Железное здоровье
Юрий Нагорных
Юрий Нагорных
советник генерального директора ОАО «РЖД», председатель правления РФСО «Локомотив»

Железное здоровье

Как РЖД заботятся о правильном образе жизни сотрудников
Привлечение как можно большего числа работников к активным занятиям физкультурой и спортом – одно из средств улучшения производительности труда в ОАО «РЖД». О том, какие шаги уже сделаны и какие будут делаться для того, чтобы сотрудники компании получили возможность активно заниматься физической культурой и заботиться о своём здоровье, рассказал «Пульту управления» советник генерального директора ОАО «РЖД», председатель правления РФСО «Локомотив» Юрий Нагорных.

– Насколько вопрос поддержания здоровья и физической активности работников важен для ОАО «РЖД»?
– Тема здоровья, здорового образа жизни сейчас во всём мире, в том числе и в России, обсуждается очень широко. Рано или поздно каждый разумный человек начинает задумываться о своём здоровье. Пока ты молодой, энергия хлещет через край. Кажется, что резервы твоего организма неиссякаемы. Но с определённого возраста, особенно когда человек занимается серьёзной и достаточно тяжёлой профессиональной деятельностью, ситуация начинает меняться. Накапливаются проблемы, появляются профессиональные заболевания. Как следствие – снижение качества жизни каждого конкретного человека и его производственных возможностей. А ведь здоровье – важнейшее орудие, обеспечивающее возможность трудиться.
Во многих профессиях успешность человека зависит от его физического состояния, возможности выполнять ту или иную работу. Возьмём нашу железнодорожную отрасль – например, машинистов. Их перед каждым рейсом медики проверяют, как пилотов самолёта. С плохим здоровьем на линию не выпустят. Если так случается – это проблема и для компании, и для работника.
В итоге получается, что уровень дохода зависит от того, как ты заботишься о своём здоровье. Важно, чтобы люди как можно раньше понимали, что здоровье – ресурс исчерпываемый. И думать об этом нужно и работодателю, в нашем случае – ОАО «РЖД», и самому сотруднику.
Здесь важно обращать внимание на три основные составляющие – правильное питание, двигательная активность, восстановление после нагрузок. Каждый человек может в меру своих возможностей уделять этим аспектам внимание.

– Что в компании делается для того, чтобы сотрудники могли вести здоровый образ жизни?
– В ОАО «РЖД» налажена система диспансеризации. То, что каждый работник может регулярно проходить диспансеризацию, – большое достижение в социальной работе компании.
Есть дополнительное медицинское страхование. Система медицинского обслуживания в отрасли сохранена и отлично работает. Это очень важно.
Большая работа проводится по развитию физкультуры и спорта. Здесь у нас несколько направлений. Эффективная мера по поддержанию работников в хорошей физической форме – частичная компенсация расходов на оплату услуг в физкультурно-оздоровительных комплексах и фитнес-центрах. В прошлом году, по данным Департамента социального развития ОАО «РЖД», порядка 70 тыс. работников воспользовались этой возможностью. Это около 10% работников компании.
Следующий шаг, который сегодня находится в проработке, – создание условий для того, чтобы физкультурой можно было заниматься в шаговой доступности от рабочих мест. Неиспользуемые в настоящее время производственные помещения могут быть переоборудованы в спортивные мини-залы, где можно разместить необходимый минимум тренажёров и различных спортивных снарядов. Там можно будет заниматься аэробикой, установить велотренажёры, беговые дорожки. Боксёрские мешки повесить, чтобы негативные эмоции выплеснуть (улыбается).
Всё это позволит с не меньшей эффективностью, чем в дорогом фитнес-клубе, поддерживать физическую форму.
Конечно, в этом направлении нам предстоит решить много вопросов. На площадке «Спорт для всех», которая прошла в рамках Санкт-Петербургского международного экономического форума, мы поднимали вопрос о том, что для выполнения указа президента об увеличении доли граждан, систематически занимающихся физкультурой и спортом, надо принять ряд дополнительных решений. Например, площадки, где работники могут потренироваться, причём не только в ОАО «РЖД», но и в других компаниях, должны входить в состав производственного комплекса. Предприятия должны иметь возможность эти помещения обслуживать – платить за электричество, убирать, поддерживать необходимое санитарное состояние. Ведь мы вкладываем основные средства в поддержание производственной структуры в рабочем состоянии. Таким же образом предприятие должно вкладывать в своих работников.

– Такие залы уже есть?
– Да, на ряде дорог в этом направлении уже многое делается. С руководителями дорог на местах мы обсуждаем, как практически воплотить всё запланированное. Важно, что эта работа увязывается с воссозданием системы физкультурно-спортивных клубов на предприятиях отрасли. На Свердловской дороге уже есть понимание, где и на каких узлах открыть 19 таких клубов. Думаю, что до конца года только на СвЖД их появится порядка 25.

– На каких принципах они будут организованы?
– Заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрий Шаханов и председатель Роспрофжела Николай Никифоров уже подписали положение о физкультурно-спортивном клубе. Что касается организации, то работник, которого избирают председателем клуба, берёт на себя дополнительную нагрузку. Но сложностей в этом нет. Как правило, такие люди давно хотят реализовать себя в роли спортивного организатора. Теперь они получают официальный статус, который им будет помогать. Отношение к руководителю клуба, к той проблематике, которой он занимается, будет более внимательным. Это сугубо добровольный процесс.
Если вновь вернуться к опыту Свердловской дороги, то там уже подобрали помещения, которые на сегодняшний день не используются в производственном процессе. Их можно переоборудовать в спортивный зал. Надеемся, решение по эксплуатации будет принято на уровне нормативных документов, разрешающих эксплуатацию.
Мы сейчас должны решить, за счёт каких средств привести такие помещения в порядок. Будем решать вопросы, чтобы тренеры, инструкторы, которые должны в этих клубах работать, получали оплату из средств, выделенных на физкультурно-спортивную деятельность. Такие средства есть, осталось это внести в нормативные документы.

– Чем ещё будут заниматься физкультурно-спортивные клубы?
– Подготовкой внутреннего спортивного календаря на предприятиях. Чтобы сотрудники могли соревноваться – друг с другом, отдел с отделом – по наиболее популярным видам спорта. Чтобы совместно проводили дни здоровья.
Спортсмены-железнодорожники должны принимать активное участие и в соревнованиях, которые проводятся в их регионах местными спортивными властями, – в городских, районных, окружных турнирах. Наши спортивные клубы должны стать осязаемы и быть желанными гостями и участниками на мероприятиях, организованных муниципальными властями. Это поможет развитию корпоративного спорта.

– В календаре РФСО «Локомотив», в спортивных календарях дорог уже есть немало турниров. Они сохранятся?
– Безусловно. У нас сегодня есть 11 корпоративных соревнований. И надо, чтобы проводились турниры на местах. Чтобы была чёткая система. Первый этап – соревнование на уровне предприятия, второй этап – узел, третий – дорога, четвёртый – общекорпоративный турнир. Венец всему – Спартакиада работников ОАО «РЖД».
Кстати, о Спартакиаде, которая в этом году пройдёт в Сочи в конце июня. Мы серьёзно расширили её программу. Появились новые виды – народный жим (надо как можно больше раз сделать жим штанги, равной весу самого спортсмена), перетягивание каната. Домино, которое так популярно среди железнодорожников. Вернулся в программу Спартакиады мини-футбол.
Вообще к организации соревнований нужно подходить творчески. Важно, чтобы в любительских турнирах всем было интересно участвовать. Но ситуация складывается так, что на одних дорогах условия и возможности для тренировок лучше, на других – чуть хуже. И может так получиться, что какая-то команда проиграет все матчи.
Чтобы интерес к турниру не пропадал, в рамках одного мероприятия стоит провести два. Для восьмёрки сильнейших, например, на Кубке ОАО «РЖД» по волейболу, организовать Суперкубок. Для тех, кто год назад занял места с 9-го по 16-е, – Кубок. Победителей и призёров станет больше. Эмоции дополнительные…
И ещё надо организовать переходный турнир, что ещё повысит интерес. РФСО «Локомотив» будет работать над тем, чтобы на соревнованиях было больше интриги.

– Не получится ли так, что желание дорог выиграть корпоративный турнир затмит стремление к массовости?
– Одно другому не мешает. Желание победить, добиться успеха полезно. Мы анализируем результаты дорог в производственной деятельности и сравниваем их с результатами в соревнованиях. И показатели в основном совпадают. Стремление быть лучше в спорте отражается и на производственной деятельности. Коллектив стремится быть лучшим везде, делается более сплочённым. При этом очень важно, чтобы участниками спортивных мероприятий были именно сотрудники железнодорожных предприятий. И отрадно, что наши спортсмены показывают приличные результаты.
В середине июня в Сочи прошли Всероссийские корпоративные игры. Сборная РФСО «Локомотив» выступала не во всех видах программы. Но все наши спортсмены, которые приняли участие в соревнованиях, выиграли медали. И в общем зачёте мы заняли второе место. Это говорит о том, что уровень подготовки наших спортсменов-любителей достаточно высокий.

– РФСО «Локомотив» организует и соревнования в онлайн-режиме. Как, к примеру, онлайн-марафон, посвящённый 45-летию Байкало-Амурской магистрали. Он пользуется популярностью?
– Да. Для участия в нём уже зарегистрировалось более 3000 работников ОАО «РЖД» на разных полигонах дорог. Посмотрим, сколько будет на 1 июля, когда закончится предварительный приём заявок.
Участники по ходу марафона будут преодолевать дистанцию в своём режиме, там, где им удобно. А показатели заносить в специальную базу. Дистанция, которая пойдёт для каждого в зачёт одного дня, – не менее 1 км. Победители будут определяться как в индивидуальном рейтинге, так и среди предприятий. В планах – и дальше проводить соревнования в онлайн-режиме.
Технологии позволяют делать что-то подобное и в беге, и в ходьбе, и в велоспорте. Даже просто фиксировать подъём по лестнице. Ведь у нас много офисных работников, и им тоже нужно двигаться. Одна из идей – пройти как можно больше ступеней за месяц. Кто-то, зарегистрировавшись в специальном приложении, откажется от лифта. И это уже какой-то вклад в своё оздоровление.

– Планирует ли РФСО «Локомотив» сотрудничать с другими спортивными обществами, компаниями, развивающими корпоративный спорт?
– У ОАО «РЖД» уже очень интересный, самобытный опыт в этом направлении. Его готовы перенимать в других отраслях. Среди тех, с кем мы активно сотрудничаем, – РФСО «Трудовые резервы». Это общество с богатой историей. Но на некоторое время оно прекратило существование. Полтора года назад Ростех и Минпромторг приняли решение о его восстановлении. Сейчас там молодая команда, которая проводит большое количество мероприятий на предприятиях промышленности. Мы обмениваемся информацией и вместе думаем, каким образом выстраивать дальнейшее сотрудничество. Есть и другие примеры – Росатом, Транснефть, Сбербанк. В работе по развитию корпоративного спорта мы не одиноки. Но могу определённо сказать, что на таком системном уровне, как в ОАО «РЖД», пока никто не работает.

Беседовал Роман Вишнёв
Транспортные артерии

Государство определило курс развития отрасли до 2035 года

Рубрики: Стратегия
Полезные привычки

Спортивная работа проводится на всех дорогах

Рубрики: Стратегия

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru