На новый путь

На новый путь

В последние годы в России одной из самых горячих тем является модернизация.
Призыв президента нашёл отклик отраслевиков не случайно.
Копившиеся десятилетиями проблемы, связанные с устаревающей производственной, транспортной и социальной инфраструктурой, превратились в серьёзный сдерживающий фактор для экономического роста страны. ОАО «РЖД» эти вопросы затрагивают напрямую – с обновлением и развитием сети, подвижного состава и управленческой структуры связаны конкурентоспособность компании на российском и зарубежных рынках, его способность эффективно реагировать на требования времени. 

Важнейший вопрос здесь – источник инвестиционных средств, необходимых для выполнения программ развития, а также порядок их использования. Особенно актуально это для естественно-монопольных структур, одной из которых являются РЖД. Традиционно для таких компаний основным источником инвестиций считаются тарифы. 

Между тем это не так однозначно. Необходимо соблюдение баланса между реализацией инвестпрограмм естественно-монопольных структур и созданием условий для развития компаний, потребляющих их продукцию либо услуги. Это, в свою очередь, создаёт условия для роста реального сектора в целом, поскольку естественные монополии, как правило, представляют инфраструктурные отрасли – хребет национальной экономики. Они определяют не только возможности для развития промышленности, но и тенденции в экономике и в обществе, например, как в случае с РЖД, определяя уровень мобильности населения. Их недоинвестирование способно стать тормозом для развития страны, поэтому государство обычно выступает соинвестором программ развития таких структур.

Понятно, что механизм определения тарифов должен обеспечивать нормальный уровень рентабельности компаниям, являющимся естественными монополистами. Но он также должен быть достаточно прозрачным и понятным для потребителей, чтобы они могли адекватно прогнозировать уровень перспективной нагрузки, а также повышать эффективность собственной деятельности. В этой связи важным является вопрос открытости самих естественных монополий и их желание идти по пути преобразований. 

На состоявшемся в июне этого года заседании бюро правления Российского союза промышленников и предпринимателей подробно рассматривалась эта проблема. Компании – члены РСПП выразили обеспокоенность отсутствием значимого прогресса в реформировании газового сектора российской экономики и в повышении прозрачности компаний – естественных монополий, работающих в данном сегменте. Одновременно отмечалось существенное повышение прозрачности деятельности ОАО «РЖД», включая инвестиционную программу. Но необходимо и дальнейшее движение в этом направлении.

При обсуждении вопроса о размере и источниках инвестиций в естественные монополии нужно учитывать и другой важный момент – перераспределение через инфраструктурные отрасли инвестиционных средств может стать драйвером роста для промышленных предприятий, являющихся для них поставщиками продукции. А это машиностроение, металлообработка, отрасли высоких технологий и многие другие. 

Этот вопрос всегда актуален, но особенно в периоды посткризисного восстановления. Это инвестиции, в которых заинтересовано государство и общество в целом, а потому именно здесь целесообразно также финансирование за счёт бюджетных средств. И можно вспомнить опыт США конца 1920-х – начала 1930-х годов, когда за счёт развития инфраструктуры, строительства новых дорог была преодолена Великая депрессия. Аналогично действовали и в Западной Германии, когда требовалось быстрое восстановление страны после Второй мировой войны. Подобные методы применяются и в современном Китае.

При этом модернизационные задачи должны в первую очередь выполняться за счёт технологических решений, а не только лишь наращиванием объёмов финансирования. Это будет стимулом для обновления предприятий отраслей, являющихся поставщиками продукции для естественных монополий, их перехода на выпуск соответствующей мировым стандартам продукции. Только тогда будет достигнут синергетический эффект для различных отраслей экономики и для страны в целом.

Я являюсь независимым членом советов директоров нескольких крупных отечественных компаний, в том числе и ОАО «РЖД», поэтому могу сравнивать эффективность практики корпоративного управления, инвестиционного планирования, технологического перевооружения. Два года работы в РЖД позволяют мне сделать вывод, что компания быстро развивается и серьёзно меняется по всем этим направлениям.

Промежуточными итогами работы являются и растущие объёмы высокоскоростного движения, и то, что РЖД сумели обеспечить нарастающие в период выхода из кризиса потребности различных отраслей промышленности. Во многом это стало возможным благодаря планомерно и постоянно совершенствуемой практике корпоративного управления. РЖД сумели в очень короткие сроки трансформировать организационную структуру Министерства путей сообщения в рыночную. При этом не потеряв управляемости и создав предпосылки для дальнейшего развития компании в интересах национальной экономики.

Конечно, поиск баланса между потребностями компании и запросами потребителей в данном случае будет непростым – в нём участвуют и государство, и местные власти. Но уже сегодня можно говорить о том, что новый путь, которым идут РЖД, является более эффективным и способствующим ускоренной модернизации отрасли.

БИОГРАФИЯ

Александр Николаевич Шохин 

Президент Российского союза промышленников и предпринимателей, д.э.н., профессор. Окончил экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. 

С 1991 по 1994 год занимал пост заместителя председателя Правительства РФ. 
С 1995 года Александр Шохин является президентом Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ). 
В 1998 году вновь занял пост заместителя председателя Правительства РФ, курировал финансово-экономический блок. 
С 2005 года – президент Российского союза промышленников и предпринимателей. Входит в состав Комиссии при Президенте РФ по формированию и подготовке резерва управленческих кадров, Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при председателе Правительства РФ, комиссий Правительства РФ по проведению административной реформы, по законопроектной деятельности, по высоким технологиям и инновациям, по транспорту и связи, по развитию малого и среднего предпринимательства. Является независимым членом совета директоров ряда крупных российских компаний, в том числе ОАО «РЖД».
Единство мира
Параг Ханна, консультант по глобальной стратегии, основатель FutureMap,

Как развитие транспортной инфраструктуры может спасти планету от вражды

Рубрики: Гость номера
Выстоят профессионалы
Борис Лёвин, президент Ассоциации вузов транспорта, ректор Российского университета транспорта (МИИТ),

Специалисты будущего должны быть универсалами

Рубрики: Гость номера
Команда 2030
Дмитрий Шаханов, заместитель генерального директора ОАО «РЖД»,

Стратегия управления талантами

Рубрики: Гость номера
Жизненный цикл
Валентин Гапанович, президент некоммерческого партнёрства «Объединение производителей железнодорожного транспорта» ,

От новых локомотивов к беспилотным поездам

Рубрики: Гость номера
Молодым – дорога
Анатолий Фиронов, заместитель директора Русско-немецкого института МИИТа,

Железнодорожные вузы готовят специалистов будущего

Рубрики: Гость номера

Библиотека Корпоративного университета РЖД

Как работать в рабочее время. Правила победы над хаосом
Сергей Бехтерев
«Как работать в рабочее время. Правила победы над хаосом». издательство «Альпина Паблишер», 2018 год
Долг: первые 5000 лет истории
Гребер Дэвид
«Долг: первые 5000 лет истории». издательство «Ад Маргинем», 2016 год
Принципы. Жизнь и работа
Рэй Далио
«Принципы. Жизнь и работа». Издательство Манн, Иванов, Фербер 2019 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100