Связать воедино

Связать воедино

Роль железнодорожного транспорта в развитии мегаполисов
Экономический рост российских городов, повышение качества жизни людей невозможно без развития транспортной системы, интеграции различных видов общественного транспорта, а также создания новых маршрутов.


ЭЛЕКТРИЧКИ ПРИБЫВАЮТ В ГОРОДА

Во время Российского инвестиционного форума, который проходил в Сочи с 13 по 15 февраля, состоялась сессия «Экономика российских городов», организованная государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ». Она была посвящена развитию территорий, формированию эффективного взаимодействия городских сообществ, власти и инвесторов.

По мнению участников дискуссии, одна из ключевых ролей в формировании современного облика городов и их экономического роста принадлежит транспорту, в том числе железнодорожному.

В качестве одного из примеров развития городов за счёт новых транспортных решений участники мероприятия назвали запуск скоростного электропоезда «Ласточка» между Москвой и Иваново в марте 2018 года.
«Благодаря российским железным дорогам у нас появилось чудо. Город Иваново связался комфортным железнодорожным сообщением с главным экономическим центром – Москвой. Ранее до Иваново можно было добраться либо ночным поездом, который ехал свыше семи часов, либо автомобилем. На «Ласточке» время в пути занимает 3 часа 40 минут», – рассказал губернатор Ивановской области Станислав Воскресенский.

По словам главы региона, запуск поезда немедленно сказался на экономике города и всего региона.
«Уже две крупные компании приняли решение о размещении в регионе своих подразделений. Это удобно, так как связь с Москвой быстрая и у менеджмента есть возможность одним днём решать дела в городе», – сказал Станислав Воскресенский.

Принимавший участие в работе сессии генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров подчеркнул, что проект запуска «Ласточки» в Иваново является уникальным, так как для его реализации пришлось применить инновационное решение – соединение тепловоза с электропоездом.

По его словам, это позволило обеспечить движение электропоездов как по электрифицированным путям (191 км от Москвы до Владимира), так и по неэлектрифицированным участкам пути (136 км от Владимира до Иваново с использованием магистрального пассажирского тепловоза ТЭП70БС).

Участники дискуссии пришли к выводу, что опыт Иваново и Московского региона, где создано Московское центральное кольцо и запланирован запуск Московских центральных диаметров (МЦД), должен распространяться и на другие территории. В первую очередь речь о проекте «Городская электричка».

По данным ОАО «РЖД», уже в 11 городах используется городская электричка, ещё в семи регионах этот вопрос прорабатывается, в том числе в Санкт-Петербурге.
«Железнодорожный транспорт – это городской транспорт будущего, ключевыми условиями которого являются экология, чистота, Wi-Fi, возможность работать во время перемещения по городу. За последнее время компания многое сделала для того, чтобы внутри городов выстроить хорошую логистику по принципу бесшовных технологий, куда входят железная дорога, автобусы и такси», – отметил Олег Белозёров.


ГОД ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ В МОСКВЕ

То, что железная дорога может быть эффективна внутри города, уже продемонстрировала Москва. Правительство региона и РЖД тесно взаимодействуют по развитию железнодорожного сообщения. В феврале была согласована программа основных мероприятий по развитию Московского транспортного узла (МТУ) на период до 2024 года. Общий объём инвестиций в реализацию программы до 2024 года оценивается в 529 млрд руб., из них инвестпрограмма РЖД составит 203 млрд руб.

Напомним, развитие Московского транспортного узла (МТУ) является частью комплексного плана развития магистральной инфраструктуры до 2024 года.
«Денежные средства, предусмотренные планом, позволят в 2021 году завершить проекты развития горьковского, ярославского и смоленского направлений, а также мероприятия по интеграции радиальных направлений с Московским центральным кольцом (МЦК), строительству новых остановочных пунктов на киевском направлении, организации движения поездов на МЦК с 4-минутным интервалом следования», – отмечал заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Центра по развитию Московского транспортного узла Пётр Кацыв во время Координационного совета по развитию транспортной системы Москвы и Московской области, который состоялся 21 декабря в Минтрансе России.

Запланированные работы по развитию Московского транспортного узла обеспечат дополнительную провозную способность и сократят время в пути для пассажиров Москвы и области.
«У нас в последние годы на первом месте было строительство метро, а сейчас в число приоритетных выходит и железнодорожный транспорт. За несколько лет был реализован ряд проектов, связанных с обустройством железных дорог: прокладка новых путей, закупка нового подвижного состава, который наполовину обновился за эти годы. Его развитие помогло нам получить 1,3 млн пасс.-мест в электричках, в ближайшие годы мы добавим ещё столько же», – сказал мэр Москвы Сергей Собянин на коллегии столичного стройкомплекса 8 февраля. Он предложил объявить 2019 год Годом железных дорог в столице. В РЖД эту инициативу поддержали.

Заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Максим Ликсутов отметил успешную синхронизацию действий столичного правительства и ОАО «РЖД» в рамках развития Московского транспортного узла. По его словам, запланированные работы окажут эффект дополнительной провозной способности и сокращения времени в пути для пассажиров Москвы и области. Так, в 2019 году запланировано сократить интервал движения электропоездов по МЦК в часы пик до 4 минут (сейчас 5 минут). Это, по предварительным оценкам, позволит увеличить количество рейсов до 484 в будние дни, что на 130 больше, чем сейчас.

Развитие железнодорожного транспорта уже улучшило транспортную доступность Москвы и Московской области. Пассажиропоток по итогам 2018 года составил 739 млн человек, что на 3,1% превышает показатель прошлого года, при этом количество пассажиров в пригородном сообщении выросло на 3% и составило 714 млн, а в дальнем – на 11,3%, до 24,6 млн, таковы данные МЖД. Кроме того, с вокзалов и станций Октябрьской железной дороги в 2018 году было отправлено более 159 млн пассажиров. Количество пассажиров поездов пригородного сообщения ОЖД составило 140,1 млн человек, пассажиров поездов дальнего следования – порядка 19 млн (+8,6%).

Одним из главных событий Года железных дорог в Москве станет открытие движения по первым двум маршрутам Московских центральных диаметров в конце текущего года. Первые два маршрута свяжут смоленское и савёловское направления (Одинцово – Лобня), а также курское и рижское (Нахабино – Подольск). Благодаря новому наземному метро пассажиры смогут проехать столицу за 40 минут. Следом планируется запустить ещё три диаметра: Зеленоград – Раменское, Апрелевка – Железнодорожный и Пушкино – Домодедово. При дальнейшем проектировании могут быть рассмотрены иные маршруты.
«Москва отличается от других мегаполисов тем, что 70% пассажиров пользуются рельсовым транспортом. В часы пик люди выбирают электрички, МЦК, метро. Поэтому их развитие – наш приоритет. С вводом центральных диаметров мы разгрузим радиальные направления городской подземки. Пассажирам станет комфортнее в метро и электричках», – добавляет заместитель мэра столицы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.

Предполагается, что на диаметре Одинцово – Лобня будет 28 станций, с которых можно будет пересесть на 12 станций метро, на две станции Московского центрального кольца и на шесть станций радиальных направлений Московской железной дороги.

В целом, по подсчёту экспертов, реализация проекта МЦД разгрузит всю транспортную инфраструктуру столицы на 10–12%.

На диаметре Нахабино – Подольск будет 38 станций с пересадками на 13 станций метро, на две станции МЦК и на семь станций радиальных направлений МЖД.

График работы МЦД будет выстроен как в метро – с 5.30 утра до 1.00 ночи. Поезда будут ходить в тактовом режиме с интервалом 5–6 минут в часы пик. А для удобной интеграции диаметров с остальной городской транспортной системой будет разработана удобная билетная система. Для оплаты проезда пассажиры смогут использовать карту «Тройка».

Как уже сообщал «Пульт управления» (№ 38), оператором первых диаметров будет Центральная пригородная пассажирская компании (ЦППК). На маршруты выйдут современные поезда «Иволга».
«Компоновка салонов оптимально подойдёт для перевозок на короткие расстояния. Ширина дверей в «Иволге» – 140 см, что позволит безопасно и комфортно заходить в поезд и покидать его. Вагоны оборудованы современной системой климат-контроля, которая обеспечивает оптимальную температуру. Также в поездах не будет тамбуров, и пассажирам будет проще перемещаться по салону», – пояснили в пресс-службе ЦППК.

В новых «Иволгах» предусмотрено самое современное наполнение салона – будут установлены USB-розетки, велокрепления, видеомониторы, багажные полки, крючки для верхней одежды, зоны тёплого покрытия на поручнях (специальные нанесения на поручни внутри салона), подвесные поручни (пластиковые держатели, установленные вдоль салона).

Также при проектировке вагонов созданы все условия для перемещения маломобильных пассажиров: в головных вагонах установлены пандусы, оборудованы специальные зоны для их размещения, увеличена площадь туалетных комнат, надписи в вагонах продублированы шрифтом Брайля.

В конце декабря 2018 года первые «Иволги» уже отправились в путь: было открыто движение экспрессов, которые позволяют доехать до Белорусского вокзала из Одинцово всего за 20 минут. До этого время маршрута составляло около 45 минут. Пассажиропоток всех экспрессов Москва – Одинцово с 21 декабря 2018 года по 23 января 2019 года вырос более чем на 70% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.


САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ЖДЁТ

Большая работа предстоит и в Санкт-Петербурге. 8 февраля в Смольном прошла встреча Олега Белозёрова с врио губернатора Санкт-Петербурга Александром Бегловым, где и обсуждались вопросы модернизации железнодорожной инфраструктуры Санкт-Петербургского транспортного узла. По итогам переговоров достигнута договорённость о подписании соглашения с объёмом финансирования 83 млрд руб., уточнили в пресс-службе администрации города.
«Это касается переходов над железнодорожными путями, мостов, путепроводов. Мы делаем подарок жителям города, и большое спасибо за это компании «Российские железные дороги»!» – сказал Александр Беглов. Он также отметил, что для развития московского направления Октябрьской железной дороги Санкт-Петербург готов предоставить земельные участки под строительство дополнительных главных путей. Это позволит увеличить частоту высокоскоростного пассажирского сообщения с Москвой и повысить качество внутригородского и пригородного сообщения.

Он также отметил, что исторически железная дорога проходит по центру города, и ОАО «РЖД» будет создавать комфортные условия для жителей, чтобы работа железнодорожного транспорта не создавала дополнительных проблем.

В числе намеченных мероприятий – вынос грузового движения за пределы Санкт-Петербурга, создание дополнительных условий по улучшению пригородного сообщения на ряде направлений, развитие вокзалов. «В ближайшее время мы приступим к стадии реализации, – отметил Олег Белозёров. – Также мы будем стремиться вернуть железной дороге исторический облик, чтобы вписываться в культурный облик города».

Виталий Маслюк

Бесшовный путь
Михаил Елизарьев, заместитель генерального директора ООО «ИТС Консалтинг», к.э.н.,
Иван Борейко, начальник аналитического отдела ООО «ИТС Консалтинг»,
Надежда Комиссарова, эксперт Института развития транспортных систем,
Алёна Володькина, эксперт Института развития транспортных систем,

Зарубежный опыт развития мобильности как услуги

Рубрики: Синергия транспорта
Коридор возможностей

Транзитные перевозки как драйвер роста мировой экономики

Рубрики: Синергия транспорта
На будущее
Денис Власов, заместитель руководителя транспортно-инженерного центра Института Генплана Москвы ,

Опыт по использованию железных дорог важен для городов

Рубрики: Синергия транспорта

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru