Искусство управления
Ефим Розенберг
Ефим Розенберг
первый заместитель генерального директора ОАО «НИИАС», доктор технических наук

Искусство управления

Эксперты об особенностях высокоскоростного движения на железной дороге
Ключевым звеном в организации высокоскоростного движения является система управления движением поездов. Она на высокоскоростных магистралях (ВСМ) строится на основе принципов многоуровневого управления. Так, система автоматики как низовой уровень информационно-управляющих систем построена в виде неразрывно связанных между собой трёх уровней управления – аппаратно-программных вычислительных комплексов с повышенными требованиями в части обеспечения безопасности движения.

На верхнем уровне обеспечивается формирование управляющих команд для оптимизации графиков движения поездов с учётом решения возможных конфликтных ситуаций.

Второй уровень обеспечивает использование данных технологических решений для непосредственного формирования маршрутов на станциях, передачи информации на локомотивы об изменении графика движения и получения сведений от всех подвижных единиц о параметрах их работы и координатах. На современном этапе к данному уровню следует отнести и средства диагностики инфраструктуры, установленные на подвижном составе. Такими бортовыми системами сегодня оборудованы, например, «Сапсаны».

Третий, наиболее ответственный уровень – это системы безопасности, обеспечивающие режим интервального регулирования движения поездов и управление стрелками и сигналами на станциях.

При этом система обеспечения безопасности движения поездов на ВСМ охватывает всю структуру технологических процессов: управления движением, путевого и энергетического хозяйства, систем телекоммуникаций и связи, проведения ремонтных и восстановительных работ и т.д. Она предусматривает резервирование функций управления и каналов передачи информации, обеспечивает работу автодиспетчера на протяжении всего пути следования поезда, для чего использует бортовые системы со спутниковой навигацией ГЛОНАСС.

Эта комплексная система управления отлично зарекомендовала себя на участке скоростной магистрали Санкт-Петербург – Москва и на Сочинском полигоне. При переходе, например, к скоростному движению в Сочи системы автоматики перешли из класса систем безопасности к комплексно-интеллектуальной системе: на станциях была установлена микропроцессорная электрическая централизация и интегрированная с ней автоблокировка с тональными рельсовыми цепями и централизованным размещением аппаратуры. Управление движением поездов осуществлялось с помощью системы диспетчерской централизации, интегрированной с системами «Автодиспетчер» и «Автомашинист».

В системе интервального регулирования движения предполагается использование рельсовых цепей и систем радиоблокировки, включая спутниковые навигационные комплексы. Применяются новые бессветофорные системы с подвижными блок-участками, способные обеспечить межпоездной интервал до двух минут – эти технологии задействованы сейчас на Московском центральном кольце.

В работе станционного комплекса на ВСМ нужно предусмотреть возможность гибкого резервирования систем функционально, а не на элементном уровне, как раньше. Это позволит снизить затраты и повысить коэффициент надёжности. Мы впервые в мире решили отказаться от путевых датчиков, заменив их на спутниковые системы.

С 2013 года массово внедряется устройство «БЛОК». Оно использует спутниковую навигацию и имеет возможность получать информацию как из рельсовых цепей, так и из цифрового радиоканала либо от автоматизированных систем. Внедрение локомотивной системы безопасности «БЛОК» с расширенными функциями позволяет повысить надёжность локомотивной сигнализации и безопасность движения поездов, исключить несанкционированное движение локомотивов, обеспечить машиниста информацией о параметрах движения поезда и исправности технических средств и производить её последующую автоматическую дешифрацию.

В решении перечисленных стратегических задач есть определённые проблемы и риски, в том числе связанные с киберзащищённостью систем. Когда мы говорим о надёжности и живучести систем управления, мы должны предусматривать их способность противостоять различным угрозам. Базовым требованием становится переход к цифровым моделям инфраструктуры. Сегодня без них на транспорте обойтись невозможно. Тем более что это позволит нам полностью гармонизироваться с европейскими системами управления. Так, система риск-менеджмента «УРРАН», разработанная в нашем институте специально для РЖД, ныне обеспечивает комплексное управление ресурсами, рисками и надёжностью на всех стадиях жизненного цикла объектов железнодорожного транспорта. В качестве информационной базы здесь используется Единая комплексная АСУ инфраструктурой с иерархическим построением и высокоточной координатной привязкой, что позволяет, не загружая каналы связи, выдавать конкретные прогнозные решения для формирования плана работ по техническому содержанию инфраструктуры. Уже имеется успешный опыт проведения мониторинга и диагностики на скоростных поездах «Сапсан».

Таким образом, спутниковые технологии и цифровая связь позволяют интегрировать элементы инфраструктуры ВСМ, создавать новые подходы в реализации новой технологии диагностирования. Результаты разработок мы сегодня можем оценить экономически. Технология многоуровневых систем управления в международной практике признана одним из главных достижений российских учёных.
Выстоят профессионалы
Борис Лёвин, президент Ассоциации вузов транспорта, ректор Российского университета транспорта (МИИТ),

Специалисты будущего должны быть универсалами

Рубрики: Гость номера
Команда 2030
Дмитрий Шаханов, заместитель генерального директора ОАО «РЖД»,

Стратегия управления талантами

Рубрики: Гость номера
Жизненный цикл
Валентин Гапанович, президент некоммерческого партнёрства «Объединение производителей железнодорожного транспорта» ,

От новых локомотивов к беспилотным поездам

Рубрики: Гость номера
Молодым – дорога
Анатолий Фиронов, заместитель директора Русско-немецкого института МИИТа,

Железнодорожные вузы готовят специалистов будущего

Рубрики: Гость номера
Магистраль надежд
Александр Мишарин, первый вице-президент ОАО «РЖД», генеральный директор ОАО «Скоростные магистрали»,

В первые 10 лет эксплуатации ВСМ дополнительный прирост внутреннего регионального продукта составит 27–76%

Рубрики: Гость номера

Библиотека Руководителя

Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приёмы и метод
Филип Котлер, Роланд Бергер, Нильс Бикхофф
«Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приёмы и метод». Издательство «Альпина Паблишер», 2017 год
Из третьего мира – в первый. История Сингапура 1965–2000
Ли Куан Ю
«Из третьего мира – в первый. История Сингапура 1965–2000». Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2016 год
Седьмое чувство. Под знаком предсказуемости: как прогнозировать и управлять изменениями в цифровую эпоху
Джошуа Купер Рамо
«Седьмое чувство. Под знаком предсказуемости: как прогнозировать и управлять изменениями в цифровую эпоху». Издательство «Эксмо», 2017 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100