Денежный запрос

Денежный запрос

Инвестиции в отрасль способны «разогреть» экономику страны
Какова роль частных инвестиций в развитии железнодорожной отрасли, за счёт чего можно увеличить финансирование крупных инфраструктурных проектов? Об этом говорили участники стратегической сессии «PRO//Финансовые инструменты в железнодорожных проектах. Как потратить и не потерять?» на Международном транспортно-логистическом форуме «PRO//Движение.1520».


Проекты для всей страны

Долгосрочной программой развития ОАО «РЖД» до 2025 года предусмотрено привлечение 4 трлн руб. внешних инвестиций, напомнил первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Вадим Михайлов. «Инвестиции разогревают экономику – это факт, – подчеркнул он. – Неоднократно подтверждалось, что для стимулирования роста экономики инфраструктура должна развиваться опережающими темпами, поэтому помимо наращивания собственной инвестиционной программы одним из наших приоритетов является привлечение инвестиций в инфраструктурные проекты в сфере железнодорожного транспорта».

В настоящий момент РЖД реализуют два крупных проекта с привлечением внешних инвестиций, стоимость каждого из них оценивается в более чем 100 млрд руб. Самым масштабным, пожалуй, является проект Северного широтного хода (СШХ), который предполагает строительство железной дороги длиной более 700 км. Она соединит Северную и Свердловскую железные дороги и даст возможность вывозить грузы с новых месторождений, расположенных в северных районах полуострова Ямал.

Проект СШХ будет реализован на принципах государственно-частного партнёрства (ГЧП) в форме концессии.

Специальная проектная компания (ООО «СШХ») по концессионному соглашению обеспечит финансирование, строительство и эксплуатацию линии Обская – Салехард – Надым. Администрация ЯНАО выступит инвестором строительства автомобильной части моста через Обь и предоставит необходимую проектную документацию. Кроме того, регион предоставит в федеральную собственность земельные участки, необходимые для строительства магистрали, обеспечит доступ строителей к водным объектам и лесным участкам и установит льготы по налогу на имущество.

ОАО «РЖД» в рамках своей инвестпрограммы выполнит реконструкцию примыкающих участков Коноша – Котлас – Чум – Лабытнанги Северной железной дороги, включая станцию Обская, а также железнодорожной линии Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево Свердловской железной дороги.

Отдельно Вадим Михайлов остановился на проекте по строительству железнодорожной линии Элегест – Кызыл – Курагино.

Здесь холдинг выступает генеральным подрядчиком строительства участка. Компания взяла на себя обязательства провести актуализацию проектной документации, построить и ввести в эксплуатацию железнодорожную линию к Элегестскому угольному месторождению. Протяжённость новой однопутной линии составит 410 км. Строительство будет вестись в гористой местности, что потребует прокладки 8 тоннелей общей длиной 11 км, возведения 127 мостов протяжённостью около 16 км. Движение поездов будет осуществляться на тепловозной тяге.

Строительство железной дороги позволит начать полноценную разработку месторождения, обладающего уникальными запасами коксующегося угля (используется в металлургии).

Вадим Михайлов отметил, что одной из проблем в реализации крупных концессионных проектов на железной дороге является ограниченное количество компаний, которые готовы взять на себя функции генерального подрядчика с принятием строительных рисков, как того требуют финансирующие организации.


Сотрудничество с регионами

В этом году компания подписала две региональные концессии с Калужской и Самарской областями. Как отметил Вадим Михайлов, обе концессии направлены на создание инфраструктуры для работы особых экономических зон (ОЭЗ) в субъектах РФ.

14 февраля этого года на Российском инвестиционном форуме в Сочи было заключено концессионное соглашение о проектировании, строительстве и эксплуатации железнодорожной инфраструктуры для обеспечения деятельности ОЭЗ промышленно-производственного типа «Калуга». Документ подписали начальник Департамента инвестиций ОАО «РЖД» Юрий Бакеркин и министр экономического развития Калужской области Илья Веселов.

Соглашение предполагает строительство железнодорожных путей необщего пользования с примыканием к станции Людиново-1 Московской железной дороги с целью обеспечить для резидентов ОЭЗ «Калуга» возможность вывоза продукции. Объём инвестиций составит 655 млн руб. Срок действия концессии – 10 лет. Регион берёт на себя обязательство обеспечить минимальный гарантированный доход, который позволит ОАО «РЖД» окупить инвестиционные вложения менее чем за пять лет.

Генеральный директор– председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров и первый заместитель министра транспорта РФ Иннокентий Алафинов во время форума «Транспортная инфраструктура России» 1 октября подписали соглашение между правительством Самарской области и ОАО «РЖД» по подведению железнодорожных путей к особой экономической зоне «Тольятти». В соответствии с соглашением РЖД построят железнодорожные пути протяжённостью 13,9 км, которые будут использоваться для грузового железнодорожного сообщения между станцией Тольятти Куйбышевской железной дороги и территорией ОЭЗ «Тольятти». Холдинг вложит в проект более 7 млрд руб.
«Формат региональных концессий по строительству небольших участков железнодорожной инфраструктуры имеет хорошие перспективы для тиражирования на сети», – добавляет Вадим Михайлов.


Новые решения

В 2019 году ОАО «РЖД» провело несколько успешных заимствований на рынке. В апреле были размещены за рубежом рублёвые облигации на сумму 200 млрд руб. на шесть с половиной лет. В сентябре двумя траншами – на шесть и на восемь лет – были размещены облигации в швейцарских франках. Сейчас компания изучает возможность выпуска бессрочных облигаций, отметил Вадим Михайлов.

Напомним, в мае этого года ОАО «РЖД» осуществило восьмилетний выпуск «зелёных» облигаций на сумму 500 млн евро с доходностью 2,2%. По итогам размещения европейские инвесторы купили 49% выпуска, на российских инвесторов пришлось 26% бумаг, 18% ушло британским инвесторам, 6% – азиатским, 1% выкупили инвесторы из США. Фонды купили 46% выпуска, банки – 37%, 14% пришлось на другие типы инвесторов, 3% купили частные банки.

На полученные средства компания приобретёт электропоезда семейства ЭС2Г («Ласточка»).

Надо сказать, что ОАО «РЖД» – первая крупная компания в стране, которая выпустила «зелёные» евробонды. Они позволяют привлекать целевые средства на реализацию проектов, связанных с защитой окружающей среды или направленных на минимизацию уже нанесённого ей вреда. В числе вариантов – строительство очистных сооружений, развитие источников альтернативной энергии. Деньги, которые дают инвесторы, должны идти также на проекты, связанные с возобновляемой энергией, повышением энергоэффективности, экологически чистым транспортом и низкоуглеродной экономикой.

В мире этот механизм активно развивается с начала 2010-х годов – сейчас к выпуску таких бумаг прибегают крупные промышленные компании, национальные банки и целые государства. В некоторых случаях совокупная стоимость облигаций достигает миллиардов долларов или евро.

«Зелёные» облигации – это не просто эффективный с точки зрения экономики инструмент. Он имеет ещё и важную социальную составляющую. За этим будущее. После того как РЖД выпустили первые в России «зелёные» облигации, другие российские корпорации захотели последовать их примеру. Холдинг фактически проложил дорогу для других корпораций. В транспортной отрасли таких проектов недостаточно даже на мировом рынке», – отметила исполнительный директор JP Morgan в России Ирина Лолуа.

По мнению партнёра, руководителя группы проектного финансирования и инфраструктуры в России и СНГ Ernst & Young Дмитрия Ковалёва, ещё одним из инструментов для привлечения инвестиций в железнодорожные проекты могут стать трафик-облигации, которые выпускаются под выручку от конкретного проекта. «Здесь одно имя РЖД вызовет интерес и привлечёт инвесторов. Но независимо от инструмента без поддержки государства сложно сделать сдвиг. Необходимо хеджирование валютных рисков», – резюмировал он.

Вице-президент Центра экономики инфраструктуры Павел Чистяков согласен с тем, что роль государства в финансировании инфраструктурных проектов должна увеличиться. «Когда ЦСР (Центр стратегических разработок) разрабатывал стратегию России с 2018 по 2024 год, мы закладывали целевой индикатор по инвестициям в железнодорожную инфраструктуру 0,7% от валового внутреннего продукта, накопленного за этот срок. По факту Долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» до 2025 года – это 0,5% ВВП. Если мы хотим, чтобы инфраструктура развивалась, я считаю, что мы должны увеличить инвестирование до 0,7%», – сказал Павел Чистяков.

В этом случае, считает он, объём инвестпрограммы на следующие шесть-семь лет мог бы составить 10 трлн руб. Это позволит увеличить вложения в развитие Восточного полигона, Находкинского транспортного узла, ВСМ.


Желающих много

Как рассказал председатель совета компании InfraOne Альберт Еганян, за предыдущие два года в железнодорожной отрасли заключены сделки, отвечающие критериям проектного финансирования, на сумму 511 млрд руб.
«Сейчас РЖД выступают в роли локомотива, драйвера этого направления. Например, все считали, что невозможно создать концессию в рамках единой магистральной сети, РЖД доказали, что можно. Причём для этого не требуется изменений законодательства», – сказал эксперт.

Альберт Еганян добавил, что в итоге благодаря РЖД крупные холдинги страны, такие как «Газпром» и «Ростелеком», опираясь на положительный опыт железнодорожников, начинают развивать проектное финансирование.

При этом сумма в 511 млрд руб. далеко не предел. «Наша оценка говорит, что банки готовы давать больше – до 800 млрд руб. Но РЖД не должны делать работу за себя и того парня, – считает Альберт Еганян. – Крупные проекты требуют партнёрства и участия большого количества игроков. Где-то подрядчиков, где-то производителей, а где-то всех вместе».

Старший вице-президент банка ВТБ Дмитрий Снесарь подтверждает готовность кредитных организаций участвовать финансово в реализации крупных проектов: «Конкуренция за капитал, несомненно, есть, но ещё выше конкуренция за качественные проекты. В России таких пока немного. Поэтому если завтра появится хороший инвестиционный проект, то выстроится очередь, причём не только из российских инвесторов».

Директор службы по портовым и железнодорожным проектам Уральской горно-металлургической компании Ирина Ольховская считает: чтобы привлечь новых инвесторов, нужно обеспечить бережное отношение к уже реализованным инвестициям.
«Если рейтинг этого инвестора будет достаточно высоким, то привлечение финансирования будет практически безусловным», – заметила она.

В реализации крупных инфраструктурных проектов заинтересованы и иностранные компании, считает глава практики ГЧП в России международной юридической фирмы Freshfields Bruckhaus Deringer Фёдор Теселкин. «Россия на пороге очень капиталоёмких проектов, взять тот же проект высокоскоростной магистрали. Уверен, что, несмотря на непростые внешние условия, такие проекты будут интересны зарубежным компаниям», – сказал эксперт.

В начале октября сообщалось, что РЖД заложили в проект своей инвестиционной программы на 2020–2022 годы возможность строительства моста на Сахалин – «железнодорожной линии Селихин – Ныш с переходом пролива Невельского». Строительство этой железнодорожной линии внесено в проект инвестпрограммы с пометкой, что оно «зависит от параметров привлечения бессрочных облигаций с гарантированной доходностью до 250 млрд руб.».

Виталий Маслюк

Лучше поездом

Всё больше грузоотправителей отдают предпочтение железнодорожному транспорту

Рубрики: PRO//Движение.1520
Знак качества

РЖД задают моду на «зелёное» финансирование в России и странах СНГ

Рубрики: PRO//Движение.1520
Экология в тренде

Железные дороги стремятся быть самым чистым транспортом  

Рубрики: PRO//Движение.1520
Коридор возможностей

Колея 1520 ожидает роста транзитных грузов

Рубрики: PRO//Движение.1520

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru