Рецепты выживания

Рецепты выживания

Как железнодорожные перевозчики Европы противостоят коронавирусу
Пандемия COVID-19 отразилась на работе железных дорог во всём мире. Национальные железнодорожные перевозчики в разных странах вводят особые меры по предотвращению распространения коронавируса – сокращают трафик, дезинфицируют вокзалы и станции, увеличивают социальную дистанцию между пассажирами в поездах, организуют бесплатный проезд для врачей и правоохранительных служб, а также переоборудуют свой подвижной состав в госпитали на колёсах.

По словам директора по корпоративной безопасности оператора итальянской железнодорожной сети Ferrovie dello Stato (FS) Франко Фиумары, в феврале предприятие создало целевую группу, в которой участвуют управляющие и высшие руководители всех основных дочерних компаний. Одной из основных мер снижения распространения коронавирусной инфекции в Италии является сокращение количества пассажирских поездов.
«Эта мера вводилась постепенно – исходя из снижения спроса на перевозки после введения на государственном уровне жёстких ограничений в отношении индивидуальной мобильности. Право на передвижение всегда существовало, но обеспечивалось при соблюдении самых высоких стандартов безопасности. Поэтому мы также ввели критерии покупки железнодорожных билетов, которые обеспечивают минимальное расстояние, не менее полутора метров, между пассажирами, как того требуют профилактические меры. Также более 500 сканеров для измерения температуры предоставлены медицинскому и санитарному персоналу на станциях для быстрой проверки каждого пассажира», – рассказал Франко Фиумара.

Кроме того, FS предоставила бесплатный проезд врачам и медсёстрам, нанятым службой гражданской защиты, чтобы оказывать поддержку региональным структурам здравоохранения, наиболее вовлечённым в чрезвычайную ситуацию. Также FS разрабатывает возможность организации специального железнодорожного конвоя Medevac (медицинская эвакуация), способного быстро перемещаться от одного больничного центра к другому. Это особенно важно для эвакуации пациентов, нуждающихся в респираторной поддержке при COVID-19.

Французское государственное предприятие SNCF, управляющее железными дорогами, начало перевозить пациентов с коронавирусной инфекцией на скоростном электропоезде TGV, который был адаптирован под мобильное стационарное отделение. Подвижной состав используют для эвакуации выздоравливающих пациентов из горячих точек, где больницы переполнены, в те регионы, где есть места в отделениях интенсивной терапии.

По словам президента SNCF Жан-Пьера Фаранду, поезд может перевозить до 25 пациентов. В каждом вагоне предусмотрены места для четырёх человек. Также есть медицинская команда из шести человек, в которую входят анестезиолог, младший врач, медсестра-анестезиолог и три медсестры. Вагон-буфет был переделан в медицинское помещение на случай, если состояние пациента ухудшается в пути.

Национальный оператор железных дорог Испании Renfe и испанская компания – изготовитель подвижного состава Talgo также переоборудовали поезда в мобильные госпитали, которые могут при необходимости перевозить заражённых пациентов. Renfe для этих целей выбрало низкопольные по всей длине высокоскоростные поезда Talgo 250, что способствует быстрой и удобной транспортировке пациентов.

В целом Renfe сократила свои пассажирские перевозки на 50%. Компания продаёт билеты только на 10% мест в каждом поезде, чтобы обеспечить безопасное расстояние между пассажирами. Также оператор ввёл упрощённую процедуру замены или даже отмены билетов для всех клиентов. Теперь эту услугу можно получить по телефону или через Интернет. Что касается пригородных услуг, которые Renfe предлагает в столичных регионах и крупных населённых пунктах, то они сокращены на 80% в обычные часы и на 50% в часы пик.

В Германии число перевозок на дальние расстояния и в региональном сообщении в настоящее время составляет от 10 до 15% от обычного уровня. «Прежде всего мы прекратили связь с соседними странами, туристические маршруты в Германии и поезда Sprinter, которые часто используются деловыми путешественниками. На региональном транспорте государственные органы вместе с нами сократили расписание до стабильного базового, поэтому во многих областях мы ездим в соответствии с расписанием выходных дней», – рассказал генеральный директор Deutsche Bahn (DB) Ричард Лутц.

В Великобритании к концу марта количество пассажиров железных дорог сократилось на 70%. Государственный секретарь по транспорту Грант Шаппс уточнил, что «ключевые сотрудники» (работники сферы здравоохранения и социальной защиты, преподаватели, журналисты, сотрудники благотворительных организаций, органов юстиции, государственные работники) продолжают свою деятельность в условиях распространения коронавируса. «Необходимо создать условия для их безопасного передвижения по железной дороге, поэтому операторы должны обеспечить непрерывное сообщение», – отметил он.


Вопросы безопасности

Железнодорожные перевозчики принимают специальные меры, которые помогают обезопасить не только пассажиров, но и сотрудников. К примеру, Renfe и SNCF предоставляют сотрудникам медицинские маски, перчатки и дезинфицирующие средства. После каждого рейса производится дезинфекция кабины машиниста и вагонов. Окна для покупки билетов, торговые точки и информационные стенды на станциях защищены специальными экранами для обеспечения расстояния между клиентами и персоналом.

DB размещает листовки с рекомендациями по предотвращению распространения инфекции и личной гигиене. Двери поездов, которые раньше открывались и закрывались только после нажатия специальной кнопки, теперь делают это автоматически, чтобы никто не касался контактных поверхностей.

Все залы на вокзалах и станциях доступны только для сотрудников DB. «Мы придерживаемся рекомендации Федерального министерства здравоохранения и временно ограничиваем наши услуги в поездах дальнего следования, где существует тесный контакт между клиентами и нашими сотрудниками. К примеру, персональное обслуживание в вагонах и вагонах-ресторанах приостановлено. В бортовых бистро мы предлагаем еду и напитки в одноразовой упаковке», – говорит директор по персоналу DB Мартин Сейлер.

Он рассказал, что иногда в дороге пассажирам становится плохо. «Для таких ситуаций чётко определены процессы: сотрудники DB информируют центр аварийного управления и таким образом запрашивают помощь спасателей, которые приезжают к ближайшей станции», – отметил он.

В Швеции с 22 апреля в поездах можно забронировать только место у окна. Это необходимо для того, чтобы находиться на безопасном расстоянии не только от других путешественников, но и от сотрудников, которые перемещаются по вагонам. При этом, если клиент планирует ехать с детьми, решение о том, возможно ли сидеть рядом или поменяться местами с другими пассажирами, принимается персоналом.


Кадровые вопросы

Предприятия железнодорожной отрасли принимают меры по уменьшению числа встреч и деловых поездок. Большинство переговоров проходит по видеосвязи или телефону. Многие сотрудники, которые выполняют административные функции, переведены полностью на удалённую работу без потери в доходах.

Однако не все могут позволить себе содержать полный штат и при этом платить зарплату в полном объёме.

К примеру, в Швеции, как и во многих странах мира, правительство рекомендовало населению избегать ненужных поездок, и это привело к резкому падению пассажирооборота в стране (девять из десяти пассажиров прекратили свои поездки по железной дороге). Это вынудило железнодорожного оператора SJ поэтапно сократить перевозки почти на 50%. Но таких мер оказалось недостаточно, и оператор пересмотрел все свои расходы. В частности, руководство SJ решило сократить рабочие часы своих сотрудников. Всего в штате оператора 3 тыс. человек, и почти половина из них попала под сокращение рабочего времени.

По словам директора по персоналу SJ Матса Петтерссона, это временная мера, чтобы удержать компетентных сотрудников и одновременно снизить расходы компании. «Это не форма увольнения, – уточнил он, – как только ситуация наладится, оператор пересмотрит своё решение и возобновит деятельность».

Специалист по связям с общественностью SJ Стефан Рэй добавил, что в основном на новую форму работы перейдут административные работники, но из-за снижения железнодорожного трафика это коснётся и поездных бригад. «В зависимости от должности рабочее время персонала будет составлять от 40 до 60%. А заработная плата сохранится на уровне 92,5–94%. Остальные сотрудники продолжат работать весь день с сохранением полной оплаты труда», – подчеркнул он и уточнил, что такой режим предположительно продлится от 3 до 6 месяцев.

В Великобритании произошла обратная ситуация. Южный регион, который обслуживается оператором инфраструктуры железных дорог Network Rail, выполняет половину объёма пассажирских перевозок в стране и грузоперевозки через тоннель под Ла‑Маншем, поэтому нехватка персонала может оказаться критичной для продолжения перевозок. В результате заболевания коронавирусной инфекцией из строя выбыли многие работники, и Network Rail обратился к вышедшим на пенсию и уволившимся сотрудникам с просьбой вернуться. На этот призыв откликнулись более 200 человек.

Однако прежде чем заступить на работу, они должны пройти переподготовку, чтобы восстановить свои знания и навыки. Оператору понадобилось четыре недели на то, чтобы переоборудовать законсервированные испытательные лаборатории и залы совещаний старого депо в Ньюпорте (Южный Уэльс, Великобритания) в современный учебный центр для подготовки квалифицированных специалистов в области железнодорожной сигнализации. По словам управляющего директора Network Rail по Уэльсу и Западу Марка Лэнгмана, в обычных обстоятельствах штат этого хозяйства укомплектован полностью и может обеспечить бесперебойную работу сети.

Во время ограничительных мер DB также ощутила острую потребность в квалифицированных специалистах. Предприятие ведёт активный поиск сотрудников, подача заявок и набор персонала проводятся дистанционно. В среднем предприятие проводит в месяц около 6 тыс. собеседований. DB предоставила руководителям и кандидатам технические рекомендации, чтобы онлайн-интервью проходили гладко.

Многим приходится обеспечивать бесперебойную работу железной дороги на местах. В Италии FS активировала годовую страховую защиту, которая включает суточные в случае госпитализации из-за COVID-19, фиксированные выплаты для интенсивной терапии и пакет услуг по оказанию помощи, включая медицинскую телефонную связь, консультации и получение медуслуг. Через несколько недель предприятие планирует предоставить всем сотрудникам специальный экспресс-анализ крови, который позволит проверить, выработались ли антитела к COVID-19. Что позволит воспользоваться медицинской помощью даже тем работникам, у которых отсутствовали симптомы болезни.

DB заключила соглашение по противодействию коронавирусу с двумя профсоюзами – EVG и GDL: речь идёт о всесторонней поддержке родителей в связи с уходом за детьми из-за закрытия школы, а также с обязательством обеспечить рабочие места. Соглашение действует до 31 июля 2020 года. Оно также предусматривает гибкие индивидуальные условия для корректировки рабочих часов.

Государственные железнодорожные компании испытывают трудности во время пандемии COVID-19, но, имея поддержку правительства и бизнеса в других отраслях, они продолжают получать доход от своей деятельности и платить зарплаты своим рабочим. Но некоторые частные железнодорожные операторы могут обанкротиться в ближайшие месяцы. Чтобы избежать этого, Альянс новых участников пассажирских железнодорожных перевозок (AllRail) попросил Европейскую комиссию помочь в сокращении издержек.

В организацию входят в том числе такие компании, как MTR Express (Швеция), Flixtrain (Германия), Italo (Италия) и Leo Express (Чехия).

Ассоциация предложила защитить сотрудников от потери дохода, а операторам выделить гранты для покрытия потерянного дохода с лимитом свыше 800 тыс. евро, гарантиями на все кредиты, отсрочкой лизинговых платежей и налоговых выплат, а также приостановить взимание с них платы за пользование инфраструктурой и позволить осуществлять возврат билетов не наличными средствами, а ваучерами.

По словам генерального секретаря AllRail Ника Брукса, за последние три года наличие независимых операторов железных дорог на европейской сети смогло обеспечить до 20–30% экономии на закупках для государств. В то же время количество пассажиров поездов выросло до 100%. «Спасение компаний сэкономит деньги налогоплательщиков в среднесрочной и долгосрочной перспективе, но для этого поддержка должна быть продлена и на следующий, 2021 год – тогда это позволит восстановить экономику после кризиса», – резюмировал он.

Ксения Потаева

Лёгкое дыхание

Железнодорожное сообщение в мире постепенно возобновляется

Рубрики: Пандемия
Все на выход

Как с меньшими потерями прервать режим самоизоляции

Рубрики: Пандемия
Доктор на связи

«РЖД-Медицина» активно внедряет телемедицинские технологии

Рубрики: Пандемия
Время учиться

Удалённая работа подтолкнула работодателей организовать обучение сотрудников цифровым навыкам

Рубрики: Пандемия
Сбалансированная модель
Сергей Мясоедов, президент Российской ассоциации бизнес-образования, проректор РАНХиГС, директор Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС,

Как меняется сфера бизнес-образования в условиях пандемии коронавируса

Рубрики: Пандемия

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru