Российский Маглев
Анатолий Зайцев
Анатолий Зайцев
руководитель НОЦ инновационного развития пассажирских железнодорожных перевозок ПГУПСа, председатель совета кластера «Российский Маглев», профессор

Российский Маглев

Магнитно-левитационный транспорт едет в будущее
Об инновационном развитии железных дорог в России и проекте строительства магнитно-левитационного грузового транспорта «Пульту управления» рассказал профессор Анатолий Зайцев, руководитель Научно-образовательного центра инновационного развития пассажирских железнодорожных перевозок Петербургского государственного университета путей сообщения и председатель совета кластера «Российский Маглев».

– Железнодорожный транспорт переходит на новый этап развития. В Китае, Южной Корее и Японии за последние 10 лет были построены несколько пассажирских магнитно-левитационных линий. В Америке несколько частных компаний экспериментируют со строительством вакуумного поезда. Складывается ощущение, что мы отстаём. Это так?
– Развитие железнодорожного транспорта в России всегда зависело от двух обстоятельств. Во-первых, от экономического фактора – нужно было снижать стоимость и сокращать время доставки грузов. Во-вторых, от воли верховной власти. В этом смысле история Николаевской дороги показательна – предложения по ее строительству выдвигались с 1835 года. Экономическая обоснованность проекта была налицо – снабжение Санкт-Петербурга проходило по водным путям. Баржи с товарами двигались по Волге, потом по каналам и зачастую не могли преодолеть весь путь за один сезон. Предлагались разные проекты, но строительство началось лишь с волевого решения императора Николая I в 1843 году. Но, когда дорога заработала, она превзошла все ожидания строителей. Время в пути сократилось больше чем в 4 раза: до строительства дороги путешествие на дилижансе занимало 4–5 суток, а стало меньше 20 часов. Для середины XIX века это была космическая скорость! Стоимость доставки грузов упала в несколько раз.
За 65 лет с момента пуска движения по Петербургско-Московской железной дороге (с 1851 по 1916 год) было построено 79 500 км железных дорог в стране. Россия двигалась в ногу со временем. И даже опережала – первые магистральные тепловозы были сконструированы и вышли на дорогу в СССР. Причём это была не одна модель, а несколько сразу. И в отличие от зарубежных моделей они оказались весьма удачными. Тепловоз Гаккеля 1924 года постройки вывели из эксплуатации только в 1954 году. Советские железные дороги одними из первых в мире начали электрификацию в 1920-х годах. В СССР исследования в области скоростного транспорта начались одновременно с такими же исследованиями в Европе – в 60-х годах. ЭР200 был одним из первых в мире высокоскоростных поездов.
С исследованиями в области магнитно-левитационного транспорта мы тоже шли в ногу со временем. Фактически к началу 90-х мы были готовы к строительству первой магнитно-левитационной пассажирской дороги в Армении протяжённостью 60 км – в два раза длиннее ныне действующего шанхайского Маглева. Даже эстакада была построена. Мы должны продолжать.

– Традиционная железная дорога вполне способна обеспечивать высокие скорости движения – 300, 400 км/ч. Почему сейчас так активизировались разработки в области альтернативных видов транспорта – магнитно-левитационного, вакуумного?
– Пара колесо – рельс себя исчерпала. Каждый год мы отправляем в металлолом миллион тонн рельсов и около миллиона штук колёсных пар. Это можно сравнить только с ситуацией 50-х годов, со сжиганием тысяч тонн угля с КПД в 4%. Скорость на сети растёт. Нагрузка увеличивается. Средний срок службы колёсной пары сейчас – 5 лет (по ГОСТу – 10 лет. – Ред.). Если скорость движения будет расти, износ и колёсных пар, и рельсов будет расти. Из этой ситуации только два выхода – либо продолжать списывать всё больше рельсов и колёс, либо начать изготавливать новые, более прочные рельсы и колёса. Результатом будет увеличение их стоимости.
Магнитно-левитационный транспорт способен решить оба вопроса – и рост скоростей, и снижение износа подвижных частей. Он не имеет движущихся частей, там нечему изнашиваться. Существующие проекты демонстрируют, что данный вид транспорта вполне способен достигать скоростей 400–600 км/ч.

– Энергопотребление считается основной проблемой магнитно-левитационных проектов. Не станет ли оно ограничением в развитии этой технологии?
– Энергопотребление магнитно-левитационного транспорта на определённых скоростях ниже, чем у традиционного. Плюс экономия на обслуживании подвижного состава и пути колоссальная. Объединение ведущих учёных в рамках кластера «Российский Маглев» позволило найти решения по всем ключевым вопросам к магнитно-левитационному транспорту. В частности, в Научно-исследовательском институте электрофизической аппаратуры (НИИЭФА) в Петербурге разработана комбинированная система обеспечения левитации. В рамках кластера «Российский Маглев» разработана технология грузовой магнитно-левитационной линии порты Финского залива – контейнерные терминалы Москвы. Мы позиционируем эту разработку как головную линию для транспортных коридоров «Север – Юг», «Восток – Запад». Технология отработана на компьютерных и натурных моделях и не требует строительства отдельных дорогостоящих полигонов. Модели показывают, что эта технология полностью работоспособна.

– О проекте строительства магнитно-левитационной дороги от станции Владимирская под Гатчиной до контейнерного порта стало известно в прошлом месяце. Ещё какие-то проекты существуют в данной сфере?
– Скоро мы объявим о пассажирском проекте.

Беседовал Лев Кадик
Задание на завтра
Сергей Кобзев, заместитель генерального директора – главный инженер ОАО «РЖД»,

Планы технологического и инженерного перевооружения холдинга в рамках Долгосрочной программы развития

Рубрики: От первого лица
Жажда движения
Фёдор Пехтерев, генеральный директор АО «Институт экономики и развития транспорта», д.э.н. ,

Долгосрочная программа развития: оптимистический сценарий

Рубрики: От первого лица
Ключ к успеху

Инновации и цифровизация как средство развития дорог

Рубрики: От первого лица
Игра на опережение
Александр Косарев, заместитель генерального директора ОАО «ВНИИЖТ»,

Цифровые технологии и скорость – залог развития РЖД

Рубрики: От первого лица
Рекорд скорости
Георгий Петрушенко, генеральный директор АО «Скоростные магистрали»,

ВСМ – это проект для людей будущего

Рубрики: От первого лица

Библиотека Корпоративного университета РЖД

Чёрный лебедь. Под знаком непредсказуемости
Нассим Николас Талеб
«Чёрный лебедь. Под знаком непредсказуемости». Издательство «КоЛибри» 2018 год
Прыгни выше головы
Маршалл Голдсмит
«Прыгни выше головы». Издательство «Олимп-Бизнес» 2017 год
Метод McKinsey. Как решить любую проблему
Итан М. Расиел
«Метод McKinsey. Как решить любую проблему». «Альпина Паблишер», 2017 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100