За линией горизонта

За линией горизонта

Что станет основой успешного бизнеса в ближайшие 20 лет
Альтернативная энергетика, старение населения Земли и глобальное потепление, города, соперничающие по влиятельности с государствами, диджитализация, роботизация, индустриализация 4.0, уход в облака, электромобили и 3D-принтеры, квадрокоптеры, дополненная реальность, беспилотные автомобили и Hyperloop. Если футурология не является вашей профессией, определить, что из этих трендов и технологических инноваций реально изменит вашу жизнь, жизнь компании или рынка, очень трудно. Игнорировать их себе дороже – слишком много сигналов, что наша экономика, структура и базовые технологии которой сложились ещё во второй половине XIX века, уходит, уступая какой-то новой экономике. О том, какой будет экономика будущего, мы поговорили с экспертами, которые оценивают тенденции и оказывают помощь в принятии стратегических решений.


КТО ПОЙДЁТ ВПЕРЁД

Российская экономика была, есть и ещё значительное время будет сырьевой экономикой. И экономикой крупной, которая в значительной степени может быть самодостаточной. Но это не означает, что страна может игнорировать грядущие изменения и глобальную конкуренцию. Потенциал для изменений велик. Ничто не препятствует выходу России на передовые позиции в IT, телеком-отрасли, в банковском секторе и ритейле, производстве потребительских товаров и сельском хозяйстве, уверен Андрей Тимофеев, глава The Boston Consulting Group (BCG) в России и СНГ. Это те отрасли, считает он, где российские компании могут лидировать и даже экспортировать лучшие мировые практики.

Эксперт ожидает, что в российской экономике начнётся переход от доминирования госсобственности к большему развитию частного бизнеса. И прежде всего средних и мелких предприятий. В качестве иллюстрации Андрей Тимофеев приводит недавний пример взаимовыгодного сотрудничества крупного бизнеса и небольших новых компаний. Пример этот, правда, немецкий. В Германии произошёл взрывной рост стартапов, которые смогли за счёт электронных платформ быстро организовать создание и эффективное использование парковок вокруг железнодорожных станций. Потенциальный пассажир, который может отслеживать онлайн-предложения свободных парковочных мест возле железнодорожного хаба, с гораздо большей вероятностью выберет железнодорожный транспорт. Действительно, Deutsche Bahn получил увеличение числа пассажиров. «Государство в России должно выступать в качестве надёжного партнёра и рачительного хозяина. Пример есть и у нас – посмотрите на то, как развивается Шереметьево», – резюмирует Андрей Тимофеев.


ВСЕМОГУЩАЯ ЦИФРА

Главнейшим трендом, который в значительной степени определяет функционирование новой экономики (и изменение ежедневной жизни людей), является диджитализация (оцифровывание всего и вся и сопутствующее этому процессу создание платформ), которая ведёт к кардинальному слому привычных бизнес-моделей.

Достаточно посмотреть на размеры и капитализацию компаний – лидеров в обслуживании потребителей – Uber, Amazon, Apple и Facebook. Это примеры удачного создания цифровых платформ, построенных по так называемой модели «двойного рынка» (образцом которого является биржа). Гораздо менее заметно те же процессы идут в среде индустриальных лидеров – компаний, создающих сложные технологические продукты или эксплуатирующих сложные системы. Как рассказывает Владимир Княгинин, председатель правления фонда «ЦСР «Северо-Запад» и вице-президент фонда «ЦСР», это уже третья волна создания «цифровой экономики». Этот термин появился в 70-х годах, когда массовым явлением стала замена управляющих элементов с аналоговых на цифровые (пример – станки с ЧПУ), гидроприводов – на электрические.

Владимир Княгинин считает, что тренд, связанный со снижением числа трудоспособного населения (это стало заметно в Германии и Японии в 70-е годы, сейчас в эту стадию вступает Россия), послужил тем «спойлером, который столкнул экономику на эту сторону – к более автоматизированному и роботизированному решению проблем производства».

Третья волна, по словам Владимира Княгинина, – это соединение трёх процессов: цифровизации (уход от аналоговых систем управления), развития индустриального Интернета или Интернета вещей (когда формируются сети, в которых связи – из так называемых облаков, где концентрируются стратегические данные (они же big data) и программные продукты – устанавливаются с огромным количеством физических объектов, оснащённых встроенными технологиями для взаимодействия друг с другом и с внешней средой, что позволяет исключить из части операций участие человека) и собственно создания цифровых платформ, которые объединяют данные и программные продукты разных игроков. Если правильно сформирована платформа, то уже не нужно поглощать поставщиков всех отдельных модулей, а компании-аппликанты, производители модулей или приложений сами приходят на вашу платформу (вспомните Apple Store) и выходят на конечного пользователя.

За пределами потребительского сектора платформы уже имеют General Electric (GE) со своей Predix, Hitachi, Siemens. Все эти компании потратили 7–10 лет на создание платформ и получение доходов от смены своих бизнес-моделей. Siemens начал строить свою систему в конце 2010‑х. В 2011 году GE принял решение, что дополнительную ценность могут приносить только стратегические данные, а два года спустя уже получил прибыль. Как это работает на примере авиационного двигателя: данные появляются при мониторинге двигателя во время работы, обрабатываются в облаке с помощью специализированного ПО, и на выходе оператор компании-эксплуатанта получает предсказывающую (или даже предписывающую) аналитику о том, какие элементы нуждаются в обслуживании и как необходимо поменять режим работы. Как рассказал один из покупателей, «двигатели GE у нас перестали ломаться». По замечанию Владимира Княгинина, компании должны ответить на вопрос: смогут ли они собрать стратегические данные и обработать их так, чтобы извлечь полезную информацию, ибо хранение необработанных данных – лишь статья расхода?

На железной дороге важные данные можно получать от так называемого цифрового локомотива, цифрового подвижного состава, цифровой дороги плюс логистические данные – аналитика позволит получать самые эффективные решения, поясняет эксперт специфику отрасли. «Трансмашхолдинг» уже приступил к созданию цифрового локомотива и построению системы предиктивного анализа. Цифровизацией активно занимаются металлурги (НЛМК, «Евраз»). Активно вступил в процесс разработки платформы «Атомстройэкспорт». Конечно, это нелёгкий процесс: болезненная смена бизнес-модели, вопросы безопасности, проблемы совместимости. Но, считает Княгинин, этот переход не имеет альтернатив.



ЛЮДИ ПРОТИВ АВТОМАТОВ

Автоматизация многих бизнес-процессов повлияет на число занятых в компаниях. Ещё в начале 2000-х в Schneider Electric посчитали, что 76% времени во время немотивированного простоя для ремонта оборудования уходит на идентификацию проблемы: существует ли проблема, с чем она связана, какие ресурсы нужны для её решения. И только 24% времени тратится на решение самой проблемы.

Огромное количество сотрудников, которые сейчас заняты запросами, подготовкой и обработкой данных, будет не востребовано, утверждает Александр Ованесов, управляющий партнёр Strategy Partners Group. Эффективность оставшихся тоже будет повышаться с помощью всемогущей цифры. Эксперт указывает на новый инструмент – дитя цифровизации human cloud. Если облака управляют вычислительным и программным ресурсом, то эта разновидность занимается загрузкой сотрудников. «Вот представьте, какое количество IT-специалистов работает в РЖД на всех дорогах и в функциональных подразделениях. Знает ли система РЖД степень загрузки своих IT-специалистов в разрезе филиалов? Нет. Сейчас их загрузка разная, но в среднем невысокая, потому что необходимо учитывать появление пиковых объёмов работ. При этом большую часть заданий в этой сфере вполне можно выполнять удалённо, дистанционно. А теперь представьте, что есть облако, где учитываются и отслеживаются все планируемые и выполняемые задания по системе и перераспределяются между свободными сотрудниками. От средней загрузки в 40% времени вы будете двигаться к 80–90%», – говорит Александр Ованесов. Он предлагает рассмотреть футурологический сценарий: «Представьте, что РЖД договорились с «Ростелекомом», «Мосводоканалом», «Газпромом», любыми компаниями, связанными с обслуживанием инфраструктуры, и совместно используют ресурс мобильных бригад. При этом историю объекта, спецификации и инструкции по обслуживанию бригада тоже получает из облака. Масштаб экономии несложно представить».

Первые шаги уже сделаны. На Октябрьской железной дороге, напоминает Владимир Княгинин, в экспериментальном режиме оцифрован подвижной состав и персонал, который ведёт ремонты. Теперь гораздо легче их контролировать и получать аналитику для минимизации лишних прогонов, расходов топлива, усилий ремонтников. Сокращение сотрудников не превратится в проблему. По крайней мере в условиях нынешней российской экономики высвобождаемые за счёт роста эффективности работники РЖД будут востребованы в остальных секторах, считает Андрей Тимофеев.

Скорее всего, проблемой будет поиск персонала для экономики будущего. Инженеры и программисты, понимающие запросы друг друга, понадобятся в большом количестве. На ещё более длинном горизонте появятся потребности, которые сейчас могут показаться экзотическими. Например, когда цифровые платформы будут построены, придёт время для мультиагентских систем с развитой поддержкой искусственного интеллекта. Тогда, по мнению Княгинина, у индустриальных компаний резко вырастет спрос на лингвистов.

Чтобы встретить будущие изменения во всеоружии, не следует выпускать из виду изменения в структуре экономики и зигзаги спроса. Например, пришедшее на смену Киотскому протоколу Парижское соглашение, ратифицированное 113 странами (среди которых и Китай, и США), предусматривает вывод инвестиций из проектов по ископаемому топливу. «Новых проектов на базе угольной генерации не будет, и по мере исчерпания действующих проектов доля угля в энергобалансе будет падать», – говорит Александр Ованесов. Но в структуре перевозок по железной дороге в России уголь занимает сейчас 26–29% (вместе с нефтяными грузами почти 50% грузопотока). По словам Ованесова, к неизбежному падению объёмов перевозки угля необходимо заранее готовиться. К усложнению и кардинальным изменениям в цепочке поставок и транспортных потоков может привести переход к циркулярной экономике, полагает эксперт.

Вызовом для РЖД станет увеличение требований к скорости, напоминает Ованесов. Конкуренция и смена поколений сделают скорость ключевым драйвером изменений. Как следствие – рост интереса к авиаперевозкам, где цены, по прогнозам, будут падать. Выбор потребителей в пользу скорости РЖД могут использовать с пользой для себя. Так, по железной дороге через Россию из северного и западного Китая в Европу товары могут доставляться в течение 16 суток, а по морю – 45. Андрей Тимофеев отмечает, что эта разница может быть критичной для многих производителей быстроустаревающих моделей (например, в электронике и модной индустрии), поэтому холдинг, чтобы не упустить конкурентное преимущество, должен вкладываться в инфраструктуру и развивать транзит с нашими приграничными коллегами. «Те проекты, которые начаты в РЖД, такие как АО «ОТЛК», надо бы продолжать», – резюмирует он. По его мнению, будущее и за программой «Дневные поезда». Сейчас они курсируют по маршрутам Москва – Воронеж, Москва – Ярославль, Москва – Брянск, Москва – Смоленск, Москва – Санкт-Петербург, Москва – Нижний Новгород, Санкт-Петербург – Псков и др.

Сергей Кашин
Новый взгляд
Николай Верховский, исполнительный директор Центра цифровой трансформации, директор проектной работы Московской школы управления «Сколково» ,

В чём принципы архитектуры цифровой компании

Рубрики: Корпоративное управление
Блокчейн для РЖД
Олег Шибанов, заместитель проректора Российской экономической школы,

Творческое сотрудничество с Российской экономической школой

Рубрики: Корпоративное управление
Свои облака
Евгений Чаркин, директор ОАО «РЖД» по информационным технологиям,

Как происходит цифровизация железнодорожного холдинга

Рубрики: Корпоративное управление
Информационная прозрачность

РЖД публикуют нефинансовые отчёты с 2006 года

Рубрики: Корпоративное управление
Раскрыть секрет

В Европе нефинансовые отчёты начали составлять 40 лет назад

Рубрики: Корпоративное управление

Библиотека Руководителя

Седьмое чувство. Под знаком предсказуемости: как прогнозировать и управлять изменениями в цифровую эпоху
Джошуа Купер Рамо
«Седьмое чувство. Под знаком предсказуемости: как прогнозировать и управлять изменениями в цифровую эпоху». Издательство «Эксмо», 2017 год
Думай медленно… Решай быстро
Даниэль Канеман
«Думай медленно… Решай быстро». Издательство «АСТ», 2016 год
Майндсайт. Новая наука личной трансформации
Дэниел Сигел
«Майндсайт. Новая наука личной трансформации». Издательство «Манн, Иванов, Фербер», 2015 г.
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100