Магистраль надежд
Александр Мишарин
Александр Мишарин
первый вице-президент ОАО «РЖД», генеральный директор ОАО «Скоростные магистрали»

Магистраль надежд

В первые 10 лет эксплуатации ВСМ дополнительный прирост внутреннего регионального продукта составит 27–76%
Запуск высокоскоростной магистрали Москва – Казань станет первым этапом строительства высокоскоростного транспортного коридора Европа – Россия – Азия и откроет новую эру в развитии экономики нашей страны, позволит России стать связующим звеном между Западом и Востоком.

О перспективах развития высокоскоростного пассажирского и грузового железнодорожного транспорта «Пульт управления» поговорил с первым вице-президентом ОАО «РЖД», генеральным директором ОАО «Скоростные магистрали» Александром Мишариным.

– Почему для строительства первой в России ВСМ было выбрано направление Москва – Казань, а не южное направление, скажем, до Адлера?
– Так исторически сложилось, что Россия развивалась с Запада на Восток. Мы постепенно осваивали земли, медленно продвигаясь за Урал и далее. Есть наконец опыт строительства Транссиба, который объединил великое географическое пространство нашей страны. Повторюсь, так исторически сложилось со времён династии Романовых.
По поводу строительства первой железной дороги мнения в обществе в начале XIX века разделились. Были противники строительства линии Санкт-Петербург – Москва. Они настаивали на строительстве магистрали до Нижнего Новгорода, который в те времена занимал одно из ведущих мест в российской экономике, и одним из лоббистов этого направления был Александр Пушкин. Однако, просчитав все «за» и «против» и выслушав мнения сторон, Николай I принял окончательное решение – магистраль должна связать обе столицы.
Я это к тому, что строительство железных дорог в России было всегда общегосударственным делом. При строительстве новых магистралей очень важно ориентироваться на потребности граждан страны. Ведь именно они – будущие пассажиры – будут пользоваться услугами новой магистрали. Не случайно подавляющее большинство граждан поддержало решение правительства по строительству ВСМ Москва – Казань. Тем самым был положен конец многолетним спорам и дискуссиям вокруг этой темы.
Территории вдоль трассы ВСМ – одни из самых населённых в стране. В зоне тяготения ВСМ Москва – Казань проживают порядка 30 млн человек.
Ещё один момент я бы хотел подчеркнуть. Строительство ВСМ Москва – Казань с продлением её до Екатеринбурга поможет ликвидировать узкие места в организации перевозок за счёт переноса пассажирского движения на новую магистраль. Одним из таких мест традиционно является наличие смешанного движения на существующей линии, что значительно снижает пропускные и провозные способности дороги для развития грузового движения. Только за счёт новой ВСМ ОАО «РЖД» сэкономит 120 млрд руб.


– Вы не раз говорили, что ВСМ станет драйвером развития территорий, по которым пройдёт магистраль. Как вы это видите?
– ВСМ Москва – Казань протяжённостью 772 км пройдёт по территории семи субъектов Федерации. Поезд будет делать 15 остановок. Поэтому я называю этот проект так: ВСМ Москва – Ногинск – Орехово-Зуево – Петушки – Владимир – Ковров – Гороховец – Дзержинск – Нижний Новгород – Аэропорт – Нива – Полянка – Чебоксары – Помары – Казань.
Но я бы хотел, чтобы читатели рассматривали ВСМ Москва – Казань не просто как высокоскоростной поезд, который ходит между населёнными пунктами в режиме челнока. Это далеко не так. Общество должно понять, что новая ВСМ – это будущее не только железных дорог, но и нашей страны. Это новая технология работы целой государствообразующей отрасли. Выиграют все, и в том числе жители маленьких городов с населением 30, 50, 100 тыс. человек.
С запуском ВСМ мобильность населения возрастёт в несколько раз. Посмотрите, как живут и работают японцы: для японца проехать 300 км – не проблема! Они, образно говоря, живут в этих поездах. Здесь имеются магазины, кафе, средства связи, то есть всё, что необходимо современному человеку. Годовой пассажиропоток в Стране восходящего солнца составляет 7 млрд человек, а у нас вместе со всеми пригородами – чуть более 1 млрд. Настало время новых решений, новых технологий и принципиально иной, более технологичной идеологии организации пассажирских и грузовых перевозок.
С запуском ВСМ Москва – Казань поехать на работу из Чебоксар в Казань станет обычным делом. Уехать из Петушков во Владимир, Нижний Новгород будет тоже легко. А если у людей появится стабильная работа, то многие задумаются и о создании семьи, значит, им потребуются жильё, детские сады и школы. Жить в агломерации, как сегодня живёт большинство населения многих стран мира, например, в Японии, Китае, Франции, Германии, выгодно и с экономической, и социальной точки зрения.
Последние исследования в сфере социально-экономического развития территорий подтверждают, что в условиях глобализации экономики выживут агломерации численностью два и более миллиона человек. Агломерация меньше одного миллиона обречена, это может привести к стабильному сокращению населения, обезлюдеванию посёлков и малых городов.
Роль ВСМ в этом объединительном процессе становится ключевой. Ведь магистраль – это не что иное, как межрегиональное метро.
Все видят, какой эффект даёт поезд «Стриж», а это ещё далеко не ВСМ. А как преобразилась Тверь после запуска «Сапсана» и «Ласточек»?! За эти годы она из провинциального города превратилась в один из быстроразвивающихся городов – спутников Москвы.
Уже подсчитано, что в первые десять лет эксплуатации ВСМ за счёт мультипликативных эффектов после строительства дополнительный прирост внутреннего регионального продукта составит от 27 до 76%.
Следует учитывать ещё один фактор. Выше я уже говорил об агломерациях и условиях их выживания. Добавлю, что такие агломерации, как Москва, объединяющие свыше 20 млн человек, – это тоже своего рода тупик. Надо развивать другие территории, и этому способствует запуск ВСМ.

– На какой стадии находится проектирование ВСМ и когда может начаться строительство?
– Мы планируем завершить проектирование ВСМ в мае-июне 2017 года. Уже прошла ведомственная экспертиза ОАО «РЖД» по проектной документации ряда участков (например, Железнодорожный – Владимир), получено положительное заключение публичного технологического и ценового аудита для участка Москва – Нижний Новгород от ООО «Эрнст энд Янг – оценка и консультационные услуги», документация по первому участку в экспертизе.
Это не просто проекты – это технологические инновации и новые решения, которые создают российские проектные институты.
При проектировании учитывались и особенности трассы, и пожелания местных администраций по расположению вокзалов и развитию вокзальных территорий. Проектировщики использовали не только все современные технологии ВСМ, но и учитывали геологические, природные, историко-культурные и социальные особенности регионов, а также возможности российской производственной базы для реализации предложенных подходов.
При разработке проекта ВСМ Москва – Казань мы также учли ошибки прошлого и сделали соответствующие выводы. Уверяю, жителям близлежащих населённых пунктов магистраль не причинит неудобств.
Трасса ВСМ пересекает большое количество автомагистралей, однако нигде на всём протяжении она не пересекает существующую дорожную сеть в одном уровне. Будут тоннели и эстакады, которые «разведут» железнодорожное и автомобильное движение. Согласно проекту для организации движения транспорта на период строительства и дальнейшего обслуживания трассы будут построены новые участки и усилен ряд существующих дорог. 

– Участвовали ли в проектировании ВСМ зарубежные партнёры и что они предложили?
– При проектировании использован опыт стран, обладающих разветвлённой сетью ВСМ. Например, Германии, Франции, Китая, Италии, Японии и др.
К работам привлечены более 60 специализированных проектных институтов и организаций во главе с российско-китайским проектным консорциумом.
Для научно-технического сопровождения привлечены специалисты Экспертного совета (МИИТ), а для технического консультирования при проектировании – французские компании СИСТРА и SNCF («Французские железные дороги»). Основная проблема – это отсутствие нормативов и требований к объектам инфраструктуры для реализации скоростей движения до 400 км/ч.
Проект новый – требовались новые технические и нормативные документы, регулирующие работу ВСМ, поэтому были разработаны 15 специальных технических условий для проектирования и строительства ВСМ, все они согласованы Минстроем РФ в 2016 году.
Реализация скоростей движения до 400 км/ч требует высокой точности, поэтому отметим применение (создание) современной геоинформационной системы на базе данных спутниковых технологий с использованием систем GPS и ГЛОНАСС.
В качестве верхнего строения пути запроектированы безбалластные конструкции, которые до настоящего времени не эксплуатировались на железных дорогах РФ, за исключением опытных образцов на Экспериментальном кольце АО «ВНИИЖТ» и нескольких эстакадных и мостовых сооружениях.
Разработаны унифицированные пролётные строения, опоры и опорные части, в том числе по внеклассным мостам через реки Клязьма, Ока, Сура и Волга.
В области автоматики и телемеханики для обеспечения надёжной работоспособности оборудования проектом предусмотрено применение микропроцессорных систем.
В проекте есть и особый подраздел – «Энергоэффективность», это одно из основных требований к проектируемым подсистемам высокоскоростного подвижного состава и системам их энергообеспечения.

– Где планируется производить грузовые поезда для российской ВСМ?
– В России, конечно. Сейчас идёт настоящая борьба, выбор площадки для производства такого подвижного состава. Конечно, многие регионы заинтересованы.

– Планируется ли в перспективе строительство южной ветки скоростной магистрали?
– Будет строительство магистрали Москва – Центр – Юг с остановками в Туле, Воронеже, Краснодаре и Сочи.

– Нынешний год объявлен в стране Годом экологии. Расскажите о технических решениях, направленных на сохранение экологического баланса в зоне притяжения ВСМ.
– Первый вопрос, который заботит жителей домов, расположенных рядом с трассой, – это шум. В целях дополнительного снижения вибрационного воздействия в верхнем строении пути предусматривается укладка подбалластных матов и геокомпозитного материала. Это существенно снизит уровень физических воздействий (шум и вибрация) на прилегающие территории. По опыту других стран известно, что уровень шума на высокоскоростных магистралях значительно ниже, чем на обычных. Кроме того, в жилых зонах планируется посадка шумозащитных лесополос, а также установка шумозащитных (акустических) экранов.
Разработаны мероприятия и по охране растительного и животного мира. По согласованию с региональными управлениями на путях миграции диких животных предусматривается строительство специальных переходов через высокоскоростную железнодорожную магистраль.
А для очистки ливневых стоков с территорий объектов инфраструктуры будет сооружаться комплекс локальных очистных сооружений.
В течение всего срока строительства и эксплуатации объекта будет проводиться комплексный экологический мониторинг.
Словом, недаром специалисты называют ВСМ самым «зелёным» видом транспорта. Ведь его выхлопы в атмосферу продуктов сгорания CO2 – в четыре раза ниже, чем у авиационного, и в три с половиной раза ниже, чем у автомобильного транспорта, а энергоэффективность – в четыре раза выше.

– Говоря об инновационных технологиях, нельзя не рассказать про новый высокоскоростной поезд для ВСМ.
– В нём будут использованы новейшие технологии, а его производство будет локализовано в России.
Важная задача – сделать поезда такими, чтобы движение на скорости 400 км/ч не создавало дискомфорта, чтобы человек ощущал себя вполне естественно. Для этих целей ведутся разработки в области шумоизоляции, поддержания и передачи сигнала мобильной связи и широкополосного Интернета.

– Без преувеличения можно сказать, что строительство ВСМ Москва – Казань является не только крупным инвестиционным проектом, но и социальным. Кроме того, он выполняет задачи импортозамещения. Ведь так?
– Масштабное строительство и обслуживание ВСМ задействует 20 отраслей промышленности и 1000 предприятий. В ходе работ планируется построить 156 мостов, 113 путепроводов, 55 эстакад, обустроить комфортабельные вокзалы и транспортно-пересадочные узлы.
Несмотря на привлечение передовых зарубежных технологий, локализация производства составит 85%.
Будет решена и социальная задача за счёт создания 370 тыс. рабочих мест. Но важно не только построить, но и грамотно эксплуатировать как подвижной состав, так инфраструктуру. Поэтому уже сейчас мы ведём подготовку кадров для ВСМ.

– Участок Москва – Казань в будущем станет частью ВСМ Москва – Пекин и проекта «Шёлковый путь». Насколько важен запуск магистрали до Китая?
– Да, самой грандиозной задачей является реализация амбициозного проекта XXI века – евразийского высокоскоростного транспортного коридора, связывающего столицы России и Китая.
Мы имеем все предпосылки создать единое в экономическом смысле железнодорожное пространство от границ со странами АТР до границ Евросоюза. Поэтому мы заинтересованы в участии азиатских и европейских стран в реализации данного проекта.
Причём будущий транспортный коридор может быть использован как для пассажирских перевозок, так и для обеспечения скоростной доставки грузов. Современные подходы, инновационный подвижной состав и технологии открывают совершенно новые возможности в перевозочном процессе.

– ВСМ Москва – Казань должна стать первым российским высокоскоростным участком этой трассы, но не во всех странах Европы есть скоростное сообщение. Скажем, в Германии есть сеть ВСМ, а в соседней Польше – нет. Какие планы у РЖД по соединению скоростными магистралями стран Восточной Европы?
– Даже при наличии нынешней железнодорожной инфраструктуры мы имеем возможность доехать из Пекина в Берлин за 2–3 дня, если мы проедем Белоруссию со скоростью 140–160 км/ч и далее по территории Польши и Германии практически с той же скоростью. И для перевозки грузов этого достаточно.
Но строительство новой ВСМ в Белоруссии даст всем участникам перевозочного процесса совершенно иную экономику – с более высокими качественными показателями. Кстати, такие расчёты уже сделаны.
Строительство магистрали до погранперехода станции Красное на линии Москва – Смоленск послужит мощным толчком для развития этого региона. Смоленск сегодня очень нуждается в инвестициях и крупных инфраструктурных проектах. Всего три часа комфортной поездки – и вы уже в другом государстве, в Европе.
Сравните: с запуском поездов «Ласточка» до Смоленска время в пути удалось сократить на 1 час, а это привело к увеличению пассажиропотока почти в два раза. А представьте, если поезд будет идти час-полтора? Оживут такие города на этой ветке, как Вязьма, Гагарин.

– Как могут измениться грузовые перевозки с запуском ВСМ?
– Такая сеть даёт возможность для перевозки грузов разной номенклатуры. В последнее время колоссальными темпами растёт электронная торговля, растёт доля товаров с высокой стоимостью – это аксессуары для автомобилей, фармацевтика, электроника, товары, которые продаются в электронной торговле, продукты питания.
ВСМ может предложить рынку новую услугу, которая обеспечивает должные условия доставки товаров и существенно сокращает её сроки. Мы сейчас формируем технические условия для специального грузового поезда, который может перевозить товары со скоростью до 300 км/ч. Мы работаем с нашими китайскими коллегами, сделали рабочую группу с казахскими коллегами. Это один из проектов, который может быть осуществлён в рамках Евразийского экономического союза.

Беседовал Карен Агабабян

СПРАВКА

Строительство первой в России ВСМ планируется на участке Москва – Казань. Скорость движения поездов будет достигать 400 км/ч, на трассе будут организованы остановки через каждые 50–70 км. Всего предусматривается 15 остановок, в том числе в крупных городах – Владимире, Нижнем Новгороде, Чебоксарах. Время в пути от Москвы до Казани по ВСМ составит 3,5 часа. Ежегодный пассажиропоток на линии в первые годы эксплуатации оценивается в 10,5 млн человек.
Победителем конкурса на проектирование ВСМ Москва – Казань стал российско-китайский консорциум во главе с ОАО «Мосгипротранс» при участии ОАО «Нижегородметропроект» и China Railway Eryuan Engineering Group Co. Ltd. Строительство магистрали, по предварительным оценкам, займёт почти четыре года. Общая стоимость строительства ВСМ Москва – Казань оценивается в 1,068 трлн руб. Участок Москва – Казань в будущем может стать частью высокоскоростной магистрали Москва – Пекин, стоимость строительства которой оценивается в 7 трлн руб., и проекта «Шёлковый путь», который свяжет Китай с рынками Европы и Ближнего Востока.

Единство мира
Параг Ханна, консультант по глобальной стратегии, основатель FutureMap,

Как развитие транспортной инфраструктуры может спасти планету от вражды

Рубрики: Гость номера
Выстоят профессионалы
Борис Лёвин, президент Ассоциации вузов транспорта, ректор Российского университета транспорта (МИИТ),

Специалисты будущего должны быть универсалами

Рубрики: Гость номера
Команда 2030
Дмитрий Шаханов, заместитель генерального директора ОАО «РЖД»,

Стратегия управления талантами

Рубрики: Гость номера
Жизненный цикл
Валентин Гапанович, президент некоммерческого партнёрства «Объединение производителей железнодорожного транспорта» ,

От новых локомотивов к беспилотным поездам

Рубрики: Гость номера
Молодым – дорога
Анатолий Фиронов, заместитель директора Русско-немецкого института МИИТа,

Железнодорожные вузы готовят специалистов будущего

Рубрики: Гость номера

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru