Право выбора
Дмитрий Скороходов
Дмитрий Скороходов
главный научный сотрудник Институт проблем транспорта РАН

Право выбора

Авиация и железные дороги – давние противники в борьбе за пассажира. Другое
дело, что каждый из этих видов транспорта имеет свои преимущества на определённом
расстоянии, а вернее, в определённых областях своей деятельности
Пассажиры прежде всего ориентируются на такие категории, как цена, время в пути, комфорт. По первому параметру конкурировать в последние годы железнодорожникам всё сложнее, стоимость билетов, особенно на дальних расстояниях, сопоставима, а иногда и выше, чем у авиаперевозчиков. 

Связано это с расходами, которые несёт железная дорога. Это в том числе топливная составляющая. Её роль у нас, если проводить сравнение с другими странами, примерно такая же, как в Канаде и почти в два раза выше, чем в США. Важна и инфраструктурная составляющая. В авиаперевозках эти затраты значительно меньше, чем в железнодорожных. Ещё одна статья расходов – персонал. 

Разумное снижение затрат, а следовательно, и стоимости билетов может быть одним из способов привлечения пассажиров на железную дорогу. 

Модель низкобюджетных авиаперевозчиков пока не удалось реализовать в России. А вопрос допуска иностранных авиакомпаний на наш рынок обсуждается уже не первый год. Но если всё-таки будет принято положительное решение, это приведёт к снижению стоимости авиабилетов и, как следствие, к новому перетоку пассажиров с железнодоржного транспорта на авиационный. 

При обострении конкуренции возникает необходимость использовать собственные преимущества, тем более что у железнодорожников они есть. Например, авиаторы выигрывают во времени, но они лишь доставляют пассажира из одного города в другой, а железнодорожный транспорт  – это и своего рода туристические услуги. И в других странах, например, в Западной Европе, Америке, это плюс для некоторых клиентов. Так, в Канаде при путешествии из Монреаля на Тихоокеанское побережье в состав поездов включены специальные вагоны с круговым обзором. Такая поездка очень интересна. 

В нашей стране подобное можно реализовать на многих направлениях. Например, сейчас путь из Москвы во Владивосток на поезде многими воспринимается скорее отрицательно. А ведь это как минимум возможность увидеть почти всю страну, смену климатических зон, различные ландшафты. И если у человека есть время, то он, вероятно, совершит такое путешествие, но с условием, что ему будут предоставлены комфортные условия. Другое дело, что в бизнес-сегменте конкурировать на таких расстояниях железные дороги с авиаторами не могут из-за несопоставимого времени поездки. Кроме того, говоря о Дальнем Востоке, не стоит забывать и ещё об одном моменте – для определённых категорий граждан авиапоездки субсидируются государством, следовательно, и здесь железные дороги не могут быть в полной мере конкурентоспособными.

С другой стороны, железнодорожники достаточно успешно борются с авиаторами на коротких расстояниях. Важным шагом стал запуск поездов «Сапсан» и Allegro. Правда, назвать их высокоскоростными пока нельзя. Актуально строительство специальных линий, по которым эти поезда будут курсировать с большей скоростью. Но построить их лишь за счёт собственных средств железнодорожники не могут, как и одномоментно переложить расходы на конечную стоимость поездки.

Однако просто ускорить движение недостаточно. Серьёзное влияние на выбор средства передвижения оказывает психологическое восприятие. К сожалению, у нас в стране железнодорожный транспорт оценивается многими пассажирами зачастую как не очень быстрый и комфортный, поэтому важно работать над повышением уровня сервиса и правильно позиционировать эти изменения, информировать об этом клиентов. Плюс важно подтвердить этот тезис, например, удобным расписанием. Пассажир должен иметь возможность приехать утром в пункт назначения, днём поработать, а вечером уехать. Причём касается это не только скоростных поездов, но и обычных. 

Есть и ещё несколько преимуществ. Например, многие считают, что поездами путешествовать безопаснее, чем самолётами. Вокзалы по сравнению с аэропортами доступнее для жителей мегаполисов, а движение по расписанию вне зависимости от погодных условий гарантирует время прибытия в место назначения вовремя. 

Стоит отметить, что, несмотря на усиливающуюся конкуренцию со стороны авиаторов, железнодорожным транспортом в России будут пользоваться всегда: до многих населённых пунктов можно добраться только по железной дороге. Плюс большая часть населения из-за низких доходов использует для поездок только поезда из-за их относительной доступности. И тут важно предоставление скидок в зависимости от места и срока покупки и других факторов. 
Золотое сечение
Фёдор Пехтерев, генеральный директор Института экономики и развития транспорта,

Поставщики РЖД получат ориентиры для развития производства

Рубрики: Реформа холдинга
Точки роста

Долгосрочная программа развития холдинга до 2025 года будет принята в декабре

Рубрики: Реформа холдинга
Устранить противоречия
Александр Альхимович, к.т.н., эксперт по стандартизации,

Своды правил строителей и железнодорожников пока не стыкуются

Рубрики: Реформа холдинга
Индикатор роста

В РЖД сформировались основные элементы системообразующей компании, но без дальнейшей оптимизации не будет развития

Рубрики: Реформа холдинга
Чтоб сказку сделать былью

Для покупателей и продавцов услуг на железнодорожной инфраструктуре предлагается создать рабочий инструмент взаимодействия

Рубрики: Реформа холдинга

Библиотека Корпоративного университета РЖД

Чёрный лебедь. Под знаком непредсказуемости
Нассим Николас Талеб
«Чёрный лебедь. Под знаком непредсказуемости». Издательство «КоЛибри» 2018 год
Прыгни выше головы
Маршалл Голдсмит
«Прыгни выше головы». Издательство «Олимп-Бизнес» 2017 год
Метод McKinsey. Как решить любую проблему
Итан М. Расиел
«Метод McKinsey. Как решить любую проблему». «Альпина Паблишер», 2017 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100