Слушать и слышать

Слушать и слышать

Как вести деловые переговоры успешно и эффективно
Экология входит во все сферы в нашей жизни, в том числе и в сферу коммуникаций. Люди стараются, чтобы их общение друг с другом стало безвредным. Эти правила касаются не только личного общения, но и деловых переговоров. «Пульт управления» разбирался, как нужно строить деловую коммуникацию на принципах уважения к себе и партнёру.


Экологичное общение как ключ к успеху

Понятие «экологичный» появилось в психологии совсем недавно. Психологи подразумевают под этим термином очистку внутреннего мира человека от негативных эмоций, неправильных установок, комплексов, токсичных отношений, которые мешают двигаться вперёд. Следом за ним появился термин «экологичное общение» – общение, основанное на уважении к себе и к окружающим людям. Специалисты отмечают, что благодаря такому подходу раскрываются потенциал личности и лучшие стороны каждого спикера. Как рассказала клинический психолог София Мордвинкина, новый термин навеян модой на экологию, но он помогает людям гармонизировать общение друг с другом.
«Экологичное общение – это умение быть уместным, вежливым и уважительным. Оно подразумевает брать полную ответственность за свои слова и поступки. Главное – помнить, что мы не берём ответственность за чужие эмоции и поступки, только за свои. Помимо этого экологичное общение – это общение без нарушения чужих личных границ, но с соблюдением своих собственных. То есть важно правильно рассчитывать свои эмоциональные ресурсы и распределять их так, как мы хотим: не поддерживать человека, если у нас нет сил; любить того, кого хотим, и ненавидеть соответственно. Это общение без эмоционального насилия: нет непрошенных советов, критики и навязывания своего мнения. Это уважение другого человека, право на его мнение и проявление им эмоций. Экологичное общение также про толерантность, то есть принятие того факта, что другие люди отличаются от нас и это нормально. Современное общение стало более зрелым и гармоничным, мы стали больше уважать своего собеседника и больше уважать себя, задумываться о своём эмоциональном состоянии», – говорит София Мордвинкина.

Понятие «экологичное общение» подразумевает желание человека развиваться. «Экологичность и токсичность так же противоположны, как стремление человека к смерти и к жизни. Суть экологичности и экологичного общения заключена в стремлении к жизни. Это общение, построенное на желании расти, развиваться и быть здоровым. Яркий тому пример – это гуманистическая позиция австрийского психиатра Виктора Франкла, который призывал видеть человека в перспективе его дальнейшего развития, буквально наблюдать его таким, какой он будет, когда вырастет. Поэтому такое общение подразумевает наличие уважения к профессиональности человека в будущем, к его более высоким компетенциям, его более высоким устремлениям. Это подобно тому, как самолёт направляют не точно в место его приземления, а со множеством поправок на курс, буквально выше, чем есть на самом деле», – говорит клинический психолог Олег Долгицкий.

Экологичное общение базируется на семи основных принципах. Эти правила можно применять во всех сферах общения.
1. Любовь к себе и забота о своём внутреннем комфорте.
2. Обозначение личных границ и умение их отстаивать.
3. Уважение личных границ других.
4. Принятие собственной ранимости, отсутствие страха перед своей слабостью.
5. Умение сострадать и искренне желать счастья близкому человеку.
6. Полная ответственность за внутреннее равновесие, поведение и реакции.
7. Социальная самостоятельность и материальная независимость.

«Разумеется, экологичное общение лучше токсичного, характерного для тиранов. Ведь ещё Аристотель писал, что тиран – самый несчастный из всех людей, потому как вместо того, чтобы заниматься собой, он занимается другими, уничижая их существование, ограничивая их в развитии. В противоположность тирану Аристотель приводил в пример аристократов, которые являются лучшими из людей. Само их бытие задаёт перспективу для окружающих, а общение с такими людьми, которые видят вокруг себя развитие и потенциал, характеризует их как экологичных людей, стремящихся к жизни», – говорит Олег Долгицкий.


Уважение – залог экологичности

Переговоры – важнейшая часть деловой жизни, и их необходимо сделать экологичными. «Правила экологичного общения помогут привести деловые переговоры к плодотворному сотрудничеству. Мы доносим свою позицию и слышим чужую, что позволяет найти наиболее выгодные и эффективные методы решения вопроса. Также они помогают предотвращать манипуляции в беседе», – говорит София Мордвинкина.

Для того чтобы деловые переговоры прошли успешно и экологично, важно, чтобы собеседники уважали друг друга. «Уважение – это одна из основ деловых переговоров. Именно поэтому на всех этапах важно проявить его, чтобы вызывать доверие противоположной стороны», – отмечает Олег Долгицкий.

Несколько правил помогут провести любые переговоры успешно и экологично.

Правило первое: однозначность фраз. Говорите строго по делу и официально деловым тоном. Избегайте жаргона и терминов субкультур. Речь должна быть лаконичной и понятной, строго по делу.

Правило второе: выстроить свои личные границы. Даже в деловых переговорах важно выстраивать свои личные границы, за которые лучше не заходить. «Если человек не видит границ и переходит на личности, то его нужно поставить в известность, что этого делать не нужно. Даже если  это руководитель. Если вы не можете обрисовать свои границы или кто-то имеет иные представления о ваших границах, то с таким человеком лучше прекратить любое общение», – советует психолог Ирина Белоусова.

Правило третье. Соблюдать дедлайн. Время – самое ценное, что есть у человека, поэтому не стоит задерживать своего собеседника. Заранее обговорите продолжительность встречи. И самое главное – не опаздывайте.

Правило четвёртое. Будьте тактичны. «В конце встречи, когда вы узнаете противоположную сторону поближе, может появиться желание выйти за рамки официально-делового стиля общения, но не стоит этого делать. Тем более это нельзя делать после первой встречи», – говорит Олег Долгицкий.

Дарья Чикиркина

Учитывать интересы сторон

Как наладить работу с людьми разного возраста

Рубрики: Психология
Выйти из зоны комфорта

Что мешает добиваться цели

Рубрики: Психология
Жить сегодня

Как перестать откладывать реализацию мечты

Рубрики: Психология
Энергия жизни

Наступает время пробуждения и новых свершений

Рубрики: Психология
Мотивационная грелка

Как не потерять желание двигаться к цели

Рубрики: Психология

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Не сходите с ума на работе, или Как создать спокойную компанию
Джейсон Фрайд, Дэвид Хайнемайер Хенссон
«Не сходите с ума на работе, или Как создать спокойную компанию». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2019 год
Траблшутинг. Как решать нерешаемые задачи, посмотрев на проблему с другой стороны
Сергей Фаер
«Траблшутинг. Как решать нерешаемые задачи, посмотрев на проблему с другой стороны». Издательство «Альпина Паблишер» 2018 год
Лидер и племя. Пять уровней корпоративной культуры
Логан Дэйв, Кинг Джон
«Лидер и племя. Пять уровней корпоративной культуры». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2024 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru