Самостоятельность доказана

Самостоятельность доказана

Очередная история в этой рубрике посвящена ОАО «ТрансКонтейнер», которое
сумело остаться прибыльным даже в острую фазу финансового кризиса
Контейнерная «дочка» «Российских железных дорог» за несколько лет вырастила терминальную сеть, создала клиентскую базу и успешно вышла на IPO. 

Предсказать потребности

Рынок железнодорожных контейнерных перевозок всегда был конкурентным, сейчас на нём оперирует несколько десятков компаний. «Конкуренция требует быть в форме, искать новые варианты работы с клиентами, повышать качество услуг и эффективность ценообразования, – говорит генеральный директор ОАО «ТрансКонтейнер» Пётр Баскаков. – Кроме железнодорожных операторов, на коротких маршрутах, до 2 тыс. км, серьёзную конкуренцию составляют автоперевозчики. Нашим основным преимуществом являются масштаб бизнеса и вертикальная интеграция терминальных и перевозочных активов». 

«ТрансКонтейнер» стал одним из первых, кто предложил рынку комплексную логистическую услугу по доставке груза «от двери до двери» в сетевом масштабе. Пётр Баскаков рассказывает, что стратегия компании направлена на закрепление лидерских позиций и на рост операционной и финансовой эффективности. 

Среди стратегических направлений роста компании развитие интермодальной и комплексной логистики, инвестиции в модернизацию и оптимизацию структуры парка подвижного состава и терминальной сети. Также предстоит увеличить в структуре парка число 80-футовых фитинговых платформ, развить перевозки в спецконтейнерах, модернизировать ключевые терминалы. Компания намерена укреплять своё присутствие в странах зарождения основных грузопотоков – Китае, Казахстане, Белоруссии, Юго-Восточной Азии, Центральной и Южной Европе. Сейчас дочерние и совместные предприятия, представительства и агентства ОАО «ТрансКонтейнер» расположены более чем в 20 государствах. Эффективность же управления подвижным составом будет совершенствоваться за счёт снижения порожних пробегов и роста оборачиваемости парка.

Точки входа

«Так как контейнерные перевозки тесно связаны с международной торговлей, расширение географического присутствия имеет большое значение для развития бизнеса», – подчёркивает  генеральный директор компании. – Для «ТрансКонтейнера» особый интерес представляют страны, откуда в Россию идёт основной поток контейнеров, и транзитные страны». 

Присутствие в точках входа на пространство колеи 1520 – один из стратегических приоритетов компании. За последние пять лет реализован крупный инвестиционный проект на терминале в Забайкальске, который ориентирован на растущий контейнеропоток из Китая. Взят в долгосрочную аренду терминал «Добра» на границе Украины и Словакии, обслуживающий контейнерные перевозки по пятому международному транспортному коридору. Приобретён контрольный пакет акций в казахстанском АО «КеденТрансСервис». Это оператор терминала в Достыке на границе с Китаем. Идут переговоры с белорусскими коллегами по поводу создания совместного предприятия в Бресте.

В 2007 году «ТрансКонтейнер» стал соучредителем совместных предприятий с финскими и германскими железными дорогами, ориентированных на организацию контейнерных перевозок со странами Западной Европы. В 2010 году появились «дочки» в Австрии и Южной Корее, открылось совместное предприятие с китайскими партнёрами. Конечно, поддержка ОАО «РЖД» зачастую имела решающее значение для реализации международных проектов компании, особенно в случаях, когда партнерами были зарубежные организации с госучастием, такие как железные дороги Китая или Казахстана. 

Перевозки в импортном сообщении Пётр Баскаков назвал сложнейшими в плане конкурентной борьбы. По его словам, они и пострадали сильнее всего во время кризиса: в 2009 году общий объём контейнерных перевозок снизился на 22%, а импортных – упал на 45%. Высока конкуренция и в транзитных перевозках. «ТрансКонтейнер» в этом сегменте также столкнулся с падением спроса,  но для компании это было менее болезненно, так как её бизнес был не настолько зависим от отдельных клиентов или маршрутов. 

В течение 2009–2010 годов «ТрансКонтейнер»  проводил сбалансированную ценовую политику,  реализовал программу сокращения затрат, несколько сократил объём инвестпрограммы. Кризис стал катализатором  более активной маркетинговой политики: были освоены перевозки новых типов контейнеропригодных грузов, таких как пиломатериалы, зерно, внедрены новые технологии перевозок в спецконтейнерах (термос-контейенры, опен-топы, флекситанки). В результате «ТранКонтейнер», в отличие от большинства конкурентов, оставался прибыльным даже в острую фазу кризиса.

«Сегодня контейнерный рынок полностью восстановился до предкризисного уровня, и мы не видим явных предпосылок для прихода в ближайшее время так называемой второй волны кризиса.  Тем не менее урок прошлых лет усвоен, компания имеет план действий на случай любого развития событий», – говорит генеральный директор.

Нет малых клиентов

«За счёт комплексного подхода к организации контейнерных перевозок ОАО «ТрансКонтейнер» уверенно конкурирует с автоперевозчиками даже на маршрутах менее 1000 км», – считает Пётр Баскаков. – База компании насчитывает ­примерно 200 тыс. клиентов в России и за рубежом. Причём мы ­обслуживаем любые заявки – от физических лиц и предприятий малого бизнеса до крупных международных концернов, таких как Volkswagen, LG, Peugeot Citroen, «Русал». ­

«Объём и разнообразие клиентской базы требуют использования комплексного подхода к обслуживанию, широкой сети продаж, сочетания типовых транспортно-экспедиторских услуг и индивидуальных логистических решений, слаженной работы центрального офиса и филиалов», – рассказывает Пётр Баскаков.

Помогает вертикально интегрированная база активов, включающая свои платформы, контейнеры, терминальную сеть и автопарк.

В результате ОАО «Транс­Контейнер» – единственный игрок на российском рынке, создавший налаженные логистические схемы по доставке контейнерного груза по железной дороге в любую точку страны. 

Взгляд со стороны

«ТрансКонтейнер» одним из первых пригласил независимых директоров. Они сейчас возглавляют ключевые комитеты – по аудиту и по кадрам и вознаграждениям. 

«Привлечённые топ-менеджеры вошли в состав совета директоров ОАО «ТрансКонтейнер» в 2008 году, менее чем через два года после начала самостоятельной хозяйственной деятельности. Одновременно с приходом новых акционеров в капитал компании, – говорит Пётр Баскаков. – Независимый взгляд и экспертиза со стороны людей, не связанных с кем-либо из акционеров, очень полезны при выработке сбалансированных управленческих решений. Они уже сыграли важную роль в успешном IPO компании, состоявшемся в 2010 году». 

Продажа акций «ТрансКонтейнера» стала одним из немногих примеров успешных размещений российских компаний в 2010 году. Котировки, как правило, устойчиво держались выше цены размещения, несмотря на кризис. 

«При публичном размещении ключевое значение имеют уровень корпоративного управления, информационная прозрачность, включая своевременную подготовку отчётности по МСФО, – отмечает директор компании по фондовому рынку и работе с инвесторами Андрей Жемчугов, – а главное – убедительная стратегия роста бизнеса и команда, которая в состоянии реализовать намеченные планы». 

Судя по результатам IPO и динамике котировок, все эти условии были соблюдены.

Теперь, когда у ОАО «ТрансКонтейнер» несколько сотен акционеров, нужно находиться в постоянном диалоге с инвестиционным сообществом, обеспечивать обратную связь с руководством компании и предоставлять своевременную, полную и точную информацию, необходимую для принятия инвестиционных решений.
Мода на проекты
Александр Козлов, директор Департамента проектного управления ООО «Аэроэкспресс», доцент, к.э.н.,

От ручного управления к программно ориентированному

Рубрики: Корпоративное управление
Новый взгляд
Николай Верховский, исполнительный директор Центра цифровой трансформации, директор проектной работы Московской школы управления «Сколково» ,

В чём принципы архитектуры цифровой компании

Рубрики: Корпоративное управление
Блокчейн для РЖД
Олег Шибанов, заместитель проректора Российской экономической школы,

Творческое сотрудничество с Российской экономической школой

Рубрики: Корпоративное управление
Свои облака
Евгений Чаркин, директор ОАО «РЖД» по информационным технологиям,

Как происходит цифровизация железнодорожного холдинга

Рубрики: Корпоративное управление
Информационная прозрачность

РЖД публикуют нефинансовые отчёты с 2006 года

Рубрики: Корпоративное управление

Библиотека Корпоративного университета РЖД

45 татуировок менеджера. Правила российского руководителя
Максим Батырев
«45 татуировок менеджера. Правила российского руководителя». Издательство «Манн. Иванов. Фербер» 2014 год
Джедайские техники. Как воспитать свою обезьяну, опустошить инбокс и сберечь мыслетопливо
Максим Дорофеев
«Джедайские техники. Как воспитать свою обезьяну, опустошить инбокс и сберечь мыслетопливо». Издательство «Манн. Иванов. Фербер» 2019 год
Ноmo Deus. Краткая история будущего
Юваль Ной Харари
«Ноmo Deus. Краткая история будущего». Издательство «Синдбад» 2018 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100