Полезные открытия
Сергей Чаплинский
Сергей Чаплинский
генеральный директор «Желдортранса»

Полезные открытия

В нашей стране нет точного понимания, что такое социальная ответственность
бизнеса. И это несмотря на то, что за последние годы для многих компаний
это понятие стало обязательным. Чтобы разобраться, почему усилия бизнеса
не всегда достигают цели, нужно обратиться к истокам
Глобальный подход

Социальная ответственность определяется Глобальным договором ООН. К нему присоединились крупнейшие компании 85 стран мира. Если деятельность коммерческой организации соответствует принципам договора, то она считается социально ответственной.

У нас в стране в рамках Российского союза промышленников и предпринимателей принят свой фундаментальный документ – это Социальная хартия бизнеса. Может быть, в ней не так подробно, как в Глобальном договоре, отражены вопросы борьбы с коррупцией, но тем не менее зафиксированы все важнейшие для ведения социально ответственного бизнеса моменты. То есть по основным позициям мы с мировой практикой совпадаем. Для мирового бизнес-сообщества разработаны международные социальные стандарты. Они также носят добровольный характер и не могут применяться как обременение при заключении контрактов. 

В 2011 году мы проверили организации железнодорожного транспорта, которые входят в «Желдортранс», на соответствие требованиям стандарта SA 8000. Подтверждающие свидетельства получили 25 организаций, хотя практически полностью его выполняют все. Одним из самых последних разработанных стандартов  является ISO 26000, который также закрепляет принципы социальной ответственности. Но его существенное отличие от других в том, что в процессе разработки учитывалось мнение основных заинтересованных сторон: государства, бизнеса, потребителей, некоммерческих организаций, академических институтов и профсоюзов. 

На мой взгляд, в международных стандартах есть пока сложное для нас требование, чтобы им соответствовала  не только сама коммерческая организация, но и её контрагенты. Даже крупная компания не может при заключении договоров диктовать подобные условия своим партнёрам. При этом и сами стандарты запрещают включать в контракты какое-то обременение. 

Тем не менее, такой пункт в международных стандартах предусмотрен. В первую очередь для того, чтобы бизнес не только брал на себя обязательства по извлечению прибыли, но и непосредственно участвовал в решении глобальных задач. То есть мир идёт по пути цивилизованного развития и ответственности перед заинтересованными сторонами. 

Персональная работа

У социально ответственного бизнеса есть несколько ключевых аудиторий. Это, во-первых, потребители, так как любая коммерческая организация извлекает прибыль за счёт либо продажи продукции, либо оказания услуг. Вторая категория – это персонал. В нашей отрасли уровень социального партнёрства высок, что подтверждает Роспрофжел. Оно регулируется  российским законодательством и Отраслевым соглашением по организациям железнодорожного транспорта.  Ещё одна аудитория, на которую должен ориентироваться бизнес,  – население местности, где организована его деятельность. На всей территории нашей страны, за исключением небольших уголков, где нет железнодорожного транспорта, прилагаются немалые усилия по содержанию поликлиник, домов культуры, санаториев, чтобы местные жители могли пользоваться их услугами. Эти объекты выполняют исключительно социальную функцию. Я считаю, что холдинг «РЖД» не только соответствует российским и международным стандартам в области социальной ответственности, но и делает намного больше, чем эти стандарты подразумевают. 

В таких вопросах огромное значение имеет публичность деятельности, декларирование достижений. Во всех странах мира, когда потребитель выбирает, услугами какой компании воспользоваться, предпочтение отдаётся тем, кто соответствует социальным стандартам. Безусловно, здесь имеют место и коммерческий интерес в привлечении потребителей, и моральный аспект. За все 175 лет существования железных дорог в России они демонстрировали, как должна вестись производственная, технологическая деятельность на территории страны. Давайте вспомним первые вокзалы на Царскосельской дороге, когда каждое прибытие поезда сопровождалось духовым оркестром. Это было культурным событием, горожане приходили на вокзал, чтобы приятно провести время и стать свидетелями достижений прогресса. И сейчас РЖД очень много делают для развития общества в плане культуры обслуживания, отношения к пассажирам, в целом к населению страны. 

Инструмент, который нуждается в настройке

Самый традиционный способ донесения до ключевых аудиторий информации – публичные социальные отчёты. В холдинге «РЖД» пока только материнская компания прибегает к такой практике. Наше объединение работодателей готовит годовой консолидированный отчёт, также публичный. Мы его используем как средство информирования всех заинтересованных сторон, что члены «Желдортранса» – социально ответственные организации и выполняют добровольно взятые на себя обязательства. 

При этом корпоративный социальный отчёт (КСО) – это лишь один из инструментов публичности, концентрация определённых сведений. А его элементы у нас и за рубежом доводятся до ключевых аудиторий по различным каналам коммуникаций, включая СМИ, отраслевую прессу, Интернет, участие в различных мероприятиях, на которых можно и нужно лишний раз сказать о том, какую работу проводят компании в области социальной ответственности. 

На практике не менее распространён и такой инструмент публичности, как финансовый годовой отчёт. Российские компании, опираясь на международную практику, не ограничиваются в нём только финансовой информацией, но и включают разделы по кадровой политике, социальной ответственности, экологии. Нередко они занимают значительный объём всего документа. Поэтому эффект публичности даёт использование нескольких различных инструментов и целого комплекса мероприятий. 

В этой связи нельзя не отметить состоявшийся в прошлом году первый у нас в стране специализированный конкурс годовых отчётов и сайтов компаний транспортной отрасли «Новая верста», который хорошо себя зарекомендовал. Победителями стали несколько организаций, входящих в «Желдортранс». Сам конкурс не самоцель, гораздо важнее то, что его участники попали в конкурентную среду, у них появилась возможность выявить свои слабые и сильные стороны, выгодно себя позиционировать в бизнес-сообществе. Всё это стимул для расширения публичности. Кроме того, он способствует воспитанию общего корпоративного духа и формированию деловой репутации. 

Тем не менее, на мой взгляд, в плане расширения каналов и самой информации можно ещё очень многое сделать. К примеру, не так активно используются возможности корпоративного телевидения РЖД. Другой вариант: в рамках программы реконструкции вокзальных комплексов использовать их не только как объект транспортной инфраструктуры, но и как информационную площадку. К примеру, во многих городах люди посещают вокзалы не только с целью поездки. Кто-то заходит купить свежую прессу, а на небольших станциях нередко и за продуктами. На вокзалах можно разместить отраслевую социальную рекламу, выпустить специальные буклеты или брошюры на тему социальной ответственности организаций железнодорожного транспорта. Да и сами поезда также могут быть средством доведения этой информации до ключевых аудиторий. Несмотря на то что по сравнению с другими отраслями железнодорожники выглядят неплохо, мы до сих пор слабо используем такие инструменты публичности, которые другие корпорации активно применяют. Например, сейчас проходит региональный этап Всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности», который проводится Правительством РФ. В прошлом году из наших организаций в нём приняла участие только калужская поликлиника ОАО «РЖД» и, кстати, победила в одной из номинаций. К сожалению, региональные организации и филиалы такую возможность заявить о себе игнорируют. 

При этом по сравнению с другими отраслями у железнодорожников есть преимущества. У нас значительные достижения в кадровой, социальной, экологической политике. Однако весь инструментарий раскрытия подобной информации пока используется слабо. 

Заявить о себе

Возможно, причина закрытости осталась со времён МПС, когда большая часть информации предназначалась только для служебного пользования. Сегодня публичность компаний – уже ставшая реальностью норма в развитых странах. Уровень информационной открытости в сфере социальной ответственности, достигнутый РЖД, по праву заслуживает того, чтобы использоваться в качестве примера другими компаниями. На сайте есть раздел для сотрудников,  Коллективный договор размещён в открытом доступе. Найти аналогичный документ на сайтах ДЗО – в настоящий момент непростое дело. 

При этом знать, что собой представляет Коллективный договор, должен не только персонал, но и потенциальные работники – студенты вузов или специалисты, которые хотели бы перейти на железнодорожный транспорт. 

Разве стыдно сделать достоянием общественности те методы мотивации и социальной поддержки персонала, которые используются? Поэтому есть над чем поработать в плане информационной прозрачности. Нужно идти вперёд, быть более открытыми как для юридических, так и для физических лиц. Так как здесь уже речь идёт о деловом имидже в глобальном масштабе. 


ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Идея Глобального договора ООН была выдвинута Генсеком организации Кофи Аннаном на Всемирном экономическом форуме в Давосе в 1999 году, а официальный старт этой инициативе был дан в июле 2000 года. Глобальный договор ставит задачу развития принципов социальной ответственности бизнеса, участия в решении наиболее острых проблем общества. Договор призывает деловые круги руководствоваться в своей деятельности десятью основополагающими принципами в области соблюдения прав человека, трудовых отношений, охраны окружающей среды и борьбы с коррупцией. В рамках Договора создаются условия для сотрудничества частного бизнеса с учреждениями ООН, международными организациями труда, неправительственными организациями и другими сторонами, заинтересованными в развитии более доступного и справедливого глобального рынка.

Социальная хартия российского бизнеса разработана по инициативе РСПП и в ноябре 2004 года принята съездом союза. В 2007 году официально признана национальным документом, соответствующим Глобальному договору ООН.

Основные её принципы: экономическая и финансовая устойчивость; качество продукции, взаимоотношения с потребителями; взаимоотношения с работниками; права человека; экологическая безопасность; участие в развитии местного сообщества.

SA 8000 (SocialAccountability 8000) – универсальный стандарт для оценки социальных аспектов систем управления. В его основу положены несколько конвенций Международной организации труда, Конвенция ООН по правам ребёнка и Всемирная декларация прав человека. Цель стандарта  – улучшение условий труда и жизненного уровня работников. Он может применяться в развивающихся и индустриально развитых странах, как для малых, так и для крупных предприятий, а также для общественных организаций. 

Стандарт устанавливает критерии для оценки следующих аспектов:
  • детский труд 
  • принудительный труд; 
  • здоровье и техника безопасности; 
  • свобода профессиональных объединений и право на переговоры между нанимателем и профсоюзами о заключении коллективного договора; 
  • дискриминация; 
  • дисциплинарные взыскания; 
  • рабочее время; 
  • компенсация; 
  • системы управления. 
Стандарт позволяет предприятиям применять систему менеджмента для достижения намеченных целей, обеспечивая при этом постоянную рентабельность. В этом отношении другие стандарты, такие как ISO 9000, ISO 14000 и т.д., дополняют стандарт SA 8000, тем самым подготавливая основу для интеграции в рамках всеобщей системы управления, что, в свою очередь, ведёт к сокращению рисков и повышению прибыльности предприятия.
Мода на проекты
Александр Козлов, директор Департамента проектного управления ООО «Аэроэкспресс», доцент, к.э.н.,

От ручного управления к программно ориентированному

Рубрики: Корпоративное управление
Новый взгляд
Николай Верховский, исполнительный директор Центра цифровой трансформации, директор проектной работы Московской школы управления «Сколково» ,

В чём принципы архитектуры цифровой компании

Рубрики: Корпоративное управление
Блокчейн для РЖД
Олег Шибанов, заместитель проректора Российской экономической школы,

Творческое сотрудничество с Российской экономической школой

Рубрики: Корпоративное управление
Свои облака
Евгений Чаркин, директор ОАО «РЖД» по информационным технологиям,

Как происходит цифровизация железнодорожного холдинга

Рубрики: Корпоративное управление
Информационная прозрачность

РЖД публикуют нефинансовые отчёты с 2006 года

Рубрики: Корпоративное управление

Библиотека Корпоративного университета РЖД

45 татуировок менеджера. Правила российского руководителя
Максим Батырев
«45 татуировок менеджера. Правила российского руководителя». Издательство «Манн. Иванов. Фербер» 2014 год
Джедайские техники. Как воспитать свою обезьяну, опустошить инбокс и сберечь мыслетопливо
Максим Дорофеев
«Джедайские техники. Как воспитать свою обезьяну, опустошить инбокс и сберечь мыслетопливо». Издательство «Манн. Иванов. Фербер» 2019 год
Ноmo Deus. Краткая история будущего
Юваль Ной Харари
«Ноmo Deus. Краткая история будущего». Издательство «Синдбад» 2018 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100