Постоянное движение
Михаил Калашников
Михаил Калашников
директор Центра организации труда и проектирования экономических нормативов ОАО «РЖД»

Постоянное движение

Рынок труда диктует новый список профессий
Предприятия железнодорожного транспорта являются объектами повышенной опасности. Соответствие квалификации персонала требованиям профессиональных стандартов – залог безопасности движения поездов. Наш опыт показывает, что система независимой оценки квалификаций может стать эффективным инструментом управления персоналом для всех работодателей отрасли. Профстандарты важно учитывать при определении должностных обязанностей и предъявляемых к работникам квалификационных требований, обосновании рационального разделения и организации труда, в системе подготовки кадров на всех уровнях. Также нужно создать барьеры для недопущения к работе лиц, склонных к нарушению технологии производственных процессов. Поделюсь нашим опытом разработки и актуализации профстандартов.


ПРОФСТАНДАРТЫ ДЛЯ РАБОТНИКОВ

Программа совершенствования системы развития и обучения рабочих и служащих в ОАО «РЖД» до 2025 года предусматривает, что на основе профстандартов будут пересмотрены принципы и периодичность развития, обучения рабочих и служащих. Разработаны профстандарты для всех специфичных для железнодорожного транспорта профессий, приказами Минтруда утверждено 92 отраслевых профстандарта и применяется более 170 профстандартов по видам деятельности, относящимся к сквозным (межотраслевым).

Так, совместно с Советом в области управления персоналом и ведущими компаниями РФ разработан профстандарт «Специалист по экономике труда», который практически возрождает подготовку в вузах по специальности «инженер по организации и нормированию труда». Эта специализация особенно востребована в России. До 2025 года планируется разработать профстандарты на все виды профессиональной деятельности, существующие в организациях железнодорожного транспорта.

Для принятия управленческих решений по совершенствованию системы профессиональных квалификаций в области железнодорожного транспорта в ОАО «РЖД» провели оценку целесообразности применения сквозных (межотраслевых) наименований профессий и должностей в структурных подразделениях филиалов (предусмотрено дорожной картой № 1494 от 14 октября 2020 года). Результатом этой работы стала подготовка плана разработки и актуализации профстандартов по сквозным (межотраслевым) видам профессиональной деятельности. Его одобрили все причастные советы по профессиональным квалификациям.

В этом году ЦОТЭН разработал проекты четырёх профстандартов по межотраслевым видам профессиональной деятельности: «Работник по управлению и обслуживанию железнодорожного крана», «Работник по ведению документации по технологическому обеспечению, планированию и учёту выполнения работ в подразделении организации железнодорожного транспорта», «Специалист по организации и проведению лабораторного контроля качества материалов и запасных частей, применяемых при ремонте, техническом обслуживании железнодорожного подвижного состава и объектов железнодорожной инфраструктуры», «Работник по заливке и литью из свинцово-оловянистых сплавов изделий и деталей железнодорожного подвижного состава».

На 2022 год запланирована подготовка проектов ещё пяти профстандартов: «Работник по организации, обслуживанию и ремонту пассажирских обустройств и объектов железнодорожной инфраструктуры», «Работник по изготовлению и ремонту электрических машин железнодорожного подвижного состава и устройств железнодорожной инфраструктуры», «Работник по прессованию и вулканизации изделий и деталей железнодорожного подвижного состава», «Работник по стирке, ремонту, чистке и глажению спецодежды работников организаций железнодорожного транспорта», «Работник по ремонту деталей и узлов санитарно-технических систем подразделений железнодорожного транспорта».

В 2021 году мы актуализировали два профстандарта, дополнив их обобщёнными трудовыми функциями, выполняемыми работниками сквозных (межотраслевых) профессий: бандажник, бункеровщик, водитель погрузчика, слесарь по ремонту и обслуживанию перегрузочных машин. В 2022 году планируется продолжить актуализацию профстандартов в отношении таких профессий, как водитель транспортно-уборочной машины, исполнитель художественно-оформительских работ, машинист моечных машин, оператор установки пескоструйной очистки, пескоструйщик.

Можно сказать, что заложена основа процесса перехода на систему профстандартов, а внедрение будет продолжаться по мере разработки новых и актуализации существующих профстандартов.


НОВЫЕ ПРОФЕССИИ

Развитие новых технологий и изменение требований к работнику формируют запрос на новые профессии. Мы планируем ежегодно разрабатывать и актуализировать профстандарты для новых профессий и должностей, а также роботизируемых или автоматизируемых рабочих мест и автоматизированного подвижного состава.

Работа в этом направлении идёт уже три года. В корпоративную систему оплаты труда добавили такие позиции, как эксперт, специалист по логистике и специалист по закупкам. Тогда же разработали профстандарты в сфере обслуживания малоинтенсивных железнодорожных участков для монтёра и бригадира (освобождённого) по обслуживанию и ремонту устройств железнодорожной инфраструктуры, мастера и начальника участка по обслуживанию и ремонту устройств железнодорожной инфраструктуры, электромеханика железнодорожной инфраструктуры. Разработан профстандарт и внедрена профессия машинист-оператор. Это принципиально новая специальность, предполагающая знание не только основ Правил технической эксплуатации и движения, но и знания цифровых технологий, оборудования беспилотного движения подвижного состава.

В 2019–2020 годах ЦОТЭН разработал ещё несколько профстандартов для новых профессий: контролёр состояния объектов железнодорожной инфраструктуры, водитель специализированной техники на комбинированном ходу, оператор системы управления беспилотным моторвагонным подвижным составом и оператор системы роботизированного управления терминально-складским комплексом.

В этом году создали профстандарты ещё для двух новых профессий: технический оператор-аналитик по принятию решений и оператор системы управления цифровой тяговой подстанцией.

Планируется разработать профстандарты на такие профессии, как агент по организации обслуживания пассажиров на железнодорожном транспорте, оператор по дистанционному управлению системами обеспечения железнодорожного вокзала, оператор комплексного обеспечения технологических операций в информационных системах на железнодорожных станциях.

Самый важный этап разработки и актуализации профстандартов – профессионально-общественное обсуждение. В нём участвуют эксперты организаций железнодорожного транспорта, которые оценивают проект в части содержания (в том числе цифровых составляющих), соответствия нормативным правовым актам, в некоторых случаях учитываются требования локальных нормативных актов в области железнодорожного транспорта. В обсуждении обязательно участвуют представители объединения «Желдортранс», Роспрофжела, научных и образовательных организаций. На заключительном этапе проект профстандарта оценивается Советом по профессиональным квалификациям на железнодорожном транспорте и рабочей группой Минтранса России.
В поисках баланса
Анна Матинина, ведущий эксперт Центра организации труда и проектирования экономических нормативов ОАО «РЖД»,

В ОАО «РЖД» оценили трудозатраты работников в сфере управления недвижимым имуществом

Рубрики: Культура труда
Современный подход
Александр Горбачёв, начальник отдела анализа видеоматериалов производственного процесса Центра управления телекоммуникационными ресурсами Центральной станции связи – филиала ОАО «РЖД» ,

Нормирование труда влияет на эффективность работы компании

Рубрики: Культура труда

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культурные коды экономики: как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа
Александр Аузан
«Культурные коды экономики: как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа». Издательство «АСТ» 2022 год
Agile life: как вывести жизнь на новую орбиту, используя методы agile-планирования, нейрофизиологию и самокоучинг
Катерина Ленгольд
«Agile life: как вывести жизнь на новую орбиту, используя методы agile-планирования, нейрофизиологию и самокоучинг». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru