Центр ответственности
Валентин Санько
Валентин Санько
директор ОАО «РЖД» по энергетическому комплексу

Центр ответственности

Реструктуризация электроэнергетического комплекса компании положительно скажется на эффективности деятельности ОАО «РЖД»
В настоящее время на электрифицированном полигоне железных дорог России выполняется 85,5% всего объёма перевозок. В ОАО «РЖД» функционирует мощный электроэнергетический комплекс, в составе которого 120,5 тыс. км контактной сети, 1423 тяговые подстанции, 58,9 тыс. трансформаторных подстанций и 146,2 тыс. км воздушных и кабельных линий электроснабжения устройств автоблокировки и нетяговых потребителей.

Основными задачами электроэнергетического комплекса ОАО «РЖД» являются обеспечение электроэнергией перевозочного процесса и нетяговых потребителей железнодорожного транспорта, а также оказание услуг по передаче электроэнергии сторонним потребителям, что особенно важно в отдалённых районах Сибири и Дальнего Востока, на Севере, где железная дорога зачастую является единственным источником электроснабжения населённых пунктов.

Как услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, так и передача электрической энергии в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» от 19 июля 1995 года № 147-ФЗ отнесены к естественно-монопольным видам деятельности и регулируются государством. В этой связи ОАО «РЖД» занесено в реестры естественных монополий по обоим вышеупомянутым видам деятельности, но соответствующие отраслевое законодательство и нормативная база (по железнодорожной отрасли и электроэнергетике) различаются.

Обе инфраструктуры (железнодорожная и электросетевая) являются стратегически важными для обеспечения нормального функционирования экономики России и её развития, при этом на ОАО «РЖД» распространяются все требования, предъявляемые к электросетевым компаниям и сформулированные в нормативной базе электроэнергетики.

Как уже отмечалось, ОАО «РЖД» в соответствии с постановлением Федеральной энергетической комиссии России от 24 декабря 2003 года № 108‑э/16 включено в реестр субъектов естественных монополий. Оно оказывает услуги по передаче электроэнергии в 76 субъектах Российской Федерации, являясь второй сетевой организацией в стране по объёму оказания услуг по передаче электроэнергии после ПАО «Российские сети» и одним из основных участников электроэнергетического рынка России.

Тем не менее порядок функционирования электроэнергетического комплекса ОАО «РЖД» отличается от других сетевых компаний. Железнодорожная инфраструктура, в том числе устройства технологического электроснабжения, содержится за счёт основного вида деятельности компании – перевозок грузов и пассажиров, между тем устройства электроснабжения, участвующие в передаче электроэнергии, в соответствии с законодательством об электроэнергетике должны содержаться за счёт тарифа на передачу электроэнергии.

Однако тарифы на передачу электроэнергии по сетям ОАО «РЖД» для сторонних потребителей, которые регулируются государством в соответствии с действующим законодательством на основе объёма затрат на содержание этих сетей, не учитывают ту часть расходов, которая финансируется за счёт перевозок, и поэтому являются заниженными по отношению к среднерыночным.

Основное отличие ОАО «РЖД» от других сетевых компаний обусловлено системной причиной: совмещением в ОАО «РЖД» двух различных регулируемых государством видов деятельности – услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и услуг по передаче электроэнергии, – а также отсутствием последних в составе основных видов деятельности, определённых постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004 года № 871 «О формировании отчётности ОАО «РЖД» по видам деятельности». Иными словами, услуга по передаче электроэнергии для сторонних потребителей не является профильной для ОАО «РЖД».

Таким образом, совмещение двух различных регулируемых государством видов деятельности привело к ряду проблем в электроэнергетическом комплексе ОАО «РЖД», в их числе: несоблюдение в полной мере требований законодательства в части раздельного учёта по электросетевой деятельности и технологическому присоединению потребителей к электросетям, а также заниженные тарифы на передачу электроэнергии по сетям ОАО «РЖД» и необеспечение потребностей в финансировании реконструкции и развития электросетей ОАО «РЖД».

Необходимость принятия решения о повышении эффективности электросетевой деятельности в ОАО «РЖД» связана также с новым этапом реформирования электроэнергетики на основе принятой Правительством РФ в 2013 году «Стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации». Большинство положений этой стратегии актуальны и для других сетевых организаций, в том числе и для ОАО «РЖД».

Очевидно, что вся электросетевая деятельность ОАО «РЖД», которой в той или иной степени занимались различные по своим целевым задачам структурные подразделения, требовала организации единого центра ответственности по координации и планированию этой деятельности, повышению её эффективности.

Для решения этих масштабных задач и в соответствии с поручением президента ОАО «РЖД» Олега Белозёрова от 28 января 2016 года № ПП-11 структура хозяйства электрификации и электроснабжения была реорганизована с передачей функций, численности и соответствующих активов в компанию «Трансэнерго» – филиал ОАО «РЖД», который осуществляет свою деятельность в новом качестве с 1 октября.

Филиал организует надёжную работу технических средств и объектов электроэнергетической инфраструктуры железнодорожного транспорта для обеспечения заданных объёмов перевозок, удовлетворяет потребности ОАО «РЖД» в электрической энергии, оказывает услуги по передаче электроэнергии потребителям. Компания также осуществляет текущее содержание объектов электроэнергетической инфраструктуры ОАО «РЖД», ведёт договорную работу с поставщиками и потребителями электрической энергии, производит технологическое присоединение сторонних потребителей к электрическим сетям компании и сетей ОАО «РЖД» к смежным сетевым организациям.

Рассматривая комплекс задач, стоящих перед объединённым филиалом, нельзя не обратить внимание на необходимость стабилизации износа основных фондов хозяйства электрификации и электроснабжения. К началу минувшего года он, по отчётам, составлял 44,8%, а к 2020 году, по прогнозам, увеличится до 56%.

Система электроснабжения ОАО «РЖД», построенная во время масштабной электрификации 60–80-х годов прошлого века для обеспечения движения поездов весом 4–4,5 тыс. тонн с интервалом 15–20 минут, на ряде участков уже является ограничивающим фактором для дальнейшего увеличения объёма перевозок. При этом выделяемых средств на модернизацию явно недостаточно для массового снятия подобных ограничений.

Так, из 1423 тяговых подстанций на сегодняшний день 1224 требуют реконструкции, в том числе необходимо заменить более 3,5 тыс. понижающих и преобразовательных трансформаторов, которые являются наиболее дорогостоящими элементами системы электроснабжения.

Ещё одним вопросом, требующим безотлагательного решения, является технологическое присоединение потребителей.

Согласно Правилам технологического присоединения энергопринимающих устройств, утверждённым постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года № 861, ОАО «РЖД» как сетевая организация обязано оказывать услуги по технологическому присоединению к собственным электрическим сетям лицам, обратившимся с соответствующей заявкой.

В настоящее время для исполнения ОАО «РЖД» обязательств по технологическому присоединению заявителей требуется уже около 3 млрд руб., а ежегодная потребность в капитальных вложениях только на обеспечение присоединений составляет свыше 600 млн руб. При этом возможности бюджета компании не позволяют оказать всем заявителям услугу, предписанную законодательством, в установленные сроки.

«Трансэнерго», реализуя в рамках своих компетенций принципы клиентоориентированности, соответствующие положениям Стратегии развития ОАО «РЖД» до 2030 года, для повышения доступности электросетевой инфраструктуры потребителям услуг в настоящее время формирует отдельную инвестиционную программу, учитывающую в том числе возврат как выпадающих доходов, так и затрат по предыдущим периодам регулирования, связанных с технологическими присоединениями. Она будет рассматриваться руководством ОАО «РЖД».

Безусловно, задачи, поставленные перед электроэнергетическим комплексом руководством компании, чрезвычайно сложны, разнообразны и значительны по объёму. Поэтому первое сетевое совещание объединённой структуры осенью минувшего года было посвящено не только рассмотрению первоочередных вопросов и путей их решения, но и перспективам развития по всем направлениям деятельности «Трансэнерго».

Отдельное внимание было уделено повышению эффективности работы производственного блока «Трансэнерго» в новой ситуации с учётом значительного расширения спектра задач.

Особый акцент был сделан на безусловном выполнении региональными дирекциями по энергообеспечению установленных ОАО «РЖД» заданий по снижению количества отказов в устройствах электроснабжения, реализации инвестиционных и ремонтных программ, а также качественного проведения работ по текущему содержанию устройств электроснабжения.

В соответствии с принятыми на совещании решениями разрабатываются перспективные программы по созданию, модернизации и обслуживанию устройств коммерческого учёта электроэнергии, метрологическому обеспечению приборов учёта электроэнергии, а также программы, целью которой является снижение потерь электроэнергии в электрических сетях, участвующих в передаче электроэнергии.

Для исключения бездоговорного и безучётного потребления электроэнергии решено провести обследование электрических сетей, участвующих в передаче электрической энергии прочим потребителям, и актуализировать перечень бесхозных сетей.

Хочу отметить, что выделение в отдельную структуру электроэнергетического комплекса отнюдь не означает, что произошло некое обособление энергетиков от других подразделений железнодорожной инфраструктуры. В настоящее время ряд основных регламентов взаимодействия с другими филиалами уже разработан и утверждён, а сложность и многообразие задач, поставленных перед «Трансэнерго», определяют тесное взаимодействие с другими подразделениями ОАО «РЖД».

Сегодня «Трансэнерго» в обновлённом состоянии только приступило к реализации намеченных планов. Но, учитывая несомненный синергетический эффект от слияния подразделений и огромный опыт руководителей и специалистов, уверен, что реорганизованный электроэнергетический комплекс способен обеспечить планомерную оптимизацию эксплуатационной деятельности. И, кроме того, повысить уровень взаимодействия ОАО «РЖД» с органами исполнительной власти, субъектами электроэнергетики и потребителями как по вопросам надёжности электроснабжения перевозочного процесса, так и доступности энергетической инфраструктуры. Результатом проведённой реструктуризации будет увеличение доходности электросетевой деятельности ОАО «РЖД».
Задание на завтра
Сергей Кобзев, заместитель генерального директора – главный инженер ОАО «РЖД»,

Планы технологического и инженерного перевооружения холдинга в рамках Долгосрочной программы развития

Рубрики: От первого лица
Жажда движения
Фёдор Пехтерев, генеральный директор АО «Институт экономики и развития транспорта», д.э.н. ,

Долгосрочная программа развития: оптимистический сценарий

Рубрики: От первого лица
Российский Маглев
Анатолий Зайцев, руководитель НОЦ инновационного развития пассажирских железнодорожных перевозок ПГУПСа, председатель совета кластера «Российский Маглев», профессор,

Магнитно-левитационный транспорт едет в будущее

Рубрики: От первого лица
Ключ к успеху

Инновации и цифровизация как средство развития дорог

Рубрики: От первого лица
Игра на опережение
Александр Косарев, заместитель генерального директора ОАО «ВНИИЖТ»,

Цифровые технологии и скорость – залог развития РЖД

Рубрики: От первого лица

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru