Железнодорожная дипломатия
Вячеслав Павловский
Вячеслав Павловский
вице-президент ОАО «РЖД» по вопросам международных связей и внешнеэкономической деятельности компании

Железнодорожная дипломатия

«Российские железные дороги» на международной арене
Российские железные дороги занимают лидирующие позиции в мире по грузообороту и протяжённости электрифицированных железнодорожных линий. Однако компания не собирается почивать на лаврах, а активно усиливает присутствие на мировом рынке строительства и развития инфраструктуры, транспортных коридоров, перевозок пассажиров и грузов. Об итогах уходящего года и планах по продвижению РЖД за рубежом «Пульт управления» беседует с Вячеславом Павловским, вице-президентом ОАО «РЖД» по вопросам международных связей и внешнеэкономической деятельности компании.

– Какие события из сферы деятельности РЖД за рубежом вы считаете наиболее значимыми в 2016 году и почему?
– Прошедший год связан с несколькими важными событиями в международной деятельности холдинга «РЖД», которые в полной мере отражают серьёзность намерений по расширению присутствия нашей компании за рубежом.
Во-первых, на новый уровень вышло наше сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Знаковым событием этого года стало заключение между ОАО «РЖД» и «Китайскими железными дорогами» Соглашения о всестороннем стратегическом сотрудничестве. Церемония подписания состоялась в июне в Пекине в присутствии Президента Российской Федерации Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина.
Совместно с китайской компанией «Синотранс» создали российско-китайскую рабочую группу по развитию перевозок на маршруте Шилун (провинция Гуандун) – Забайкальск – Москва. Буквально недавно был подписан четырёхсторонний меморандум о намерениях в сфере развития трансграничной торговли и логистики между Китаем и Россией.
С руководством порта Инкоу (КНР) мы подписали соглашение о приобретении китайской стороной 49% доли в уставном капитале ТЛЦ «Белый Раст», который расположен в Московской области. Надеюсь, что в скором времени будет значительно увеличен объём перерабатываемых грузов через этот терминал.
Надо отметить, что наши усилия по повышению объёмов железнодорожных перевозок в международном сообщении с Китаем тоже дали хорошие результаты: увеличился объём перевозок грузов через ЖДПП Махалино – Хуньчунь, за 2016 год перевезено свыше 2 млн тонн.
Достигнуты договорённости с южнокорейской компанией «Самсунг» о совместном развитии контейнерных перевозок по маршруту Восток – Запад. Подписав соответствующий меморандум, планируем в скором времени привлечь дополнительные транзитные грузы на сеть «Российских железных дорог» в направлении заводов группы в Восточной Европе.
Наряду с этим в рамках доверительного управления российским пакетом акций АО «УБЖД» последовательно реализовывались меры по увеличению пропускной и провозной способности Улан-Баторской железной дороги с целью повышения её транзитного потенциала. Причём планы развития Улан-Баторской железной дороги увязаны с Программой создания экономического коридора Россия – Монголия – Китай, реализация которой планируется под эгидой сопряжения интеграционных инициатив Евразийского экономического союза, «Экономического пояса Шёлкового пути» и монгольского проекта «Степной путь».
Сотрудничество с Японией в 2016 году концентрировалось на вопросах развития внешнеторговых и транзитных перевозок грузов с использованием Транссибирской магистрали и применением передовых логистических решений. Обсуждались перспективы создания прямого железнодорожного сообщения Россия – Япония. Абсолютно новым направлением для нас стал проект с японскими коллегами в области здравоохранения, который будет включать в себя модернизацию медицинских учреждений ОАО «РЖД» на Дальнем Востоке и создание сети реабилитационных центров в Москве, Владивостоке и Хабаровске.
Второе важное направление, которое успешно развивалось в 2016 году, – это продвижение интересов холдинга «РЖД» в международных правительственных и неправительственных организациях. Нам удалось достичь существенных и значимых результатов.
На высоком профессиональном уровне было обеспечено завершение программы председательства президента ОАО «РЖД» в Международном союзе железных дорог. Все участники 89-й сессии Генеральной ассамблеи, которая состоялась 1 декабря в Санкт-Петербурге, отметили существенные результаты, достигнутые МСЖД за последние годы. В соответствии с уставом МСЖД бразды правления на новый двухлетний период были переданы генеральному директору группы «Государственных железных дорог Италии» Ренато Маццончини.
Олег Белозёров был избран на 2017–2018 годы председателем одной из самых крупных региональных ассамблей МСЖД – Азиатско-Тихоокеанской ассамблеи, что, несомненно, свидетельствует о высокой оценке позиций нашей компании на международном уровне.
По линии Организации сотрудничества железных дорог завершилась подготовка проекта текста Конвенции о прямом международном железнодорожном сообщении, которая отражает фактически новое транспортное право в области железнодорожных перевозок. В ноябре этого года в Варшаве открылась международная дипломатическая межведомственная конференция по принятию текста данной конвенции.
Кроме того, на полях рабочих органов международных организаций активно продвигались интересы и возможности холдинга «РЖД» в расширении евро-азиатских транспортных связей, повышении транзитного потенциала и развитии международных транспортных коридоров.
Конечно, не могу не сказать об одном из приоритетных направлений работы нашей компании за рубежом – участии в строительстве и модернизации железнодорожной инфраструктуры на территории иностранных государств.
В этом году мы продолжили выполнение обязательств по строительству железнодорожной инфраструктуры в Республике Сербия и поставке дизельных поездов ОАО «Метровагонмаш» для обеспечения пассажирских перевозок. С опережением графика поставлено 27 дизель-поездов.
На объекте Белград – Панчево холдингом «РЖД» выполнен весь проектный объём работ по верхнему строению пути, контактной сети, системам СЦБ и связи.
С девятимесячным опережением контрактного графика нами завершена реконструкция трёх северных участков X Европейского транспортного коридора. В июле текущего года был дан торжественный старт работам на участке Ресник – Валево, в настоящее время выполняются работы по реконструкции земляного полотна и укладке верхнего строения пути на четырёх станциях.
Мы заключили дополнительное соглашение по строительству виадука и тоннеля на участке Стара Пазова – Нови Сад, а также подписали соглашение между ОАО «НИИАС» и «Сербскими железными дорогами» по созданию диспетчерского центра по управлению перевозками.
На XIII заседании Постоянной российско-иранской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству мы подписали с руководством железных дорог Ирана дополнения к контрактному соглашению по проекту электрификации участка Гармсар – Инче-Бурун, что позволяет нам в ближайшее время принять меры для начала работ по указанному контракту с учётом его финансирования за счёт государственного экспортного кредита с российской стороны.
На протяжении года нашей компанией прорабатывались также перспективные инфраструктурные проекты и новые направления деятельности в Бразилии, Индонезии, Индии и на Кубе.
Несмотря на сохраняющуюся непростую международную ситуацию, продолжается работа по продвижению проекта продления широкой колеи 1520 мм до Братиславы и Вены, ведём подготовку очередного этапа данного проекта. Нам удалось выстроить конструктивные отношения с государственными ведомствами, заинтересованными организациями и компаниями стран, которые активно поддерживают проект.

– Каковы перспективы строительства новых линий и развития железнодорожных коридоров, от кого или от чего будет зависеть их успех? Можно ли оценить мультипликативный эффект от их реализации?
– Развитие новых железнодорожных коридоров, равно как и строительство новых линий, является важной составляющей успеха в увеличении транзитного потенциала не только отдельной страны, но и целых регионов.
Деятельность холдинга «РЖД» в первую очередь направлена на совершенствование инфраструктуры и технологий перевозок, а также логистики на ключевых транспортных направлениях Восток – Запад и Север – Юг.
Экономический мультипликативный эффект от реализации масштабных проектов будет достигаться как за счёт развития смежных отраслей экономики, технологий и техники, так и создания дополнительных рабочих мест, увеличения налоговых поступлений в бюджеты государств – участников проектов.

– Многие говорят о преимуществе поворота на Восток (на саммите АТЭС в Перу об этом тоже шла речь, в частности о проекте «Большого евразийского партнёрства») для экономики нашей страны. В этой парадигме РЖД отводится важная роль. Каким образом компания будет участвовать в решении возложенных на неё задач?
– В начале своего интервью я привёл несколько примеров ключевых достижений холдинга в продвижении сотрудничества со странами АТР. И могу вас заверить, что это не предел наших возможностей.
В наших планах – наращивание сотрудничества с партнёрами из азиатских стран по увеличению объёмов перевозок, совместное развитие железнодорожной и логистической инфраструктуры, создание выгодных и конкурентоспособных маршрутов доставки грузов для клиентов и, конечно, реализация амбициозного проекта ближайшего будущего – создание евразийского высокоскоростного транспортного коридора Москва – Пекин.
Этот масштабный проект должен стать важнейшим связующим элементом в системе транспортных коммуникаций Евразии и обеспечить непосредственное сопряжение Евразийского экономического союза с китайским проектом «Экономический пояс Шёлкового пути». Мы имеем все предпосылки создать единое в экономическом смысле железнодорожное пространство от границ со странами АТР до границ Евросоюза.

– Согласитесь ли вы с тем, что РЖД на международной арене являются защитником интересов России и инструментом так называемой «мягкой силы»?
– ОАО «РЖД» выстраивает последовательную политику интеграции российских железных дорог в международную транспортно-логистическую систему и взвешенно подходит к развитию сотрудничества с зарубежными партнёрами. Это логичный и прагматичный ответ на актуальные вызовы времени. Именно такой подход к работе позволяет играть важную роль в восстановлении экономического роста и повышении конкурентоспособности нашей страны. Безусловно, ОАО «РЖД», как и многие российские компании, работающие за рубежом, защищает и отстаивает интересы своей страны. И, могу сказать, делает это на высоком профессиональном уровне.
Реализуя инфраструктурные проекты за рубежом, мы не только обеспечиваем развитие экономики конкретной страны пребывания, но и осуществляем масштабные гуманитарные проекты по поддержке образовательных учреждений в каждом регионе нашей работы, по оказанию материальной помощи малообеспеченным слоям населения.
Среди крупных проектов, реализованных за последнее время холдингом «РЖД», я хотел бы отметить колоссальную работу по восстановлению, ремонту и оснащению школ в Сербии и Армении, проведение фотовыставок и творческих конкурсов на знание русской культуры среди детей и юношества в этих странах.
Мы считаем, что гуманитарная поддержка должна обязательно оказываться. Такой подход, как нам представляется, способствует сближению государств и народов, позволяет лучше понять традиции и культуру друг друга.

– Не секрет, что за каждым проектом стоят люди. От грамотности управленческих решений зависит если не всё, то многое. У вас огромный опыт дипломатической работы. Как вы полагаете, управленцы должны быть дипломатами?
– Полагаю, что для управленцев в любой сфере лишним это качество однозначно не будет. Те же, кто занимается реализацией международных проектов, помимо профессиональных компетенций, безусловно, должны иметь чёткое понимание нашего внешнеэкономического курса, обладать знаниями основ дипломатии, навыками ведения переговоров, а также деловой этики. От этого, как представляется, во многом зависит успех международной деятельности ОАО «РЖД».

– Вступая в новый год, все обычно строят планы и загадывают желания. Какими будут пожелания для тех, кто реализует политику компании на международной арене?
– Коль скоро вы подняли тему Нового года, то позвольте мне от всей души поздравить читателей вашего журнала, пожелать им удачи во всех начинаниях и семейного благополучия!
Что касается моих коллег, то я искренне желаю, чтобы в 2017 году мы продолжили совместно развивать те масштабные заделы, которые были созданы в уходящем году по совершенствованию системы управления, расширению международного бизнеса, повышению авторитета нашей компании за рубежом, а также последовательному достижению цели превращения ОАО «РЖД» в глобальный международный холдинг.


ВЯЧЕСЛАВ ПАВЛОВСКИЙ

вице-президент ОАО «РЖД»
по вопросам международных связей и внешнеэкономической деятельности компании

В 1978 году окончил МГИМО МИД. Работал в посольствах в Индонезии (1978 и 1982–1984), Нидерландах (1992–1996), а также в генеральном консульстве СССР в Сурабае, Индонезия (1978–1982). В 2001–2004 годах – Генеральный консул РФ в Нью-Йорке, США. В 2004–2008 годах – директор Консульского департамента МИД России. В 2008–2009 годах – начальник Главного производственно-коммерческого управления по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД РФ. С января 2006 года – член Коллегии МИД России. С декабря 2009 года – посол по особым поручениям МИД России. Имеет дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла. 20 июля 2010 года назначен послом РФ в Королевстве Норвегия. В мае 2016 года назначен вице-президентом ОАО «РЖД».
Единство мира
Параг Ханна, консультант по глобальной стратегии, основатель FutureMap,

Как развитие транспортной инфраструктуры может спасти планету от вражды

Рубрики: Гость номера
Выстоят профессионалы
Борис Лёвин, президент Ассоциации вузов транспорта, ректор Российского университета транспорта (МИИТ),

Специалисты будущего должны быть универсалами

Рубрики: Гость номера
Команда 2030
Дмитрий Шаханов, заместитель генерального директора ОАО «РЖД»,

Стратегия управления талантами

Рубрики: Гость номера
Жизненный цикл
Валентин Гапанович, президент некоммерческого партнёрства «Объединение производителей железнодорожного транспорта» ,

От новых локомотивов к беспилотным поездам

Рубрики: Гость номера
Молодым – дорога
Анатолий Фиронов, заместитель директора Русско-немецкого института МИИТа,

Железнодорожные вузы готовят специалистов будущего

Рубрики: Гость номера

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать глупости
Ася Казанцева
«Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать глупости». Издательство «Corpus» 2023 год
Перепрошивка: как защитить свой мозг в цифровую эпоху
Карл Марси
«Перепрошивка: как защитить свой мозг в цифровую эпоху». Издательство «Альпина нон-фикшн» 2023 год
Почему не все любят ходить на работу. Правда о вовлечённости сотрудников
Патрик Ленсиони
«Почему не все любят ходить на работу. Правда о вовлечённости сотрудников». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2017 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru