Раскрыть секрет

Раскрыть секрет

В Европе нефинансовые отчёты начали составлять 40 лет назад
В последние годы нефинансовые отчёты компаний становятся в один ряд с отчётностью по финансовым показателям. Они отражают экономические, экологические и социальные аспекты деятельности компаний и дают возможность увидеть стратегию компании, пути её реализации и средства, необходимые для этого.

Нефинансовую отчётность также называют отчётностью в области устойчивого развития, социальной и экологической отчётностью, отчётностью в области корпоративной социальной ответственности.

Попытки составления нефинансовых отчётов были предприняты ещё в Европе в 70-х годах прошлого века. Чаще всего появление таких документов было связано с конфликтными ситуациями либо внутри компании, либо вовне. Например, это мог быть ответ на критические сообщения в прессе или претензии профсоюзов.
«Нефинансовая отчётность – отличное средство коммуникации с широким кругом внешних заинтересованных сторон: с клиентами, поставщиками, инвесторами, деловыми партнёрами, СМИ, представителями научных кругов и общественными организациями. Ценность нефинансового отчёта как инструмента дополняется ещё и тем, что он помогает компаниям сокращать затраты. Например, консолидация данных по энергопотреблению может стать основой для плана мероприятий в области энергоэффективности, а анализ расходов на благотворительность – стимулом для формализации политики в данной области», – отметили в аудиторско-консалтинговой международной компании Ernst & Young(EY).

Изначально нефинансовые отчёты выпускали компании, производящие товары массового потребления, а также предприятия из ресурсоёмких отраслей. Со временем к ним присоединились компании из других секторов экономики: финансовые услуги, телекоммуникации, логистика, строительство, производство медицинских препаратов, химическая продукция.
«Сейчас наступил этап, когда корпоративная стратегия устойчивого развития и публичная отчётность становятся в один ряд с другими ключевыми задачами для бизнеса», – подчеркнули в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП).

Как рассказал партнёр ФБК «Грант Торнтон» Владимир Скоборев, по итогам 2016 года больше всего отчётов было предоставлено компаниями из Китая (10%). Далее идут США (8%), Тайвань (7%) и Япония (5%).

По состоянию на начало 2017 года, по данным CorporateRegister.com, наибольшее количество отчётов в Европе по-прежнему выпускают организации Великобритании, за ними следуют Германия, Испания и Франция. Почти приблизились к лидерам организации и компании Италии, Нидерландов и Швеции. Следует обратить внимание на тот факт, что в регистре появились первые отчёты из таких стран, как Белоруссия, Латвия, Литва и Эстония.

Компаниям, публикующим подобные отчёты, легче привлекать кредитные и инвестиционные ресурсы как внутри страны, так и на международном рынке. Отказ от публикации может поставить компанию в невыгодное положение. Такие участники рынка могут получить репутацию отстающих, даже если таковыми в действительности не являются, отмечают эксперты.

Специалисты EY регулярно проводят исследования для оценки роли нефинансовой информации в принятии инвестиционных решений. «За последние три года каждое из таких исследований фиксировало рост влияния экологических, социальных и управленческих факторов на принятие решений инвесторами в различных странах мира. В 2016 году среди 320 крупнейших инвесторов, опрошенных EY, большинство отметило, что нефинансовые результаты компаний играют ключевую роль в принятии инвестиционных решений», – рассказал партнёр, руководитель отдела услуг в области чистых технологий и устойчивого развития в СНГ компании EY Артём Ларин.

Во многих странах из-за развития института нефинансовой отчётности возникла потребность в законодательном регулировании раскрытия информации. По данным РСПП, в 30 из 50 наиболее крупных стран мира действуют обязательные требования по отчётности. За последние три года в 64 странах введено около сотни инструментов, касающихся обязательной нефинансовой отчётности.

Ещё в 2014 году Совет Европы официально одобрил Директиву по раскрытию нефинансовой информации. Она предполагает введение в законодательства стран – членов ЕС требований к компаниям раскрывать минимальный объём нефинансовой информации. Начиная с 2017 года все страны Европы перешли на обязательное раскрытие такой информации. Это касается компаний численностью более 500 сотрудников и с годовым оборотом, превышающим 2 млрд руб. (28,3 млн евро). В Швеции и Дании решили на этом не останавливаться и ввели требование о предоставлении отчёта компаний, где работают более 250 сотрудников.

Виталий Маслюк

СПРАВКА

88% компаний, публикующих нефинансовые отчёты, утверждают, что это повышает эффективность принятия управленческих решений. Более 40% компаний, раскрывающих нефинансовые показатели, убеждены, что это улучшает их репутацию, а ещё 30% утверждают, что это увеличивает лояльность сотрудников.
68% инвесторов заявили, что нефинансовые результаты играют ключевую роль при принятии ими инвестиционных решений. 44% назвали такие отчёты полезным источником получения нефинансовой информации о компаниях.
(По данным информационного бюллетеня компании Ernst & Young, май 2017 года)
Новый взгляд
Николай Верховский, исполнительный директор Центра цифровой трансформации, директор проектной работы Московской школы управления «Сколково» ,

В чём принципы архитектуры цифровой компании

Рубрики: Корпоративное управление
Блокчейн для РЖД
Олег Шибанов, заместитель проректора Российской экономической школы,

Творческое сотрудничество с Российской экономической школой

Рубрики: Корпоративное управление
Свои облака
Евгений Чаркин, директор ОАО «РЖД» по информационным технологиям,

Как происходит цифровизация железнодорожного холдинга

Рубрики: Корпоративное управление
Информационная прозрачность

РЖД публикуют нефинансовые отчёты с 2006 года

Рубрики: Корпоративное управление
Приятно познакомиться
Елена Феоктистова, управляющий директор по корпоративной ответственности, устойчивому развитию и социальному предпринимательству РСПП, к.э.н.,

В РФ ждут закона «О публичной нефинансовой отчётности»

Рубрики: Корпоративное управление

Библиотека Руководителя

Седьмое чувство. Под знаком предсказуемости: как прогнозировать и управлять изменениями в цифровую эпоху
Джошуа Купер Рамо
«Седьмое чувство. Под знаком предсказуемости: как прогнозировать и управлять изменениями в цифровую эпоху». Издательство «Эксмо», 2017 год
Думай медленно… Решай быстро
Даниэль Канеман
«Думай медленно… Решай быстро». Издательство «АСТ», 2016 год
Майндсайт. Новая наука личной трансформации
Дэниел Сигел
«Майндсайт. Новая наука личной трансформации». Издательство «Манн, Иванов, Фербер», 2015 г.
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100