Зажёгся «зелёный»

Зажёгся «зелёный»

РЖД предстоит укрепить своё лидерство в вопросах защиты окружающей среды и ответственного финансирования
По оценке Международного энергетического агентства и Международного союза железных дорог, Россия по энергоэффективности грузовых железнодорожных перевозок занимает первое место в мире, а в пассажирском движении – четвёртое. Железнодорожный транспорт является самым экологически чистым и оставляет минимальный «экологический след», и тем не менее ОАО «РЖД» уделяет теме защиты окружающей среды особое внимание. Нынешний год объявлен в компании Годом экологии. Что предстоит сделать железнодорожникам в ближайшее время и каких результатов необходимо достичь, рассказывает «Пульт управления».

Во время первого в этом году селекторного совещания, которое состоялось 4 февраля, генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров подчеркнул: «Задача перед нами стоит амбициозная: сохранить и укрепить мировое лидерство в вопросах защиты окружающей среды и энергоэффективности. Мы обязаны не только выполнить в полном объёме все запланированные мероприятия, но и реализовать дополнительные действенные меры в этом направлении».

А на Гайдаровском форуме, который прошёл в январе текущего года, Олег Белозёров сообщил, что компанией подготовлена обновлённая Экологическая стратегия. «В 2020 году мы переосмыслили ряд направлений стратегии и доработали документ. В ближайшее время он будет принят», – сказал он.

Напомним, первая редакция Экологической стратегии была принята ещё в феврале 2009 года. Сейчас в компании действует документ, который последний раз актуализировался в 2016 году. Он определяет основные направления и инструменты реализации политики ОАО «РЖД» в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Цель РЖД в соответствии со стратегией – экономически и экологически сбалансированное развитие компании на основе рационального использования ресурсов, сохранение и восстановление природных систем, обеспечение качества окружающей среды в зоне влияния объектов инфраструктуры компании, предотвращение и ликвидация экологического ущерба от хозяйственной деятельности филиалов компании.

Параметры документа корректируются с учётом изменения национальных целей в сфере экологии и внутренней трансформации компании.


Территория особого развития

Указом президента РФ от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года», в частности, предусмотрено сокращение времени перевозки контейнеров железнодорожным транспортом с Дальнего Востока до западной границы России до семи дней, увеличение пропускной способности БАМа и Транссиба в полтора раза, устранение логистических ограничений при экспорте товаров с использованием железнодорожного транспорта.


Чтобы достичь этого показателя, ОАО «РЖД» ведёт строительство железнодорожных путей Восточного полигона, реконструирует станции, обновляет локомотивный парк. Параллельно с этим реализуется комплекс мероприятий, направленных на защиту окружающей среды.

Ещё в ноябре 2020 года ОАО «РЖД» и Министерство природных ресурсов и экологии РФ утвердили План совместных мероприятий по охране окружающей среды на Байкальской природной территории при строительстве и реконструкции объектов инфраструктуры БАМа и Транссиба. Документ содержит перечень мероприятий, например очистку береговой линии озера Байкал на участках от посёлка Байкал до посёлка Таловка, перевод 14 пунктов обогрева для путевых рабочих с отопительных печей на электрообогрев.
«Мы гарантируем, что все решения по строительству объектов инфраструктуры Восточного полигона будут приниматься исходя из минимально возможного вмешательства в природу, с привлечением экологических организаций и региональных властей, под строгим общественным контролем», – говорил ранее Олег Белозёров.

Уже сейчас на каждый объект стройки на БАМе и Транссибе в зоне Байкальской природной территории разрабатывается свой экологический паспорт. В нём будет содержаться информация о проекте, компенсационных мероприятиях, данные о выполнении экологического мониторинга и контроля.
«Минприроды России приветствует готовность РЖД к максимальной открытости и реализации природоохранных мероприятий. Мы можем только приветствовать бережное отношение к природе, соблюдение всех требований по сохранению окружающей среды и, самое главное, настрой компании на экологически ответственное ведение бизнеса», – прокомментировал глава Минприроды России Александр Козлов.


Курс на декарбонизацию

Экологическая повестка в этом году вышла на первый план и в Европе. Желая подчеркнуть преимущества железной дороги для экологии, в Европейском союзе (ЕС) 2021 год объявлен Годом железных дорог. В ЕС намерены придать ускорение процессу модернизации отрасли для того, чтобы сделать её ещё более «зелёной».

На сегодняшний день на все виды транспорта в ЕС приходится четверть выбросов парниковых газов. К 2050 году их количество планируется сократить на 90% от имеющихся сегодня. В первую очередь это возможно за счёт декарбонизации, то есть перехода на возобновляемые источники энергии и низкоуглеродные виды транспорта.

За время после принятии Экологической стратегии в РЖД удалось на 66% снизить выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников и на 34,4% от подвижного состава. В компании также добились полного исключения сброса сточных вод без очистки.

Сейчас в России на весь железнодорожный транспорт приходится около 1,8% парниковых выбросов. Из них доля ОАО «РЖД» – менее 1%. Ведь 85% всех грузов и пассажиров уже перевозится на электрической тяге.

Доля РЖД в общих показателях негативного воздействия на окружающую среду предприятий, работающих на территории РФ, составляет менее 1%: выбросы – 0,7%, сбросы сточных вод в водные объекты – 0,05%.
«Компания поддерживает глобальный тренд в области декарбонизации транспорта. Мы идём к тому, чтобы сформировать в ОАО «РЖД» полноценную «зелёную» экономику, когда экологические мероприятия являются неотъемлемой частью всех процессов», – добавляет Олег Белозёров.

Для декарбонизации с 2025 года компания планирует отказаться от закупок дизельных локомотивов в пользу электровозов, тягового подвижного состава, работающего на природном газе и других альтернативных источниках энергии. «Мы планируем эксплуатировать в будущем локомотивы, работающие с использованием аккумуляторных батарей, моторвагонного подвижного состава с водородными топливными элементами, локомотивы с газопоршневыми и газодизельными двигателями. Всё это позволит снизить экологическую нагрузку на окружающую среду», – рассказывал 27 января текущего года в Совете Федерации во время круглого стола по развитию железнодорожного машиностроения в России заместитель генерального директора – главный инженер ОАО «РЖД» Сергей Кобзев.

Продолжится и электрификация направлений, которые пока работают на дизельной тяге, в производстве будет наращиваться применение энерго- и материалосберегающих технологиии.


«Зелёные» бонды растут в цене

Долговые ценные бумаги, выпускаемые с целью привлечения средств для финансирования проектов, связанных с возобновляемой энергией, повышением энергоэффективности, экологически чистым транспортом, охраной и защитой окружающей среды, называют «зелёными» облигациями.

По словам Олега Белозёрова, экологическая составляющая становится ключевым фактором в финансовой устойчивости компании, а мировые финансовые институты уделяют этому вопросу самое пристальное внимание.

Учитывая это, РЖД в прошлом году стали первой компанией из России и СНГ, разместившей «зелёные» еврооблигации, а также осуществившей выпуск бессрочных облигаций, которые получили подтверждение о соответствии российским и международным стандартам «зелёного» финансирования (см. справку).

Вырученные от размещения «зелёных» облигаций средства РЖД направят на закупку электровозов, электропоездов, на развитие городского и пригородного пассажирского сообщения, а также на электрификацию железнодорожных линий.

«Зелёная» экономика – это термин, отражающий новую реальность, – говорит старший партнёр McKinsey & Company Ермолай Солженицын. – По разным оценкам, более 30% денег, находящихся под управлением инвестиционных фондов, на сегодняшний день так или иначе связаны с инвестициями в «зелёные» проекты».

Председатель Государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» Игорь Шувалов сказал, что ВЭБ.РФ, как национальный банк развития, не собирается сворачивать финансирование традиционных проектов, но будет уделять приоритетное внимание проектам, отвечающим «зелёным» критериям.
«Около 15% портфеля ВЭБ.РФ можно отнести к «зелёной» экономике по самым строгим критериям; по более простым правилам – около 40%. В будущем я вижу потенциал у проектов сферы транспорта на электрической тяге. Причём интересны они будут как внутреннему рынку, так и экспорту», – подчеркнул Игорь Шувалов.

По самым консервативным оценкам госкорпорации развития, в ближайшие два-три года российские компании смогут привлечь в «зелёные» проекты 300 млрд руб.

Лидерство РЖД в направлении «зелёного» финансирования подтвердилось в конце 2020 года – компания была удостоена премии «Сделка года» агентства Cbonds за размещение бессрочных «зелёных» облигаций. Кроме того, «Российские железные дороги» получили престижную международную премию Green Bond Pioneer Awards от Лондонской фондовой биржи и разработчика стандартов в области экологии Climate Bonds Initiative как первая российская компания, вышедшая на рынок «зелёного» финансирования.

По словам Ермолая Солженицына, согласно различным опросам 87% людей в США и Европе считают, что компании должны создавать продукты и услуги, которые будут учитывать интересы общества, а не просто приносить прибыль.
«Изменяется и спрос. 40% миллениалов (поколение людей, родившихся с 1982 по 1996 год. – Ред.) готовы платить больше за продукты и услуги, которые созданы на принципах устойчивого развития. Более трёх четвертей потребителей откажутся от услуг, если они не соответствуют их этическим представлениям. При этом 60% молодых людей говорят, что они учитывают социальную и экологическую ответственность работодателя при выборе места работы», – говорит эксперт.

Руководитель направления по устойчивому развитию Центра международных и сравнительно-правовых исследований Жан-Клод Кнебелер считает, что развитие «зелёного» финансирования в России позволит влиять на окружающую среду не только в России, но и на всей планете в целом. «В последние годы государство и корпоративный сектор стали уделять гораздо больше внимания вопросам устойчивого развития. Создание системы «зелёного» финансирования в России очень важно», – сказал он.

Виталий Маслюк

СПРАВКА

В мае 2019 года ОАО «РЖД» разместило «зелёные» еврооблигации на сумму 500 млн евро на восемь лет по ставке 2,2%. Книга заявок на пике составила почти 1,8 млрд евро. В рамках сделки поступило более 130 заказов от инвесторов. В марте 2020 года холдинг осуществил второе размещение «зелёных» еврооблигаций на 250 млн швейцарских франков сроком на шесть лет. Ставка купона составила 0,84%.
В сентябре 2020 года ОАО «РЖД» закрыло книгу заявок по первому в истории России выпуску бессрочных облигаций, которые получили подтверждение о соответствии российским и международным стандартам «зелёного» финансирования. Размещение проходило по плавающему купону с изначальной премией к бескупонной кривой ОФЗ на уровне 1,85% и индикативным объёмом размещения 20 млрд руб. В ходе формирования книги заявок были получены заявки от широкого круга инвесторов, включая пенсионные, страховые и управляющие компании, а также банки, что обеспечило спрос, значительно превышающий изначальное предложение. Книга была закрыта в объёме 100 млрд руб. по ставке 7,25%.
Инновационный подход
Екатерина Грохотова, ведущий инженер научно-исследовательской лаборатории «Бизнес-инкубатор в транспортной сфере» Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС),

Учёные нашли решение по очистке подтоварных вод

Рубрики: Год экологии
Атлас российских проектов

по производству низкоуглеродного и безуглеродного водорода и аммиака

Рубрики: Год экологии
Трудности перехода

Водород как источник углеродной нейтральности

Рубрики: Год экологии
Чистая энергия

Использование водородной тяги приблизит РЖД к углеродной нейтральности

Рубрики: Год экологии
Экологичный подход

РЖД стремятся сделать вокзалы дружественными для окружающей среды  

Рубрики: Год экологии

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru