Единое окно для бенчмаркинга

Единое окно для бенчмаркинга

В ОАО «РЖД» создан отраслевой центр компетенций по повышению производительности труда на транспорте
Компания «Российские железные дороги» не только успешно справляется с целевыми показателями национального проекта «Производительность труда» и обеспечивает ежегодный пятипроцентный прирост по этому важному для национальной экономики показателю, но и стремится организовать обмен лучшими практиками с российским деловым сообществом.

С 2018 года в России реализуется национальный проект «Производительность труда», главная задача которого – поднять к 2024 году темпы роста производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики до уровня не ниже 5% в год. Таким образом, к 2024 году в отечественной экономике прирост производительности труда должен составить более 20% по сравнению с 2018-м. Работу по национальному проекту координирует Министерство экономического развития.
«Предприятия, которые участвуют в проекте, получают от государства бесплатную помощь экспертов по устранению неэффективности производственного процесса, также ведётся обучение сотрудников методам повышения производительности труда, – рассказал на V Всероссийской научно-практической конференции «Повышение производительности труда на транспорте – источник развития и конкурентоспособности национальной экономики», состоявшейся 26 мая 2021 года, директор Департамента производительности и эффективности Минэкономразвития Александр Молодцов. – Сейчас внедрено новое направление, которое позволяет предприятию бесплатно провести аудит рабочих мест и оперативно, на базе работающих по всей стране авторизованных центров «Ворлдскиллс Россия», повысить квалификацию сотрудников – работники будут переобучаться на современном оборудовании и приобретать требуемые компетенции».

В проекте уже участвуют 2612 российских предприятий, которые расположены в 85 субъектах Российской Федерации. Из них 137 относятся к транспортной отрасли. Ожидается, что к концу 2021 года к нацпроекту присоединятся ещё порядка 2600 предприятий, а к 2024-му проект должен охватить свыше 6300 компаний. Кроме того, более 82 тыс. предприятий по всей России будут обмениваться лучшими практиками по повышению производительности труда.


Локомотив нацпроекта

Министерство транспорта курирует исполнение нацпроекта в отрасли. Директор Департамента экономики и проектов Минтранса Александр Семенчишин подчеркнул, что для достижения целевых показателей проекта разработан план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года. В плане, в частности, предусмотрено развитие инфраструктуры Восточного полигона железных дорог с целью увеличения транзита контейнеров в четыре раза. По словам чиновника, приоритетным является развитие контейнерных перевозок.

Напомним, в соответствии с указом президента провозная способность БАМа и Транссиба к 2024 году должна увеличиться с 124,9 млн до 180 млн тонн.

В ближайшее время будет расти роль транспортных коридоров. Например, маршрут северного коридора китайского проекта «Один пояс – один путь» идёт по России, через БАМ и Транссиб, но конкуренция остаётся, поскольку центральный и южный коридоры транспортной артерии идут в обход России. Очевидно, что задача ежегодного пятипроцентного роста производительности труда на транспорте продиктована жёсткими условиями глобальной конкуренции.

В Минтрансе выделяют и другие направления, важные для повышения производительности труда в транспортном сегменте российской экономики: развитие железнодорожных подходов к морским портам Азово-Черноморского и Северо-Западного бассейнов; развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла, в том числе в агломерациях обеих столиц; развитие высокоскоростного сообщения. «Цель Минтранса – снижение транспортной составляющей в цене продукции отечественных товаропроизводителей – таким образом будет повышаться эффективность производственной деятельности в стране, – пояснил Александр Семенчишин. – При этом работа ведётся в двух направлениях: снятие транспортных ограничений для возрастающего потока перевозок и повышение эффективности процессов, связанных с их обеспечением».

В ведомстве считают, что транспортным компаниям необходимо постоянно заниматься улучшением технологических процессов и повышать эффективность использования трудовых ресурсов. Александр Семенчишин привёл в качестве позитивного примера выстроенную в ОАО «РЖД» систему управления трудовыми ресурсами и нормирования труда, а также отметил успешное внедрение в железнодорожной отрасли малолюдных и безлюдных технологий.

Так, более 30% машинистов уже сегодня работают в одно лицо. На станции Усть-Луга внедрены технологии дистанционного управления маневровыми локомотивами и комплекс АСУ многопарковой системой из одного диспетчерского центра. На Московском центральном кольце применяются технологии цифровой железной дороги, которые автоматизировали взаимодействие между диспетчерами и машинистами.

По мнению Александра Семенчишина, необходимы государственные решения по повышению инвестиционной привлекательности транспортных компаний, участвующих в программах повышения производительности труда, нужна поддержка компаний-лидеров во внедрении современных методов повышения производительности и снятии законодательных барьеров, препятствующих росту эффективности производственной деятельности.


Партнёрские отношения

Оператором нацпроекта является автономная некоммерческая организация «Федеральный центр компетенций в сфере производительности труда» (ФЦК). Её создали Минэкономразвития и ООО «ВЭБ Инжиниринг» в конце 2017 года специально для того, чтобы отбирать предприятия для участия в проекте и оказывать им консультационную помощь. Работа ФЦК охватывает пять основных несырьевых отраслей экономики страны: обрабатывающее производство, сельское хозяйство, транспорт, строительство, ЖКХ. Организация выстроила сеть региональных центров компетенций (РЦК), которые работают с предприятиями в субъектах Федерации. На сайте ФЦК Производительность.рф приведены контакты 33 РЦК.

Основные методы работы региональных центров компетенций с предприятиями – аудит и консалтинг. Специалисты по повышению производительности передают компаниям свой опыт, знания и навыки для запуска цепной реакции роста производительности в регионах и в стране в целом. Для каждого предприятия специалисты РЦК находят индивидуальные решения по увеличению производительности труда. Прежде всего производительность повышается за счёт снижения всех видов потерь. На предприятиях внедряется бережливое производство, оптимизируются управленческие издержки, внедряются лучшие практики, а сотрудники предприятий-участников проходят обучение методам совершенствования производства. Некоторые предприятия железнодорожной отрасли, прошедшие оптимизацию на основе рекомендаций специалистов РЦК, уже показывают заметные результаты. Так, предприятие «Калугапутьмаш» за год смогло увеличить выручку на 1 млрд руб., а чистая прибыль завода выросла на 404 млн руб. На предприятии в два раза увеличили выпуск железнодорожных кранов серии УК 25/25 – с двух до четырёх единиц в месяц. АО «Верещагинский ПРМЗ «Ремпутьмаш» увеличил пропускную способность производства с одного поезда в месяц до двух. На заводе ожидают увеличение выручки от внедрения прогрессивных методов организации труда на 1,28 млрд руб.

По данным Федеральной налоговой службы, в 2019 году предприятия – участники нацпроекта в среднем смогли увеличить производительность труда на 7,8%, а добавленную стоимость – на 9,8%, что составило 14,1 млрд руб.

Кроме консалтинга участников нацпроекта ФЦК ведёт исследовательскую работу по теме повышения производительности труда, формирует базу лучших практик применения инструментов бережливого производства, анализирует российский и зарубежный опыт, тиражирует его для отечественных предприятий и обменивается своими наработками с крупнейшими компаниями России.

15–16 июня в Нижнем Новгороде состоялся III Федеральный форум «Производительность 360», который организовали Минэкономразвития и Федеральный центр компетенций. В ходе мероприятия было подписано соглашение о сотрудничестве между ФЦК и ОАО «РЖД». Компания совместно с ФЦК будет проводить исследования технологий по повышению производительности труда в транспортной отрасли и разрабатывать типовые решения для транспортных компаний. Соглашением также предусмотрено развитие отраслевого центра компетенций (ОЦК) ОАО «РЖД», который будет аккумулировать лучшие практики. «Это соглашение даёт возможность поработать нам и ФЦК вместе с большим кругом заинтересованных лиц из других отраслей. У нас большой опыт проектов в сфере железнодорожного транспорта по повышению производительности, такой же опыт есть у наших партнёров в промышленности. И мы можем обмениваться им», – сообщил директор по операционной эффективности ОАО «РЖД» – начальник Департамента экономики Владимир Гапонько.

На форуме в качестве успешных примеров взаимодействия РЖД с компаниями несырьевого сегмента привели комплексное транспортное обслуживание клиентов АО «ФГК»; проект создания системы распределённых складов, который ОАО «РЖД» реализовало с 14 компаниями, среди которых «ЕвразМеталлИнпром», «Северсталь-Дистрибуция», НЛМК, GEFCO и другие. Владимир Гапонько сообщил участникам форума, что в компании подготовлена комплексная программа развития эффективности в отрасли, она разработана в соответствии с рекомендациями Росимущества и полностью отвечает стратегии компании, бюджетному и инвестиционному процессу.

По его словам, в ОАО «РЖД» специально создано управление организации проектной деятельности в сфере производительности труда Департамента по организации, оплате и мотивации труда, которое и выступит в роли ОЦК. «Управление и будет выступать в роли отраслевого внутреннего консультанта, работающего с дочерними обществами, поставщиками и подрядчиками. В конечном счёте это позволит снизить себестоимость перевозок, а также повысить продуктивность транспортного продукта для экономики страны, – пояснил Владимир Гапонько. – Одной из задач управления является формирование культуры непрерывных улучшений и формирование базы знаний и лучших практик в сфере производительности труда со всеми участниками производственных процессов – поставщиками, операторами подвижного состава, грузоотправителями, партнёрами».

Компания делится с партнёрами лучшими практиками по повышению производительности труда. «Сегодня перед нами стоит задача развития технологий бенчмаркинга по теме повышения производительности труда, – сообщил начальник Департамента по организации, оплате и мотивации труда ОАО «РЖД» Владимир Никитин. – Компания готова обмениваться своим опытом по внедрению методов и технологий по этому ключевому для национальной экономики вопросу».

По словам Владимира Никитина, компания создаёт коммуникационную среду, которая позволяла бы ускорить и упростить обмен опытом. С 2016 года ОАО «РЖД» и Минтранс проводят в Российском университете транспорта (МИИТ) Всероссийскую научно-практическую конференцию «Повышение производительности труда на транспорте – источник развития и конкурентоспособности национальной экономики». В ближайшее время ОАО «РЖД» намерено перевести общение профессионалов по повышению производительности труда с регулярной основы на постоянную, в онлайн.

Заместитель начальника Департамента по организации, оплате и мотивации труда Андрей Тихомиров поделился планами по развитию технологий бенчмаркинга: «В перспективе – создание в РЖД открытой цифровой площадки, на которой все заинтересованные компании могли бы обмениваться своим опытом по повышению производительности труда в режиме онлайн». По его словам, создание этой платформы станет важным шагом к формированию в России единого коммуникационного пространства по обмену лучшими практиками по повышению производительности труда.

Владимир Константинов

Культура замедления

Как перестать спешить, но оставаться продуктивным

Рубрики: Эффективность
Стопроцентная отдача

Как бороться со снижением производительности труда

Рубрики: Эффективность
Нетиповые модели
Михаил Калашников, директор Центра организации труда и проектирования экономических нормативов ОАО «РЖД»,
Олег Шигаев, заместитель директора Центра организации труда и проектирования экономических нормативов ОАО «РЖД»,
Алексей Козловский, начальник Центра повышения эффективности труда персонала Западно-Сибирской железной дороги,

Центры повышения эффективности труда персонала задачу-минимум выполнили

Рубрики: Эффективность
Наблюдается рост

Производительность труда в ОАО «РЖД» в 2021 году увеличилась на 8%

Рубрики: Эффективность
Цифровизация и аутсорсинг

Лучшие зарубежные практики повышения производительности труда в железнодорожной отрасли

Рубрики: Эффективность

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность
Кристиан Буш
«Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность». Издательство «Альпина паблишер», 2022 год
Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику
Кирилл Еременко
«Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику». Издательство «Альпина Паблишер», 2021 год
«Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»
Павел Безручко
««Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100