Время интровертов
Светлана Тихомирова
Светлана Тихомирова
к.п.н., научный сотрудник лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН

Время интровертов

Как адаптироваться на новой работе в удалённом режиме
Новая работа всегда является стрессом для человека. Требуется время, чтобы познакомиться с руководством, влиться в новый коллектив и ознакомиться со всеми правилами и тонкостями корпоративной культуры. В текущих условиях, когда многим компаниям вновь пришлось перейти на дистанционный режим работы из-за напряжённой эпидемиологической обстановки в стране, выходить на новое место работы стало ещё сложнее. «Пульт управления» пообщался с кандидатом психологических наук, научным сотрудником лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии Российской академии наук Светланой Тихомировой и узнал, какие сложности могут возникнуть при устройстве на новую работу удалённо и как с ними справиться.

– Светлана Витальевна, существует ли разница между устройством на работу дистанционно и в очном режиме, если говорить о психологическом аспекте?
– Удалённый режим пришёл к нам принудительно в связи с пандемией. Это сильно изменило нашу жизнь во многих сферах, особенно отразилось это на работе. Но даже в таких условиях люди продолжают искать работу, а компании – принимать новых сотрудников. Тем не менее при приёме на работу в удалённом режиме возникают определённые сложности.
Люди – существа социальные, для нас очень важно невербальное общение. Большую роль здесь играет диалог. На собеседовании руководство помимо резюме обращает внимание на мимику, жесты и интонацию кандидата при ответе на задаваемые вопросы. В современном мире даже в условиях пандемии у компаний есть возможность увидеть человека, провести интервью по видеосвязи в Zoom или на других платформах. Руководством компании сам этап приёма на работу нового сотрудника воспринимается легче, чем соискателем.
Можно сказать, что если человек устраивается на работу на «удалёнке», то он покупает «кота в мешке», так как в дистанционном формате человек никак не сможет увидеть свой новый коллектив, почувствовать атмосферу, царящую в офисе, и понять, сможет ли он работать в таких условиях.

– Почему так важно наладить общение со своими новыми коллегами и влиться в коллектив? И как это можно сделать при отсутствии живого общения?
– Общение с новыми коллегами нужно не только для обмена профессиональным опытом и полезной информацией, но и для поддержания психического здоровья. Недостаток коммуникации может спровоцировать стрессовое состояние, в результате чего у человека и возникают проблемы со здоровьем. Человеку, входящему в новый коллектив, надо в первую очередь познакомиться с уже сложившейся системой отношений. Конечно, проще всего влиться в рабочий коллектив с дружеской и творческой атмосферой, где даже новый сотрудник чувствовал бы себя востребованным и нужным, а его инициативы поддерживались и принимались всерьёз.
Я сейчас нарисовала идеальную картинку, в реальности, конечно, всё может быть по-другому как в коммерческих структурах, так и в государственных. Невербальное общение здесь тоже играло большую роль. Это могла быть и простая улыбка, и рукопожатие при встрече. Однако переход на «удалёнку» как раз отнял у нас нашу человеческую коммуникацию.
Сейчас очень важно компенсировать живое общение в офисе и наладить не только рабочую (с этим многие организации уже успешно справились), но и человеческую коммуникацию в дистанционном режиме. Может показаться, что это отвлекает от работы, но это не так. Отсутствие такого рода коммуникации между людьми, дефицит общения может негативно повлиять на развитие корпоративного духа, особенно у новых сотрудников.
Все современные технологии, которые мы используем для обсуждения рабочих моментов, можно использовать и для личного общения. Во время рабочего процесса в обычном формате практически всегда есть время для лёгкой неформальной беседы, или, как сейчас это называют, small talk. Из некоторых иностранных исследований следует, что сотрудники, уделяющие время такому лёгкому общению, повышают эффективность своей работы.
Необходимо перенести эту часть трудовых будней в онлайн-режим. Заведите отдельный чат в мессенджерах, где вы вместе с коллегами в свободной форме сможете обсуждать новости, события, которые вас волнуют, но при этом никак не связаны с вашей профессиональной деятельностью. Некоторые компании организуют в таких чатах онлайн-игры или интересные флешмобы в свободное от работы время. Без такого общения рано или поздно сотрудники могут перестать чувствовать себя одной командой. Шутки, слова благодарности, поздравления с важными датами – всё это позволит улучшить климат в организации, сплотить сотрудников и повысить эффективность работы.
К тому же это позволит новому члену коллектива поближе познакомиться с коллегами и рассказать о себе и своих интересах. Руководителю желательно тоже принимать участие в таком диалоге и поддерживать общение на нерабочие темы. Естественно, что всё это должно быть в меру.

– Мы поняли, что общение с новым коллективом даже через мессенджеры играет немаловажную роль в том, чтобы новичок начал чувствовать себя комфортнее. А что должен сделать руководитель для создания благоприятных условий на новом для человека рабочем месте?
– Комфортно новый сотрудник себя будет чувствовать, если будет знать чёткую структуру организации: кто и за что отвечает, куда и к кому можно обратиться по определённым вопросам. Всё это обеспечивает комфортное вхождение в новую социальную среду. Также это зависит от правильно выстроенных руководством бизнес-процессов в организации. Чем масштабнее организация, тем, соответственно, больше она нуждается в упорядоченной деятельности.
У нас, в России, уже есть опыт внедрения управленческих систем, которые позволяют описать бизнес-процессы, упорядочить деятельность, оптимизировать её. Организация становится прозрачной, понятной как для внешних партнёров, так и для сотрудников компании. Благодаря этому появлялась благоприятная среда.
Но у нас этот подход, к сожалению, не очень прижился. И сейчас очень мало организаций, выстроенных по такой схеме. Поэтому можно сказать, что в настоящих условиях задача для руководителя – создать правильную базу организационных знаний, где будут максимально чётко объяснены организационные моменты и должностные обязанности работника. Проще говоря, роль начальства – навести порядок в своём отделе, чтобы новые сотрудники чувствовали себя комфортнее.
Без этого они будут тратить своё время и нервы на незначительные вещи, а этап «вхождения» может занимать от одного до двух месяцев в обычном режиме. На «удалёнке»понадобится ещё больше времени, чтобы разобраться с этим. Для сравнения: в компаниях, где руководство проработало эти моменты, новым работникам для адаптации требуется всего один-два дня.
Новому человеку в коллективе всегда сложно, а без налаженного механизма в работе сложность возрастает. «Удалёнка» должна нас чему-то научить. И даже из такого отрицательного опыта и такого страшного явления, как пандемия, надо извлечь опыт. Сейчас, в новых реалиях, только что устроившемуся на работу человеку остаётся только общаться с начальством и своими коллегами для понимания организационных моментов.
Руководитель должен ввести новенького в «виртуальный» коллектив. Главное, что надо запомнить новому сотруднику, – не бояться идти на контакт, то есть звонить и задавать вопросы, даже если они кажутся глупыми. Лучше посоветоваться с опытным работником, чем сделать наугад, а потом разбираться с негативными последствиями. Не бойтесь лично обращаться к начальству или своим коллегам. Все осознают, что вначале у вас могут возникнуть трудности.
Начальству надо так организовать своё общение со всеми своими сотрудниками, чтобы вся информация доходила до них в полном объёме, несмотря на удалённость. Для этого можно использовать современные технологии, позволяющие приблизить общение к привычному для всех формату. Например, проводить видеоконференции, используя Zoom или другие платформы.
Все мы прекрасно понимаем, что у начальников не всегда есть время заниматься новыми сотрудниками. Поэтому лучше всего назначить наставника или куратора из более опытных работников. В нашем случае, когда мы говорим о дистанционном режиме работы, это значит поделиться телефонным контактом, чтобы новый сотрудник мог напрямую связаться и уточнить некоторые моменты касательно рабочей сферы. Установление таких межличностных отношений можно назвать одним из способов целенаправленного поощрения связей в команде, работающей удалённо. Сама по себе такая коммуникация не наладится. Способы взаимодействия наставник и его подопечный для себя выбирают сами – общение в системе мгновенного обмена текстовыми сообщениями, переписка по электронной почте, телефонные звонки или же разговоры по видеосвязи.
Наличие ответственного куратора не означает, что руководитель может забыть о своём новом сотруднике. Важно установить обратную связь между начальником и новым членом его команды.

– Зависят ли трудности работы в новом коллективе на «удалёнке» от темперамента человека? Личность какого типа быстрее адаптируется в новых условиях?
– Обычно в отечественных школах психологии распространён системный подход. Мы изучаем индивидуальность и уникальность человека не только по формально-динамическим характеристикам личности (это как раз темперамент), но и по содержательным моментам (то есть его социальный опыт).
Темперамент, безусловно, влияет на отношение к новой дистанционной работе. Это важнейшее свойство человека, изменить которое мы не можем. С этим человек рождается.
Самое простое и знакомое всем деление по темпераменту – это экстраверты и интроверты. Для первых характерны общительность, открытость внешнему миру, активное участие в жизни социума. Второй тип предпочитает уединение (иногда в кругу близких ему людей), периодически испытывает неудобство при контакте с обществом. Каждому типу соответствует определённый вид деятельности. Например, там, где в работе требуется человеческое общение (операторы сall-центра, консультанты, менеджеры продаж), больше будут успешны экстраверты.
Для интровертов подходят такие профессии, как копирайтер, разработчик сайта или программист. Естественно, последним найти новую работу и привыкнуть к текущим условиям труда будет легче. Так что можно однозначно сказать, что сейчас определённо время интровертов.
Экстравертам придётся сложнее, ведь им необходимо живое общение, но это не значит, что они не смогут адаптироваться к работе в новых реалиях.
Во-первых, мы уже обсуждали, как можно перенести такую коммуникацию в виртуальную реальность. Помимо общения в мессенджерах с коллективом, можно устраивать видеоконференции, общаясь как на профессиональные темы, так и на отвлечённые.
Во-вторых, экстраверты наделены умением сочувствовать и искренне интересоваться проблемами окружающих их людей. Сейчас, когда многие граждане переживают тяжёлый период в своей жизни, такое отношение коллег пойдёт им только на пользу. Поэтому у новичка, обладающего такими качествами, есть возможность легко влиться в коллектив и быстро стать его неотъемлемой частью. К тому же такой тип людей меньше склонен к созданию конфликтных ситуаций.

Беседовала Анастасия Дорожкина
Энергия жизни

Наступает время пробуждения и новых свершений

Рубрики: Психология
Мотивационная грелка

Как не потерять желание двигаться к цели

Рубрики: Психология
Мыслить критически

Как стать высокоэффективным специалистом

Рубрики: Психология
Апгрейд организма

Плюсы и минусы биохакинга

Рубрики: Психология
Не зарывать талант

Почему так важно самореализовываться

Рубрики: Психология

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru