Секреты производительности
Владимир Никитин
Владимир Никитин
начальник Департамента по организации, оплате и мотивации труда ОАО «РЖД»

Секреты производительности

В ОАО «РЖД» работают над повышением эффективности деятельности
Сначала реализации национального проекта «Повышение производительности труда» «Российские железные дороги» успешно перевыполняют ключевые показатели, установленные проектом для экономики страны. Начальник Департамента по организации, оплате и мотивации труда ОАО «РЖД» Владимир Никитин рассказал «Пульту управления» о многопрофильной системе управления эффективностью деятельности холдинга, благодаря которой РЖД поддерживают стабильный рост производительности труда и формируют культуру бережливого производства.

– Владимир Николаевич, в чём уникальность системы управления эффективностью деятельности РЖД?
– В ОАО «РЖД» создана многопрофильная система управления эффективностью деятельности. Она объединила такие направления, как повышение производительности труда, программы энергоэффективности, операционной эффективности, цифровой трансформации и роботизации, а также проекты бережливого производства. Что важно – все направления интегрированы с системой бюджетного управления и планом инвестиционного развития компании и отражены в сводной Программе мероприятий компании по повышению операционной эффективности до 2025 года.
Отчёты по исполнению программы ежеквартально представляются совету директоров и правлению компании.
В соответствии с указом президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в Программе операционной эффективности компании зафиксирован комплекс мер для выполнения целевой задачи – обеспечения ежегодного роста производительности труда не менее чем на 5% и получения кумулятивного эффекта на сумму более 1 трлн руб.

– Оправдывает ли себя многопрофильный подход к управлению эффективностью деятельности с точки зрения роста производительности труда?
– Этот подход оказался успешным. Компания обеспечила рост производительности труда более чем на 30% к уровню 2014 года. В стране в среднем этот показатель составляет только 4%.
С момента создания ОАО «РЖД» проводит системную работу по повышению производительности труда и эффективности использования ресурсов. Первый наш целевой параметр появился ещё в майских указах президента 2012 года – рост в 1,5 раза к 2018 году. Этот показатель компания перевыполнила: по итогам 2018 года производительность труда в ОАО «РЖД» относительно 2011 года выросла в 1,55 раза.
Достичь таких результатов было непросто. К тому же высокую динамику пришлось выдерживать в условиях масштабного строительства на сети РЖД: вводились в эксплуатацию железнодорожные подходы к портам Северо-Запада и Азово-Черноморского бассейна, шла подготовка к Олимпиаде в Сочи и чемпионату мира по футболу 2018 года, развивался Восточный полигон. Тем не менее объём приведённой работы увеличился с 3,21 трлн прив. ткм в 2014 году до 3,45 трлн прив. ткм в 2020-м, рост на 237,6 млрд прив. ткм, или на 7,4% – а это основные показатели, влияющие на производительность труда в ОАО «РЖД».
Несмотря на масштабы реализованного и стабильный рост ключевых показателей, трудоёмкость производственных процессов снижена более чем на 18,5%.

– В каком направлении будет развиваться система управления эффективностью деятельности?
– Можно выделить три направления развития действующей системы. Первое – формирование общекорпоративной цифровой информационной базы лучших проектных решений оптимизации производственных процессов и повышение эффективности труда персонала. Эта база уже формируется. На начало текущего года в неё загружены более 200 проектов по снижению трудоёмкости производственных процессов и высвобождению персонала. Более 10 тыс. проектов по использованию инструментов бережливого производства загружено в систему проектного мониторинга АС СПМ.
Второе направление – это развитие системы мотивации персонала за создание и реализацию проектов по бережливому производству. В 2018 году специальным распоряжением закреплено положение о том, что до 30% экономического эффекта от реализованного проекта направляется на материальное поощрение членов проектных команд, а 20% направляется в фонд развития предприятий. В прошлом году, согласно нормам этого положения, почти 20 тыс. сотрудников компании получили премии на общую сумму 410,8 млн руб.
Третьим направлением развития системы управления эффективностью является обучение персонала подразделений и дочерних обществ ОАО «РЖД» теории, методикам и практике процессного управления, бережливого производства, оптимальной организации трудовых процессов и риск-ориентированной модели управления.
В Корпоративном университете РЖД ежегодно более 2 тыс. руководителей и специалистов компании проходят дополнительное обучение по этим темам.

– А кто отвечает за работу по внедрению бережливого производства?
– В РЖД сформирована структура бережливой производственной системы, сегодня она охватывает все уровни управления компании – от центрального аппарата до каждого конкретного предприятия. При этом используются как командные методы совершенствования производства – проектные офисы, так и административное закрепление за руководителями функций по развитию производственной системы.

– Какие результаты принесло внедрение инструментов бережливого производства?
– Говоря о результативности производственной системы, мы прежде всего анализируем тренд расширения практик применения процессного управления, инструментов бережливого производства и оптимальных моделей организации труда.
В 2020 году в подразделениях компании реализовано более 2300 проектов бережливого производства.
Дальнейшее внедрение принципов бережливого производства позволило достичь роста годового экономического эффекта с 0,7 млрд руб. в 2016 году до 1,8 млрд руб. в 2020-м. То есть сама система за пять лет стала в 2,7 раза эффективнее.
Количество работников, принимающих участие в выявлении потерь и применении инструментов бережливого производства, за этот же период возросло в 6 раз – с 3 тыс. человек в 2016 году до 20 тыс. человек в 2020-м.

– Каких показателей удалось достичь в направлении повышения эффективности управления трудовыми ресурсами?
– В компании уделяется большое внимание проектной деятельности по оптимизации использования трудовых ресурсов.
Так, в 2018–2019 годах на сети железных дорог были созданы центры повышения эффективности труда персонала. Их главная задача – развитие проектной деятельности, направленной на выявление потерь в организации труда в подразделениях компании, оптимизация производственных процессов и снижение их трудоёмкости.
Итогами работы центров стали 307 проектов с экономическим эффектом, выразившимся в снижении нормативной численности на 1732 человека.
В плане работы на 2021 год запланировано реализовать ещё 300 проектов со снижением нормативной численности на 1348 человек, что сопоставимо всему выполненному объёму работы за три предыдущих года. Такую динамику роста можно легко объяснить: мы уже наработали компетенции и увеличили вовлечённость в проектную деятельность руководителей и специалистов всех уровней.

– Можно привести конкретные примеры улучшений?
– Внедрение полигонных технологий применения мобильных средств диагностики объектов инфраструктуры позволило оптимизировать ручные процессы контроля состояния железнодорожного пути, исключить повторные проверки, увеличить периодичность натурных осмотров состояния пути. Прогнозный эффект внедрения проекта к 2025 году – 800 млн руб. и высвобождение 637 человек.
В компании сокращается бумажный документооборот, совершенствуется процесс оформления перевозочных документов как в ОАО «РЖД», так и у наших клиентов-грузоотправителей, оформление грузоперевозок автоматизируется и уходит в «цифру». Например, внедряется система «Автоагент», которая позволяет клиентам через специальный сервис, доступный в приложении смартфона, оформить заявку на перевозку и сформировать автоматически все необходимые документы. Прогнозный эффект внедрения к 2025 году – 507 млн руб. и высвобождение 1100 человек. Это всего лишь несколько примеров системной работы компании по повышению эффективности и производительности труда.

Беседовал Владимир Константинов
Культура замедления

Как перестать спешить, но оставаться продуктивным

Рубрики: Эффективность
Стопроцентная отдача

Как бороться со снижением производительности труда

Рубрики: Эффективность
Нетиповые модели
Михаил Калашников, директор Центра организации труда и проектирования экономических нормативов ОАО «РЖД»,
Олег Шигаев, заместитель директора Центра организации труда и проектирования экономических нормативов ОАО «РЖД»,
Алексей Козловский, начальник Центра повышения эффективности труда персонала Западно-Сибирской железной дороги,

Центры повышения эффективности труда персонала задачу-минимум выполнили

Рубрики: Эффективность
Наблюдается рост

Производительность труда в ОАО «РЖД» в 2021 году увеличилась на 8%

Рубрики: Эффективность
Цифровизация и аутсорсинг

Лучшие зарубежные практики повышения производительности труда в железнодорожной отрасли

Рубрики: Эффективность

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru