Баланс «плюсов» и «минусов»

Баланс «плюсов» и «минусов»

ОАО «РЖД» провело исследование, как отразится членство во Всемирной торговой
организации на различных сторонах деятельности компании
Когда верстался номер, в Государственной думе ждал своей ратификации Протокол о присоединении России к Всемирной торговой организации. По словам руководителей государства, до вступления в ВТО остались считаные дни. И хотя дорога в эту международную организацию заняла более десяти лет, сегодня, похоже, Россия всё-таки станет одним из полноправных участников международной торговли. Как полагают в ОАО «РЖД», для компании это обернётся заметными последствиями. 

Внешнеторговые перевозки

Изменения  в объёмах перевозок внешнеторговых грузов будут связаны с открытием рынков в связи с отменой заградительных пошлин для широкого круга иностранных производителей. Это может привести к резкому росту импорта.  Риск замещения внутреннего производства за счёт более дешёвого импорта ослабит позиции ОАО «РЖД», поскольку его перевозка будет осуществляться в основном в контейнерах и автотранспортом. Уровень контейнеризации в железнодорожной отрасли сейчас не очень высок по сравнению с развитыми странами. Поэтому обострится конкуренция с автотранспортом за возрастающие объёмы импорта, причём конкурировать придётся с финансово сильными иностранными автокомпаниями.

В свою очередь, из-за увеличения импорта могут сократиться внутренние перевозки, которые главным образом осуществляются за счёт ОАО «РЖД».

Около 2/3 грузооборота международных железнодорожных перевозок формируется энергоресурсами (неф­тяными грузами, углем и коксом). Вероятно, по этим грузам вступление в ВТО не окажет существенного влияния на грузопотоки, а их динамика будет определяться другими факторами.  

Продукция чёрной металлургии (на чёрные металлы и руду приходится 6% международного грузооборота железных дорог) формально относится к товарам, подпадающим под действия соглашений о свободной торговле.  Однако на практике чёрная металлургия для большинства стран – одна из наиболее защищаемых отраслей экономики, и все государства при вступлении в ВТО изначально оговаривали возможность применения здесь большого количества защитных мер. Вступление России в ВТО не гарантирует российским металлургам немедленного и свободного доступа на экспортные рынки, в то время как ограничения по доступу на внутренний рынок будут сняты и этим воспользуются европейские и китайские производители металлопроката. В целом Министерство транспорта прогнозирует увеличение внешнеторговых перевозок на железнодорожном транспорте, по крайней мере до 2015 года. Они составят 580–590 млн тонн, увеличившись по сравнению с 2011 годом на 18%.

В большей степени это касается импорта. Преобладать здесь будут товары народного потребления и продукты питания, которые ввозятся с участием автомобильного транспорта. 

Внутренние перевозки

Во внутреннем сообщении более 80% грузооборота формируют массовые грузы, такие как нефть, уголь, чёрные металлы, кокс, химические удобрения, лес, руда, минеральные, строительные грузы и зерно. 

Присоединение России к ВТО может заметно отразиться на объёмах перевозки угля, нефти и нефтепродуктов, чёрных металлов.  Такое влияние будет связано с изменениями в объёмах внутреннего потребления этих товаров. Так, увеличение цен на газ приведёт к росту тарифов на электро­энергию и к изменению структуры топлива на электростанциях. Энергетики активнее будут переходить на уголь и мазут, что вызовет необходимость в увеличении перевозок этих грузов железнодорожным транспортом.

Внутренние перевозки чёрных металлов могут уменьшиться за счёт спада в машиностроении, который в среднесрочных сценариях развития экономики прогнозируется Минэкономразвития как в пессимистичном, так и в оптимистичном вариантах.

Кроме того, существует значительный риск снижения доли перевозок продовольственных товаров в связи со снижением рыночной доли российского агропромышленного комплекса в условиях конкуренции со стороны зарубежных производителей. 

Конкурентные условия

Условия ВТО предполагают упрощение допуска иностранных компаний на национальные рынки, в том числе и за счёт изменения системы лицензирования видов деятельности и сертификации продуктов (услуг). Это может привести к обострению конкуренции на рынке перевозок импортных грузов между автомобильным и железнодорожным транспортом, поскольку основной прирост объёмов перевозок будет приходиться на высокотехнологичную продукцию обрабатывающих отраслей, транспортируемую автомобильным транспортом. 

Порядок лицензирования и сертификации во многом будет определяться лоббистскими возможностями России, но, скорее всего, будет упрощён. Это касается выдачи лицензий перевозочным компаниям и сертификации материальных ресурсов и технических средств, которые предназначены для железнодорожного транспорта. Россия взяла на себя определённые обязательства по снятию тарифных и нетарифных барьеров в сфере автомобильного транспорта и вспомогательных услуг для всех видов транспорта (погрузочно-разгрузочные услуги, услуги по хранению, экспедиторские услуги). Это может обострить конкуренцию между российскими компаниями и иностранными в обслуживающих железнодорожный транспорт сегментах рынках.

Таким образом, как перевозчик ОАО «РЖД» столкнётся с усилением конкурентного давления (межвидовой конкуренцией) со стороны автомобильного транспорта (особенно в международных перевозках со странами Европы ) в условиях роста импортного грузопотока высокотехнологичной продукции обрабатывающих отраслей.

Как оператору подвижного состава ОАО «РЖД» (в том числе как владельцу дочерних и зависимых обществ в сфере оперирования) предстоит иметь дело с усилением конкуренции со стороны компаний с иностранным участием, которые могут вложить значительные инвестиции в этот доходный бизнес.

На рынке логистических услуг ожидается особенно сильный рост присутствия иностранных компаний.  Их рыночная сила будет во многом обусловливаться выстраиванием вертикальных цепочек экспедитор – автомобильный перевозчик – логистический центр.

На рынке транзитных перевозок может значительно вырасти внутривидовая конкуренция со стороны крупных западных логистических компаний.

В пассажирских перевозках возможно появление иностранных компаний в прибыльных сегментах (скоростные и высокоскоростные перевозки, интермодальные перевозки «город – аэропорт»).

Некоторые достигнутые договорённости при вступлении в ВТО могут оказать косвенное влияние на деятельность дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД». Это касается, в частности, сектора страхования, в котором общая квота иностранного участия в секторе должна быть повышена с 25% до 50%. Через 9 лет после присоединения к ВТО формально будет разрешена работа в России «прямых» филиалов иностранных страховых компаний, что способно повлиять на страховой бизнес холдинга «РЖД», в частности составить конкуренцию ЖАСО.

Тарифная политика

Россия обязалась при вступлении в ВТО с 1 января 2013 года  обеспечить унификацию железнодорожных тарифов по направлению к портам и сухопутным погранпереходам. Сегодня цена проезда к последним выше. Это было сделано в начале 2000-х годов для того, чтобы облегчить конкуренцию российских портов с зарубежными. Теперь же экспортных тарифов быть не должно, все перевозки будут осуществляться по внутренним.

Эта работа поэтапно проводится Федеральной службой по тарифам уже в течение нескольких лет, и на сегодня по унифицированным тарифам перевозится 93% от общего объёма грузовых перевозок (кроме транзита),  66,3% – от перевозок через погранпереходы. Политика руководства страны и Федеральной таможенной службы заключается в том, чтобы при унификации у РЖД не было выпадающих доходов, это будет перенесено частично на грузовладельцев и на операторов подвижного состава.

В рамках переговоров с ВТО в перечне обязательств не оговорены условия доступа иностранных перевозчиков на инфраструктуру РЖД. Этот вопрос пока разрабатывается лишь в рамках создания Единого экономического пространства.

Таким образом, присоединение России к ВТО окажет существенное влияние на железнодорожный транспорт и перевозки, главным образом за счёт изменения направления и характера перевозок и усиления конкуренции. Прямых выгод для компаний, работающих в этой сфере, не просматривается. Как отмечают российские эксперты, вступление в ВТО несёт очевидные выгоды лишь для ряда экспортных секторов, остальное – косвенные преимущества, реализация которых будет зависеть от действий правительства. К примеру, усиление конкуренции может сделать российские компании более мощными. Потенциальные выгоды для железнодорожного сектора могут появиться при реализации иностранных проектов, если ОАО «РЖД»  будет допущено в качестве перевозчика в страны Евросоюза, например при продлении российской колеи 1520 до Вены. Однако это будет зависеть от лоббистских возможностей России.

Золотое сечение
Фёдор Пехтерев, генеральный директор Института экономики и развития транспорта,

Поставщики РЖД получат ориентиры для развития производства

Рубрики: Реформа холдинга
Точки роста

Долгосрочная программа развития холдинга до 2025 года будет принята в декабре

Рубрики: Реформа холдинга
Устранить противоречия
Александр Альхимович, к.т.н., эксперт по стандартизации,

Своды правил строителей и железнодорожников пока не стыкуются

Рубрики: Реформа холдинга
Индикатор роста

В РЖД сформировались основные элементы системообразующей компании, но без дальнейшей оптимизации не будет развития

Рубрики: Реформа холдинга
Чтоб сказку сделать былью

Для покупателей и продавцов услуг на железнодорожной инфраструктуре предлагается создать рабочий инструмент взаимодействия

Рубрики: Реформа холдинга

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Одноминутный менеджер и Ситуационное руководство
Кен Бланшар, Патриция Зигарми, Дреа Зигарми
«Одноминутный менеджер и Ситуационное руководство». Издательство «Попурри» 2018 год
Коучинг. Основные принципы и практики коучинга и лидерства
Джон Уитмор
«Коучинг. Основные принципы и практики коучинга и лидерства». Издательство «Альпина Паблишер» 2022 год
Кругом одни идиоты. Если вам так кажется, возможно, вам не кажется
Томас Эриксон
«Кругом одни идиоты. Если вам так кажется, возможно, вам не кажется». Издательство «Бомбора» 2020 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100