Железное здоровье
Юрий Нагорных
Юрий Нагорных
советник генерального директора ОАО «РЖД», председатель правления РФСО «Локомотив»

Железное здоровье

Как РЖД заботятся о правильном образе жизни сотрудников
Привлечение как можно большего числа работников к активным занятиям физкультурой и спортом – одно из средств улучшения производительности труда в ОАО «РЖД». О том, какие шаги уже сделаны и какие будут делаться для того, чтобы сотрудники компании получили возможность активно заниматься физической культурой и заботиться о своём здоровье, рассказал «Пульту управления» советник генерального директора ОАО «РЖД», председатель правления РФСО «Локомотив» Юрий Нагорных.

– Насколько вопрос поддержания здоровья и физической активности работников важен для ОАО «РЖД»?
– Тема здоровья, здорового образа жизни сейчас во всём мире, в том числе и в России, обсуждается очень широко. Рано или поздно каждый разумный человек начинает задумываться о своём здоровье. Пока ты молодой, энергия хлещет через край. Кажется, что резервы твоего организма неиссякаемы. Но с определённого возраста, особенно когда человек занимается серьёзной и достаточно тяжёлой профессиональной деятельностью, ситуация начинает меняться. Накапливаются проблемы, появляются профессиональные заболевания. Как следствие – снижение качества жизни каждого конкретного человека и его производственных возможностей. А ведь здоровье – важнейшее орудие, обеспечивающее возможность трудиться.
Во многих профессиях успешность человека зависит от его физического состояния, возможности выполнять ту или иную работу. Возьмём нашу железнодорожную отрасль – например, машинистов. Их перед каждым рейсом медики проверяют, как пилотов самолёта. С плохим здоровьем на линию не выпустят. Если так случается – это проблема и для компании, и для работника.
В итоге получается, что уровень дохода зависит от того, как ты заботишься о своём здоровье. Важно, чтобы люди как можно раньше понимали, что здоровье – ресурс исчерпываемый. И думать об этом нужно и работодателю, в нашем случае – ОАО «РЖД», и самому сотруднику.
Здесь важно обращать внимание на три основные составляющие – правильное питание, двигательная активность, восстановление после нагрузок. Каждый человек может в меру своих возможностей уделять этим аспектам внимание.

– Что в компании делается для того, чтобы сотрудники могли вести здоровый образ жизни?
– В ОАО «РЖД» налажена система диспансеризации. То, что каждый работник может регулярно проходить диспансеризацию, – большое достижение в социальной работе компании.
Есть дополнительное медицинское страхование. Система медицинского обслуживания в отрасли сохранена и отлично работает. Это очень важно.
Большая работа проводится по развитию физкультуры и спорта. Здесь у нас несколько направлений. Эффективная мера по поддержанию работников в хорошей физической форме – частичная компенсация расходов на оплату услуг в физкультурно-оздоровительных комплексах и фитнес-центрах. В прошлом году, по данным Департамента социального развития ОАО «РЖД», порядка 70 тыс. работников воспользовались этой возможностью. Это около 10% работников компании.
Следующий шаг, который сегодня находится в проработке, – создание условий для того, чтобы физкультурой можно было заниматься в шаговой доступности от рабочих мест. Неиспользуемые в настоящее время производственные помещения могут быть переоборудованы в спортивные мини-залы, где можно разместить необходимый минимум тренажёров и различных спортивных снарядов. Там можно будет заниматься аэробикой, установить велотренажёры, беговые дорожки. Боксёрские мешки повесить, чтобы негативные эмоции выплеснуть (улыбается).
Всё это позволит с не меньшей эффективностью, чем в дорогом фитнес-клубе, поддерживать физическую форму.
Конечно, в этом направлении нам предстоит решить много вопросов. На площадке «Спорт для всех», которая прошла в рамках Санкт-Петербургского международного экономического форума, мы поднимали вопрос о том, что для выполнения указа президента об увеличении доли граждан, систематически занимающихся физкультурой и спортом, надо принять ряд дополнительных решений. Например, площадки, где работники могут потренироваться, причём не только в ОАО «РЖД», но и в других компаниях, должны входить в состав производственного комплекса. Предприятия должны иметь возможность эти помещения обслуживать – платить за электричество, убирать, поддерживать необходимое санитарное состояние. Ведь мы вкладываем основные средства в поддержание производственной структуры в рабочем состоянии. Таким же образом предприятие должно вкладывать в своих работников.

– Такие залы уже есть?
– Да, на ряде дорог в этом направлении уже многое делается. С руководителями дорог на местах мы обсуждаем, как практически воплотить всё запланированное. Важно, что эта работа увязывается с воссозданием системы физкультурно-спортивных клубов на предприятиях отрасли. На Свердловской дороге уже есть понимание, где и на каких узлах открыть 19 таких клубов. Думаю, что до конца года только на СвЖД их появится порядка 25.

– На каких принципах они будут организованы?
– Заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрий Шаханов и председатель Роспрофжела Николай Никифоров уже подписали положение о физкультурно-спортивном клубе. Что касается организации, то работник, которого избирают председателем клуба, берёт на себя дополнительную нагрузку. Но сложностей в этом нет. Как правило, такие люди давно хотят реализовать себя в роли спортивного организатора. Теперь они получают официальный статус, который им будет помогать. Отношение к руководителю клуба, к той проблематике, которой он занимается, будет более внимательным. Это сугубо добровольный процесс.
Если вновь вернуться к опыту Свердловской дороги, то там уже подобрали помещения, которые на сегодняшний день не используются в производственном процессе. Их можно переоборудовать в спортивный зал. Надеемся, решение по эксплуатации будет принято на уровне нормативных документов, разрешающих эксплуатацию.
Мы сейчас должны решить, за счёт каких средств привести такие помещения в порядок. Будем решать вопросы, чтобы тренеры, инструкторы, которые должны в этих клубах работать, получали оплату из средств, выделенных на физкультурно-спортивную деятельность. Такие средства есть, осталось это внести в нормативные документы.

– Чем ещё будут заниматься физкультурно-спортивные клубы?
– Подготовкой внутреннего спортивного календаря на предприятиях. Чтобы сотрудники могли соревноваться – друг с другом, отдел с отделом – по наиболее популярным видам спорта. Чтобы совместно проводили дни здоровья.
Спортсмены-железнодорожники должны принимать активное участие и в соревнованиях, которые проводятся в их регионах местными спортивными властями, – в городских, районных, окружных турнирах. Наши спортивные клубы должны стать осязаемы и быть желанными гостями и участниками на мероприятиях, организованных муниципальными властями. Это поможет развитию корпоративного спорта.

– В календаре РФСО «Локомотив», в спортивных календарях дорог уже есть немало турниров. Они сохранятся?
– Безусловно. У нас сегодня есть 11 корпоративных соревнований. И надо, чтобы проводились турниры на местах. Чтобы была чёткая система. Первый этап – соревнование на уровне предприятия, второй этап – узел, третий – дорога, четвёртый – общекорпоративный турнир. Венец всему – Спартакиада работников ОАО «РЖД».
Кстати, о Спартакиаде, которая в этом году пройдёт в Сочи в конце июня. Мы серьёзно расширили её программу. Появились новые виды – народный жим (надо как можно больше раз сделать жим штанги, равной весу самого спортсмена), перетягивание каната. Домино, которое так популярно среди железнодорожников. Вернулся в программу Спартакиады мини-футбол.
Вообще к организации соревнований нужно подходить творчески. Важно, чтобы в любительских турнирах всем было интересно участвовать. Но ситуация складывается так, что на одних дорогах условия и возможности для тренировок лучше, на других – чуть хуже. И может так получиться, что какая-то команда проиграет все матчи.
Чтобы интерес к турниру не пропадал, в рамках одного мероприятия стоит провести два. Для восьмёрки сильнейших, например, на Кубке ОАО «РЖД» по волейболу, организовать Суперкубок. Для тех, кто год назад занял места с 9-го по 16-е, – Кубок. Победителей и призёров станет больше. Эмоции дополнительные…
И ещё надо организовать переходный турнир, что ещё повысит интерес. РФСО «Локомотив» будет работать над тем, чтобы на соревнованиях было больше интриги.

– Не получится ли так, что желание дорог выиграть корпоративный турнир затмит стремление к массовости?
– Одно другому не мешает. Желание победить, добиться успеха полезно. Мы анализируем результаты дорог в производственной деятельности и сравниваем их с результатами в соревнованиях. И показатели в основном совпадают. Стремление быть лучше в спорте отражается и на производственной деятельности. Коллектив стремится быть лучшим везде, делается более сплочённым. При этом очень важно, чтобы участниками спортивных мероприятий были именно сотрудники железнодорожных предприятий. И отрадно, что наши спортсмены показывают приличные результаты.
В середине июня в Сочи прошли Всероссийские корпоративные игры. Сборная РФСО «Локомотив» выступала не во всех видах программы. Но все наши спортсмены, которые приняли участие в соревнованиях, выиграли медали. И в общем зачёте мы заняли второе место. Это говорит о том, что уровень подготовки наших спортсменов-любителей достаточно высокий.

– РФСО «Локомотив» организует и соревнования в онлайн-режиме. Как, к примеру, онлайн-марафон, посвящённый 45-летию Байкало-Амурской магистрали. Он пользуется популярностью?
– Да. Для участия в нём уже зарегистрировалось более 3000 работников ОАО «РЖД» на разных полигонах дорог. Посмотрим, сколько будет на 1 июля, когда закончится предварительный приём заявок.
Участники по ходу марафона будут преодолевать дистанцию в своём режиме, там, где им удобно. А показатели заносить в специальную базу. Дистанция, которая пойдёт для каждого в зачёт одного дня, – не менее 1 км. Победители будут определяться как в индивидуальном рейтинге, так и среди предприятий. В планах – и дальше проводить соревнования в онлайн-режиме.
Технологии позволяют делать что-то подобное и в беге, и в ходьбе, и в велоспорте. Даже просто фиксировать подъём по лестнице. Ведь у нас много офисных работников, и им тоже нужно двигаться. Одна из идей – пройти как можно больше ступеней за месяц. Кто-то, зарегистрировавшись в специальном приложении, откажется от лифта. И это уже какой-то вклад в своё оздоровление.

– Планирует ли РФСО «Локомотив» сотрудничать с другими спортивными обществами, компаниями, развивающими корпоративный спорт?
– У ОАО «РЖД» уже очень интересный, самобытный опыт в этом направлении. Его готовы перенимать в других отраслях. Среди тех, с кем мы активно сотрудничаем, – РФСО «Трудовые резервы». Это общество с богатой историей. Но на некоторое время оно прекратило существование. Полтора года назад Ростех и Минпромторг приняли решение о его восстановлении. Сейчас там молодая команда, которая проводит большое количество мероприятий на предприятиях промышленности. Мы обмениваемся информацией и вместе думаем, каким образом выстраивать дальнейшее сотрудничество. Есть и другие примеры – Росатом, Транснефть, Сбербанк. В работе по развитию корпоративного спорта мы не одиноки. Но могу определённо сказать, что на таком системном уровне, как в ОАО «РЖД», пока никто не работает.

Беседовал Роман Вишнёв
Полезные привычки

Спортивная работа проводится на всех дорогах

Рубрики: Стратегия

Библиотека Корпоративного университета РЖД

45 татуировок менеджера. Правила российского руководителя
Максим Батырев
«45 татуировок менеджера. Правила российского руководителя». Издательство «Манн. Иванов. Фербер» 2014 год
Джедайские техники. Как воспитать свою обезьяну, опустошить инбокс и сберечь мыслетопливо
Максим Дорофеев
«Джедайские техники. Как воспитать свою обезьяну, опустошить инбокс и сберечь мыслетопливо». Издательство «Манн. Иванов. Фербер» 2019 год
Ноmo Deus. Краткая история будущего
Юваль Ной Харари
«Ноmo Deus. Краткая история будущего». Издательство «Синдбад» 2018 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100