Поиск баланса
Тимур Башкаев
Тимур Башкаев
глава архитектурного бюро АБТБ

Поиск баланса

Будущее вокзалов – гармоничная многофункциональность
Коммерческий потенциал вокзала закладывается ещё на стадии проектирования здания и территории. Как органично вписать в концепцию бизнес-составляющую, чтобы она не мешала выполнению основной функции, и в чём стоит брать пример с Европы, рассуждает глава архитектурного бюро, многолетний партнёр ОАО «РЖД» Тимур Башкаев.

– Современный вокзал трудно представить без магазинов, кафе, точек фастфуда. Как коммерциализация повлияла на проектирование вокзальных комплексов?
– За последние два десятка лет у нас несколько раз сменилась концепция вокзала. В 90-е это был «чистый» вокзал. Стояла задача обеспечить удобство перевозки пассажиров, а всё остальное, в том числе коммерция, считалось второстепенным. Поэтому торговые точки, кафе хоть и были, но очень дозированно. А на привокзальных площадях в то время процветала торговля в уродливой форме. Потом, когда развитием вокзальных комплексов занялась Дирекция железнодорожных вокзалов, было принято решение всё это с площадей убрать, легализовать и в цивилизованном виде развивать на самих вокзалах, в разы увеличив там торговые площади. Иногда даже в ущерб удобству пассажиров, как, например, на Ленинградском вокзале в Москве. Но много не значит хорошо. Даже кратное увеличение торговых площадей не позволило сравняться с крупными европейскими вокзалами по доходам от бизнеса. Более того, прибыль не окупила затраты на проведённую реконструкцию.

– Почему? Не удалось заинтересовать бизнес?
– Дело не в этом. Бизнес как раз всегда охотно приходит на вокзалы. Там, где есть люди, есть деньги и спрос, а через вокзалы ежедневно проходят тысячи пассажиров и посетителей. Коммерция здесь всегда дело прибыльное. Вокзал даёт серьёзный стимул для развития коммерческой среды не только на его территории, но и вне. Постройте вокзал – и территория рядом с ним начнёт развиваться, станет более привлекательной для инвестора. Весь мир уже давно понял, что на вокзалах можно делать бизнес.
Мы в этом вопросе немного подотстали, а когда попытались сделать некую кальку с той модели, которая действует в Европе, оказалось, что она нам не подходит. Вот смотрите. Торговая точка на вокзале и у нас приносит прибыль. Но кому? Её владельцу. Постройте рядом подземный переход, и за счёт бизнеса вы его не окупите. А знаете почему? У нас другой спрос и другая покупательная способность. Наши люди не готовы оставлять столько же денег на покупки на вокзалах, как европейцы. Российские вокзалы не способны генерировать такую прибыль, как, например, вокзал в Роттердаме. Так что доходы, которые приносит бизнес нашим вокзалам, не покрывают и вряд ли когда-нибудь покроют капитальные затраты. Ставка на тотальную коммерциализацию – это тупиковый путь. Фактически создаются все условия для бизнеса, и он будет процветать, но вы не получите с этого доходов, которые нужны на развитие инфраструктуры.

– Как же в таком случае найти баланс?
– Вы верно заметили – нужен баланс. Вокзал должен развиваться, обслуживать пассажиров. Количество сопряжений с разными видами транспорта растёт, больше места отводится для передвижения людей, а с приходом высокоскоростного сообщения потоки ещё увеличатся. Нужно продумать топологию перемещения, чтобы было быстро, удобно, безопасно, и учитывать это при планировании развития коммерции. Главный посыл: торговая точка или кафе не должны мешать движению людей, нужны максимально быстрые переходы с одного вида транспорта на другой, в город и обратно. Здесь же ещё тесно увязан вопрос обеспечения безопасности. Естественно, чем больше людей, тем это делать сложнее. Когда мы говорили о коммерциализации, была задумка сделать открытый вокзал. Предполагалось, что и обычные прохожие будут заходить на вокзал, что-то, может быть, покупать. Но на фоне усиления террористической угрозы в мире и у нас в стране стало понятно, что даже с тем пассажиропотоком, который есть сейчас, уже проблематично справляться. Безопасность вступила в противоречие с коммерциализацией.
Естественно, мы должны все эти аспекты учитывать при проектировании. При этом нужно не просто запланировать торговую точку, но и проанализировать, будет ли она востребована, есть ли спрос со стороны инвесторов.
Какого-то универсального решения нет. Не может быть такого: вот решили столько-то площадей под торговлю выделить, столько-то контролей доступа установить и дальше по шаблону. В каждом проекте нужно искать такой баланс, потому что они отличаются и по платёжному спросу, и по потенциалу места.

– На Западе всё-таки больше опыта в вопросах развития бизнеса на вокзалах. Мы можем воспользоваться их опытом и адаптировать под наши реалии?
– В Европе есть прекрасные примеры. Возьмём недавно реконструированный вокзал в Амстердаме. Это сложный, разветвлённый комплекс с современными связями, удобными проходами и навигацией. И всё это дополняет широкий побочный функционал: кафе, отели, торговля, зона отдыха – всё, что нужно пассажирам. Всё это органично вписано в концепцию вокзала. При этом удалось сохранить исторический облик. За многофункциональностью вокзалов – будущее. Но это должна быть гармоничная многофункциональность.

Беседовала
Мария Хлопотина
Задание на завтра
Сергей Кобзев, заместитель генерального директора – главный инженер ОАО «РЖД»,

Планы технологического и инженерного перевооружения холдинга в рамках Долгосрочной программы развития

Рубрики: От первого лица
Жажда движения
Фёдор Пехтерев, генеральный директор АО «Институт экономики и развития транспорта», д.э.н. ,

Долгосрочная программа развития: оптимистический сценарий

Рубрики: От первого лица
Российский Маглев
Анатолий Зайцев, руководитель НОЦ инновационного развития пассажирских железнодорожных перевозок ПГУПСа, председатель совета кластера «Российский Маглев», профессор,

Магнитно-левитационный транспорт едет в будущее

Рубрики: От первого лица
Ключ к успеху

Инновации и цифровизация как средство развития дорог

Рубрики: От первого лица
Игра на опережение
Александр Косарев, заместитель генерального директора ОАО «ВНИИЖТ»,

Цифровые технологии и скорость – залог развития РЖД

Рубрики: От первого лица

Библиотека Руководителя

Метод McKinsey. Как решить любую проблему
Итан М. Расиел
«Метод McKinsey. Как решить любую проблему». «Альпина Паблишер», 2017 год
Победи прокрастинацию! Как перестать откладывать дела на завтра
Пётр Людвиг
«Победи прокрастинацию! Как перестать откладывать дела на завтра». «Альпина Паблишер», 2018 год
Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приёмы и метод
Филип Котлер, Роланд Бергер, Нильс Бикхофф
«Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приёмы и метод». Издательство «Альпина Паблишер», 2017 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100