Знак качества

Знак качества

РЖД задают моду на «зелёное» финансирование в России и странах СНГ
Всё больше инвесторов по всему миру придерживаются принципов финансирования проектов, направленных на решение экологических проблем и снижение негативного воздействия на окружающую среду. Почему за «зелёным» финансированием будущее и какие барьеры нужно преодолеть, чтобы дать толчок его развитию, обсудили участники панельной дискуссии «Finance as a Masterpiece. «Зелёные» финансы и устойчивое развитие», которая прошла в рамках Международного транспортно-логистического форума «PRO//Движение.1520» (22–23 октября, Москва).

Долговые ценные бумаги, выпускаемые с целью привлечения средств для финансирования проектов, связанных с возобновляемой энергией, повышением энергоэффективности, экологически чистым транспортом, охраной и защитой окружающей среды, называют «зелёными» облигациями (см. справку).

Наряду с «зелёным» финансированием всё более заметным становится и выпуск так называемых социальных облигаций (облигаций социального воздействия), когда средства привлекаются на решение социальных задач.

Как отметил во время дискуссии на форуме «PRO//Движение.1520» президент J.P. Мorgan в России Ян Тавровский, за последние шесть лет мировой рынок «зелёного» и социального финансирования вырос в 25 раз. «В прошлом году рынок достиг показателя почти $300 млрд. В этом году, несмотря на пандемию, он уже подходит к этой цифре. Всё больше банков, фондов и управляющих компаний заявляют о приверженности этому тренду, по сути, отказываясь инвестировать в проекты, загрязняющие окружающую среду. Например, банк J.P. Мorgan публично объявил о прекращении финансирования угольных компаний к 2024 году», – рассказал Ян Тавровский.

По оценке руководителя управления рынков долгового капитала «ВТБ Капитал» Андрея Соловьёва, примерно 15% активов европейских фондов нацелены на «зелёные» облигации. А к 2023 году этот показатель достигнет 50%.


Пионеры экобондов

ОАО «РЖД», как динамично развивающаяся компания, на постоянной основе реализует комплекс мероприятий, направленных на защиту окружающей среды. В 2019 году на мероприятия в сфере обеспечения экологической безопасности было направлено около 8,5 млрд руб.

Поэтому неудивительно, что «Российские железные дороги» стали первой компанией из России и СНГ, разместившей «зелёные» еврооблигации. В мае прошлого года ОАО «РЖД» разместило ценные бумаги на международном рынке на сумму 500 млн евро на восемь лет по ставке 2,2%.
«Книга заявок на пике составила почти 1,8 млрд евро. В рамках сделки поступило более 130 заказов от инвесторов, что является рекордным для транзакции российского эмитента, деноминированной в евро», – напомнил Андрей Соловьёв.

Европейские инвесторы купили 49% выпуска, на российских инвесторов пришлось 26% бумаг, 18% ушло британским инвесторам, 6% – азиатским и 1% выкупили инвесторы из США. Фонды купили 46% выпуска, банки – 37%, на другие типы инвесторов пришлось 14%, и 3% купили частные банки.

В марте этого года холдинг осуществил второе размещение «зелёных» еврооблигаций на 250 млн швейцарских франков сроком на шесть лет. Ставка купона составила 0,84%.

24 сентября 2020 года ОАО «РЖД» закрыло книгу заявок по первому в истории России выпуску бессрочных облигаций, которые получили подтверждение о соответствии российским и международным стандартам «зелёного» финансирования. Размещение проходило по плавающему купону с изначальной премией к бескупонной кривой ОФЗ на уровне 1,85% и индикативным объёмом размещения 20 млрд руб. В ходе формирования книги заявок, которое проходило с 11 по 15 часов 24 сентября, были получены заявки от широкого круга инвесторов, включая пенсионные, страховые и управляющие компании, а также банки, что обеспечило спрос, значительно превышающий изначальное предложение. Это позволило трижды пересматривать изначальный диапазон по ставке и увеличить объём размещения с 20 до 100 млрд руб. В итоге книга была закрыта в объёме 100 млрд руб. по ставке 7,25%. Размещение стало крупнейшим по объёму в истории ОАО «РЖД» и самым крупным «зелёным» размещением среди российских компаний.
«В сентябре мы выпустили очередной транш бессрочных «зелёных» облигаций, получив международный сертификат. Мы видели, что многие инвесторы заходили в бумагу именно потому, что она «зелёная»», – рассказала начальник Департамента корпоративных финансов ОАО «РЖД» Татьяна Орлова. – При условии того, что железнодорожный транспорт по определению один из наиболее экологически дружелюбных, была проделана большая работа по получению международных сертификатов, необходимых для выпуска собственных «зелёных» облигаций».

Глава рынков долгового капитала СНГ JP Morgan Кирилл Кондрашин отмечает, что РЖД остаются единственным российским эмитентом экобондов на международных рынках. «Бонды пользовались популярностью и позволили РЖД привлечь новых инвесторов. И если «зелёная» составляющая первого, майского выпуска 2019 года помогла улучшить цену размещения для них, то в рамках более нестабильных рынков, например в марте 2020 года, она в общем помогла осуществить выпуск. Без неё было бы сложнее», – уточнил он.

Вырученные от размещения «зелёных» облигаций средства будут направлены на закупку электровозов, электропоездов, на развитие городского и пригородного пассажирского сообщения, а также на электрификацию железнодорожных линий. В том числе речь идёт о закупке скоростных электропоездов «Ласточка». Эти поезда оказывают значительно меньше вредного воздействия на окружающую среду по сравнению с автомобильным и авиационным транспортом.


Трудности «озеленения»

Генеральный директор АО «ИК «РЖД-Инвест» Иван Григорович уверен, что тренд на размещение «зелёных» бондов будет только усиливаться. «Но при этом есть и проблемы – недостаточно развитая экосистема, критерии оценки «зелёности» проектов», – считает он.

По мнению Татьяны Орловой, ОАО «РЖД» хотело бы иметь возможность направлять средства от размещения «зелёных» облигаций не только под новые проекты, но и для рефинансирования текущих обязательств по экологическим программам. «Нам кажется, имеет смысл двигаться в сторону некоторого ослабления регулирования. Например, сейчас по российским стандартам нельзя выпустить «зелёные» облигации и направить их на цели рефинансирования. На международном рынке это допускается. Такая мера позволила бы поддержать в размещении «зелёных» облигаций и других российских заёмщиков, увеличить объём сделок и решить проблему нехватки у компаний отдельных проектов для выхода на рынок экологических заимствований», – сказала Татьяна Орлова.

Первый заместитель генерального директора АО «Эксперт РА» Мария Чекурова обратила внимание на то, что эмитенту нужно обязательно иметь экологическое заключение. Оно даёт инвесторам уверенность в целевом, этичном использовании средств от выпущенных инструментов. По её словам, существует риск так называемого зелёного отмывания – им могут воспользоваться недобросовестные компании, выдавая свои проекты за «зелёные» в маркетинговых и финансовых целях.

Как отметила Мария Чекурова, также важны внутренние документы компании: положение об оценке и отборе «зелёных» проектов, критерии «зелёности», положение о коллегиальном органе и о том, как будут использоваться средства. «Все эти мероприятия достаточно затратные, поэтому было бы неплохо, чтобы государство субсидировало их. Тогда компания будет чувствовать себя свободнее при выпуске «зелёных» бондов – ведь если РЖД могут себе позволить такие издержки, то для более мелких компаний это может стать барьером для входа на рынок», – сказала она.

Согласен с этим и управляющий директор управления долгового финансирования Sberbank CIB Эдуард Джабаров: «Главной проблемой становится стоимость привлечения». По его словам, для стимулирования спроса необходима государственная поддержка. «Например, Минфин мог бы применить налоговую ставку 0% на купонный доход по «зелёным» облигациям – по аналогии с федеральными бумагами, Центробанк мог бы оказать содействие кредитным организациям в рамках преференциального учёта подобных бумаг. Также мы предлагаем нулевую ставку на доходы от их реализации – по аналогии с бумагами высокотехнологичного сектора», – подчеркнул Эдуард Джабаров.

Ещё один вариант – создание специализированных фондов, в том числе государственных, которые бы инвнстировали в «зелёные» бумаги. «Они могут появиться, например, на базе институтов развития ВЭБ. Это позволит создать первичный спрос на такой финансовый инструмент», – добавляет Эдуард Джабаров.
«Чтобы повторить успех РЖД, компания должна обладать тремя составляющими: быть такой же большой, иметь соответствующий «зелёный» проект международного уровня и не иметь каких-либо ограничений на предоставление финансирования», – подчёркивает заместитель председателя, член правления ВЭБ.РФ Алексей Мирошниченко.


Банк России одобряет новый инструмент

Глава Центробанка Эльвира Набиуллина назвала тему экобондов заслуживающей особого внимания. «Нам, конечно, нужно обращать внимание и на то, что происходит на внешних рынках, как они будут меняться под влиянием введения разных экологических требований, и свои инструменты, институты выстроить таким образом, чтобы дать возможность и российским компаниям развивать такого рода проекты», – сказала она 14 октября на встрече президента РФ с членами правительства.

По словам Алексея Мирошниченко, ВЭБ.РФ уже разработал методологию по оценке «зелёных» проектов с учётом замечаний рынка. Дело в том, что первая версия документа была опубликована в конце лета, но тогда ВЭБ получил от бизнеса почти 200 замечаний и предложений. Документ с учётом мнения игроков рынка будет опубликован в ближайшее время. Как уточнил Алексей Мирошниченко, в нём будут содержаться критерии, которые позволят рейтинговым агентствам более чётко специфицировать «точки отсечения» – какой проект можно называть «зелёным», а какой нельзя.

Президент России Владимир Путин, выступая на инвестиционном форуме «Россия зовёт» 29 октября, подчеркнул, что государство будет поддерживать развитие такого инструмента, как «зелёные» облигации: «Для укрепления и совершенствования рынка ценных бумаг крайне важно тесное сотрудничество государства и бизнеса. Отмечу здесь и выпуск так называемых вечных облигаций нашей крупнейшей инфраструктурной компании «Российские железные дороги». При содействии правительства и Центрального банка эти ценные бумаги позволили обеспечить ресурсами инвестиционную программу РЖД и, что здесь особенно важно, сформировать портфель заказов для отечественных производителей оборудования, вагонов, локомотивов».

Заместитель руководителя управления рынков долгового капитала «ВТБ Капитал» Алексей Коночкин сообщил на форуме «Россия зовёт». что ожидается несколько новых выпусков «зелёных» бондов. «Этот сегмент бурным образом развивается. Сейчас видим, что многие хотят на свой проспект эмиссии поставить «зелёный» значок. Сегодня это в чём-то правила хорошего тона, пока значительного влияния на стоимость заимствований в России это не оказывает, но мы на верном пути. Мы когда-нибудь дойдём до того момента, когда размещать «зелёные» облигации будет более эффективно, чем обычные», – уверен финансист.

Виталий Маслюк

СПРАВКА

Первые «зелёные» облигации были выпущены Европейским инвестиционным банком (ЕИБ) в 2007 году под названием Climate Awareness Bonds (бонды климатической направленности) и были предназначены для финансирования проектов в области альтернативных источников энергии и повышения энергоэффективности. В 2008 году Международный банк реконструкции и развития, входящий в группу Всемирного банка, выпустил облигации, которые уже непосредственно были маркированы как «зелёные» (Green Bonds). Для предприятия инвестировать капитал в природосберегающие технологии выгодно. Более эффективно расходуются энергия, вода. Очистные сооружения помогают собирать ценные ресурсы, которые раньше выбрасывались в окружающую среду и рассеивались. Также выигрывает репутация компании, которая вкладывается в экологию.
Лучше поездом

Всё больше грузоотправителей отдают предпочтение железнодорожному транспорту

Рубрики: PRO//Движение.1520
Экология в тренде

Железные дороги стремятся быть самым чистым транспортом  

Рубрики: PRO//Движение.1520
Денежный запрос

Инвестиции в отрасль способны «разогреть» экономику страны

Рубрики: PRO//Движение.1520
Коридор возможностей

Колея 1520 ожидает роста транзитных грузов

Рубрики: PRO//Движение.1520

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru