Экологичный подход

Экологичный подход

РЖД стремятся сделать вокзалы дружественными для окружающей среды  
Компания «РЖД» ведёт системную работу по развитию вокзальных комплексов. С каждым годом они становятся не только комфортнее и доступнее для всех пассажиров, но и технологичнее благодаря применению экологически безопасных решений. Что делает вокзалы в России умными и «зелёными», выяснил «Пульт управления».

Одно из ключевых направлений Года экологии в ОАО «РЖД» – внедрение ресурсосберегающих технологий и наилучших природоохранных практик, ориентированных на уменьшение влияния деятельности подразделений компании (в том числе вокзальных комплексов) на окружающую среду.
«За последнее время вокзалы очень изменились и преобразились. Мы хотим создать комфортную среду. При этом ищем баланс между экономикой и применением новых технологий», – отмечает начальник службы технической политики Дирекции железнодорожных вокзалов (ДЖВ) ОАО «РЖД» Давид Нониашвили.

Только в прошлом году после масштабного ремонта для пассажиров открыли свои двери вокзалы Иваново, Петрозаводск, Улан-Удэ, Чаны, Татарская, Сосногорск. В этом году завершаются строительные работы на вокзалах Киров, Сальск, Челябинск и Тында.

При проведении работ повышается функциональность вокзала, модернизируются его инженерно-технические системы: отопление, электрические сети, канализация, вентиляция, водоснабжение.


Технологии в интересах природы

С 2007 года ОАО «РЖД» активно реализует экологические проекты, позволяющие вокзальным комплексам следовать за мировыми «зелёными» трендами.
«Экология – наш приоритет. В последние годы мы реализуем концепцию «Умный вокзал», где применяем технические решения на основе лучших технологий», – уточнил заместитель начальника отдела охраны природы и экологического контроля Департамента экологии, охраны труда и промышленной безопасности Евгений Клименков (с 14 июля приказом генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» Олега Белозёрова Департамент экологии, охраны труда и промышленной безопасности упразднён и создан Департамент экологии и техносферной безопасности. – Ред.).

Концепция «Умный вокзал» предназначена для применения при разработке проектов строительства и реконструкции вокзалов и транспортно-пересадочных узлов. Документ содержит более 60 лучших доступных технологий в области безопасности, энергоэффективности, экологии, информатизации и единого управления системами инженерного обеспечения вокзалов.
«Такой подход очень развит в Европе, когда с помощью различных программ регулируется подача воды, тепла и света. Тем самым минимизируются вредные выбросы и эффективно используются все топливно-энергетические ресурсы», – добавляет Давид Нониашвили.

При отклонении от заданных показателей система «Умный вокзал» в автоматическом режиме оперативно приводит показатели к нормативным. Подобные технологии позволяют, с одной стороны, экономить ресурсы, а с другой – исключить человеческий фактор в текущей работе.

Первым таким вокзалом на сети стал вокзал Анапа.

Ещё в 2011 году по инвестиционному проекту «Внедрение ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте» Северо-Кавказская региональная дирекция железнодорожных вокзалов начала внедрение ресурсосберегающих технологий. В 2012 году на кровле вокзального комплекса был произведён монтаж 560 солнечных модулей – тем самым была достигнута автономность энергообеспечения. В летний период большая часть потребления электрической энергии приходится на энергию от солнечных панелей.

Солнечные модули работают по сей день, но их мощности уже не хватает для покрытия возросшего потребления, связанного с развитием вокзала. В настоящее время солнечная генерация обеспечивает лишь половину потребности вокзала.

Для экономии света, по словам Давида Нониашвили, большинство вокзалов уже использует светодиодное освещение, которое регулируется датчиками движения. Кроме экономичности такие лампы имеют ряд других преимуществ: срок их службы более чем в 15 раз превышает время работы обычных ламп, а в составе отсутствуют вредные вещества.
«Также снижаем использование электричества, оснащая эскалаторы датчиками движения, чтобы они не работали вхолостую, а запускались только при приближении человека», – добавляет Давид Нониашвили.

Ежегодно вокзальные комплексы становятся участниками всемирной акции «Час Земли». Её цель – привлечь внимание к необходимости ответственного отношения к природе и ресурсам планеты. Для этого крупные предприятия и организации на 60 минут отключают подсветки своих зданий, рекламных конструкций. В 2021 году в ходе «Часа Земли» ДЖВ было сэкономлено 3088,23 кВт электроэнергии при плане 2717,8 кВт.
«Но мы стараемся не ограничиваться этим – даём свободу региональным дирекциям, если есть местные инициативы по проведению подобных акций», – уточнил Давид Нониашвили.

Ушли в прошлое и угольные котельные, которыми раньше отапливались здания вокзалов. Имеющееся централизованное отопление заменяется на блочные и индивидуальные тепловые пункты. Это даёт колоссальный эффект и окупается примерно за пять лет, экономится около 20% тепловой энергии.

Что касается направления «чистая вода», то здесь также ведётся постоянная работа. Там, где есть необходимость, устанавливаются системы очистки воды, на регулярной основе происходит промывка водосточных труб.
«Со стороны санитарных врачей ведётся постоянный контроль. Могу сказать, что по единичным вокзалам иногда происходит превышение нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод, которое мы оперативно исправляем», – поясняет Давид Нониашвили.

Большое внимание железнодорожники уделяют теме экономии водных ресурсов. Например, на вокзале Саратов действует система сбора дождевой воды с дальнейшим использованием в санитарных комнатах для слива в унитазах и писсуарах. Система предусматривает, что дождевая вода с коньковых крыш сливается в желоба ливневых труб, далее по направляющим в брусчатом покрытии она направляется в дождевой приёмник. Затем вода проходит очистку и уже без примесей попадает в ёмкость для накопления и дальнейшего использования.

Для подачи воды в санитарные комнаты используется многофункциональная насосная станция, в которой предусмотрены два фильтра тонкой очистки воды, после чего по системе труб вода попадает непосредственно к потребителю.


Деревья на хорошем счету

В компании взят курс и на максимальное озеленение территории вокзальных комплексов.
«ОАО «РЖД» ежегодно проводит масштабные мероприятия по высадке деревьев. Уже миллион гектаров высажен. Силами нашей дирекции высажено около 63 тыс. деревьев и кустарников (с момента образования Дирекции железнодорожных вокзалов в 2007 году. – Ред.)», – уточняет Давид Нониашвили.

Так, за первое полугодие текущего года сотрудники ДЖВ высадили более тысячи саженцев. Они, как и работники других подразделений холдинга, участвуют в восстановлении лесного фонда и озеленении лесопарков, городских аллей и скверов, в ежегодных всероссийских акциях «Посади лес», «Сохраним лес», «Лес Победы».

В конце прошлого года, после завершения масштабной реконструкции вокзала Петрозаводск, была благоустроена прилегающая территория.
«Возле вокзала росли столетние ели. Мы их не тронули, а, наоборот, попытались аккуратно обойти их реконструкцией – не задеть и не повредить», – сказал Давид Нониашвили.


Разделяй и помогай

Каждый день на вокзалах образуются десятки тонн отходов. Уже сейчас большая часть идёт на вторичную переработку и даже применяется для благоустройства территорий. Так, экоскамейки, сделанные из переработанного полиэтилена и пластика, появились в прошлом году на вокзале Хабаровск Дальневосточной дороги.

Сырьём для них служит полимерпесчаный композит: на 70% он состоит из мелкодисперсного песка и на 30% – из переработанного пластика. На одну скамейку уходят десятки килограммов отходов: полиэтиленовых пакетов, пленок, канистр. На выходе получается прочный материал, который сравним по характеристикам с бетоном. При этом две экоскамьи спасают от вырубки одно дерево.

Подобная скамейка установлена уже и на Северном вокзале Калининграда, а также вокзалах Зеленоградск и Светлогорск-2. Изготовитель гарантирует срок службы изделия более 10 лет.
Регулярно на вокзалах организуется сбор макулатуры и пластиковых крышечек. Уже в шести регионах и в самой ДЖВ организован сбор крышек. Вырученные средства идут на помощь детям с особенностями развития, помощь ветеранам, оставшимся без родных, закупку саженцев для лесовосстановления.

Первый такой контейнер для сбора пластиковых крышек был установлен в 2019 году на вокзале Ижевск. Проект инициирован экологической лабораторией Ижевского региона Горьковской магистрали. За прошлый год удалось собрать 1200 кг крышечек, что позволило направить в благотворительный фонд 12 тыс. руб.

На железнодорожных вокзалах в Алтайском крае с апреля по июнь этого года железнодорожники собрали 74 кг пластика, и это не только крышечки, но и тара. Все изделия по мере накопления отправляются на железнодорожный вокзал Барнаул, где размещены специальные пресс-урны. Это устройство предназначено для подготовки сырья к транспортировке и вторичной переработке пластика специализированной организацией.


Площадка для новых открытий

Для привлечения внимания к защите окружающей среды на вокзалах проводятся тематические выставки, посвящённые разнообразию животного и растительного мира нашей страны, бережного отношения к природе.

Только за прошлый год, несмотря на пандемию COVID-19, состоялось 24 выставки на вокзалах Московской, Северной, Красноярской, Западно-Сибирской и Восточно-Сибирской дорог. За шесть месяцев этого года прошло уже 10 выставок.

Например, на Свердловской дороге на вокзале Екатеринбург в июле открылась выставка о природном парке «Оленьи ручьи». В центральном холле на втором этаже главного здания вокзала размещены картины уральских живописцев и фотохудожников, которые знакомят посетителей с уникальными ландшафтами и основными достопримечательностями парка.

Объёмные изображения представителей фауны, обитающих в заповеднике (птиц, бабочек, моллюсков и др.), помогают лучше понять красоту и уязвимость живой природы.

В скором времени выставки откроются и на других вокзалах магистрали. В Перми экспозиция будет посвящена Вишерскому заповеднику, в Тюмени – Верхне-Тазовскому заповеднику, в Нижнем Тагиле – Висимскому заповеднику, в Сургуте – Верхне-Кондинскому заказнику.

Виталий Маслюк

СПРАВКА

ОАО «РЖД» старается сделать вокзалы не только «зелёными», но и многофункциональными. В компании продолжается разработка единых стандартов развития вокзальных комплексов и привокзальных территорий, которые позволят значительно улучшить среду на вокзалах и привлечь инвесторов. В документе будут прописаны правила организации торговых пространств на территории терминалов, положение об оформлении вывесок и рекламы, навигации. Отдельно планируется закрепить требования к архитектурному облику вокзалов с целью сохранения исторического наследия. Правила будут одинаковыми для всех вокзалов в стране. В первую очередь их начнут внедрять в Москве – крупнейшем пассажирском хабе России.

Инновационный подход
Екатерина Грохотова, ведущий инженер научно-исследовательской лаборатории «Бизнес-инкубатор в транспортной сфере» Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС),

Учёные нашли решение по очистке подтоварных вод

Рубрики: Год экологии
Атлас российских проектов

по производству низкоуглеродного и безуглеродного водорода и аммиака

Рубрики: Год экологии
Трудности перехода

Водород как источник углеродной нейтральности

Рубрики: Год экологии
Чистая энергия

Использование водородной тяги приблизит РЖД к углеродной нейтральности

Рубрики: Год экологии
Быть, а не казаться

Российский бизнес продвигает экологические инициативы

Рубрики: Год экологии

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность
Кристиан Буш
«Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность». Издательство «Альпина паблишер», 2022 год
Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику
Кирилл Еременко
«Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику». Издательство «Альпина Паблишер», 2021 год
«Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»
Павел Безручко
««Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100