Место встречи

Место встречи

Железнодорожным вокзалам придадут новый вид, разработав для них единый стандарт
Компания «РЖД» последние годы ведёт последовательную работу по строительству и реконструкции железнодорожных вокзалов, делая пространство терминалов удобным и комфортным для пассажиров. В этом году в компании решили разработать единые стандарты развития вокзальных комплексов и привокзальных территорий, которые позволят значительно улучшить среду на вокзалах и привлечь инвесторов. Внедрение стандартов начнётся уже в этом году. Как изменятся вокзалы, рассказывает «Пульт управления».


Доминанты города

Несмотря на всю работу, которую проводит холдинг, у многих пассажиров остаются вопросы к вокзалам в части работы торговых точек, ларьков общепита, размещения рекламных конструкций и вывесок.

Для решения этих проблем в ОАО «РЖД» пошли по пути разработки единого стандарта развития вокзальных и привокзальных территорий. Об этом в начале марта сообщил заместитель генерального директора ОАО «РЖД» по вопросам корпоративного управления дочерними и зависимыми обществами, управления и распоряжения имуществом Александр Плутник.
«На вокзале должны быть разные места притяжения. Не только для прибывающих и отправляющихся пассажиров. Вокзал для всех. Городская доминанта, важная часть городской инфраструктуры», – сказал он.

Ожидается, что единые стандарты развития вокзалов примут уже в этом году. В документе будут прописаны правила организации торговых пространств на территории терминалов, положение об оформлении вывесок и рекламы, навигации. Отдельно планируется закрепить требования к архитектурному облику вокзалов с целью сохранения исторического наследия. Правила будут одинаковыми для всех вокзалов в стране. В первую очередь их начнут внедрять в Москве – крупнейшем пассажирском хабе России. «Стандарты – это достаточно понятные вещи. Например, нельзя загораживать исторические архитектурные элементы, а вывески необходимо размещать в определённой пропорции к площади стены или окна, на которых они расположены. Нельзя загораживать проход для пассажиров», – сказал Александр Плутник.

По его словам, базовая вещь стандартов во всём мире – концепция использования каждого пространства вокзала и отсутствие нестационарных объектов торговли и питания. «Мы проанализировали мировой опыт. Торговля есть везде, но все объекты являются стационарными. Они выглядят так, что вы и не поймёте, что находитесь на вокзале, – продолжает Александр Плутник. – Люди во многих городах мира специально назначают встречи в вокзальных кафе и ресторанах. Этого эффекта удалось добиться как раз за счёт единых стандартов».

В ОАО «РЖД» рассчитывают, что с введением единых стандартов на вокзалы придут новые арендаторы, в том числе сетевые компании. «Когда создаётся новое качество объекта, его внешний вид, наполнение, то сразу рождается другая экономика. В целом нам нужны серьёзные инвесторы, которые займутся модернизацией вокзальных комплексов. Но для нас доход от аренды вторичен, нам важен комфорт для пассажиров», – подчёркивает Александр Плутник.

Вокзалы готовы открыть двери не только общепиту и магазинам, но и фитнес-центрам, коворкингам, химчисткам, турагентствам. «Это только добавит ценности месту», – уверен Александр Плутник.

Добавим, что приведение в порядок вокзалов будет содействовать и целям указа президента РФ о национальных целях развития в части формирования комфортной и безопасной городской среды.


Территории большого потенциала


Как расказал «Пульту управления» директор по управлению проектами Градостроительного института пространственного моделирования и развития «Гипрогорпроект» Валерий Гайдуков, основным конкурентным преимуществом большинства вокзалов, равно как и привокзальных территорий, является то, что они, как правило, располагаются в исторических, деловых и культурных центрах.
«Чаще всего в зонах вокзалов находятся исторически сложившиеся транспортно-пересадочные узлы. Кроме того, в большинстве случаев вокзалы имеют свободные привокзальные территории, которые можно в рамках достаточно небольших бюджетов перестраивать под различное назначение – создавать ярмарочные, выставочные, парковые зоны. Все эти факторы привлекают инвесторов и делают пространства вокзалов более комфортными для посетителей, в том числе для транзитных пассажиров, которые проводят на территориях комплексов продолжительное время между пересадками», – подчёркивает он.

По различным подсчётам, сейчас концентрация посетителей на метр площади вокзала в 1,4 раза выше, чем в популярных торговых центрах.

Директор направления стрит-ритейл международной консалтинговой компании Knight Frank Виктория Крамлюк отмечает, что территория в зоне вокзалов всегда востребована у арендаторов. По её словам, состав арендаторов привокзальной торговой зоны во многом будет зависеть от расположения поблизости качественных торговых и деловых центров, которые формируют целевую аудиторию определённого уровня.
«Для пассажиров вокзал является точкой притяжения уже потому, что это место отправления и прибытия из одного пункта в другой. Если речь идёт о повышении удобства для пассажиров и интереса инвесторов, то эту задачу можно решить путём развития гостиничного бизнеса (строительства капсульных и полнофункциональных отелей, гостиниц с почасовой оплатой), обустройства конференц-центров и площадок для коворкинга, а также организации удобного трансфера. В целом, чтобы стать более привлекательным, вокзал должен трансформироваться в торгово-развлекательный центр», – добавляет Валерий Гайдуков.

Президент «Национального фитнес-сообщества» Елена Силина считает реальным появление на территории вокзальных комплексов спортивных клубов. «Мы уверены, что совместными усилиями нам удастся создать комфортную социальную среду для пассажиров российских железных дорог», – сказала она.


Ориентиры уже есть

По мнению Александра Плутника, на сети уже есть примеры, которые отчасти отвечают разрабатываемым стандартам. Пожалуй, самый близкий к ним – это вокзал Иваново, открывшийся после реконструкции прошлым летом. Его площадь более 9 тыс. кв. м. Благодаря реконструкции принципиально изменилась технология обслуживания пассажиров. В «синем» зале пассажиры теперь могут приобрести билеты на поезда (пригородного сообщения и дальнего следования) и автобусы, отдохнуть в обновлённом зале ожидания на скамейках из натурального дуба, перекусить в размещённых здесь пунктах общественного питания. Зал оснащён дополнительным освещением, розетками и USB-разъёмами для зарядки гаджетов.

«Красный» зал используется как пространство для проведения культурно-массовых и общественно значимых мероприятий города и всего региона.

На вокзале обеспечен доступ к беспроводному Интернету, разработана современная система информирования и навигации.

При современной и удобной «начинке» вокзал полностью сохранил свой исторический облик. Здание является памятником архитектуры эпохи конструктивизма. Реставраторы обновили фасад здания, кровлю, укрепили фундамент, заменили окна, стены и элементы несущих конструкций.

Чтобы создавать особую атмосферу на вокзалах, ОАО «РЖД» сотрудничает с ведущими театрами и музеями страны. Например, в 2019 году более чем на 150 вокзалах по всей сети было проведено свыше 500 мероприятий.

На 27 вокзалах появились отели сети Smart Hotel, где пассажирам доступны номера разной комфортности. В ноябре 2020 года было открыто сразу два вокзала в Сибири – Барнауле и Кемерово.
«Мы сделали акцент на открытие отелей в Сибири, потому что считаем это направление перспективным. В регионе сосредоточено большое количество разнообразных промышленных зон. Проанализировав спрос, наша команда пришла к выводу, что сюда приезжают как бизнес-путешественники, так и туристы, которых интересуют пешие походы по дикой тайге и альпинизм», – прокомментировала операционный директор Smart Hotel Ирина Барабанова.


Кто выиграет

Как показывает мировой опыт, единый подход к организации вокзалов не только повышает качество обслуживания пассажиров, но и способствует формированию современного облика объектов железнодорожной инфраструктуры, созданию дополнительной арендной площади за счёт оптимизации пространства. На 30%, как показывает международный опыт, увеличивается капитализация прилегающей недвижимости.

Так, в Великобритании после введения единых стандартов пассажиропоток на железнодорожном транспорте вырос на 20%. В том числе благодаря тому, что все терминалы стали приспособлены для маломобильных групп населения. Киоски с едой и напитками на крупных вокзалах Соединённого Королевства заменены на небольшие магазинчики. На вокзалах также открываются пункты выдачи курьерских служб и интернет-магазинов.

Ещё один пример – главный вокзал Хельсинки. На объекте в настоящий момент продолжается реконструкция. Предполагается, что в одной части здания разместится отель, а в другой – вокзал. Два крыла здания с разным функционалом соединят новыми помещениями, что увеличит общую площадь на 4 тыс. кв. м. Первые этажи, обращённые к железнодорожным платформам, отдадут под магазины и городское общественное пространство. Предусмотрен закрытый внутренний двор, куда получат доступ только постояльцы отеля.

Виталий Маслюк

СПРАВКА

РЖД ведут постоянную работу по улучшению качества обслуживания пассажиров. В прошлом году были завершены строительные работы на вокзалах Киров, Сальск, Иваново, Челябинск и Тында. Продолжатся работы по обновлению вокзальных комплексов Тверь, Мурманск, Грозный, Уфа, Сургут, Бердск, Арзамас-2, Миасс, Ноябрьск-2, Новая Чара, Сковородино и Хасан.
При проведении работ повышается функциональность вокзала, модернизируются его инженерно-технические системы: отопление, электрические сети, канализация, вентиляция, водоснабжение, система охраны и пожаротушения. Проведён ремонт всех внутренних помещений, включая зал ожидания (здесь для пассажиров установлены новые эргономичные сиденья из натурального дуба), кассовый блок, санитарные комнаты и выставочный зал. На вокзале обеспечен доступ пассажиров к бесплатному беспроводному Интернету, имеется возможность зарядки гаджетов. Для получения исторической справки можно воспользоваться QR-кодом, размещённым на специальной табличке в зале ожидания.
В ходе реконструкции особое внимание уделено созданию безбарьерной среды и адаптации функциональных зон вокзала для маломобильных пассажиров. Установлены пандусы, индукционное оборудование и напольные тактильные элементы. Также для удобства и комфорта маломобильных пассажиров адаптированы кассовая зона, входные группы, санитарные комнаты.
Десятый вокзал столицы

Восточный будет отвечать всем современным требованиям безопасности и комфорта

Рубрики: Транспорт города
Быть в тренде

Транспортно-пересадочные узлы дают импульс развития городам

Рубрики: Транспорт города

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность
Кристиан Буш
«Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность». Издательство «Альпина паблишер», 2022 год
Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику
Кирилл Еременко
«Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику». Издательство «Альпина Паблишер», 2021 год
«Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»
Павел Безручко
««Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100