Право выбора
Дмитрий Скороходов
Дмитрий Скороходов
главный научный сотрудник Институт проблем транспорта РАН

Право выбора

Авиация и железные дороги – давние противники в борьбе за пассажира. Другое
дело, что каждый из этих видов транспорта имеет свои преимущества на определённом
расстоянии, а вернее, в определённых областях своей деятельности
Пассажиры прежде всего ориентируются на такие категории, как цена, время в пути, комфорт. По первому параметру конкурировать в последние годы железнодорожникам всё сложнее, стоимость билетов, особенно на дальних расстояниях, сопоставима, а иногда и выше, чем у авиаперевозчиков. 

Связано это с расходами, которые несёт железная дорога. Это в том числе топливная составляющая. Её роль у нас, если проводить сравнение с другими странами, примерно такая же, как в Канаде и почти в два раза выше, чем в США. Важна и инфраструктурная составляющая. В авиаперевозках эти затраты значительно меньше, чем в железнодорожных. Ещё одна статья расходов – персонал. 

Разумное снижение затрат, а следовательно, и стоимости билетов может быть одним из способов привлечения пассажиров на железную дорогу. 

Модель низкобюджетных авиаперевозчиков пока не удалось реализовать в России. А вопрос допуска иностранных авиакомпаний на наш рынок обсуждается уже не первый год. Но если всё-таки будет принято положительное решение, это приведёт к снижению стоимости авиабилетов и, как следствие, к новому перетоку пассажиров с железнодоржного транспорта на авиационный. 

При обострении конкуренции возникает необходимость использовать собственные преимущества, тем более что у железнодорожников они есть. Например, авиаторы выигрывают во времени, но они лишь доставляют пассажира из одного города в другой, а железнодорожный транспорт  – это и своего рода туристические услуги. И в других странах, например, в Западной Европе, Америке, это плюс для некоторых клиентов. Так, в Канаде при путешествии из Монреаля на Тихоокеанское побережье в состав поездов включены специальные вагоны с круговым обзором. Такая поездка очень интересна. 

В нашей стране подобное можно реализовать на многих направлениях. Например, сейчас путь из Москвы во Владивосток на поезде многими воспринимается скорее отрицательно. А ведь это как минимум возможность увидеть почти всю страну, смену климатических зон, различные ландшафты. И если у человека есть время, то он, вероятно, совершит такое путешествие, но с условием, что ему будут предоставлены комфортные условия. Другое дело, что в бизнес-сегменте конкурировать на таких расстояниях железные дороги с авиаторами не могут из-за несопоставимого времени поездки. Кроме того, говоря о Дальнем Востоке, не стоит забывать и ещё об одном моменте – для определённых категорий граждан авиапоездки субсидируются государством, следовательно, и здесь железные дороги не могут быть в полной мере конкурентоспособными.

С другой стороны, железнодорожники достаточно успешно борются с авиаторами на коротких расстояниях. Важным шагом стал запуск поездов «Сапсан» и Allegro. Правда, назвать их высокоскоростными пока нельзя. Актуально строительство специальных линий, по которым эти поезда будут курсировать с большей скоростью. Но построить их лишь за счёт собственных средств железнодорожники не могут, как и одномоментно переложить расходы на конечную стоимость поездки.

Однако просто ускорить движение недостаточно. Серьёзное влияние на выбор средства передвижения оказывает психологическое восприятие. К сожалению, у нас в стране железнодорожный транспорт оценивается многими пассажирами зачастую как не очень быстрый и комфортный, поэтому важно работать над повышением уровня сервиса и правильно позиционировать эти изменения, информировать об этом клиентов. Плюс важно подтвердить этот тезис, например, удобным расписанием. Пассажир должен иметь возможность приехать утром в пункт назначения, днём поработать, а вечером уехать. Причём касается это не только скоростных поездов, но и обычных. 

Есть и ещё несколько преимуществ. Например, многие считают, что поездами путешествовать безопаснее, чем самолётами. Вокзалы по сравнению с аэропортами доступнее для жителей мегаполисов, а движение по расписанию вне зависимости от погодных условий гарантирует время прибытия в место назначения вовремя. 

Стоит отметить, что, несмотря на усиливающуюся конкуренцию со стороны авиаторов, железнодорожным транспортом в России будут пользоваться всегда: до многих населённых пунктов можно добраться только по железной дороге. Плюс большая часть населения из-за низких доходов использует для поездок только поезда из-за их относительной доступности. И тут важно предоставление скидок в зависимости от места и срока покупки и других факторов. 
Золотое сечение
Фёдор Пехтерев, генеральный директор Института экономики и развития транспорта,

Поставщики РЖД получат ориентиры для развития производства

Рубрики: Реформа холдинга
Точки роста

Долгосрочная программа развития холдинга до 2025 года будет принята в декабре

Рубрики: Реформа холдинга
Устранить противоречия
Александр Альхимович, к.т.н., эксперт по стандартизации,

Своды правил строителей и железнодорожников пока не стыкуются

Рубрики: Реформа холдинга
Индикатор роста

В РЖД сформировались основные элементы системообразующей компании, но без дальнейшей оптимизации не будет развития

Рубрики: Реформа холдинга
Чтоб сказку сделать былью

Для покупателей и продавцов услуг на железнодорожной инфраструктуре предлагается создать рабочий инструмент взаимодействия

Рубрики: Реформа холдинга

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru