Вечное движение

Вечное движение

Контейнерные перевозки выбирают новые маршруты
Сегмент контейнерных грузовых перевозок остаётся одним из наиболее динамично развивающихся. По данным ОАО «РЖД», за I квартал текущего года по сети холдинга перевезено 1,6 млн гружёных и порожних TEU (эквивалент двадцатифутового контейнера) во всех видах сообщения, что на 10% больше, чем за аналогичный период 2021 года. Положительная динамика зафиксирована как во внутренних, так и в импортных и транзитных перевозках.


Универсальная тара

По словам пресс-секретаря АО «РЖД Логистика» Евгении Фисенко, контейнер – один из наиболее удобных видов тары, поскольку позволяет перевозить разные номенклатуры грузов различными видами транспорта, не создаёт проблем при смене модальности и даёт возможность хранения контейнеров на меньшей площади при их расположении в несколько ярусов.

В контейнер можно поместить практически любые грузы, подходящие по своим весогабаритным характеристикам.
«Вопрос заключается только в коммерческой целесообразности перевозки того или иного вида груза», – отмечает начальник отдела маркетинговой аналитики Транспортной группы FESCO Юлия Киселёва.

На текущий момент номенклатура перевозок достаточно разнообразна – химическая продукция, продовольственные грузы, в том числе требующие особого температурного режима, метизы, строительные грузы, автомобили, оборудование, нефтяные грузы, продукция деревопереработки, бумага, целлюлоза, цветные металлы, серное сырьё и многое другое. Так, в апреле текущего года ОАО «РЖД» и «Почта России» открыли движение регулярного контейнерного поезда с почтовыми отправлениями и сборным коммерческим грузом. Также растёт перевозка тех грузов, которые ранее традиционно транспортировались в подвижном составе другого типа. Сюда можно отнести древесину, руду и минеральные удобрения.


Точки роста

Высоким темпам развития контейнеризации на железной дороге способствует ряд факторов – развитие инфраструктуры, скорость доставки, безопасность и использование новых технологий.

Директор «РТСБ-РУС» Александр Баскаков считает, что сегодня контейнерные перевозки по железной дороге – единственный способ доставить груз в приемлемые сроки. «Часть грузов переходит с моря на железную дорогу, – говорит он. – А недавно введённый запрет на перемещение европейских фур через таможенную границу Евразийского экономического союза в Беларусь будет способствовать росту перевозок по железной дороге. Все те товары, которые продолжат поставляться из Европы, будут ехать в контейнерах».

Продолжающиеся инвестиции в модернизацию инфраструктуры и грузовых дворов также положительно сказываются на росте провозных и пропускных способностей, что влияет на увеличение объёмов отправки контейнеров по железной дороге.

Например, в апреле ОАО «РЖД» и FESCO открыли новую площадку для обработки крупнотоннажных контейнеров на терминале Санкт-Петербург-Финляндский (Октябрьская железная дорога). Новая площадка позволит увеличить ёмкости хранения контейнеров в два раза – с 750 до 1,3 тыс. TEU, сократить время обработки контейнерных поездов, а также двукратно увеличить приём и отправки поездов – до 40 в месяц.

На Восточном полигоне, на пограничной станции Забайкальск 28 марта состоялась церемония открытия транспортно-логистического комплекса. Новый терминал обеспечивает перевалку всех видов грузов, принимаемых из Китая по колее 1435 мм. При этом среднее время перегруза сократилось с 24 до 18 часов. На строительство нового объекта холдинг выделил около 10 млрд руб.
«Сегодня РЖД обладают сетью из более чем 700 грузовых терминалов по всей России», – отметил во время выступления на 26-й Международной выставке TransRussia начальник Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом ОАО «РЖД» Алексей Бельский.

Отдельно стоит отметить возможность ускоренной доставки грузов и новые технологии при организации перевозки в контейнерах. «Сегодня на железной дороге разработана и внедрена технология закольцованных перевозок, которая даёт возможность уйти от процедуры осмотра фитинговых платформ на станциях выгрузки, – рассказывает Евгения Фисенко. – Кроме того, контейнеры позволяют снизить порожний пробег составов, а также убрать необходимость сортировки при следовании контейнеров в составе поездов. Продолжают развиваться технологии перевозки насыпных грузов в контейнерах с открытым верхом, а также перевозки контейнеров в полувагонах при отсутствии фитинговых платформ».


Маршрутизация грузов

С учётом текущей ситуации и введением ограничений от недружественных стран сегодня наблюдается изменение направлений при доставке экспортных грузов, растёт спрос на перевозки по альтернативным маршрутам. В целом можно говорить о ярко выраженной переориентации экспортных потоков грузов с западного на восточное и южное направления, в сторону портов Дальнего Востока и Черноморского бассейна, а также сухопутных пограничных переходов Дальнего Востока.
«При этом единственным рабочим вариантом у экспортёров остаётся железная дорога», – говорит Александр Баскаков.

Эксперты отмечают, что в нынешних условиях многие экспортёры вышли на азиатские рынки, прежде всего на Китай.
«Мы наблюдаем переориентацию грузов в контейнерах, следовавших ранее через порты Северо-Запада, на маршруты через порты Дальнего Востока и сухопутные пограничные переходы», – рассказывает «Пульту управления» директор ПАО «ТрансКонтейнер» по продажам и клиентскому сервису Никита Пушкарёв.

Как рассказала Евгения Фисенко, по данным ОАО «РЖД», из-за запрета на перевозку через Украину и Финляндию (с 27 марта VR Transpoint останавливала грузоперевозки с Россией из-за британских санкций, но затем возобновила их с 30 марта, однако намерена остановить их в ближайшее время. – Ред.), а также из-за ограничений в отношении отдельных грузоотправителей и номенклатур грузов только с начала марта в «РЖД Логистику» клиенты подали заявки на дополнительный вывоз грузов в направлении Восточного полигона общим объёмом свыше 15 млн тонн.

На экспортно-импортные перевозки по маршруту Россия – Китай количество заявок в «РЖД Логистике» в два раза превышает логистические возможности компании. Запросы поступают как на транспортировку промышленных грузов и товаров народного потребления, так и на продукцию агропромышленного комплекса, продукты питания и лекарственные средства.

Также отмечается двукратный рост запросов на экспортную и транзитную перевозку через территорию Казахстана и Белоруссии.

Ещё одним перспективным направлением, к которому есть большой интерес как грузоотправителей, так и перевозчиков, является перевозка через Азербайджан. Наблюдается тенденция к увеличению экспортного потока через порты Каспийского моря и по транспортному коридору Север – Юг.
«Это логично, – говорит Евгения Фисенко. – Грузы уходят в те страны, где есть подтверждённая возможность вывоза».


Дефицита не будет

По мнению экспертов, с уходом зарубежных морских операторов с российского рынка баланс ввозимых и вывозимых контейнеров изменится. По разным оценкам, российский рынок может недосчитаться от 200 до 300 тыс. TEU.
«Нарушение баланса в наличии необходимого парка контейнеров действительно есть, – отмечает Евгения Фисенко. – Крупные европейские морские операторы вывозят свои контейнеры, которые часто использовались в том числе во внутрироссийском сообщении».

Однако эксперты считают, что дефицита контейнеров не будет. Частично этот парк может быть замещён с приходом на рынок новых морских перевозчиков.
«Мы ожидаем увеличения отечественного контейнерного парка за счёт покупки текущими участниками рынка контейнерного оборудования, а также прихода новых игроков из стран Азиатско-Тихоокеанского региона как минимум на маршруты через Дальний Восток», – говорит Никита Пушкарёв.

По словам Юлии Киселёвой, 95% контейнеров для внешнеторговых перевозок, работающих на мировом и в том числе российском рынке, произведены в Китае. Китайские фабрики занимают порядка 85% от общемирового контейнерного производства.

«Производителям из КНР расходы на металл при реализации экспортных поставок компенсирует государство за счёт субсидий. Также к преференциям, которыми располагают китайские производители, можно отнести низкую стоимость электроэнергии и рабочей силы», – поясняет Евгения Фисенко.

«Крупные логистические операторы закупают довольно много новых контейнеров в Китае, отечественный рынок просто не может конкурировать с китайским по себестоимости контейнеров из-за массовых объёмов производства», – добавляет Александр Баскаков.

В России, по самым оптимистичным оценкам, выпускают около 10 тыс. новых контейнеров в год. Многое будет зависеть от того, как сможет измениться ситуация с производством.

Вместе с тем есть и положительные стороны вывода активов зарубежных операторов из России. «Отсутствие избытка контейнеров на рынке приведёт к более тщательному контролю сроков их использования, что улучшит оборачиваемость тары», – считает Никита Пушкарёв.

Сергей Волков
Ускорить перевозки
Сергей Дворов, заместитель начальника отдела организации государственного контроля в пунктах пропуска и реализации пограничной политики Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС,

В России создадут интеллектуальные пункты пропуска на границе

Рубрики: Показатели
Окно возможностей

ФПК наращивает пассажирооборот и обновляет парк

Рубрики: Показатели

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Одноминутный менеджер и Ситуационное руководство
Кен Бланшар, Патриция Зигарми, Дреа Зигарми
«Одноминутный менеджер и Ситуационное руководство». Издательство «Попурри» 2018 год
Коучинг. Основные принципы и практики коучинга и лидерства
Джон Уитмор
«Коучинг. Основные принципы и практики коучинга и лидерства». Издательство «Альпина Паблишер» 2022 год
Кругом одни идиоты. Если вам так кажется, возможно, вам не кажется
Томас Эриксон
«Кругом одни идиоты. Если вам так кажется, возможно, вам не кажется». Издательство «Бомбора» 2020 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100