Эволюция плацкарта

Эволюция плацкарта

Как изменится самый массовый пассажирский вагон
Плацкартные вагоны остаются самыми востребованными у пассажиров – более 50% путешествующих поездом выбирают для своей поездки именно их. АО «Федеральная пассажирская компания» последовательно реализует программу обновления парка пассажирских вагонов. Долгосрочный контракт до 2025 года предусматривает поставку более 3,7 тыс. пассажирских вагонов (в том числе плацкартных) с объёмом инвестиций 237 млрд руб., что является рекордом для отечественного транспортного машиностроения. Как меняется самый популярный тип пассажирского вагона, рассказывает «Пульт управления».


Слово пассажирам

Федеральная пассажирская компания (ФПК) в конце прошлого года провела опрос пассажиров поездов дальнего следования на тему улучшения качества обслуживания. Своё мнение высказали более 160 тыс. человек, причём те, кто совершает регулярные поездки (минимум две-три в год) железнодорожным транспортом.

По словам заместителя генерального директора АО «ФПК» Марины Жигулиной, для большего числа пассажиров на первый план выходит комфорт поездки.

В ходе опроса пассажиры плацкарта высказались за появление в вагоне кнопки «экстренный вызов охраны, неотложной помощи» (77%). 73% пожелали иметь возможность изоляции своего места, чуть меньше (71%) выступили за установку индивидуальных сейфов.
«Эти пожелания характерны и для пассажиров купейных вагонов, и отчасти вагонов люкс, – уточняет Марина Жигулина. – Но есть и отличия».

Так, 66% пассажиров купейных вагонов, которые участвовали в опросе, пожелали ехать в вагоне, где двери в купе открываются кнопкой или картой.

Люди, путешествующие вагонами класса люкс, хотели бы регулировать затемнение окон (77%). 73% респондентов этой группы высказались за установку индивидуальных сейфов, мини-бара в купе (67%), внутреннего телефона для связи с проводником или вагоном-рестораном (62%). Почти каждый второй пассажир люкса хотел бы смотреть на дорогу через панорамное окно.


Первые поехали

Как отмечает Марина Жигулина, часть пожеланий пассажиров уже учтена и релизована. Так, в 2019 году на маршруты, соединяющие Москву с Ростовом-на-Дону, Анапой и Новороссийском, впервые вышли модернизированные плацкартные вагоны, которые прошли реновацию в рамках капитально-восстановительного ремонта. В вагоне предусмотрены полки с подголовниками, индивидуальное освещение, электрические розетки и USB-порты. Обивочные ткани изготовлены из износостойких пожаробезопасных материалов. В коридоре установлены сенсорная панель, а также фильтр для очистки воды с возможностью её подогрева и охлаждения. Туалетная комната оборудована гигиеническим душем, пеленальным столиком и встроенным феном для рук.

Также в прошлом году на сети начали эксплуатировать поезда нового модельного ряда, в их числе – двухвагонные сцепы из плацкартных и купейных вагонов. Такая конструкция обеспечивает наиболее комфортные условия для проезда пассажиров за счёт более эффективного использования общего пространства. Герметичный переход между двумя вагонами обеспечивает сохранение тепла, усиливает шумоизоляцию, а также обеспечивает наиболее безопасный и комфортный переход по всей длине состава.

Первое направление, на котором курсирует состав из новых вагонов, – Москва – Белгород.
«Это вагон нового модельного ряда, первый результат совместной работы Федеральной пассажирской компании, Трансмашхолдинга и Тверского вагоностроительного завода по долгосрочному контракту на производство 3731 вагона дальнего следования», – говорил ранее генеральный директор АО «ФПК» Пётр Иванов.

Новая сцепная конструкция позволила организовать сервисные зоны для пассажиров, в которых находятся вендинговые автоматы с едой и напитками, аппаратами для фильтрации, нагрева и охлаждения воды. В дополнительных сервисных зонах расположены холодильники, микроволновые печи и дополнительные раковины для мытья рук, продуктов и посуды.

Каждый вагон оборудован душевой кабиной, туалетные комнаты оснащены сенсорными кранами для бесконтактной подачи воды и мыла, а также электросушилками для рук. В одной из комнат установлен пеленальный столик для маленьких пассажиров.

В пресс-службе ФПК сообщили, что в дальнейшем перечень маршрутов двухсцепных вагонов будет расширен. Рассматриваются направления из Москвы в Челябинск, Читу, Екатеринбург, Владивосток и Казань. Из Санкт-Петербурга составы из новых вагонов будут курсировать в Астрахань, Ижевск, Адлер, Тюмень и Архангельск.


Новый взгляд

Заместитель генерального директора АО «ФПК» Константин Торубаров рассказал, что на сегодняшний день парк плацкартных вагонов ФПК составляет более 8 тыс. единиц. Обновление проходит за счёт реновации, капитально-восстановительных работ и закупки нового подвижного состава. До 2025 года ФПК планирует покупать ежегодно около 400 плацкартных вагонов.

В АО «Трансмашхолдинг» (ТМХ) в настоящее время совместно с ФПК прорабатывают три концепции плацкартного вагона. Во всех трёх вариантах на первый план выходит персонализация пространства, подчеркнул заместитель генерального директора ТМХ по развитию пассажирского транспорта Александр Лошманов.

Идея первой концепции заключается в сочетании привычного для плацкарта расположения мест и купе с модульными секциями – шкафами. В одном вагоне могут быть сохранены места с традиционной компоновкой, удобные для семейных путешествий, больших компаний или пожилых пассажиров, и места, рассчитанные на более уединённые поездки. У путешествующих на верхних полках будут личные столики. Количество мест в таком вагоне останется традиционным – 54 пассажирских места. Стены вагона будут светлыми, а полки – бежевыми.

Вторая и третья концепции пока менее проработаны, признаются в ТМХ. Второй вариант – это отсыл к интерьеру капсульных отелей с индивидуальными отсеками для пассажиров. Разработчики утверждают, что новый подход к планировке позволил увеличить длину спального места более чем на 20 см. Здесь также предполагается наличие персонального места для хранения багажа и вещей, необходимых в пути.

Третий вариант плацкарта также предусматривает наличие капсульных мест. В нём планировка верхних и нижних мест идентична, а длина полок больше на 10 см.

На железнодорожном вокзале Адлер 13 февраля пассажирам представили полноразмерный макет плацкартного вагона, созданного в соответствии с первой концепцией. Пассажиры могут лично оценить вагон и оставить свои предложения и замечания. «Для нас принципиально получить обратную связь именно от них, поскольку мы вместе создаём новый подвижной состав», – добавил Александр Лошманов.

Отметим, что ранее с новой концепцией вагона эксперты и пассажиры могли ознакомиться в московском Гостином Дворе во время международной выставки «Транспорт России», а также в зале ожидания Казанского вокзала Москвы. В ходе проводившегося опроса посетителей 90% респондентов поставили оценку «понравилось», а 68% – «очень понравилось». Предложенный дизайн положительно оценили 93% респондентов, в то время как комфорт концептуального дизайна – 88%.

Планируется, что далее макет продемонстрируют в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Ростове-на-Дону, Петрозаводске и Твери.
«Федеральная пассажирская компания в рамках долгосрочного контракта, закупая современный подвижной состав, стремится сделать поездку пассажиров максимально комфортной и удобной. Концепция, представленная сегодня, уже получила позитивные отклики в ходе опроса», – добавил Константин Торубаров.

Промышленное производство нового поколения плацкартных вагонов планируют начать уже в 2023 году.


Разобраться в билете

Изменения ожидают не только плацкартные вагоны. Поменялся дизайн билетов на поезда. Так, уже в первом полугодии 2020 года ФПК изменит дизайн электронного проездного билета. Новый бланк станет максимально понятным, функциональным и персонализированным, более крупным шрифтом будут написаны номер поезда, вагона, места, время, дата и станция отправления. В бланке укажут адрес вокзала, ближайшую к нему станцию метро, часовой пояс и время в пути.

Посадочный талон будет содержать информацию с подробным описанием тарифа и класса обслуживания, удобств в вагоне и поезде, персональной схемой размещения пассажира. Кроме того, будет указана информация о документе, который нужно предъявить проводнику при посадке в поезд, отведённое на посадку время, время прибытия поезда на станцию назначения, информация о работе общественного транспорта в пункте назначения.

Распечатанный на стандартном листе A4 бланк можно сложить по отмеченным сгибам, и тогда он поместится в паспорт, впрочем, из-под обложки паспорта будет торчать корешок с информацией о номере поезда и вагона – её видно, даже не разворачивая билет.

Виталий Маслюк

МНЕНИЕ

Что говорят эксперты о новых плацкартных вагонах

Дмитрий Назаров,
основатель студии «Иппиарт» и один из авторов дизайна реиновации плацкартного вагона:
– Плацкарт сегодня – это 75 млн пассажиров в год. Такие вагоны максимально универсальны – они используются как для дальних, так и для коротких поездок. Очень важный момент, который необходимо учитывать, – это перевозка багажа, причём крупногабаритного. Многие пассажиры выбирают железнодорожный транспорт именно за возможность перевезти с собой крупный багаж.

Кирилл Янков,
председатель МООС «Союз пассажиров»:
– «Российские железные дороги» обладают на сегодняшний момент лучшими компетенциями в области ночных пассажирских перевозок. Таких расстояний, какие преодолевают поезда ФПК, нет ни у одного перевозчика. Поэтому курс на обновление подвижного состава, безусловно, правильный.

Дмитрий Сафин,
руководитель программы «Компьютерное 3D-моделирование», старший преподаватель кафедры «Промышленный дизайн» МГТУ
им. Н.Э. Баумана:
– Мы на кафедре проводили опрос, схожий с опросами Федеральной пассажирской компании, о том, чего хотят пассажиры. И стало ясно, что людям важны детали. Они обращали внимание на наличие бесшовного Wi-Fi, крючков для одежды. Много тех, кому важна чистота в вагоне.

Мария Соколова,
директор благотворительного фонда «Жизнь в движении»:
– Подопечные нашего фонда очень часто передвигаются поездами дальнего следования. Многое делается для людей с ограниченными возможностями здоровья: от услуги сопровождения на вокзалах до специализированных купе и билетов по специальной цене. Но сложности, с которыми сталкиваются наши подопечные при таких перевозках, всё же есть. Это узкие проходы, затрудняющие возможность передвижения в вагоне, отсутствие специальных отсеков для крупногабаритного багажа, когда, например, есть необходимость перевозить сразу две коляски. Надеюсь, что пожелания людей с ограниченными возможностями будут учтены при разработке пассажирских составов.

Александра Алымова,
старший преподаватель кафедры промышленного дизайна МГТУ им. Н.Э. Баумана:
– Представленные концепции хорошо подойдут для тех, кто путешествует один. Но всё-таки часто плацкарт выбирают семьи с детьми, организованные группы. Надо оставить пассажирам возможность совершать семейные поездки.
Огни большого города

Как пандемия изменит жизнь в мегаполисах

Рубрики: Футуризм
Корпоративное племя
Итске Крамер, корпоративный антрополог, основатель компании HumanDimensions,

Как избежать хаоса в коллективе

Рубрики: Футуризм
Счастье от ума

Какие профессии принесут пользу отрасли в будущем

Рубрики: Футуризм

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Эмоциональный интеллект руководителя. Как развивать и применять
Питер Сэловей, Дэвид Карузо
«Эмоциональный интеллект руководителя. Как развивать и применять». Издательство «Питер» 2017 год
Рисовый штурм и ещё 21 способ мыслить нестандартно
Майкл Микалко
«Рисовый штурм и ещё 21 способ мыслить нестандартно». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2022 год
Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман
Ричард Фейнман
«Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман». Издательство «АСТ», 2020 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100