Потенциал повышения эффективности
Борис Лапидус
Борис Лапидус
председатель Объединённого учёного совета ОАО «РЖД»

Потенциал повышения эффективности

Перед отраслевой наукой сейчас стоит важнейшая задача повышения эффективности
работы железнодорожного транспорта, причём это относится как к ОАО «РЖД»,
так и к его дочерним обществам.
Для того чтобы передовые научные разработки стали повседневной производственной
реальностью, необходимо, чтобы на всех этапах технологической и управленческой
цепочки было понимание основных направлений научного развития.

Объединённый учёный совет ОАО «РЖД» сформулировал, а президент компании Владимир Якунин утвердил 16 приоритетных направлений научных исследований, направленных на решение системных стратегических задач. Хотелось бы отметить несколько приоритетов в этой сфере.

Стратегия развития ОАО «РЖД» предусматривает рост производительности труда к 2015 году по сравнению с 2008 годом на 30%, производительности локомотивов в грузовом движении – на 16%, а удельные энергозатраты на тягу поездов должны сократиться на 3%. Ожидаемая экономия затрат на этой основе оценивается в 115 млрд руб.

В связи с этим одной из ключевых задач является создание модели оценки и оптимизации себестоимости перевозок, а также системы комплексной оценки и повышения производительности использования ресурсов по четырём основным направлениям: трудовые ресурсы, инфраструктура, подвижной состав и энергоэффективность.

Внедрение этих разработок создаст предпосылки для снижения издержек на всех этапах производственного процесса и во всех структурах и подразделениях.

Не менее значимой является и разработка новой технологии перевозочного процесса. Она должна обеспечить системное повышение скорости и веса поезда, надёжности доставки грузов, снижение порожнего пробега. В основе всего этого должны лежать экономические критерии, а механизмом реализации призваны стать интеллектуальные железнодорожные системы.

Работа в этом направлении уже ведётся на сети железных дорог, а тяжеловесные поезда стали практикой на ряде направлений.

И с этой точки зрения важно ещё одно направление научных разработок – гармонизация параметров локомотивной тяги и инфраструктуры с точки зрения воздействия на скорость и вес поездов. Конечным итогом должна стать оптимизация эффективности перевозочного процесса.

Ещё одно направление, на котором будет концентрироваться отраслевая наука, также является системообразующим для российских железных дорог. Речь идёт о разработке системы управления эксплуатацией и развитием пропускной способности участков железных дорог, исходя из минимизации инвестиционно-эксплуатационных затрат и максимизации объёмов перевозок и доходов. Тесно связана с ней и проблема рационализации полигонов, на которых применяются новые типы вагонов и локо­мотивов.

Решение этих вопросов и вне­дрение практических решений в этой сфере имеют большое зна­чение для различных железных дорог и направлений, и в первую очередь это касается полигонов с интенсивным дви­жением.

Рост грузооборота, особенно на отдельных направлениях, и ускоренное развитие в стране новых форм пассажирского движения, прежде всего высокоскоростного, делают весьма актуальной выработку решений в ещё одном направлении научных разработок. Речь идёт о модели оптимального распределения пропускных способностей между грузовым и пассажирским движением с выработкой перспективной схемы развития инфраструктуры.

Также важно разработать и внедрить дифференцированную систему нормативов содержания и обслуживания железнодорожных линий в зависимости от интенсивности перевозок, макропрофиля пути, особенностей климатических зон и геофизических свойств основания пути.

Принятая в компании программа оптимизации издержек и увеличения доходов содержит конкретные технические и организационные мероприятия, увязанные с инвестиционной программой развития, а также требования к новой технике с точки зрения уровня её производительности.

И отраслевая наука должна создать технические и экономические предпосылки для достижения заданных в этой стратегии параметров. В связи с этим требуется стимулировать научные исследования, обеспечить быстрейшее и как можно более полное внедрение полученных результатов.

Необходимо применять лучший зарубежный опыт в области использования ресурсов, повышения энергоэффективности, увеличения скоростей движения поездов и качества обслуживания клиентов как в грузовом, так и в пассажирском сообщении. Причём учёные должны не только решать текущие задачи, но и предвидеть будущие проблемы и вызовы.

Руководство российских железных дорог понимает значимость этих вопросов. Принятая программа научно-технического развития компании на 2011 год предусматривает рост финансирования НИОКР в пять раз. Это минимально необходимая сегодня величина для научно-технического обеспечения модернизации железнодорожного транспорта. Выделяемые средства позволят усилить мотивацию научных работников, обновить исследовательскую базу, в целях ускорения инновационного обновления отрасли привлечь в качестве партнёров лучшие научные организации нашей страны.

И здесь важно отметить, что одна из ключевых задач Объединённого учёного совета ОАО «РЖД» состоит в том, чтобы сформировать условия для существенного омоложения и обновления качественного уровня научных кадров. Нам нужно привлекать к  исследованиям молодых специалистов в области информатики, материаловедения, проектирования сложных технических систем, в том числе из практиков, занятых в производственном процессе.

Поэтому мы планируем расширить набор в аспирантуру в отраслевых учебных заведениях. При ОАО «ВНИИЖТ» организована докторантура, где к защите диссертаций  сейчас готовятся 15 молодых перспективных учёных. Совместно с МИИТом открыта магистратура для подготовки научных сотрудников с привлечением не только преподавателей этого университета, но и профессоров МГТУ им. Баумана и других ведущих столичных вузов. Читать лекции будущим исследователям будут и ведущие учёные ОАО «ВНИИЖТ».

Помимо этого, сейчас мы создаём новую структуру – корпус научных железнодорожных исследователей. Восстановлены различные формы стимулирования защиты диссертаций и руководства аспирантами. Все эти меры уже в ближайшем будущем позволят существенно омолодить научные кадры отрасли.

Потенциал для развития ­отраслевой науки в нашей компании значителен, и Объединённый учёный совет ОАО «РЖД» постоянно работает над его углублением. Важно отметить, что мы стремимся не замыкаться в узкоотраслевых рамках.

Помимо ведущих специалистов отрасли, в состав совета входят девять академиков и членов-корреспондентов РАН, представляющих различные организации, шесть ректоров крупнейших вузов, 25 докторов наук. Из членов совета сформированы проектные группы для реализации приоритетных направлений научных исследований в области развития железнодорожного транспорта. Они работают в интерактивном режиме с привлечением профильных специалистов.

Процесс привлечения академической науки для разработки новых технологий, техники и систем управления, предназначенных для нужд железнодорожной отрасли, получил серьёзный импульс в октябре 2010 года, когда президентом компании Владимиром Якуниным и главой РАН Юрием Осиповым был подписан новый договор о сотрудничестве. В его рамках учёные планируют создать материалы с новыми свойствами, в том числе с помощью нанотехнологий, заняться разработкой перспективных видов транспорта, систем управления рисками, повышением надёжности технических средств железных дорог.

ВНИИЖТ, в свою очередь, заключил договоры о сотрудничестве с Сибирским отделением РАН, Институтом прикладной физики, МГТУ имени Баумана, Федеральным ядерным центром в Сарове. В плане научно-технического развития ОАО «РЖД» на 2011 год предусмотрен специальный раздел, в котором перечислены темы исследований, которые будут выполнять учёные РАН и других организаций по заказу железнодорожников.

Предлагаемые инновации должны быть направлены на преодоление конкретных технических и экономических проблем, повышение качества и снижение себестоимости услуг, улучшение условий труда. Не сомневаюсь, что первые результаты такой деятельности появятся уже в текущем году.

Мода на проекты
Александр Козлов, директор Департамента проектного управления ООО «Аэроэкспресс», доцент, к.э.н.,

От ручного управления к программно ориентированному

Рубрики: Корпоративное управление
Новый взгляд
Николай Верховский, исполнительный директор Центра цифровой трансформации, директор проектной работы Московской школы управления «Сколково» ,

В чём принципы архитектуры цифровой компании

Рубрики: Корпоративное управление
Блокчейн для РЖД
Олег Шибанов, заместитель проректора Российской экономической школы,

Творческое сотрудничество с Российской экономической школой

Рубрики: Корпоративное управление
Свои облака
Евгений Чаркин, директор ОАО «РЖД» по информационным технологиям,

Как происходит цифровизация железнодорожного холдинга

Рубрики: Корпоративное управление
Информационная прозрачность

РЖД публикуют нефинансовые отчёты с 2006 года

Рубрики: Корпоративное управление

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Одноминутный менеджер и Ситуационное руководство
Кен Бланшар, Патриция Зигарми, Дреа Зигарми
«Одноминутный менеджер и Ситуационное руководство». Издательство «Попурри» 2018 год
Коучинг. Основные принципы и практики коучинга и лидерства
Джон Уитмор
«Коучинг. Основные принципы и практики коучинга и лидерства». Издательство «Альпина Паблишер» 2022 год
Кругом одни идиоты. Если вам так кажется, возможно, вам не кажется
Томас Эриксон
«Кругом одни идиоты. Если вам так кажется, возможно, вам не кажется». Издательство «Бомбора» 2020 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100