО «РЖД» и систем диспетчерского управления в других отраслях промышленности и транспорта. Теперь ОАО «НИИАС» предстоит перейти непосредственно к созданию технологически интегрированной системы управления перевозочным процессом, инфраструктурой и тяговыми ресурсами.

За год концепция ИСУЖТ успешно прошла научно-технический совет ОАО «РЖД», проект её создания защищён на инвестиционном комитете компании. Разработано общее техническое задание, в котором учтены предложения и замечания дирекций и департаментов ОАО «РЖД».

В рамках реализации проекта в институте создан Процессный офис, которому предстоит ликвидировать существующие технологические разрывы в автоматизации эксплуатационной работы. В числе его первостепенных задач: совместно с функциональными заказчиками создать и адаптировать единую процессную модель управления эксплуатационной работой, а также проконтролировать её корректную реализацию в ИСУЖТ. Наряду с Процессным офисом в институте создан Технологический офис, объединивший в себе компетенции технологов разных сфер деятельности железнодорожного транспорта. Задача офиса совместно с функциональными заказчиками создать и адаптировать для реализации в управляющей системе комплексную технологию эксплуатационной деятельности.

Для эффективной разработки, отладки и опытной эксплуатации проектных решений создан стенд главного конструктора, к которому подключены в режиме реального времени сигналы от систем диспетчерской централизации, спутниковой навигации, контроля подвижного состава и других. Одна из подсистем стенда позволяет дополнить поток реальных данных имитационными в зависимости от развития тестируемой ситуации. Кстати, сценарии ситуаций написаны с помощью первой версии отраслевого языка программирования.

Только плюсы

Новизна ИСУЖТ в научном плане заключается в использовании методов адаптивного планирования на основе сетецентрического подхода и мультиагентных технологий. Планирование, согласование и контроль исполнения планов в реальном времени осуществляются с помощью сети взаимодействующих динамических планировщиков. Каждый из них, в свою очередь, – это сеть взаимодействующих между собой агентов. Построение планов формируется эволюционно, в процессе переговоров десятков и сотен тысяч агентов, непрерывно конкурирующих и кооперирующихся друг с другом.

ИСУЖТ будет принципиально отличаться от существующих на железнодорожном транспорте управляющих систем. Так, из-за того, что в её основе заложены методы адаптивного планирования и распределения ресурсов, плановые параметры и направляемые на их достижения средства и силы будут корректироваться в режиме реального времени и с учётом сложившейся обстановки. При этом главный принцип, заложенный в систему, предусматривает, что планирование и распределение ресурсов должно  максимально удовлетворить интересы агентов системы при полном соблюдении всех существующих ограничений, правил и регламентов.

До конца 2012 года в рамках создания ИСУЖТ намечено реализовать мультиагентные технологии для адаптивного построения и корректировки следующих планов: по возврату опаздывающих пассажирских и пригородных поездов в график, поездной работе для грузового движения, регулированию тяговых ресурсов на многосуточный период и по прикреплению тяговых ресурсов на текущий период.

На основе единой процессной модели управления перевозочной деятельностью в новой системе будут автоматизированы производственные процессы. Для её создания планируется разработать сквозные процессы управления, учитывающие специфику работы различных дирекций ОАО «РЖД». А их взаимодействие между собой и с другими участниками перевозок будет регламентировано на основе действующих или вновь принимаемых нормативных документов. 

В рамках ИСУЖТ запланировано создание полнофункциональных рабочих мест (АРМ). Для этого предстоит определить полный перечень функций, выполняемых каждым пользователем системы, описанный в единой процессной модели. АРМы включают типовые сцены технологических операций для каждого специалиста, работающего в системе, что ускоряет их разработку. Полнофункциональные АРМы позволят диспетчерам выполнять весь перечень должностных обязанностей, включая передачу сообщений и приказов, в рамках одной системы. Наряду с этим АРМы будут предоставлять прогноз развития ситуации и комплекс регулировочных решений для возврата к плановым показателям.
С одной стороны, система будет разумно децентрализована, а участники перевозочного процесса – максимально обеспечены ситуационной информацией. А с другой – платформа будет не только «вести» производственный процесс,  но и своевременно формировать регулировочные решения, вынося их на рассмотрение диспетчерского персонала.

Испытания движением

222.jpgРеализация первой очереди задач ИСУЖТ планируется уже в текущем году. Пилотные полигоны уже определены: Санкт-Петербург – Москва, Мариинск – Находка, Ярославль-Главный. Выбор участков сети не случаен и связан со спецификой возникающих здесь проблем. Например, отличительными чертами полигона Санкт-Петербург – Москва являются высокая интенсивность и скорость движения (поезда «Сапсан») плюс преобладание пассажирских поездов. Поэтому здесь актуально создание в реальном времени оптимального плана ввода опаздывающих пассажирских и пригородных поездов в расписание. Для полигона Мариинск – Находка остро стоит проблема согласованного ритмичного продвижения грузовых поездов по нескольким дорогам. В Ярославле необходимо детально описать процессы и состояние объектов станции, а в будущем – решить задачи планирования составообразования и маневровой работы.

Для проекта на полигоне Санкт-Петербург – Москва Октябрьской дороги в данный момент разрабатывается набор функциональных задач по диспетчерскому контролю и управлению  движением пассажирских поездов. Компоненты ИСУЖТ позволят решать, например, конфликтные ситуации с точностью до блок-участка в режиме реального времени с помощью адаптивных планировщиков. Кроме того, планируется прогнозировать время проследования поездами станций при нарушении графика движения, мониторинг хода технологических процессов и управление инцидентами с выдачей подсказок о необходимых мерах по устранению нештатных ситуаций. В дальнейшем для повышения эффективности движения всех типов поездов планируется распространить данное решение на всю сеть РЖД.

Пилотный проект на полигоне Мариинск – Находка поможет улучшить показатели участковой скорости, пробега локомотива и качества оперативного управления тяговыми ресурсами на основе сети взаимодействующих адаптивных планировщиков.

Особо стоит отметить, что в модуле текущего пообъектного планирования и диспетчерского регулирования тяговыми ресурсами реализуются следующие функции: автоматизированная разработка плана приёма/отправления поездов (с указанием номера и индекса поезда, времени отправления прикреплённых локомотива и бригады), автоматизированная разработка плана приёма/отправления локомотивов резервом (с указанием номера локомотива, времени отправления, прикреплённой бригады), плана отправления бригад пассажирами (с указанием табельного номера бригады, номера поезда).

Дальше по сети
Говоря о будущем реализации проекта ИСУЖТ на сети дорог, стоит отметить, что все разрабатываемые в его рамках решения должны быть легко тиражируемыми с минимальными затратами на дополнительное конфигурирование. Уже в 2013 году возможно распространение по сети решений, протестированных  в 2012 году. Наряду с этим наращивается и функциональность системы. Увеличится горизонт планирования от текущего и оперативного до таких временных периодов, как месяц, квартал и в перспективе год.
Со временем в ИСУЖТ будут реализованы адаптивные планировщики грузовой работы, местной работы, проведения «окон», составообразования, маневровой работы и ряд других. На всех временных горизонтах и уровнях предстоит обеспечить чёткое автоматизированное управление в условиях высокой неопределённости и динамичности, предотвращая конфликтные ситуации на этапе зарождения, а при возникновении – разрешая их.
Мода на проекты
Александр Козлов, директор Департамента проектного управления ООО «Аэроэкспресс», доцент, к.э.н.,

От ручного управления к программно ориентированному

Рубрики: Корпоративное управление
Новый взгляд
Николай Верховский, исполнительный директор Центра цифровой трансформации, директор проектной работы Московской школы управления «Сколково» ,

В чём принципы архитектуры цифровой компании

Рубрики: Корпоративное управление
Блокчейн для РЖД
Олег Шибанов, заместитель проректора Российской экономической школы,

Творческое сотрудничество с Российской экономической школой

Рубрики: Корпоративное управление
Свои облака
Евгений Чаркин, директор ОАО «РЖД» по информационным технологиям,

Как происходит цифровизация железнодорожного холдинга

Рубрики: Корпоративное управление
Информационная прозрачность

РЖД публикуют нефинансовые отчёты с 2006 года

Рубрики: Корпоративное управление

Библиотека Корпоративного университета РЖД

45 татуировок менеджера. Правила российского руководителя
Максим Батырев
«45 татуировок менеджера. Правила российского руководителя». Издательство «Манн. Иванов. Фербер» 2014 год
Джедайские техники. Как воспитать свою обезьяну, опустошить инбокс и сберечь мыслетопливо
Максим Дорофеев
«Джедайские техники. Как воспитать свою обезьяну, опустошить инбокс и сберечь мыслетопливо». Издательство «Манн. Иванов. Фербер» 2019 год
Ноmo Deus. Краткая история будущего
Юваль Ной Харари
«Ноmo Deus. Краткая история будущего». Издательство «Синдбад» 2018 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100