Раскрыть секрет

Раскрыть секрет

В Европе нефинансовые отчёты начали составлять 40 лет назад
В последние годы нефинансовые отчёты компаний становятся в один ряд с отчётностью по финансовым показателям. Они отражают экономические, экологические и социальные аспекты деятельности компаний и дают возможность увидеть стратегию компании, пути её реализации и средства, необходимые для этого.

Нефинансовую отчётность также называют отчётностью в области устойчивого развития, социальной и экологической отчётностью, отчётностью в области корпоративной социальной ответственности.

Попытки составления нефинансовых отчётов были предприняты ещё в Европе в 70-х годах прошлого века. Чаще всего появление таких документов было связано с конфликтными ситуациями либо внутри компании, либо вовне. Например, это мог быть ответ на критические сообщения в прессе или претензии профсоюзов.
«Нефинансовая отчётность – отличное средство коммуникации с широким кругом внешних заинтересованных сторон: с клиентами, поставщиками, инвесторами, деловыми партнёрами, СМИ, представителями научных кругов и общественными организациями. Ценность нефинансового отчёта как инструмента дополняется ещё и тем, что он помогает компаниям сокращать затраты. Например, консолидация данных по энергопотреблению может стать основой для плана мероприятий в области энергоэффективности, а анализ расходов на благотворительность – стимулом для формализации политики в данной области», – отметили в аудиторско-консалтинговой международной компании Ernst & Young(EY).

Изначально нефинансовые отчёты выпускали компании, производящие товары массового потребления, а также предприятия из ресурсоёмких отраслей. Со временем к ним присоединились компании из других секторов экономики: финансовые услуги, телекоммуникации, логистика, строительство, производство медицинских препаратов, химическая продукция.
«Сейчас наступил этап, когда корпоративная стратегия устойчивого развития и публичная отчётность становятся в один ряд с другими ключевыми задачами для бизнеса», – подчеркнули в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП).

Как рассказал партнёр ФБК «Грант Торнтон» Владимир Скоборев, по итогам 2016 года больше всего отчётов было предоставлено компаниями из Китая (10%). Далее идут США (8%), Тайвань (7%) и Япония (5%).

По состоянию на начало 2017 года, по данным CorporateRegister.com, наибольшее количество отчётов в Европе по-прежнему выпускают организации Великобритании, за ними следуют Германия, Испания и Франция. Почти приблизились к лидерам организации и компании Италии, Нидерландов и Швеции. Следует обратить внимание на тот факт, что в регистре появились первые отчёты из таких стран, как Белоруссия, Латвия, Литва и Эстония.

Компаниям, публикующим подобные отчёты, легче привлекать кредитные и инвестиционные ресурсы как внутри страны, так и на международном рынке. Отказ от публикации может поставить компанию в невыгодное положение. Такие участники рынка могут получить репутацию отстающих, даже если таковыми в действительности не являются, отмечают эксперты.

Специалисты EY регулярно проводят исследования для оценки роли нефинансовой информации в принятии инвестиционных решений. «За последние три года каждое из таких исследований фиксировало рост влияния экологических, социальных и управленческих факторов на принятие решений инвесторами в различных странах мира. В 2016 году среди 320 крупнейших инвесторов, опрошенных EY, большинство отметило, что нефинансовые результаты компаний играют ключевую роль в принятии инвестиционных решений», – рассказал партнёр, руководитель отдела услуг в области чистых технологий и устойчивого развития в СНГ компании EY Артём Ларин.

Во многих странах из-за развития института нефинансовой отчётности возникла потребность в законодательном регулировании раскрытия информации. По данным РСПП, в 30 из 50 наиболее крупных стран мира действуют обязательные требования по отчётности. За последние три года в 64 странах введено около сотни инструментов, касающихся обязательной нефинансовой отчётности.

Ещё в 2014 году Совет Европы официально одобрил Директиву по раскрытию нефинансовой информации. Она предполагает введение в законодательства стран – членов ЕС требований к компаниям раскрывать минимальный объём нефинансовой информации. Начиная с 2017 года все страны Европы перешли на обязательное раскрытие такой информации. Это касается компаний численностью более 500 сотрудников и с годовым оборотом, превышающим 2 млрд руб. (28,3 млн евро). В Швеции и Дании решили на этом не останавливаться и ввели требование о предоставлении отчёта компаний, где работают более 250 сотрудников.

Виталий Маслюк

СПРАВКА

88% компаний, публикующих нефинансовые отчёты, утверждают, что это повышает эффективность принятия управленческих решений. Более 40% компаний, раскрывающих нефинансовые показатели, убеждены, что это улучшает их репутацию, а ещё 30% утверждают, что это увеличивает лояльность сотрудников.
68% инвесторов заявили, что нефинансовые результаты играют ключевую роль при принятии ими инвестиционных решений. 44% назвали такие отчёты полезным источником получения нефинансовой информации о компаниях.
(По данным информационного бюллетеня компании Ernst & Young, май 2017 года)
Мода на проекты
Александр Козлов, директор Департамента проектного управления ООО «Аэроэкспресс», доцент, к.э.н.,

От ручного управления к программно ориентированному

Рубрики: Корпоративное управление
Новый взгляд
Николай Верховский, исполнительный директор Центра цифровой трансформации, директор проектной работы Московской школы управления «Сколково» ,

В чём принципы архитектуры цифровой компании

Рубрики: Корпоративное управление
Блокчейн для РЖД
Олег Шибанов, заместитель проректора Российской экономической школы,

Творческое сотрудничество с Российской экономической школой

Рубрики: Корпоративное управление
Свои облака
Евгений Чаркин, директор ОАО «РЖД» по информационным технологиям,

Как происходит цифровизация железнодорожного холдинга

Рубрики: Корпоративное управление
Информационная прозрачность

РЖД публикуют нефинансовые отчёты с 2006 года

Рубрики: Корпоративное управление

Библиотека Руководителя

Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приёмы и метод
Филип Котлер, Роланд Бергер, Нильс Бикхофф
«Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приёмы и метод». Издательство «Альпина Паблишер», 2017 год
Из третьего мира – в первый. История Сингапура 1965–2000
Ли Куан Ю
«Из третьего мира – в первый. История Сингапура 1965–2000». Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2016 год
Седьмое чувство. Под знаком предсказуемости: как прогнозировать и управлять изменениями в цифровую эпоху
Джошуа Купер Рамо
«Седьмое чувство. Под знаком предсказуемости: как прогнозировать и управлять изменениями в цифровую эпоху». Издательство «Эксмо», 2017 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100