От идеи к мировоззрению

От идеи к мировоззрению

Новая стратегия РЖД на ближайшие пять лет потребует от руководителей всех уровней комплексного подхода при принятии решений об инвестициях в инновационное развитие
Программа инновационного развития ОАО «РЖД» (ПИР) в период с 2011 по 2015 год дала компании ощутимый импульс в совершенствовании железнодорожной техники и технологий. По оценке старшего вице-президента ОАО «РЖД» Валентина Гапановича, за предыдущий период в компании была сформирована эффективная система управления инновациями на всех стадиях жизненного цикла. Ряд решений, воплощённых на практике, превосходят лучшие мировые достижения.

Появились опытные образцы магистрального газотурбовоза ГТ1h 02 и маневрового тепловоза ТЭМ19, на полигоне Сочи – Адлер – Красная Поляна успешно эксплуатируется аппаратно-программный комплекс автоматизированного управления движением поездов для условий высокой интенсивности трафика в режиме «АВТОДИСПЕТЧЕР» – «АВТОМАШИНИСТ». Внедрена разработанная специалистами отраслевой науки методология, обеспечивающая комплексное управление ресурсами, рисками и надёжностью объектов железнодорожного транспорта на всех этапах их жизненного цикла, – УРРАН. Сформирована эффективная система управления инновациями с ориентацией на качество, надёжность, безопасность и перспективность технологий. Результатом построения системы стал рост производительности труда, энергоэффективности и доли тяжеловесного движения в общем объёме грузового движения.

Однако ПИР-2015 носила исключительно технический и технологический характер. В современных условиях этого уже недостаточно.

Принимая решения об инвестициях в инновации, вместе с научно-техническими и технологическими вопросами следует иметь в виду потребность в организационных и маркетинговых инновациях, способных помочь новым продуктам в преодолении барьеров на пути к своему потребителю. Без учёта этого обстоятельства даже самые перспективные с точки зрения технических параметров инновационные проекты так и останутся нереализованными идеями. Завтрашние инновационные решения должны обеспечить устойчивую конкурентоспособность РЖД не только на национальном рынке транспортных и логистических услуг, но и на трансконтинентальном и глобальном, то есть мировом рынке.


3D-модель управленческого мышления

Принципиальным отличием программы стала её ориентация на лучшие мировые и технологические показатели отраслевых лидеров.

Характеризуя особенности КПИР-2020, Валентин Гапанович отмечает: «Программа по своей сути представляет собой новый формат отражения мероприятий и проектов в сфере научно-технической и инновационной деятельности и ориентирована на решение задач стратегического развития холдинга на пятилетний период». Теперь для достижения стандартов мирового уровня необходимо не просто заявить об эффективности того или иного инновационного проекта или мероприятия, но и следует предложить объективные, не вызывающие сомнений у экспертов (в том числе и зарубежных) критерии оценки этой самой эффективности. То есть необходимо учесть мировой опыт, ясно представляя конкурентные преимущества предлагаемой отечественной инновации в сравнении с зарубежными аналогами. И здесь должны учитываться не только технико-технологические, но и социальные и экологические преимущества разработки. В текущих экономических обстоятельствах РЖД не могут позволить себе инвестировать в проекты и мероприятия без объективной оценки потенциальной эффективности в разрезе их комплексной увязки с критериями, характеризующими ту или иную разработку как однозначно перспективную.

В ближайшие пять лет решения, нацеленные на импортозамещение, несомненно, будут иметь приоритет перед прочими инновационными проектами и мероприятиями. Однако это не означает, что замещение импортных технологий можно обеспечить за счёт снижения потребительских требований к инновационному решению. Достичь надлежащего уровня экспертной оценки этих решений могут лишь высокопрофессиональные сотрудники, степень компетенций которых определяется уровнем их эрудиции, позволяющей свободно ориентироваться в основных трендах развития инновационной мысли, технике и технологиях, в контексте конкурентной борьбы на национальном и транснациональном рынках.

Окажется ли очередная пятилетка прорывом РЖД на новые рубежи формирования грузовой базы и роста пассажиропотока (на фоне тенденции по снижению перевозочного тарифа), зависит от решения задач, которые поставлены перед коллективом в рамках новой программы инновационного развития холдинга, а значит, от инициатив менеджмента на всех уровнях управления.

КПИР-2020 призвана реализовать коммерческий потенциал компании, запустив механизмы эффективного управления как в части генерации прибыли, так и в сфере рачительного использования ресурсов в процессе эксплуатационной работы подвижного состава, инфраструктуры, диспетчерского и вокзального комплексов, тяги и сервисного обслуживания. На новом этапе развития холдинга добиться этого можно, лишь подчинив решения о внедрении инновационных проектов РЖД принципу строгой целесообразности и прикладной эффективности. На что и нацелена КПИР, призванная стать основополагающим документом взаимодействия сотрудников центрального аппарата компании с руководящими органами на железных дорогах, чтобы новая модель оперативного управления бизнес-блоками и подразделениями компании функционировала без сбоев, буквально в ежедневном режиме.


Многовекторные условия реализации единой стратегии

Сегодня генерация прибыли пропорциональна уровню клиентоориентированности бизнеса, поэтому КПИР-2020 концентрирует особое внимание руководителей РЖД на этом направлении как первом и главном векторе приложения усилий по инновационному развитию холдинга. Но без перспективных технологий решение этого вопроса затруднительно. И потому второй вектор приложения сил концентрирует внимание всех причастных на необходимости селекции инновационных решений, с тем чтобы уже на ранних стадиях их жизненного цикла отделить наиболее перспективные и актуальные технологии от менее актуальных и менее перспективных. Во многом это зависит от профессиональной подготовленности руководителя, на каком бы участке работы он ни функционировал. Важно, насколько глубоко руководитель разбирается в специфике технологических изменений, происходящих в отрасли.

Например, мировые тенденции развития телекоммуникаций направлены на эволюцию сетей от аналоговых стандартов к оптическим, и внедрение современных средств связи в РЖД невозможно без учёта данного обстоятельства. Главный инженер Центральной станции связи Александр Слюняев считает, что в части развития телекоммуникаций сегодня перед компанией стоит несколько актуальных задач, одна из которых – уменьшение линейного присутствия, то есть сокращение персонала, обслуживающего производственное оборудование. Современные средства телекоммуникации позволяют этого добиться, если от электроники перейти к фотонике или к пакетным и облачным технологиям связи.

За поддержку безлюдных или малообслуживаемых технологий на железной дороге выступает и главный инженер Центральной дирекции инфраструктуры Юрий Черногоров. Основную задачу развития систем диагностики и мониторинга инфраструктуры он видит в полной автоматизации этого процесса при обеспечении режима онлайн. Очевидно, что такие изменения должны проходить при безусловном соблюдении требований по безопасности движения за счёт полной автономности применяемых методов, их высокой точности и достоверности контроля, с заданным уровнем экономического эффекта. РЖД приближаются к этой цели, развивая системы диагностики с применением мобильных средств и малообслуживаемых систем, выполняя измерения на подвижном составе, включая и высокоскоростной.

Очевидно, что для этого необходимо развитие научно-исследовательского и проектного потенциала холдинга, и это можно определить как отдельный вспомогательный вектор реализации КПИР-2020.
Начальник Центра инновационного развития Александр Корчагин считает, что претворение в жизнь инновационных управленческих инициатив должно обеспечивать комплексное решение целого ряда задач начиная с разработки и реализации научно-технических мероприятий и проектов, направленных на снижение всех видов затрат, и заканчивая повышением эффективности реализуемых инновационных мероприятий при непрерывном росте производительности труда.

Перспективные технологи что называется с нуля – дело завтрашнего дня, а Правительство РФ требует от компании поступательного развития уже сегодня. Потому необходимо учитывать ещё один, четвёртый по счёту, но не по значению, вектор реализации комплексной программы. Речь о повышении эффективности использования производственных ресурсов – экономии материально-технических и энергетических средств. Этот вектор напрямую связан с возможностью оптимизации производственных процессов, в том числе и за счёт их автоматизации, а также за счёт сокращения общепроизводственных и общехозяйственных расходов, включая меры по обеспечению рационального природопользования. Эффективность таких мер должна оцениваться как с точки зрения снижения антропогенной нагрузки на окружающую среду, так и с точки зрения сокращения эксплуатационных расходов. По мнению первого заместителя начальника Департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД» Петра Потапова, для выполнения этих требований компании необходимо вовлекать отходы в хозяйственный оборот, снижая риск возникновения аварийных ситуаций, повышая оперативность их ликвидации на основе внедрения ресурсосберегающих технологий. А это возможно лишь при пропорциональном наращивании компетенций сотрудников и роста кадрового потенциала холдинга. Такой процесс, по сути, является ещё одним вспомогательным вектором, без учёта которого невозможно решение проблем на генеральных направлениях реализации программы развития, которая построена по модели открытых инноваций.


Инкубаторы для инноваций

Участие компании в работе различных инновационных площадок обеспечивает взаимодействие с академической и отраслевой наукой, вузами, государственными корпорациями, региональными инновационными кластерами, институтами развития и технологическими платформами.

Конкурс «Инновации железнодорожного транспорта», объявленный в этом году фондом «Сколково» совместно с ОАО «РЖД», являет собой пример модели открытых инноваций. Партнёрами конкурса стали отраслевые производственные компании и профильные институты. В рамках этого конкурсного отбора идёт поиск инновационных проектов для решения актуальных задач российских железных дорог. Перечень технических и технологических задач, требующих инновационных решений, сформирован на основе запросов функциональных служб компании. Победители конкурса получат менторскую поддержку со стороны специалистов РЖД, смогут проработать технические требования с заказчиком. Фонд «Сколково» со своей стороны сможет поддержать победителей денежными грантами до 5 млн руб.

Наряду с этой площадкой существуют и другие.

На заседаниях НК «Объединение производителей железнодорожной техники» регулярно обсуждаются актуальные вопросы обновления и совершенствования подвижного, пассажирского и грузового состава компании и другие насущные вопросы.

В 2014 году ОАО «РЖД» впервые приняло участие в конкурсе Правительства РФ на соискание премии в области качества и стало его лауреатом. Такие примеры успешного выступления РЖД на инновационных площадках говорят о далеко не полностью реализованных возможностях компании и о её большом потенциале развития в перспективе.


В логике транспортной логистики

Основанные на анализе мировых тенденций прогнозы развития рынка транспортно-логистических услуг показывают, что в общей структуре рынка доля базовой услуги – перевозки груза – имеет тенденцию к уменьшению. Несмотря на то что она всё ещё остаётся наиболее весомым сегментом, рост рынка сегодня обеспечивается за счёт оказания услуг c высокой добавленной стоимостью: экспедирования, контрактной и интегрированной логистики, складирования, перевалки и сохранности грузов. Этот рост обусловлен усложнением логистических цепочек и процессами постепенной консолидации рынка логистических услуг в РФ. По прогнозам экспертов, при среднегодовых темпах роста рынка транспортно-логистических услуг в 9% доля собственно перевозки в промежутке с 2012 по 2030 год снизится на 8% – с 88 до 80%.

В связи с этими тенденциями руководством и была принята новая бизнес-модель развития холдинга «РЖД» как транспортно-логистической компании, предусматривающая наряду с традиционными перевозочными продуктами предложения рынку новых логистических продуктов. И здесь важно не просто предложить инновацию ради инновации, а угадать и удовлетворить потребность участников рынка. При разработке новых логистических продуктов необходимо руководствоваться принципом всеобщего управления качеством. Это подразумевает надёжность функционирования каждой бизнес-единицы блока ради общего роста качества продуктов, услуг и сервиса, поставляемых транспортно-логистической компанией конечным потребителям.

Развитие РЖД в векторе клиентоориентированности, а значит, в векторе повышения качества услуг может быть обеспечено увеличением скоростей доставки грузов для всех видов отправок, развитием технологии перевозок по расписанию, увеличением доли отправок, доставленных в нормативные сроки, и сопутствующих им клиентоориентированных мероприятий, поиск и разработку которых должны осуществлять руководители всех уровней управления в постоянном режиме.

Параллельно с развитием клиентоориентированности через технологические инновации необходимо проводить совершенствование тарифной политики, в том числе в конкурентных, не регулируемых государством сегментах рынка, плотнее взаимодействуя с государственными органами по вопросам подготовки нового прейскуранта на грузовые перевозки, что в конечном итоге должно привлечь дополнительных клиентов, а значит, и грузы на железную дорогу.

Транспортно-логистическая модель компании будет реализовываться за счёт бизнес-процессов в сегментах оперирования подвижным составом, развития терминалов и складов, предоставления логистических услуг и логистического аутсорсинга, международных перевозок. Другими словами, в тех сегментах деятельности, которые не подпадают под статус регулируемых государством, компания в полной мере должна соответствовать критериям классической бизнес-структуры, главной целью которой является получение прибыли от её коммерческой деятельности.


Маркетинговые инновации как источник генерации прибыли

Бизнес-блок «Пассажирские перевозки» стоит перед решением задач по обеспечению конкурентного преимущества железнодорожных перевозок в сравнении с авиацией и автомобильным транспортом. В ближайшие пять лет предстоит не только обеспечить сохранение существующей доли в пассажирообороте транспортной системы России, но и к 2030 году увеличить пассажирооборот в пригородном сообщении в 1,8–2,2 раза, в дальнем и межрегиональном сообщении – в 1,3–1,7 раза. Решение этих задач возможно путём разработки и предложения на рынок принципиально новых продуктов и услуг по привлекательным ценам. То есть генеральная линия этого бизнес-блока на данном этапе – экспансия на рынке пассажирских перевозок в целях поглощения большей по сравнению с существующей доли рынка.

Департамент управления бизнес-блоком «Пассажирские перевозки» для роста скорости перемещения пассажиров планирует расширение полигона дневного режима пропуска поездов с существующих сегодня 15 направлений до 75 по всей сети железных дорог РФ. Развивается и скоростное движение. При этом учитывается экономический фактор. В июне прошлого года на Октябрьской железной дороге началась опытная эксплуатация «Сапсанов» с двигателями на постоянных магнитах. Они более экономичны по сравнению с существующими электропоездами и позволяют сэкономить миллионы киловатт электроэнергии. Помимо этого компании «Синара» и «Сименс» в 2015 году договорились начать выпуск 12-вагонных «Сапсанов» (сегодня в составе этих поездов 10 вагонов). Это решает задачу, во-первых, импортозамещения, а во-вторых, удовлетворения повышенного спроса на перевозки. В сфере перевозок дальнего следования внимание концентрируется на обеспечении доступной по сравнению с авиацией альтернативы пассажирского сообщения во всех регионах России и как минимум сохранения существующей доли рынка за счёт роста сегмента коротких поездок и государственного заказа. Помимо этого, к 2030 году предстоит реализовать проекты развития скоростных и высокоскоростных отправлений, обеспечив в структуре пассажирооборота до 20% перевозок с новым уровнем скоростей и комфорта.

Потребность населения в оперативном и регулярном перемещении между агломерациями обеспечит развитие скоростного и высокоскоростного движения, дав железной дороге дополнительные конкурентные преимущества перед альтернативными видами транспорта. А увеличение скоростей перемещения пассажиров, в том числе и в пригородных перевозках, в крупных агломерациях позволит составить конкуренцию личному и общественному автотранспорту.

Для развития новых транспортно-логистических продуктов – увеличения скорости поездов, повышения провозных способностей – необходимо повышение эксплуатационных возможностей инфраструктуры. Обеспечить для бизнеса и пассажиров доступность перевозок призван бизнес-блок «Железнодорожные перевозки и инфраструктура». Одной из основных его задач является оптимизация издержек по содержанию инфраструктуры и принятие мер по её развитию в соответствии с потребностями рынка.

Начальник Департамента управления бизнес-блоком «Железнодорожные перевозки и инфраструктура» Алексей Шило для оптимизации технологии перевозочного процесса считает необходимым ориентироваться на развитие автоматизированных систем управления, внедрение электронного документооборота и разработку нормативно-технической документации, регламентирующей эксплуатацию малоинтенсивных линий и станций.

Решать задачу увеличения доходности в масштабах национального рынка перевозок вовсе не значит задействовать все существующие источники генерации прибыли для компании. Выход на новые, в том числе европейские и азиатские, рынки позволит увеличить доходную статью за счёт коммерческих предложений РЖД зарубежным партнёрам по реализации проектов под ключ в сфере международного инжиниринга и транспортного строительства.


Достоверность оценок и ключевые показатели эффективности

Согласно КПИР-2020 предполагается снижение расхода дизельного топлива за счёт использования многодизельных силовых установок и гибридного привода на 20–25%. А снижения до 5% расхода электроэнергии при безусловном выполнении графика движения планируется достичь за счёт оптимальных режимов ведения поезда, в основе которых заложен принцип минимизации потребляемой энергии.

По прогнозам Центральной дирекции управления движением, объём перевозок на сети железных дорог к 2020 году должен вырасти по сравнению с 2015 годом на 425,3 млн тонн, а средняя скорость доставки грузов – до 400 км/сутки. При этом скорости доставки контейнеров будут идти опережающими темпами с 430 до 530 км/сутки к 2020 году.

Рост производительности труда к уровню 2012 года в результате внедрения средств малой механизации и безлюдных технологий, применения инструментов бережливого производства и аналогичных мероприятий должен составить более 30%. Для достижения этих результатов будут использованы в том числе и такие средства, как разработка и внедрение интеллектуальной системы управления и автоматизации производственных процессов, переход на организацию эксплуатационной работы на полигонных принципах управления и Программа размещения и развития сортировочных станций.

Включение в КПИР организационных и маркетинговых инноваций наряду с научно-техническими и технологическими инновационными проектами вносит свои коррективы в процесс её выполнения. Не менее важным обстоятельством в достижении целей новой редакции программы значится повышение достоверности оценок в части эффективности инновационных проектов и мероприятий за счёт привлечения к их оценкам независимых экспертов, расширения спектра более совершенных и надёжных контрольно-измерительных приборов, применяемых на сети, использования на рабочих местах средств видеонаблюдения.

По мнению руководителя научно-технического комитета по системам обеспечения безопасности движения и автоматизации станционных процессов ОАО «НИИАС» Алексея Замышляева, существующие проблемы с финансированием ставят непростые вопросы перед руководителем любого предприятия даже в части эффективного расходования средств на техобслуживание и ремонт. Руководитель должен оценить зависимость общих расходов предприятия от объёма вложенных средств в ремонт и техобслуживание оборудования, с тем чтобы сократить совокупные расходы, включая затраты предприятия на ремонт и потери от простоев оборудования, при этом уменьшив или, наоборот, увеличив затраты на техническое обслуживание. Для ответа на эти и подобные им вопросы необходимо учитывать внеэкономические, технико-технологические, социальные, экологические и другие факторы. А чтобы руководитель имел стимулы к неформальному подходу в решении стоящих перед ним управленческих задач, критерии эффективности его работы тоже вошли в систему КПИР‑2020. «В состав КПЭ внесены показатели, установленные Межведомственной рабочей группой, по которым федеральные органы исполнительной власти будут оценивать деятельность компании и её руководства в области инновационного развития», – отмечает Валентин Гапанович. Включение оценки качества действий руководителей всех уровней на основе ключевых показателей эффективности (КПЭ), которые будут определять успешность (или неуспешность) не только отдельного бизнес-блока, но и каждого руководителя подразделения, призвано придать необходимый импульс менеджменту компании в долгосрочной инновационной работе на всех этажах вертикально интегрированной структуры холдинга.

Эффект инноваций

Грузовые вагоны недалёкого будущего прошли испытания

Рубрики: Современная техника
Лётная подготовка
Алексей Давыдов, проректор по научной работе и инновациям МИИТа ,

Транспорт будущего рождается сегодня

Рубрики: Современная техника
Что в сумме?

Компании Зиявудина Магомедова и российские власти заинтересовались идеями «вакуумного поезда»

Рубрики: Современная техника
Безопасная петля
Бенджамин Кук, директор по работе со СМИ, Hyperloop Transportation Technologies,

Комфорт пассажиров – главное при разработке состава

Рубрики: Современная техника
Срочная доставка грузов

Из Европы через Россию в Китай. И обратно

Рубрики: Современная техника

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность
Кристиан Буш
«Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность». Издательство «Альпина паблишер», 2022 год
Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику
Кирилл Еременко
«Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику». Издательство «Альпина Паблишер», 2021 год
«Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»
Павел Безручко
««Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100