Эффект чистоты

Эффект чистоты

Мировая экономика встаёт на «зелёные» рельсы
Экологическую повестку сегодня формирует не только необходимость решения проблем в области защиты окружающей среды, изменения климата, рационального использования ресурсов. Наряду с этим важное значение отводится развитию «зелёной» экономики. Всё большее число инвесторов при принятии решений о вложении средств в отрасль, компанию, проект учитывают влияние на экологию и оценивают шаги по минимизации вреда. ОАО «РЖД» продолжает сохранять лидерство в части привлечения средств на экологически чистые проекты.


Всё только начинается

Интерес к «зелёному», или, как его ещё называют, ответственному, инвестированию растёт по всему миру. Оно предполагает привлечение денежных средств под проекты, связанные с возобновляемой энергией, повышением энергоэффективности, экологически чистым транспортом, охраной и защитой окружающей среды.

В 2019 году в мире был установлен рекорд по объёму «зелёного» финансирования – он достиг $465 млрд. В 2020 и 2021 годах рост продолжился, несмотря на пандемию COVID-19 и действующие в странах ограничения.

Global Infrastructure Hub оценивает потенциал рынка в финансировании «зелёных» проектов в $5,8 трлн к 2030 году.
«Совершенно очевиден переход глобальной экономики на «зелёные» рельсы. Его основные тренды – декарбонизация и достижение углеродной нейтральности, появление новых материалов и целых новых индустрий, например водородной энергетики», – говорится в обзоре инвестиционной компании «Финам».

В Европе уже сейчас больше половины активов управляются инвесторами, которые обращают внимание на нефинансовые факторы. По данным компании EY, 97% институциональных инвесторов проводят оценку компании на предмет её ответственности перед обществом и влияния на окружающую среду. Для примера: датский пенсионный фонд РКА продал свои доли в 35 мировых нефтегазовых компаниях. Своё решение объяснили просто – компании недостаточно боролись с изменением климата.
«По мере того как мы пытаемся справиться с пандемией и экономическим кризисом, не надо забывать ещё об одной угрозе – изменении климата, – говорит директор-распорядитель Международного валютного фонда Кристалина Георгиева. – Это, с одной стороны, представляет фундаментальный риск для экономической и финансовой стабильности. Однако с другой – это возможность стимулировать рост и создать новые, связанные с «зелёной» экономикой рабочие места».


Пионеры экобондов

России для экологизации и декарбонизации экономики в ближайшие годы потребуется минимум 5,9–7 трлн руб., подсчитали эксперты InfraOne Research, аналитического подразделения инвестиционной компании InfraOne.
«В эту оценку мы включили только основные проекты – создание инфраструктуры для переработки бытовых отходов, обновление и развитие транспорта, минимальное благоустройство и озеленение, а также минимальные необходимые мероприятия в сфере защиты и восстановления окружающей среды», – пояснили в InfraOne Research.

По мнению первого заместителя председателя правления Сбера Александра Ведяхина, общий объём рынка «зелёного» финансирования в России составит примерно 3 трлн руб. до 2023 года включительно.

Первый вице-президент Газпромбанка Денис Шулаков признаёт, что пока объём выпущенных экобондов в стране небольшой. «Причём большая часть выпущена ОАО «РЖД», – подчёркивает он.

Напомним, РЖД стали первой компанией из России и СНГ, разместившей «зелёные» еврооблигации. Ещё в мае 2019 года компания разместила ценные бумаги на международном рынке на сумму 500 млн евро на восемь лет по ставке 2,2%.

В марте прошлого года холдинг осуществил второе размещение «зелёных» еврооблигаций на 250 млн швейцарских франков сроком на шесть лет. Ставка купона составила 0,84%.

Уже в сентябре прошлого года ОАО «РЖД» закрыло книгу заявок в объёме 100 млрд руб. по ставке 7,25% по первому в истории России выпуску бессрочных облигаций, которые получили подтверждение о соответствии российским и международным стандартам «зелёного» финансирования. Размещение стало крупнейшим по объёму в истории ОАО «РЖД» и самым крупным «зелёным» размещением среди российских компаний.

Наконец, 16 марта 2021 года ОАО «РЖД» разместило бессрочные «зелёные» евробонды объёмом 250 млн швейцарских франков с доходностью 3,125%.

Организаторами выступили Credit Suisse, Сбербанк КИБ и «ВТБ Капитал».
«Размещение привлекло существенный интерес со стороны инвесторов, что позволило сузить ориентир доходности с первоначальных 3–3,25% до 3,125–3,25%. Финальная доходность выпуска составила 3,125%», – пояснил руководитель управления рынков долгового капитала «ВТБ Капитал» Андрей Соловьёв.

Большая часть заявок пришлась на швейцарских инвесторов.
«Традиционно РЖД являются первопроходцем на рынках долгового капитала, и это размещение не стало исключением. РЖД стали первым российским эмитентом, разместившим «зелёные» бессрочные бонды, деноминированные в швейцарских франках. Фокус на новые инструменты, подчёркивающие важность экологической составляющей, продолжает обеспечивать РЖД лидерство на этом рынке», – подчеркнул Андрей Соловьёв.

Александр Ведяхин отмечает, что «зелёные» рынки ценных бумаг становятся всё значимее. «Поэтому наша работа по размещению облигаций российских эмитентов продиктована этими изменениями. В России этот рынок находится в стадии активного формирования, и мы принимаем в этом самое деятельное участие. Выпуск «зелёных» бессрочных еврооблигаций в швейцарских франках такого крупного корпоративного клиента, как РЖД, подтверждает, что российские компании готовы к таким изменениям и поддерживают их», – добавил он.

В Департаменте экологии, промышленной безопасности и охраны труда РЖД рассказали «Пульту управления», что привлечённые средства «зелёного» финансирования ОАО «РЖД» направляет на закупку современного подвижного состава, соответствующего самым передовым требованиям по комфортности, энергосбережению и экологичности.
«Примером таких закупок является электроподвижной состав «Ласточка» и «Сапсан». Эти электропоезда сегодня наилучшая альтернатива междугородной перевозке пассажиров автобусным парком и авиатранспортом. При этом железнодорожным транспортом на электротяге в атмосферу выбрасывается в 75 раз меньше СО2, чем автомобильным, и в 720 раз меньше, чем авиатранспортом», – пояснили в ЦБТ.

С 2025 года компания планирует отказаться от закупок тепловозов и станет приобретать лишь экологически чистый подвижной состав.

На Сахалине, где ОАО «РЖД» совместно с администрацией Сахалинской области, «Росатомом» и Трансмашхолдингом реализует проект создания первого водородного пассажирского поезда на базе рельсового автобуса РА3, подготовлены эксплуатационная и финансовая модели, разработано технико-экономическое обоснование проекта пассажирских перевозок по острову. К 2024 году будет создан первый состав, а в период с 2025 по 2030 год на пригородной сети появится сначала семь, а потом и 13 составов мощностью 150–160 кВт.


Рынку нужны правила игры

По словам Дениса Шулакова, тормозит развитие рынка экобондов законодательная неурегулированность многих вопросов, отсутствие понятных всем правил игры.

Устранением этих пробелов в нашей стране занимается государственная корпорация развития ВЭБ.РФ. Здесь продолжается разработка методологии по оценке «зелёных» проектов. В работе над документом принимают участие крупные российские компании, в том числе ОАО «РЖД».
«Методические рекомендации по «зелёным» финансам заложат основу становления российского национального рынка в этой области. Рассчитываем, что этот сектор поможет ускорить экономический рост, а реализующие «зелёные» проекты инвесторы смогут рассчитывать на премию и от рынка, и в перспективе от государства. А граждане России получат высокопроизводительные рабочие места и благоприятную окружающую среду для себя и своих детей», – говорит первый заместитель председателя ВЭБ.РФ Алексей Мирошниченко.

По его словам, разрабатываемая система «зелёного» финансирования прошла уже две большие стадии обсуждения – общественные слушания и рассмотрение членами межправительственной рабочей группы в январе – марте этого года.
«К настоящему моменту после обработки более 600 комментариев и внесения изменений мы уверены в том, что получившийся продукт отвечает наиболее передовым мировым стандартам, соответствует запросам российского рынка и национальным целям России в сфере модернизации экономики и защиты климата», – подчеркнул Алексей Мирошниченко.

Например, в России будут считать «зелёными» и проекты атомной энергетики, экотуризма, водородного и газомоторного транспорта, лесоклиматические и сельскохозяйственные проекты, проекты транспортной инфраструктуры, а также проекты, снижающие выбросы углекислого газа.
«Эти направления признаны «зелёными» и в других странах мира – по сути, мы адаптировали под российскую реальность мировые стандарты. Это позволит повысить уровень доверия к создаваемой системе со стороны иностранных инвесторов, где уже развит и пользуется спросом механизм «зелёных» облигаций», – подчеркнул глава Министерства экономического развития Максим Решетников.

Власти Москвы уже сообщили, что первыми из регионов выпустят «зелёные» облигации, а полученные деньги направят на проекты по снижению негативного влияния на окружающую среду и сохранению природных ресурсов.

Банк России со своей стороны тоже присматривается к этому инструменту и рассматривает возможность выпуска первых «зелёных» государственных облигаций.
«Сегодня уже на Московской бирже есть секция, где есть «зелёные» облигации. Их недостаточно, но рынок будет развиваться. Москва недавно заявила о планах выпуска таких облигаций. Германия уже выпустила на уровне государства «зелёные» облигации. Мы начали проводить с Минфином первые консультации насчёт выпуска федеральных «зелёных» облигаций. Поэтому рынок будет расширяться быстрее, чем нам кажется сегодня», – заявил первый заместитель председателя Центробанка Сергей Швецов.


Доверяй, но проверяй

Руководитель Центра «Россия – ОЭСР» РАНХиГС Антонина Левашенко обращает внимание на необходимость соблюдения эмитентами взятых на себя обязательств. В качестве одного из ярких примеров она приводит громкое дело середины 2010-х годов, связанное с деятельностью Volkswagen, которое почти сразу окрестили «дизельгейтом».

Напомним, шесть лет назад мировой автопром потряс мощный скандал – американское Управление охраны окружающей среды обвинило концерн Volkswagen в том, что компания устанавливала на свои автомобили программное обеспечение, которое позволяло получать заниженные результаты на тестах по уровню выброса вредных веществ. Руководство автогиганта призналось в фальсификации. К лету 2020 года «дизельгейт» уже обошёлся концерну более чем в 30 млрд евро. Большая часть этих денег ушла на штрафные и компенсационные выплаты в США.
«Акции компании обрушились. Это были, с одной стороны, гигантские финансовые, а с другой – репутационные потери», – добавляет Антонина Левашенко.

Виталий Маслюк

Инновационный подход
Екатерина Грохотова, ведущий инженер научно-исследовательской лаборатории «Бизнес-инкубатор в транспортной сфере» Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС),

Учёные нашли решение по очистке подтоварных вод

Рубрики: Год экологии
Атлас российских проектов

по производству низкоуглеродного и безуглеродного водорода и аммиака

Рубрики: Год экологии
Трудности перехода

Водород как источник углеродной нейтральности

Рубрики: Год экологии
Чистая энергия

Использование водородной тяги приблизит РЖД к углеродной нейтральности

Рубрики: Год экологии
Экологичный подход

РЖД стремятся сделать вокзалы дружественными для окружающей среды  

Рубрики: Год экологии

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность
Кристиан Буш
«Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность». Издательство «Альпина паблишер», 2022 год
Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику
Кирилл Еременко
«Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику». Издательство «Альпина Паблишер», 2021 год
«Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»
Павел Безручко
««Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100