Декарбонизация экономики

Декарбонизация экономики

Крупные компании должны внести свой вклад в решение экологических проблем
Согласно последнему опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения, у россиян растёт интерес к экологической повестке – практически половина опрошенных называют охрану окружающей среды важнейшей задачей для государства, и только для каждого десятого на фоне существующих в стране проблем защита природы представляется малозначимой задачей. При этом большинство жителей страны оценивают экологическую ситуацию в своём регионе как удовлетворительную и хорошую (68%), но в последние два-три года всё чаще замечают ухудшения.

Какие вызовы стоят перед государством, обществом и бизнесом и что будет, если не обращать на них внимание, выяснял «Пульт управления».


В масштабах планеты

Организация Объединённых Наций (ООН) ещё в сентябре 2015 года утвердила 17 целей в области устойчивого развития до 2030 года, которые должны обеспечить сбалансированность экономического, социального и экологического развития. Для того чтобы достичь всех целей, необходимы совместные усилия правительств большинства стран, гражданского общества и бизнеса. При этом 10 из 17 целей так или иначе связаны с решением именно экологических проблем. Ключевая из них – изменение климата и глобальное потепление.

По данным Всемирной метеорологической организации (ВМО, специализированного подразделения ООН), 2011–2020 годы стали самыми тёплыми за всю историю наблюдений, а 2020 год вошёл в первую тройку самых тёплых лет наряду с 2016 и 2019 годами.
«Изменение климата представляет на сегодняшний день постоянную и растущую угрозу для жизни людей, экосистем, экономики и общества. В прошлом году мы видели новые экстремальные температуры на суше и на море. Лесные пожары охватили обширные территории Австралии, Сибири, США, Южной Америки, отправив клубы дыма в кругосветное путешествие. Мы видели и рекордное количество ураганов и наводнений по всему миру», – говорит генеральный секретарь ВМО профессор Петтери Таалас.

По данным ВМО, средняя температура в мире в 2020 году была на 1,2 °C выше доиндустриального уровня (1850–1900). К 2024 году она может превысить психологический показатель в 1,5 °C.
«Пандемия COVID-19 отразилась на жизни людей, но она не замедлила темпы изменения климата. Ставки никогда не были столь высоки: согласно научным данным, температурные показатели бьют все рекорды, растёт концентрация парниковых газов, повышается уровень моря, а стихийные бедствия приобретают всё более разрушительную силу. По мере того как мир борется с пандемией и приступает к восстановлению, растёт признание того, что восстановление должно идти по пути формирования «зелёной» и устойчивой экономики», – отмечают эксперты программы ООН по защите окружающей среды (UNEP).

По прогнозам Межправительственной группы экспертов ООН по изменению климата, из-за глобального потепления уже к концу XXI века ледники Кавказа и Дальнего Востока могут сократиться на 75%, Центральной Европы – на 80%, а Центральной Азии – на 50%. «На Кавказе через 20 лет снег будет выпадать реже на 35–40%. Естественного снежного покрова станет меньше на 29–35%», – говорится в специальном докладе об океане и криосфере.

В целях борьбы с мировой угрозой большинство стран приняли Парижское соглашение, которое начинает реализовываться в этом году (см. справку). Российская Федерация ратифицировала документ в 2019 году.


Охладить страну

Для России проблема изменения климата носит ещё более серьёзный характер. Дело в том, что средняя скорость роста среднегодовой температуры воздуха на территории РФ в 2,5 раза больше скорости роста глобальной температуры, сообщали ранее в Росгидромете. За 10 лет среднегодовая температура в стране выросла на 0,47 градуса.
«Помимо прямых потерь в виде здоровья населения и жизней, климатический кризис несёт значительные риски, связанные с трансформацией традиционных глобальных энергетических рынков, от которых зависит российская экономика. В отсутствие действий со стороны России по сокращению выбросов парниковых газов это может привести к глубокому экономическому кризису в нашей стране», – предупреждает проектный директор Greenpeace Владимир Чупров.

Сейчас наша страна занимает четвёртое место в мире по уровню выбросов вредных веществ в атмсферу, уступая Китаю, США и Индии.

Для того чтобы добиться снижения темпов потепления, Минэкономразвития разработало Стратегию по сокращению выбросов парниковых газов до 2050 года. Правительство РФ должно утвердить документ в ближайшее время.

Ожидается, что Россия снизит выбросы парниковых газов к 2050 году на 36% (от уровня 1990 года), до 2 млрд тонн эквивалента СО2. Для этого в стране будут массово внедрять энергосберегающие технологии, сократят сплошные вырубки лесов, а также нарастят объёмы вторичной переработки отходов, рекультивируют крупнейшие мусорные полигоны.

В Greenpeace считают, что также необходимо идти по пути сокращения потребления угля и развития экологически чистых видов транспорта. В докладе экологической организации «Что России делать с климатическим кризисом» среди важных мер противодействия называются следующие: стимулирование пассажиров при поездках на расстояния до 1 тыс. км к переходу от использования авиатранспорта к использованию железнодорожного транспорта, в том числе через развитие доступного высокоскоростного железнодорожного сообщения по всей стране.

Напомним, Долгосрочной программой развития ОАО «РЖД» до 2025 года предусмотрено развитие скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения в стране. Первая высокоскоростная магистраль (ВСМ) в России должна соединить Москву и Санкт-Петербург. В 2022 году ОАО «РЖД» планирует приступить к строительству ВСМ, а петербургский участок должен быть готов уже к концу 2024 года. В частности, Октябрьская дорога уже проработала два варианта развития участка 5-й км – Обухово, который является ключевым для строительства ВСМ в регионе.

«Энергозатраты при пользовании высокоскоростными магистралями в 4,3 раза ниже на одного пассажира, чем при пользовании автотранспортом, и в 8,5 раза ниже, чем при авиаперелётах. Земли для ВСМ также используется в два-три раза меньше, чем для автомобильных дорог», – уточняет председатель экологического движения «Зелёная Россия» Константин Курченков.

«России предстоит многое сделать и для адаптации к изменениям климата, и для перехода на более технологичные, а значит, низкоуглеродные пути развития экономики», – уверен директор программы «Климат и энергетика» WWF России Алексей Кокорин.

Виталий Маслюк

СПРАВКА

Парижское соглашение по климату принято 12 декабря 2015 года по итогам 21-й Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата. В 2016 году оно было подписано большинством стран, включая Россию, а затем ратифицировано почти всеми из них (185 из 197 стран). Соглашение начало действовать в 2021 году. Заявленная цель документа – не допустить превышения глобальной среднегодовой температуры на планете к 2100 году более чем на 2 °С от доиндустриального уровня и сделать всё возможное для удержания потепления в пределах 1,5 °С. Соглашение обязывает все страны принять стратегии долгосрочного развития с низкими уровнями выбросов парниковых газов на период до 2050 года. Члены Соглашения также взяли на себя обязательство наладить международный обмен «зелёными» технологиями в сфере энергоэффективности, промышленности, строительства и сельского хозяйства. Кроме этого, развитые страны должны будут оказывать помощь наиболее слабым и уязвимым странам в адаптации к негативным последствиям изменения климата, а также в их экономическом развитии без роста или с минимальным ростом выбросов парниковых газов.


МНЕНИЯ

Леонид Сорокин,
доцент Института мировой экономики и бизнеса РУДН:
– Глобальное потепление всё более уверенно заявляет о себе. Еще 10–20 лет назад в СМИ иронизировали о реальности самого факта потепления, ссылаясь на периодические вариации климата. Сейчас авторитетные организации уверенно констатируют факт роста средней температуры на планете. Глобальное потепление грозит человечеству увеличением числа стихийных бедствий, таянием ледников, повышением уровня Мирового океана, наводнениями, селями и оползнями, засухами и лесными пожарами, дефицитом водных ресурсов, нехваткой продовольствия, социальной нестабильностью и войнами за природные ресурсы. Ущерб от природных катастроф и стихийных бедствий во многих странах уже достиг величин в 1–2% ВВП.
Для обеспечения устойчивой экономики необходимо учитывать данную тенденцию и принимать меры к снижению экономических и человеческих потерь от природных катастроф. В ближайшее время будет наблюдаться снижение экспорта углеводородов, связанное с уменьшением углеродного следа, и переход энергетики на безуглеродные технологии. Для сохранения позиций на мировом энергетическом рынке России необходимо усилить работы по развитию и внедрению безуглеродной энергетики.

Карина Ивченко,
руководитель Всероссийского движения «Мусора.Больше.Нет»:
– Окружающие нас проблемы становятся всё более явными. Невозможно не замечать мусорную проблему – много протестов вызывает мусоросжигание, люди жалуются на запахи с полигонов, в каких-то городах плохо справляются с вывозом мусора.
Пандемия COVID-19 позволила на время резко сократить выбросы парниковых газов из-за транспорта, однако выросло количество отходов, особенно одноразовых и медицинских. Согласно исследованию израильского Института Вейцмана, вес созданных человеком предметов уже превысил массу живых существ на планете. За пять лет мы произвели 30 млрд тонн материалов и вещей.
Модуль потребления не может оставаться прежним, всё чаще говорят про циклическую экономику, возврат ресурсов на новый круг. Это замена одноразовых вещей на многоразовые, сокращение упаковки, поиск материалов, которые легче переработать или тех, что быстрее разлагаются в природе. Активно появляются шеринги – проекты по совместному потреблению, аренде, обмену вещами. Если говорить про транспорт, то делается упор на использование общественного транспорта или каршеринга, сокращение личного транспорта, особенно в больших городах. У крупных компаний есть возможность поддерживать просветительские программы общественных организаций, продвигать экоинициативы в своих организациях среди сотрудников, внедрять концепцию «зелёного» офиса или производства.

Илья Иванов,
директор Департамента по работе с государственным и нефтегазовым секторами Schneider Electric в России и СНГ:
– Согласно данным Всемирного экономического форума, экологические угрозы входят в пятёрку глобальных рисков, угрожающих процветанию общества в ближайшие десятилетия. Принимая во внимание этот факт, бизнес давно осознал, что устойчивое развитие и осознанное потребление природных ресурсов имеет прямое влияние на финансовые показатели компаний и их долгосрочное развитие. Последствия кризиса, вызванные пандемией новой коронавирусной инфекции, дополнительно подчеркнули необходимость трансформации текущих бизнес-моделей под «зелёную» повестку.
Инициатива в экологических вопросах должна исходить не только от государства, но и от ведущих компаний и концернов, ведь именно они и являются мощным механизмом, способным запустить маховик глобальных изменений.
Безусловно, устойчивое и безопасное будущее человечества – за транспортом, который работает на основе электричества, водорода и других экологичных видов топлива. Учитывая мировой тренд на декарбонизацию абсолютно всех сфер экономики, можно уверенно заявить, что транспорт – будь то общественный, личный или производственный – не исключение. Более того, с развитием умных городов с нулевым углеродным следом экологический транспорт будет иметь первостепенное значение. Стремление мирового сообщества сделать транспорт более «чистым» и менее агрессивным для окружающей среды будет неизбежно менять индустрию.
Инновационный подход
Екатерина Грохотова, ведущий инженер научно-исследовательской лаборатории «Бизнес-инкубатор в транспортной сфере» Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС),

Учёные нашли решение по очистке подтоварных вод

Рубрики: Год экологии
Атлас российских проектов

по производству низкоуглеродного и безуглеродного водорода и аммиака

Рубрики: Год экологии
Трудности перехода

Водород как источник углеродной нейтральности

Рубрики: Год экологии
Чистая энергия

Использование водородной тяги приблизит РЖД к углеродной нейтральности

Рубрики: Год экологии
Экологичный подход

РЖД стремятся сделать вокзалы дружественными для окружающей среды  

Рубрики: Год экологии

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность
Кристиан Буш
«Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность». Издательство «Альпина паблишер», 2022 год
Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику
Кирилл Еременко
«Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику». Издательство «Альпина Паблишер», 2021 год
«Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»
Павел Безручко
««Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100