Трудности перехода

Трудности перехода

Водород как источник углеродной нейтральности
Из-за глобального потепления всё больше стран обращают внимание на декарбонизацию отраслей экономики c целью снижения выбросов в атмосферу. Когда и как планирует осуществить свой энергопереход Россия и какая роль отводится в этом транспорту, в том числе железнодорожному, рассказывает «Пульт управления».

Уже больше 60 стран заявили о намерении перейти к углеродной нейтральности, то есть сократить до нуля выбросы углекислого газа и его аналогов или компенсировать эти выбросы за счёт углеродно-отрицательных проектов. Только за 2020 год сразу 20 государств (включая страны Евросоюза и Китай) поставили перед собой амбициозные задачи по «достижению нуля» уже через тридцать лет – к середине XXI века.


Россия будет добиваться достижения углеродной нейтральности не позднее 2060 года, заявил президент России Владимир Путин в ходе пленарного заседания Российской энергетической недели, которая проходила в Москве с 13 по 15 октября.
«Сбережение климата – это общая задача, задача всего человечества. Предстоит большая, безусловно, сложная, напряжённая работа с привлечением широкого круга специалистов, руководителей компаний, общественных объединений и государств. Для нас, для России, я уже сказал, потепление идёт более быстрыми темпами, а в Арктике ещё быстрее. А у нас там целые города на вечной мерзлоте. Для нас это реальная опасность, мы думаем об этом и работаем в этом направлении», – сказал он.

По словам главы государства, достичь нулевого показателя можно, только совершив энергопереход. Ключевым и перспективным в этой сфере направлением является развитие водородной энергетики. Водород можно получить из различных источников, и именно он рассматривается сегодня как одно из средств декарбонизации мировой экономики.
«Водород – это действительно наиболее эффективный способ накопления энергии, при использовании которого не происходит выбросов углекислого газа. При этом его производство возможно с применением любых источников энергии. Это и солнце, и ветер, и атом, и природный газ», – говорит заместитель председателя Правительства РФ Александр Новак.


От теории к практике

В России в августе этого года была утверждена Концепция развития водородной энергетики. А уже 1 октября прошло первое заседание Межведомственной рабочей группы по развитию в РФ водородной энергетики. В группу вошли представители профильных министерств, Совета Федерации, Государственной думы, научных институтов, а также российских компаний (в том числе ОАО «РЖД»), которые активно прорабатывают собственные инициативы и проекты по производству водорода и разрабатывают соответствующие технологии.
«За последние 250 лет это уже четвёртый энергетический переход. И для нашей страны, которая является ведущей мировой державой в области энергетики, он представляет большой шанс стать технологическим лидером, обеспечить диверсификацию как традиционной, так и развитие новой чистой энергетики, тем самым создать новый заказ для нашей науки и промышленности», – считает Александр Новак.


Элемент появился на карте

Уже сейчас водород активно используется в нефтепереработке, промышленности, производстве удобрений, при этом его использование может стать актуальным и в сфере ЖКХ и транспорта.
«В зависимости от темпов декарбонизации мировой экономики и роста спроса на водород на международном рынке потенциальные объёмы экспорта водорода из России могут составить до 200 тыс. тонн в 2024 году, 2–12 млн тонн в 2035 году и 15–50 млн тонн в 2050 году», – уточнил Александр Новак.

Минпромторг 18 октября представил Атлас российских проектов по производству низкоуглеродного и безуглеродного водорода и аммиака (см. рисунок). В него попали первые 33 проекта, которые реализуются в 18 регионах России.
«Мы создали атлас, который служит ориентиром и для иностранных инвесторов, и для отечественных машиностроителей. Российские водородные проекты будут способствовать декарбонизации промышленности, энергетики и всей экономики в целом», – прокомментировал глава ведомства Денис Мантуров.

Одна из точек на атласе – Сахалинская область. В регионе уже сейчас идёт создание водородного кластера, который будет включать в себя строительство водородного завода, запуск водородных поездов и водородных автомобилей, создание специализированного центра компетенций для подготовки необходимых кадров. Одним из партнёров региона по созданию водородного кластера является ОАО «РЖД» – предполагается организация в 2024 году пассажирских перевозок на Сахалине с помощью рельсовых автобусов «Орлан» с водородными энергоустановками.

Напомним, в сентябре этого года на полях Восточного экономического форума ОАО «РЖД», правительство Сахалинской области, госкорпорация «Росатом» и АО «Трансмашхолдинг» подписали протокол о признании проекта организации железнодорожного сообщения с применением поездов на водородных топливных элементах на Сахалине целесообразным и технически осуществимым.
«Сахалинская область выходит в лидеры новой для России, очень перспективной отрасли экономики, связанной с производством и использованием водорода. Для региона это означает увеличение налоговых поступлений, создание дополнительных высокотехнологичных рабочих мест. Для многих сахалинцев и курильчан это шанс стать ценными, востребованными специалистами в новой перспективной отрасли, в новой профессии», – говорил ранее губернатор региона Валерий Лимаренко.

Как рассказал во время Российской энергетической недели и.о. заместителя генерального директора – главного инженера ОАО «РЖД» Владимир Андреев, компания проводит свою техническую политику, которая направлена на развитие водородного железнодорожного транспорта и в грузовом движении.
«Если на Сахалине пассажирское движение должно начаться уже в 2024 году, то к 2026 году ожидается появление первого головного образца маневрового локомотива на водороде. В 2028 году ОАО «РЖД» ожидает и первый магистральный локомотив на водородном двигателе, над которым сейчас работает Группа Синара», – сказал он.

Водородные технологии быстро развиваются, а стоимость топливных элементов снижается, уточнил Владимир Андреев. Но пока без помощи государства не обойтись.
«В базовом сценарии заложена цена килограмма водорода в 600 руб., и это потребует как поддержки государства, так и дотаций со стороны правительства Сахалина на железнодорожные пассажирские перевозки. Если цена снизится до 340 руб., то нужна будет только государственная поддержка. Если стоимость будет порядка 150 руб. за килограмм, то можно обойтись без дотаций», – сказал он.

Отметим, что эксплуатация подвижного состава на альтернативных источниках энергии позволит уменьшить до 100% выбросы вредных веществ в атмосферу и снизить уровень шума, а также затраты на энергоресурсы, что особенно актуально в маневровом движении.

Виталий Маслюк

МНЕНИЯ

Денис Дерюшкин,
заместитель генерального директора – руководитель дирекции Аналитического центра ТЭК ФГБУ «Российское энергетическое агентство» (РЭА) Минэнерго России:
– Транспортный сектор является сегодня одним из основных эмитентов парниковых газов – от общего числа выбросов около 15% приходится именно на транспорт. Это, безусловно, подталкивает общество к поиску экологически приемлемых решений. На наших глазах сейчас происходит революция – разрабатываются новые виды топлива и подвижного состава. Наиболее спорная здесь тема – именно водород. Мировые производители работают над созданием транспортных средств на водороде, водородных элементах. Но ключевой вопрос – как обеспечить их эффективность и рентабельность.

Сергей Собянин,
мэр Москвы:
– Минимальный экологический вред, если рассчитывать его на душу населения, наносят именно крупные города, где эффективность энергетики несоизмеримо выше, чем в малых городах и поселениях, как бы удивительно это ни выглядело. За счёт концентрации энергетических ресурсов, за счёт сокращения энергетических сетей, концентрации населения эффективность энергетики очень и очень высока.
Москва планирует стать первым крупным городом мира, который полностью перейдёт на эксплуатацию общественного электротранспорта. Это позволит российской столице успешно конкурировать по качеству жизни с другими мировыми мегаполисами.

Антон Москвин,
вице-президент по маркетингу и развитию бизнеса АО «Русатом Оверсиз»:
– Ещё пару-тройку лет назад в мире было три стратегии по развитию водородной энергетики – документы приняли во Франции, Японии и Южной Корее. Сейчас уже более 20 стран активно занимаются этим вопросом.
Конечно, можно было бы сказать, что дело ограничивается только стратегиями, но это реальные инвестиционные проекты. Причём уже заявленные и прорабатываемые оцениваются в $200 млрд, а перспективные – в $500 млрд. Это большой рынок, в котором российские компании, научное сообщество должны занять лидирующие позиции. Но без низкой стоимости углерода ни один из проектов масштабирования не получит.

Иван Лобанов,
ректор Плехановского университета:
– Развитие «зелёной» экономики повышает спрос на специалистов с экологическими компетенциями. Подготовка таких кадров должна носить межпрофильный характер, объединять знания в области IT, экономики, юриспруденции и экологии.
Ключевые аспекты – участие корпораций с активной «зелёной» повесткой в учебном процессе и развитие межвузовских консорциумов и сетевых партнёрств. Большое значение имеет развитие новых перспективных направлений научных исследований.

Инновационный подход
Екатерина Грохотова, ведущий инженер научно-исследовательской лаборатории «Бизнес-инкубатор в транспортной сфере» Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС),

Учёные нашли решение по очистке подтоварных вод

Рубрики: Год экологии
Атлас российских проектов

по производству низкоуглеродного и безуглеродного водорода и аммиака

Рубрики: Год экологии
Чистая энергия

Использование водородной тяги приблизит РЖД к углеродной нейтральности

Рубрики: Год экологии
Экологичный подход

РЖД стремятся сделать вокзалы дружественными для окружающей среды  

Рубрики: Год экологии
Быть, а не казаться

Российский бизнес продвигает экологические инициативы

Рубрики: Год экологии

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru