Утраченное звено

Утраченное звено

Более года назад упразднены отделения железных дорог. При переходе на новую
структуру управления большую часть их обязанностей и задач получили начальники
дорог по регионам. Сказать, что произошедшие изменения негативно отразились
на работе компании, нельзя. Напротив, многие говорят о позитивном эффекте.
Но всё ещё есть и нерешённые вопросы
В июне 2010 года распоряжением первого вице-президента ОАО «РЖД» Вадима Морозова была утверждена Единая модель перехода дорог на безотделенческую структуру. Документ формировался с учётом опыта пилотов – Восточно-Сибирской и Красноярской магистралей. К концу позапрошлого года все отделения были реорганизованы, их функции и штат переведены в соответствующие службы органов управления и структурные подразделения, а территории дорог разделены на регионы. При этом учитывались возможности оптимизации их числа и границ. В штатное расписание были введены должности замначальника дорог по каждому из регионов. Если того требовала производственная необходимость, появлялась должность замглавного инженера по региону. 

Без потерь 

Важно было распределить ответственность и полномочия упразднённых отделений так, чтобы не произошло разрыва в управлении производственной деятельностью. Для этого прошла «перепись» выполняемых отделениями функций и задач. Затем они были перераспределены между органами управления дороги или возложены на отдельных сотрудников. Обширный блок работ поручен замначальникам дорог по регионам. Так, они должны осуществлять контроль за соблюдением требований безопасности движения, выполнением предписаний органов госнадзора, устранением замечаний комиссионных осмотров и пр. Им необходимо выявлять и спорные ситуации при взаимодействии территориальных подразделения ОАО «РЖД», а также ДЗО, работающих в границах региона, определять причины конфликтов и предлагать пути их разрешения. 

Помимо прочего, по поручению главы дороги замначальника по региону должен взаимодействовать с органами власти. О важности этой работы не раз говорил глава РЖД Владимир Якунин. Эта тема затрагивалась и на проведённом им февральском совещании с участием представителей регионов. В ходе него статс-секретарь – вице-президент компании Анатолий Мещеряков заострил внимание на том, что необходимо усиление взаимодействия с органами законодательной и исполнительной власти на территориальном уровне.

В мае этого года в положение о замначальника дороги по регионам были внесены изменения. Теперь он должен организовывать расследования не только случаев отказов технических средств, но и транспортных происшествий и других фактов нарушения правил безопасности движения, руководить работами по ликвидации их последствий. Добавлена и функция контроля взаимодействия территориальных подразделений ОАО «РЖД» при проведении технологических «окон», анализа исполнения плана их предоставления. Также замначальника по региону должен контролировать соблюдение дорогой единой корпоративной политики, стандартов и регламентов.

Две стороны медали 

Несмотря на то что документы по переходу на безотделенческую структуру готовились заранее, учесть все возможные проблемы не удалось. «Уже год мы работаем с нестыковками. Они не мешают только потому, что все помнят, что и как делалось в отделениях», – говорит замначальника по региону одной из дорог. 

По его словам, возникают вопросы при выполнении обязанностей и задач, которые занимают в должностной инструкции замначальников дорог по региону несколько страниц. «Чётко не указан способ, как всё это выполнять. Мы можем представлять магистраль на официальных мероприятиях, приостанавливать выполнение работ, запрашивать информацию, готовить представления и осуществлять переписку, а также в установленном порядке привлекать сотрудников к выполнению работ. Но что кроется за выражением «в установленном порядке», нет чёткого определения», – поясняет собеседник «Пульта управления». Кроме того, дирекции, филиалы и «дочки» в регионе находятся в оперативном подчинении зама по региону, но чёткой формулировки, что такое «оперативное подчинение», тоже пока нет. «Конечно, всё это мелочи, если неясности удаётся обходить желанием помогать друг другу», – добавляет он.

Но хотя все сложности ещё не ушли, их всё же стало меньше. Например, при переходе на работу без отделений руководство компании прислушалось к мнению замначальников дорог по регионам, что лишь после согласования с ними возможно назначение руководителей предприятий и подразделений. Такой дополнительный пункт уже внесён в регулирующие документы. «Если замначальника дороги по региону обязан осуществлять общее руководство, то нужна и возможность влиять на подбор команды», – говорит собеседник «Пульта управления». 

Помимо прочего, есть вопросы финансового характера. Если раньше начальник отделения имел право распоряжаться деньгами, то теперь бюджетов нет вообще. Конечно, без необходимости «подбивать балансы» работается проще. «Но небольшие оперативные фонды нам бы не помешали. Мы производим квартальные осмотры хозяйств, и по 100 тыс. руб. в квартал было бы достаточно на решение мелких текущих вопросов», – говорит замначальника по региону.

Во время реорганизации возникал также кадровый вопрос. Нужно было не потерять квалифицированных работников, им постоянно объясняли необходимость реорганизации, ведь человек всегда с недоверием относится к переменам. Здесь результата добиться удалось. Например, на Юго-Восточной дороге рассказывают, что уволились лишь единицы. О схожей ситуации говорят и на Северной магистрали: «Не было ни одной жалобы. Ведь сокращений как таковых не произошло». 

Рябь на воде

Однако в некоторых сегментах работы на уже существующие шероховатости наложились новые. Например, не решён пока ряд вопросов, относящихся к труду главных инженеров структурных подразделений компании. 

Президентом ОАО «РЖД» подписано распоряжение № 2078р, где изложено восемнадцать направлений, которыми должен заниматься главный инженер любого уровня. Эти сотрудники и раньше вплотную занимались вопросами, связанными с охраной труда, промышленной безопасностью, однако такие аспекты работы, как инновационная деятельность, ресурсосбережение, рационализация, зачастую оставались на втором плане. Причина – дефицит времени из-за увеличения нагрузок, не связанных с прямыми должностными функциями. «Сегодня главный инженер предприятия всё больше втягивается в текущую эксплуатационную деятельность, например привлекается в комиссионные осмотры по региону. Хотя у него своих вопросов выше головы: идут большие потери по топливу, электроэнергии на тягу поездов, ещё много формализма в вопросах охраны труда, рационализаторское творчество надо поднимать», – рассказывает бывший главный инженер отделения одной из дорог. Он добавляет, что использование инженерного блока в эксплуатационной деятельности – давняя проблема, хотя и есть определённые разъяснения, указания со стороны руководства компании, в частности старшего вице-президента ОАО «РЖД» Валентина Гапановича. 

На заместителей главного инженера дороги по регионам нагрузка также не уменьшилась. «Раньше имелся аппарат и у начальника отделения дороги, и у главного инженера отделения, располагая которым можно было оперативно реагировать на какие-то негативные процессы, устранять замечания до комиссионного осмотра. Сейчас весь инструментарий у дорожных служб, дирекций», – отмечает главный инженер бывшего отделения. Есть сложности и при взаимодействии. До реорганизации были профильные отделы, например тяги или автоматики и телемеханики, представлявшие инженеру необходимую информацию. «Они анализировали работу линейных предприятий, находили слабые места, подключались к проблеме. Сегодня непросто получить сведения о предприятиях в границах своего региона от руководства выделенной из состава дороги дирекции», – добавляет собеседник «Пульта управления».

Заметный эффект

Но хотя было получено достаточно большое число критических замечаний, многие всё же говорят о том, что переход на безотделенческую структуру в целом прошёл без революционных потрясений. Так, замглавы одной из железных дорог – начальник Дирекции инфраструктуры констатирует, что процесс не был тяжёлым и болезненным. «Реализация реформы у нас готовилась заранее и проводилась постепенно. Ещё до упразднения отделений дорожные службы начали решать многие вопросы напрямую с линейными предприятиями. То есть исключение лишнего звена происходило в процессе повседневной работы, а не одномоментным распоряжением», – отмечает он. 

По его мнению, упразднение отделений принесло ряд ощутимых преимуществ линейным предприятиям, которые непосредственно обслуживают инфраструктуру дороги. Раньше были случаи, когда руководство отделения несправедливо распределяло средства. Сейчас финансы выделяются на основе защищённого бюджета. При этом для руководителей стали абсолютно прозрачны фактические расходы каждого предприятия. 

На эффективности управления предприятиями переход на безотделенческую структуру также сказался. Любое управленческое решение сейчас напрямую поступает к исполнителю, «минуя бюрократические коридоры». В результате в обоих направлениях информация проходит более оперативно, да и взаимодействие между службами в большинстве случаев всё же стало более чётким и продуктивным, так как действуют они теперь в рамках единой дирекции. «Раньше работники разных хозяйств частенько переваливали друг на друга ответственность, например за отказы технических средств. Путейцы – на эсцебистов, те – на энергетиков и так далее. А сейчас мы – одна команда, никому не нужно искать крайних, у нас общие задачи, и одна из них – выявить истинную причину происшествия и принять меры», – говорит замначальника одной из дорог. 

Впрочем, он признал, что, несмотря на все позитивные эффекты, определённых загвоздок и тут избежать не удаётся. Многие вопросы, иногда даже самые мелкие, по экологии, пожарному надзору, промбезопасности группируются в городе управления, а некоторые «выскакивают» напрямую к руководству компании. Разбирать же проблему из центра зачастую неудобно и нецелесообразно. «Наша задача – переключить решение текущих проблем на линейные предприятия, которым мы уже дали полномочия представлять наши интересы в различных местных органах. Теперь остаётся проинформировать об этом представителей власти и контролирующих органов в регионах, – говорит собеседник «Пульта управления». – А вот проблемы принципиальные будем решать, конечно, на уровне руководства дирекции».

Не ощутили потери бойца

Интересно, что хотя на местах произошедшая реформа до сих пор достаточно широко обсуждается, головные офисы дирекций дают довольно скупые комментарии по поводу случившихся изменений. Так, в Центральной дирекции по ремонту пути говорят, что их специалисты всегда напрямую взаимодействовали лишь с дирекциями по ремонту пути в регионе, то есть связи налажены непосредственно с дорожными структурами. Путейцы отмечают, что ликвидация отделений была вопросом времени, так как при выстраивании вертикали это было логично, а значит, рано или поздно должно было произойти. И, как показала практика, ухудшения обстановки не произошло. 

В Центральной дирекции по тепловодоснабжению также говорят, что кардинальных изменений не было. Между тем в Центральной дирекции инфраструктуры сообщили, что на сети до сих пор имеются структурные подразделения, которые остались от бывших отделений дороги. Некоторые из них впоследствии стали, например, частью службы пути.

Но в среде руководства компании существуют и другие оценки. Так, например, прозвучало мнение, что в связи с ликвидацией отделений «мы невольно оторвали начальников дорог от земли, так сказать, ослабили связь». На её налаживание потребуется ещё время.
Золотое сечение
Фёдор Пехтерев, генеральный директор Института экономики и развития транспорта,

Поставщики РЖД получат ориентиры для развития производства

Рубрики: Реформа холдинга
Точки роста

Долгосрочная программа развития холдинга до 2025 года будет принята в декабре

Рубрики: Реформа холдинга
Устранить противоречия
Александр Альхимович, к.т.н., эксперт по стандартизации,

Своды правил строителей и железнодорожников пока не стыкуются

Рубрики: Реформа холдинга
Индикатор роста

В РЖД сформировались основные элементы системообразующей компании, но без дальнейшей оптимизации не будет развития

Рубрики: Реформа холдинга
Чтоб сказку сделать былью

Для покупателей и продавцов услуг на железнодорожной инфраструктуре предлагается создать рабочий инструмент взаимодействия

Рубрики: Реформа холдинга

Рубрики

Содержание номера


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru