Коридор возможностей

Коридор возможностей

Транзитные перевозки как драйвер роста мировой экономики
Увеличение объёма транзитных международных перевозок железнодорожным транспортом обеспечит ускорение роста экономики России, стран Европы и Азии. Об этом шла речь на прошедшем в марте в Вене Международном железнодорожном конгрессе – 2019 (International Railway Congress 2019). Как будет развиваться транзит в будущем? Какие проблемы предстоит решить транспортным компаниям и какая роль в обеспечении перевозок отводится российским железным дорогам, рассказывает «Пульт управления».


Быстрая дорога

Международный железнодорожный конгресс – деловая площадка для встречи руководителей железнодорожной индустрии, а также поставщиков и клиентов, заинтересованных в перевозке грузов по железной дороге. В его рамках участники обсудили вызовы в сфере железнодорожных перевозок.

По мнению участников, один из них – развитие транзитных перевозок по маршруту Европа – Азия. Перед железнодорожниками стоит задача придать ускорение доставке грузов: к 2025 году контейнер должен доезжать из Китая в Европу за семь дней. Сейчас этот срок составляет в среднем 12 суток.
«В ближайшие годы мы ожидаем продолжения роста скорости обмена информацией, грузами и нематериальными ресурсами между странами Евросоюза и Азиатско-Тихоокеанского региона. Стоит отметить, что если ранее основной грузопоток шёл из Китая в Европу, то сейчас баланс выравнивается, всё больше грузов следует в обратном направлении. А железнодорожные транзитные маршруты пользуются всё более высоким спросом среди клиентов», – отметил во время церемонии открытия конгресса заместитель министра транспорта РФ Владимир Токарев.

По его словам, объём товарооборота между этими макрорегионами также будет увеличиваться.
«На сегодняшний день железная дорога сталкивается с жёсткой конкуренцией с альтернативными видами транспорта, несмотря на то, что именно железнодорожный транспорт является оптимальным вариантом доставки крупных партий грузов на дальние расстояния», – подчеркнул замминистра.

России, которая благодаря своему географическому положению соединяет Европу и Азию, предстоит провести целый ряд мероприятий по сокращению времени перевозки контейнеров с Дальнего Востока до западной границы России. С этой целью предусмотрена реализация масштабных инфраструктурных проектов по реконструкции БАМа и Транссиба. Это позволит увеличить скорость контейнерных поездов с 1150 до 1500 км/сут.

Кроме того, планируется увеличить пропускную способность транспортных коридоров «Запад – Восток» и «Север – Юг».
«Основная идея инициативы «Один пояс – один путь» – построение инфраструктуры для обеспечения поставок китайских товаров в Евросоюз. Эта инициатива захватывает порядка 100 стран, – отметил в Вене генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров. – Сеть железных дорог России и ЕАЭС традиционно играет роль сухопутного моста, связывающего крупнейшие экономики Европы и Азии. Ещё несколько лет назад мы могли только предполагать, что через территорию России поедут почти 600 тыс. контейнеров. На сегодняшний день этот результат достигнут. Мы видим прирост дополнительных 30% к предыдущему году. Объём, который мы могли бы достичь, – это 2 млн ДФЭ в год и больше».

Генеральный директор UIC Жан-Пьер Лубину высказал уверенность, что реализация этого проекта приведёт к росту экономики государств.
«Мы должны будем максимально использовать преимущества, которые даст нам создание скоростного транзитного сообщения через Россию», – подчеркнул он.

В настоящий момент совокупный объём товарооборота Китая с партнёрами составляет уже порядка $5 трлн. И эта цифра будет только расти, высказали уверенность участники конгресса.

По оценкам экспертов, четырёхкратный рост контейнерных перевозок будет возможен не только за счёт китайских товаров, но и грузов из Японии и Кореи. Потенциал контейнеропотока из этих стран в направлении еврозоны через сеть РЖД оценивается примерно в 600 тыс. TEU.

Кстати, российский логистический оператор Rail Cargo Logistics-RUS намерен в мае сделать маршрут контейнерного поезда из китайского города Сиань в Будапешт регулярным. Первый такой поезд прибыл в столицу Венгрии 7 апреля, второй – 22 апреля. Состав из 41 сорокафутового контейнера с товарами народного потребления преодолел расстояние почти в 6 тыс. км через территорию Казахстана, России и Украины за 10 дней.

По словам директора компании Rail Cargo Logistics-RUS Александра Баскакова, новый «южный коридор» разгрузит белорусские погранпереходы на границе с Польшей. Ранее он пояснил газете «Гудок»: «Дополнительным стимулом для нас к открытию этого маршрута послужило подписание меморандума между КНР и Италией о взаимопонимании в рамках инициативы «Один пояс – один путь». Данный меморандум может стать шагом к привлечению дополнительного объёма грузов на юг Европы. Эта инициатива должна поспособствовать развитию сотрудничества РЖД и «Австрийских железных дорог» (ÖBB) по продлению железной колеи 1520 мм на маршруте Кошице – Вена, а также росту объёмов транзитных контейнерных перевозок через РФ».


Вклад в экономику

По расчётам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), развитие транзитных направлений способствует росту эффективности транспортной инфраструктуры, а увеличение производительности в секторе на 10% ведёт к росту ВВП страны на 0,8% ежегодно.

Замминистра транспорта Австрии Андрес Рейхардт назвал транспортную инфраструктуру основой торгового сотрудничества стран. «Классический Шёлковый путь состоял из караванов, сейчас 95% грузов идут морем, но путь занимает месяц и более. Для некоторых товаров это неприемлемо. Железная дорога позволяет обеспечить доставку за 15 дней, также это наиболее экологичный вид транспорта. Для нас такой вид транспорта важен вдвойне, так как Австрия не имеет выхода к морю», – отметил он.

Он добавил, что объём российского экспорта в Австрию по итогам прошлого года составил $3,4 млрд (в 1,7 раза больше, чем годом ранее).
«При этом Австрия занимает пока лишь 25-е место в списке партнёров РФ по товарообороту, что говорит о высоком потенциале дальнейшего роста этого показателя между нашими странами», – отметил Андреас Рейнхардт.

Начальник Белорусской железной дороги (БЖД) Владимир Морозов отметил, что Белоруссия также заинтересована в развитии транспортных коридоров. По его словам, в 2018 году через Белоруссию транзитом Китай – Европа было перевезено более 5 тыс. контейнеров.
«Те задачи, которые мы сегодня ставим, – это вызов для нас всех. Здесь мы не конкуренты, а партнёры. Ещё несколько лет назад 1 млн контейнеров сообщением Китай – Европа воспринимался с определённой долей скепсиса. Однако время идёт очень быстро, и сейчас это наша конкретная цель», – пояснил он.

Генеральный директор Саудовской железнодорожной компании Башар Аль-Малик рассказал о том, что в его стране сейчас активно развиваются железные дороги: за последние годы построено несколько тысяч новых линий. «Это новые экономические связи. И мы готовы идти дальше, за пределы страны, ведь интеграция между государствами будет только нарастать», – заметил он.

По мнению президента IRC 2019 Хуберта Женерала, сейчас железнодорожные проекты не должны рассматриваться как чисто национальное предприятие, необходимо их рассмотрение в глобальном плане. «Международное сотрудничество приносит большие выгоды», – считает Хуберт Женерал.


Опыт сотрудничества

Упор на развитие железнодорожной инфраструктуры и транзитного сообщения между странами делают и в Финляндии. По словам президента концерна VR Group (железные дороги Финляндии) Рольфа Янсона, 40% ВВП страны – это экспорт. И большая часть товаров экспортируется именно железной дорогой – это металлы, химикаты и другие «тяжёлые» грузы.

Вместе с РЖД компания реализует совместные проекты в области логистики, интермодальных перевозок и информационных технологий.

Напомним, стороны развивают безбумажные технологии перевозок грузов. Это первый масштабный пример построения сетевой кооперации в электронном формате на международном уровне, включая государственные контролирующие органы как России, так и Финляндии.

В настоящее время в сообщении Россия – Финляндия 100% порожних вагонов перевозятся только по электронным документам с электронной подписью. Этот опыт, по словам Рольфа Янсона, может быть распространён во взаимодействии с другими государствами в рамках проекта «Одна дорога – один путь».



Обеспечить рост

Для того чтобы ускорить движение между двумя макрорегионами, необходимо создать единую нормативно-правовую базу.
«Нам нужно быстрее пересекать границы. В рамках Международного союза железных дорог сделано многое, но надо сделать ещё больше. Мы быстро едем на дальние расстояния, но груз стоит по два дня на границе под оформлением таможенных документов», – отметил Олег Белозёров.

Опробовать гармонизацию правовых вопросов Олег Белозёров предложил в рамках проекта по строительству железнодорожной линии с шириной колеи 1520 мм Кошице – Братислава – Вена.
«Этот проект позволит вывести всю работу железных дорог на новый уровень. Мы впервые опробуем новые технологии по скорости пересечения границ и гармонизации правовых вопросов. Нужно максимально уделить внимание тому, чтобы он как можно быстрее состоялся», – сказал Олег Белозёров.

Предполагается, что магистраль откроет грузам выход с Транссиба на европейскую железнодорожную сеть. Стоимость проекта оценивается в 6,5 млрд евро. Дорога обеспечит ежегодное курсирование около 20 тыс. поездов (по 67 вагонов). В результате прокладки нового маршрута широкой колеи от Кошице в восточной Словакии до Вены время доставки грузов в европейскую страну будет сокращено с нынешних 30 до 15 дней. Строительство дороги может начаться в 2023 году. Это позволит создать 127 тыс. рабочих мест.

В рамках конгресса представители транспортных ведомств России, Австрии и Словакии заключили меморандум о взаимопонимании, подразумевающий дальнейшее сотрудничество в области создания ширококолейной железной дороги Кошице – Вена. Документ, в частности, предполагает «оказание поддержки в осуществлении проекта и технической координации».
«Стороны будут стремиться содействовать в недискриминационной поддержке проекта во всех отношениях, принимая во внимание применимое законодательство и результаты технико-экономических обоснований», – подчёркивается в документе.

Виталий Маслюк

СПРАВКА

Транзитные перевозки контейнеров по сети ОАО «РЖД» выросли на четверть в I квартале 2019 года, сообщили в пресс-центре холдинга. В январе – марте 2019 года на сети железных дорог ОАО «РЖД» во всех видах сообщения было отправлено 1,15 млн контейнеров ДФЭ (TEU), что на 15,3% больше, чем за аналогичный период 2018 года. Во внутреннем сообщении отправлено 478,3 тыс. ДФЭ (+11,2%), в транзитном – 125,7 тыс. ДФЭ (+24,9%), в экспортном – 306,2 тыс. ДФЭ (+11,4%), в импортном – 247,4 тыс. ДФЭ (+24,7%). Погрузка гружёных контейнеров во всех видах сообщения в январе – марте выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 14,8% и составила 762,4 тыс. ДФЭ (отправлено более 10,8 млн тонн грузов, +15%).
Бесшовный путь
Михаил Елизарьев, заместитель генерального директора ООО «ИТС Консалтинг», к.э.н.,
Иван Борейко, начальник аналитического отдела ООО «ИТС Консалтинг»,
Надежда Комиссарова, эксперт Института развития транспортных систем,
Алёна Володькина, эксперт Института развития транспортных систем,

Зарубежный опыт развития мобильности как услуги

Рубрики: Синергия транспорта
На будущее
Денис Власов, заместитель руководителя транспортно-инженерного центра Института Генплана Москвы ,

Опыт по использованию железных дорог важен для городов

Рубрики: Синергия транспорта
Связать воедино

Роль железнодорожного транспорта в развитии мегаполисов

Рубрики: Синергия транспорта

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Искусство системного мышления: необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем
Д. О’Коннор, А. Макдермотт
«Искусство системного мышления: необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Модель «5F» – Геометрия команды, создающая энергию. Краткое руководство к действию для лидеров
Максим Долгов
«Модель «5F» – Геометрия команды, создающая энергию. Краткое руководство к действию для лидеров». Издательство ИП М.В. Долгов 2019 год
Взлом маркетинга. Наука о том, почему мы покупаем
Фил Барден
«Взлом маркетинга. Наука о том, почему мы покупаем». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2017 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100