Плацдарм для роста
Эльвира Набиуллина
Эльвира Набиуллина
министр экономического развития РФ

Плацдарм для роста

Во многом именно от транспорта, в том числе и РЖД, зависит эффективность
работы практически всех субъектов экономики
Одна из самых обсуждаемых тем последних месяцев – возможность второй волны экономического кризиса и её сила. Несмотря на то что правительства ведущих европейских стран ведут постоянный поиск вариантов урегулирования ситуации, часто звучат весьма пессимистичные прогнозы.

Понятно, что каков бы ни был сценарий развития ситуации, надеяться на то, что ближайшие годы будут позитивными с точки зрения роста мировой экономики, не приходится. Но даже если мы имеем дело с так называемой второй волной, то кризис, вероятнее всего, будет несопоставим по масштабам и глубине с тем, что обрушился на мир в 2008–2009 годах.

Считаю, что рост мировой экономики в 2012–2014 годах будет ниже 4%, а в развитых странах – не более 2%. Опыт первой волны показывает, что Россия подвержена значительным рискам, и затяжная стагнация, если она будет иметь место в мире, затронет нас чувствительно. Однако если сравнивать нынешние условия с ситуацией в 2008 году, то можно отметить, что позиции у нас сейчас неплохие. Россия имеет сравнительно низкий объём долгов, сохраняет значительные государственные золотовалютные резервы и высокий профицит текущего счёта. Не перегрет и наш фондовый рынок.

Тем не менее необходимо учитывать, что развитым странам придётся пойти на режим серьёзной бюджетной экономии, причём на длительное время. А это означает, что российская экономика в ближайшие годы столкнётся с ситуацией, когда сырьевой экспорт будет расти невысокими темпами. И, по сути, она окажется в переходном состоянии: нам придётся повысить роль внутренних факторов экономического роста и постепенно двигаться от сырьевой модели к более диверсифицированной и инновационной. Важно, что при этом нужно будет перейти от развития в условиях благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры к развитию в условиях турбулентности и возросшей волатильности мировых рынков. Но, говоря о новой модели роста, не стоит думать о донастройке существующей – она уже не отвечает современным вызовам. Переход к новой модели невозможно сделать без существенного улучшения условий для инвестиций, условий для эффективного развития малого и среднего бизнеса, без программного подхода к развитию производственных комплексов и регионов России.

В связи с этим немаловажным является вопрос развития инфраструктуры. И отдельно можно отметить значение транспортной отрасли, являющейся, по сути, связующим звеном в экономике. Во многом именно от транспорта, в том числе и российских железных дорог, зависит мобильность ресурсов, эффективность работы практически всех субъектов экономики.

Очевидно, что, каков бы ни был глобальный сценарий развития ситуации как в мире в целом, так и в России, необходимо дальнейшее движение по развитию инфраструктуры и реформированию отрасли железнодорожного транспорта. Должны быть созданы условия для системной конкуренции в тех секторах, где это возможно и необходимо, прежде всего для того, чтобы снижать издержки для грузоотправителей.

Необходимо дальнейшее совершенствование системы государственного регулирования взаимодействия ОАО «РЖД», операторов подвижного состава, направленного прежде всего на рост эффективной работы вагонных парков в новых условиях.

Чтобы доработать технологическую модель управления вагонным парком в новых условиях, на сегодняшний день некоторые шаги уже сделаны: этой осенью принят новый порядок перемещения порожних вагонов, на сайте ОАО «РЖД» запущена новая электронная информационная площадка (биржа вагонов), в настоящее время обсуждаются подходы к полномасштабному применению указанного ресурса.

Чтобы избежать падения эффективности использования грузового вагона и дефицита погрузочных ресурсов, необходимы эффективные технологии управления вагонным парком в условиях множественности операторов и отсутствия инвентарного парка.

Требуется также принять ряд системных мер, направленных на ­создание на уже работающем рынке грузовых железнодорожных перевозок условий, способствующих реальной конкуренции рыночных игроков и удовлетворению обоснованных потребностей грузоотправителей.

Здесь необходимо сказать, что намеченные Целевой моделью мероприятия по формированию не менее 3–4 крупных компаний, оперирующих в общесетевом масштабе и являющихся потенциально конкурентными, частично реализованы: состоялся аукцион по продаже ОАО «ПГК», проходит процесс укрупнения и консолидации средних операторских компаний. Существование почти двух тысяч операторов, большая часть из которых владеет парком менее одной тысячи вагонов, существенно повышает нагрузку на инфраструктуру, увеличивая порожние пробеги и снижая общую эффективность её использования.

Речь идёт не просто о неэффективном использовании инфраструктуры, но и о том, что железнодорожный транспорт, являющийся, по сути, одним из плацдармов роста экономики, имеет риск превратиться в серьёзный сдерживающий фактор. А этого допустить нельзя, особенно учитывая новые глобальные тенденции и необходимость перевода экономики России на принципиально иной путь развития.

С целью определения долгосрочных потребностей экономики РФ в развитии транспортной инфраструктуры и пропускной способности отдельных её участков, ОАО «РЖД» совместно с ведущими консалтинговыми компаниями проводит анализ долгосрочного спроса и предложения по основным категориям сырья и продукции в странах, являющихся перспективными рынками сбыта для Российской Федерации.

Анализируя тренды развития экономической ситуации в указанных странах, мы совместно будем принимать решения по перспективному развитию инфраструктуры железнодорожного транспорта, формированию с этой целью пакета инвестиционных проектов, определению потребных объёмов и источников их финансирования с учётом окупаемости.

Данный подход обеспечит сбалансированное развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта в увязке с иными видами транспорта и позволит полностью реализовать экономический потенциал Российской Федерации на внешнем и внутреннем рынках.
Задание на завтра
Сергей Кобзев, заместитель генерального директора – главный инженер ОАО «РЖД»,

Планы технологического и инженерного перевооружения холдинга в рамках Долгосрочной программы развития

Рубрики: От первого лица
Жажда движения
Фёдор Пехтерев, генеральный директор АО «Институт экономики и развития транспорта», д.э.н. ,

Долгосрочная программа развития: оптимистический сценарий

Рубрики: От первого лица
Российский Маглев
Анатолий Зайцев, руководитель НОЦ инновационного развития пассажирских железнодорожных перевозок ПГУПСа, председатель совета кластера «Российский Маглев», профессор,

Магнитно-левитационный транспорт едет в будущее

Рубрики: От первого лица
Ключ к успеху

Инновации и цифровизация как средство развития дорог

Рубрики: От первого лица
Игра на опережение
Александр Косарев, заместитель генерального директора ОАО «ВНИИЖТ»,

Цифровые технологии и скорость – залог развития РЖД

Рубрики: От первого лица

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru