Бесшовный путь
Алёна Володькина
Алёна Володькина
эксперт Института развития транспортных систем
Надежда Комиссарова
Надежда Комиссарова
эксперт Института развития транспортных систем
Иван Борейко
Иван Борейко
начальник аналитического отдела ООО «ИТС Консалтинг»
Михаил Елизарьев
Михаил Елизарьев
заместитель генерального директора ООО «ИТС Консалтинг», к.э.н.

Бесшовный путь

Зарубежный опыт развития мобильности как услуги
Подходы к организации перевозок во всём мире разнятся значительно – от чисто рыночного взгляда на транспорт как на рынок до позиционирования перевозок как исключительно социальной функции, выполнение которой – обязанность государства или муниципалитетов.

Но, какой бы ни была модель организации перевозок, для пассажиров приоритетом остаётся быстрая, качественная, безопасная и недорогая поездка. Причём важна не просто перевозочная услуга между двумя остановочными пунктами: пассажиру важно добраться «от двери до двери» точно в то время, когда у него есть такая необходимость.

Понимание этой интегральной потребности в подвижности приводит к тому, что всё больше агентств и компаний по всему миру рассматривают в качестве транспортной услуги мобильность, а не отдельную перевозку. Это понимание воплотилось в концепции MAAS – Mobility as a Service, о которой сегодня много пишут и говорят в транспортном сообществе.

В этой концепции одно из важных мест занимает бесшовность транспортного обслуживания. Бесшовность означает, что все компоненты транспортной системы, вовлечённые в создание «услуги по обеспечению мобильности», должны быть плотно, устойчиво и непрерывно интегрированы между собой. При этом можно выделить три компонента, на негативный опыт взаимодействия с которыми часто указывают пассажиры и исследователи.

Первое, с чем сталкивается пассажир, – необходимость получения информации о поездке. Когда предоставляется устаревшая, неполная, некачественная информация или её формат неудобен пользователям, это негативным образом сказывается на желании жителей пользоваться общественным транспортом и может очень существенно повлиять на мобильность населения.

Далее, если информация о возможностях поездки доступна и достаточна, на первое место выходит сама маршрутная сеть: насколько быстро и удобно мы можем добраться в нужную нам точку. Неэффективная система пересадок, организацией которых системно никто не занимается, в сочетании с хаотичными расписаниями и неполным охватом территории создаёт серьёзные преграды для пассажиров при перемещении общественным транспортом.

Когда логистика выстроена, пассажир сталкивается с необходимостью приобретения проездных документов. И если в цепочке задействовано большое число перевозчиков, это может быть серьёзным минусом, формирующим негативный потребительский опыт (например, довольно распространённая в региональных перевозках логистическая схема «автобус – поезд – метро»; при этом автобусные перевозки могут осуществлять несколько независимых операторов с разными тарифами и видами билетов).

Передовой мировой опыт показывает, что задача создания каждого из этих компонентов, удобного для пассажиров, успешно решается на разных уровнях – от национальных транспортных систем до отдельных городских агломераций.


Информационное обеспечение

Почти всегда пользовательский опыт взаимодействия с транспортной системой начинает формироваться ещё на этапе планирования поездки, когда потенциальный пассажир изучает возможности поездки.

В целом в мире наблюдается тенденция к унификации подходов к информационному обеспечению на основе мегасервисов типа картографических сервисов компаний Google и Microsoft. Однако местные регуляторы зачастую создают собственные решения для информирования населения. Преимуществом первого подхода являются универсализация и привычные точки доступа к информации; второго – более тесная интеграция с офлайн-сервисами и более полный учёт специфики транспортной системы.

Во всём мире лидерство по планированию поездок занимают поисковые и картографические сервисы, где одним из лидеров является американская Google. Начиная с 2005 года этой компанией совместно с рядом транспортных регуляторов США разработан стандарт информационного взаимодействия GTFS (фиды систем общественного транспорта), позволяющий всем участникам рынка пассажирских перевозок передавать информацию об остановочных пунктах, расписаниях поездок, а с расширением GTFS Realtime – информацию об оперативном состоянии транспортной системы. Стандарты являются открытыми и позволяют любому участнику создавать и публиковать данные о транспорте.

Использование GTFS делает доступной в оперативном режиме информацию о состоянии транспорта в любой точке, обеспечивая интеграцию с привычными сервисами (типа Google Карт) и возможность разработки новых специализированных приложений. Такая унификация делает информационное взаимодействие для пользователя бесшовным; он может планировать поездку без привязки к какому-то конкретному оператору или виду транспорта, получать информацию о состоянии всей транспортной системы.

Собственные сервисы создают города, регионы и государства, когда хотят добиться более тесной интеграции информационного обеспечения и технологических процессов на транспорте. Много удачных примеров таких сервисов можно найти в крупных европейских городах – Берлине, Милане, Париже, Брюсселе и других.

Один из самых посещаемых туристами городов мира – Барселона, куда в среднем приезжают около 7,5 млн человек в год. При этом сама агломерация – не самая крупная: в городе проживают 1,6 млн человек, а с пригородами население составляет 3,1 млн человек. Однако, учитывая высокую долю туристов в пассажиропотоке (из которых около 80% – иностранцы), достаточно сложную городскую логистику в центре и общую высокую подвижность населения на территории агломерации, требования к информационному обеспечению здесь самые высокие.

Это информационное обеспечение на сегодня включает уличную навигацию, мобильные и онлайн-сервисы, а также справочные службы и обучение работников общественного транспорта эффективному взаимодействию с туристами, не владеющими испанским или каталонским языками.

Ключевой акцент сделан на информационные технологии. Основной оператор общественного транспорта Барселоны – TMB – выпустил приложение, позволяющее планировать пассажирам свои поездки и получать всю необходимую информацию о маршрутах. Функционал приложения включает в себя прокладку сложных мультимодальных маршрутов поездок, поиск ближайших остановочных пунктов; расписания; информацию о местонахождении, времени ожидания и прибытии транспорта; покупку билетов и абонементов.

Для удобства всех пользователей общественного транспорта Барселоны приложение автоматически использует тот язык, который установлен на мобильном устройстве.



Маршрутная сеть

Сердцем любой транспортной системы является маршрутная сеть. Без удобного планирования – как долгосрочного, так и оперативного – транспортный сервис не будет удобным для пассажира, и о бесшовном опыте можно забыть.

Каждая непродуманная пересадка – потеря времени и стресс для пассажира. И здесь возникает целый ряд проблем – обеспечение полного покрытия территории маршрутами, их интеграции в рамках единой технологии на транспортно-пересадочных узлах, гармонизация их расписаний, билетов.

В мировой практике задача эффективного планирования и гармонизации маршрутной сети через создание комплексных транспортных планов на уровне отдельных территорий, регионов или государства в целом.

Одним из лидеров в этой области является Великобритания, где каждое административно-территориальное образование разрабатывает транспортный план – Local Transport Plan (LTP), который должен быть актуальным в течение долгосрочного периода и, как правило, каждые пять лет пересматривается и уточняется с учётом социально-экономических, политических и территориальных тенденций развития региона.

LTP включает в себя два отдельных документа: Full Local Transport Plan (содержит подробные описания того, как будут осуществляться улучшения в области транспорта) и Local Implementation Plan for Transport (содержит план достижения необходимых мероприятий с учётом потребности в финансировании).

Создание таких долгосрочных планов, основанное на разработке комплексных транспортных схем и опирающееся на масштабные исследования и моделирование в современных программных продуктах (типа решений от PTV, AimSum или TransCAD), позволяет создать бесшовную среду перемещения для пассажира – развитие транспортной системы выстраивается вокруг основных корреспонденций пассажиропотоков и направлено на поддержание и увеличение мобильности населения.

Однако остаётся актуальной проблема взаимоувязки долгосрочного планирования и оперативного управления транспортным комплексом. Особо остра эта проблема для железнодорожного транспорта, где долгосрочное планирование многих аспектов деятельности носит общесетевой характер, при этом оперативное управление ситуацией должно осуществляться локально – исходя из потребностей и ситуации на конкретной территории.

В этом плане показателен пример использования централизованных информационных систем комплексного планирования, управления и контроля на транспорте. Одним из лидирующих решений здесь является испанская интегрированная железнодорожная система управления DaVinci, которая используется на испанских высокоскоростных железнодорожных линиях (в том числе на ключевых линиях Мадрид – Барселона, Мадрид – Вальядолид, Кордоба – Малага), узкоколейных линиях Колумбии (Медельин), а также в лондонском метро.

DaVinci позволяет отслеживать состояние железнодорожной сети, планировать и симулировать разные транспортные ситуации в реальном времени.

Функциональная основа системы включает в себя моделирование времени в пути с использованием передовых алгоритмов расчёта времени в пути, управление расписанием, скоростью, допустимыми задержками, маршрутизацию, распределение ресурсов, создание пространственно-временных диаграмм работы транспорта, управление конфликтами (в частности, посредством моделирования и реконструкции предыдущих инцидентов), доставку данных машинистам, получение информации о пассажирах и интеграцию всех удалённых систем. Помимо этого, DaVinci позволяет использовать интернет-сервисы, осуществлять дистанционный мониторинг и имеет понятную интеграцию с системой продажи проездных документов.

Такая возможность в режиме реального времени управлять ситуацией на магистральном транспорте – это обеспечение эффективного взаимодействия с подвозящими маршрутами, с сервисами продажи билетов, а в нештатных ситуациях – способность оперативно подстроиться и минимизировать негативные последствия для пассажиров.


Система оплаты проезда

Следующим потенциальным ограничением для пассажира является система оплаты проезда, которая может быть достаточно запутанной и создавать лишние транзакционные затраты для пассажира.

Одним из лидеров создания бесшовной платёжной среды являются Нидерланды. С 2014 года там действует электронная платёжная система OV-chipkaart. Она обслуживается компанией Translink, созданной пятью крупнейшими операторами общественного транспорта. С помощью единой карты пассажиры совершают поездки любым видом общественного транспорта по всей стране. Кроме того, с 2017 года пассажиры могут не использовать даже пластиковую карту, а совершать поездки с помощью мобильного приложения.

Система OV-chipkaart доступна в трёх версиях: одноразовый OV-chipkaart, анонимный OV-chipkaart и персональный OV-chipkaart. Одноразовые карты предназначены, соответственно, для одноразового или краткосрочного использования (и требуют дополнительной платы по сравнению с обычной ценой на поездку), последние два типа действительны в течение пяти лет.

Картой пользуется большая часть населения страны. Так, по состоянию на 2017 год население Нидерландов составляло 17,08 млн человек, а в обращении находились 14,3 млн чип-карт. С помощью OV-chipkaart было совершено около 2,55 млрд транзакций, что на 110 млн транзакций больше, чем годом ранее.

В дальнейшем развитие системы будет вестись в направлении расширения возможностей и зоны применения бесконтактной мобильной оплаты проезда, которая также будет использоваться для анонимного сбора информации о местонахождении пассажира по GPS. Последняя особенность позволит интегрировать платёжную систему с системой оперативного управления транспортным комплексом.

Подобного рода сервисы постепенно появляются и в других регионах и странах мира, однако опыт Нидерландов интересен именно тем, что унифицированная система оплаты проезда была внедрена на территории всей страны и положительно повлияла на мобильность населения и удобство использования общественного транспорта.


Новые возможности – в бесшовной интеграции

Описанные выше три составляющие бесшовной среды – качественное информационное обеспечение, гармоничная маршрутная сеть и удобная единая система оплаты проезда – могут стать значительным преимуществом систем общественного транспорта любого уровня, оказывая положительное влияние на общий уровень подвижности, на предпочтение общественного транспорта личному и в более глобальном масштабе – на развитие специализации территорий.

При этом ядром развития этих составляющих должны стать комплексные информационные системы, объединяющие возможности планирования, управления и контроля с предоставлением информации о транспорте в режиме реального времени всем участникам рынка и удобной и интегрированной системой оплаты проезда на всех видах транспорта.

Описанные в статье кейсы из международного опыта свидетельствуют, что такие задачи принципиально решаемы. И такие решения создают более эффективную и удобную для жизни среду, способствуют повышению экономической эффективности и конкурентоспособности транспорта, положительно влияют на отношение общества к общественному транспорту.
Коридор возможностей

Транзитные перевозки как драйвер роста мировой экономики

Рубрики: Синергия транспорта
На будущее
Денис Власов, заместитель руководителя транспортно-инженерного центра Института Генплана Москвы ,

Опыт по использованию железных дорог важен для городов

Рубрики: Синергия транспорта
Связать воедино

Роль железнодорожного транспорта в развитии мегаполисов

Рубрики: Синергия транспорта

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru