Разница в деталях

Разница в деталях

Локомотиворемонтные заводы, входящие в группу ОАО «Желдорреммаш», ждёт
перестройка, модернизация и конкуренция
Реформа железнодорожного транспорта превратила Дирекцию по ремонту тягового подвижного состава в дочернюю компанию ОАО «РЖД» – ОАО «Желдорреммаш». Самостоятельность появилась у локомотиворемонтной «дочки» относительно недавно – летом 2009 года. Сегодня компания, объединяющая 10 заводов по всей стране, готовится к конкуренции с зарубежными коллегами, борется за качество ремонта и выпускает собственные локомотивы. 

К моменту появления ДЗО износ основных фондов заводов, которые входят в объединение, достиг 78%. По словам генерального директора Алексея Тишаева, во время выделения предприятий из ОАО «РЖД» и создания акционерного общества инвестиции в основные фонды материнская компания не выделяла. Каждый завод отвечал сам за себя, стараясь оставаться на плаву и поддерживать производственную базу. Поэтому первой задачей стало обновление фондов. Во время создания ОАО «Желдорреммаш» была проведена переоценка стоимости имущества заводов, вносимого в уставный капитал, сформирован амортизационный фонд, предназначенный для обновления основного производственного оборудования. 

Первые два года порядок на заводах компании наводился практически в ручном режиме. Параллельно была разработана пятилетняя инвестиционная программа капитальных затрат на 13,2 млрд руб. и целевых проектов. С её помощью компания рассчитывает переломить тенденцию устаревания основных фондов. Причём «если раньше инвестиции размазывались по всем производствам и филиалам, что не позволяло объективно оценить их экономическую эффективность, то сейчас мы отдаём приоритеты комплексным инвестиционным проектам, которые имеют чётко обозначенные показатели эффективности вложений», пояснил заместитель директора по развитию «Желдорреммаша» Михаил Пантелеев.

В основе Инвестиционной стратегии лежит создание на базе заводов – филиалов «Желдорреммаша» центров технологических компетенций по основным производственным направлениям: дизельное, металлургическое, локомотивосборочное, электромашинное, электроаппаратное и колёсное. Ранее каждый завод был обособлен и выстраивал собственную стратегию развития. В результате на сети работало несколько предприятий с малоэффективными производствами, дублирующими друг друга. 

Потому «Желдорреммаш» выделил для себя шесть направлений развития и специализации предприятий, соответственно они же являются направлениями для инвестиций. Благодаря намеченной стратегии производственные мощности каждого центра компетенций должны быть полностью загружены, основные фонды обновлены до уровня обслуживаемой техники (а она на сети постепенно пополняется новыми образцами отечественного и зарубежного машиностроения), а устаревшие производства закрыты. 

Основным потребителем услуг «Желдорреммаша» остаётся материнская компания, контракты с которой обеспечивают более 90% выручки. Для национального перевозчика реформирование тягового хозяйства, поддержание парка в надлежащем состоянии и повышение надёжности его эксплуатации являются ключевыми задачами. А учитывая, что средний возраст локомотивов на сети перевалил за 27 лет при нормативных 36, несложно представить, какие требования сегодня предъявляются к оздоровлению тяговых ресурсов в ОАО «РЖД» и какова ответственность заводов «Желдорреммаша» перед сетью. Ведь, несмотря на растущие объёмы приобретения новых локомотивов, обновить 20 тыс. машин (размер тягового парка РЖД) одномоментно невозможно. 

«Сегодня по нашей инициативе реализуется ряд пилотных проектов, направленных на повышение качества заводского ремонта локомотивов, что позволит в дальнейшем увеличить межремонтные пробеги, снизить количество неплановых ремонтов, трудоёмкость деповских ремонтов, – отметил Михаил Пантелеев. – Это снизит стоимость жизненного цикла локомотива, а ­значит, и затраты РЖД в целом».

Один из примеров – реконструкция электромашинного производства Челябинского ЭРЗ, размер инвестиций – более 400 млн руб., срок завершения – 2012 год. В рамках проекта заменяется практически всё основное оборудование: оно устарело и физически, и морально. Планируется переход на новые электроизоляционные материалы. Всё это позволит на порядок повысить качество ремонта электрических машин, а также снизить издержки производства.

Ещё один фактор, влияющий на работу компании, – постоянно растущая конкуренция на рынке. «Наше предприятие занимает значительную долю рынка ремонта подвижного состава. Но мы живём в условиях конкурентной борьбы. Есть и другие сильные ремонтные предприятия, например Уфимский тепловозоремонтный, Мичуринский локомотиворемонтный заводы. Появление же новых игроков на рынке стимулирует собственное развитие», – отмечает генеральный директор ОАО «Желдорреммаш».

Россия сегодня открыта для новых машиностроительных и ремонтных компаний. Помимо отечественных производителей, появляются иностранные (Siemens, Alstom), желающие не только продавать свою продукцию, но и обслуживать её, создавать собственную ремонтную базу. 

При обслуживании локомотивов зарубежные компании планируют применять крупноагрегатную технологию ремонта  – локомотив заходит в депо, с него снимают всё оборудование, которое сразу же отправляют на специализированный ремзавод, после чего обновлённые запчасти устанавливают на машину. Скорость ремонта таким способом возрастает за счёт переходного комплекта, который получает локомотив. Время ремонта сокращается в разы, уменьшаются время простоя локомотива и убытки, которые несёт перевозчик из-за нехватки локомотивного парка. «Желдорреммаш» рассчитывает стать одним из элементов этой технологической цепочки, превратив свои предприятия в специализированные подразделения по ремонту крупных агрегатов локомотивов.  

Ещё одна задача – локализация производства техники в России. Без этого выполнить условия контрактов иностранные производители не смогут, поэтому «они кровно заинтересованы в таких предприятиях, как мы, способных освоить производство локомотивного оборудования для их продукции. Сборочное производство они оставляют в своей компетенции, а вот локомотивное оборудование будут производить на российских заводах», – отмечает Алексей Тишаев. По его словам, компания работает по локализации производства поезда «Ласточка» с «Синара – Транспортные машины» и планирует участвовать в производстве комплектующих для ООО «Уральские локомотивы».

В поисках новых ниш для развития бизнеса «Желдорреммаш» принял решение заниматься не только ремонтом, но и производством. В 2011 году у компании появился ещё один филиал – Инжиниринговый центр, который разместился в Ярославле и стал площадкой для разработки инновационных проектов и внедрения новых технологий. Структура центра основана на принципах проектного управления. Сейчас над новейшими видами ремонта и актуализацией документации трудятся порядка 40 человек. Руководство компании планирует расширять штат и создавать дополнительные филиалы на базе конструкторских отделов. «Да, на первом месте у нас ремонт и производство оборудования, но на мелкосерийное производство локомотивов у нас тоже есть время и средства. Выпускать мелкими партиями маневровые тепловозы крупным машиностроительным предприятиям неинтересно. Зато это вписывается в нашу концепцию развития», –  отметил первый заместитель генерального директора по производству Юрий Пронников.

На Ярославском ЭРЗ при непосредственном участии Инжинирингового центра построены два двухосных маневровых тепловоза ТЭМ31. Локомотивы предназначены для лёгкой маневровой и вывозной работы. «Такие машины сейчас никто, кроме нас, не производит. В советское время этим занимались, но предприятия перепрофилировались. На базе ТЭМ31 создадим целую линейку продукции для дочерних обществ ОАО «РЖД» и промпредприятий. Ещё одна машина, которую мы планируем представить на Щербинке, – малогабаритный маневровый локомотив ТГМ50 с гидропередачей. Основным заказчиком будут также промышленные предприятия»,– добавил Юрий Пронников. 

Инжиниринговый центр по заказу РЖД разработал партию унифицированных скоростных электромотрис. Их основная функция – объезд хозяйства участка Москва – Санкт-Петербург. Мотриса построена на базе моторного вагона электропоезда ЭД4М с установкой дизеля. Может использоваться на участках, не имеющих контактной сети. Модель может быть востребована и на других магистралях. Интерес у дорог уже появился. 

«Желдорреммаш» планирует в течение года получить сертификат стандарта качества IRIS, который  поможет компании выйти на рынок пространства Союза европейской железнодорожной промышленности (UNIFE). 


СПРАВКА

ОАО «Желдорреммаш»

Состоит из аппарата управления, расположенного в Москве, 10 ремонтных заводов, расположенных от Уссурийска до Астрахани, и Инжинирингового центра компании в Ярославле. Общая численность персонала превышает 
23000 человек.

В 2010 году объём реализованной продукции составил 24,3 млрд руб., в 2011 году – 32,2 млрд руб.
Мода на проекты
Александр Козлов, директор Департамента проектного управления ООО «Аэроэкспресс», доцент, к.э.н.,

От ручного управления к программно ориентированному

Рубрики: Корпоративное управление
Новый взгляд
Николай Верховский, исполнительный директор Центра цифровой трансформации, директор проектной работы Московской школы управления «Сколково» ,

В чём принципы архитектуры цифровой компании

Рубрики: Корпоративное управление
Блокчейн для РЖД
Олег Шибанов, заместитель проректора Российской экономической школы,

Творческое сотрудничество с Российской экономической школой

Рубрики: Корпоративное управление
Свои облака
Евгений Чаркин, директор ОАО «РЖД» по информационным технологиям,

Как происходит цифровизация железнодорожного холдинга

Рубрики: Корпоративное управление
Информационная прозрачность

РЖД публикуют нефинансовые отчёты с 2006 года

Рубрики: Корпоративное управление

Библиотека Корпоративного университета РЖД

45 татуировок менеджера. Правила российского руководителя
Максим Батырев
«45 татуировок менеджера. Правила российского руководителя». Издательство «Манн. Иванов. Фербер» 2014 год
Джедайские техники. Как воспитать свою обезьяну, опустошить инбокс и сберечь мыслетопливо
Максим Дорофеев
«Джедайские техники. Как воспитать свою обезьяну, опустошить инбокс и сберечь мыслетопливо». Издательство «Манн. Иванов. Фербер» 2019 год
Ноmo Deus. Краткая история будущего
Юваль Ной Харари
«Ноmo Deus. Краткая история будущего». Издательство «Синдбад» 2018 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100