Антикризисная стратегия в векторе развития
Александр Мишарин
Александр Мишарин
первый вице-президент ОАО «РЖД»

Антикризисная стратегия в векторе развития

Одним из действенных инструментов повышения эффективности деятельности ОАО «РЖД» в условиях ограниченности финансовых ресурсов являются работа по изменению классификации железнодорожных линий и их специализация, организованная в соответствии с решением итогового заседания правления ОАО «РЖД» за 2014 год.
Эффективность на кончике пера

Распоряжением ОАО «РЖД» был утверждён пилотный вариант Методики классификации и специализации железнодорожных линий, ужесточающей требования к определению классов при внедрении новой системы и, что особенно важно, дополняющей понятийный аппарат таким определением, как «специализация» железнодорожных линий.

Специализация подразделяется по видам движения на высокоскоростные, скоростные, преимущественно пассажирские, преимущественно грузовые, особо грузонапряжённые, тяжеловесные и малодеятельные линии. Это позволяет дифференцировать критерии, определяющие требования по содержанию и эксплуатации линий в зависимости от преимущественного вида движения по ним.

Основные требования для пассажирских линий – это скорость, максимально точное выполнение графика движения, комфортные условия для пассажира. Для грузовых линий – это удовлетворение потребностей промышленности по объёмам перевозок, по соблюдению сроков доставки грузов с дифференцированной скоростью, оптимизация себестоимости услуги.

Очевидно, что оба варианта технико-технологических требований и для пассажирских линий, и для грузовых позволяют оптимизировать нормативные затраты компании по всему инфраструктурному комплексу, включая сюда локомотивный блок.

В результате проведения расчётов по классам в зависимости от той или иной специализации линий в сопоставимых условиях по сравнению с методикой 2009 года протяжённость пути первого и второго классов сокращена на 11,9%, или на 10,1 тыс. км.

Таким образом оптимизация технологии содержания, эксплуатации и ремонта инфраструктуры обеспечивается за счёт комплексного пересмотра действующей нормативной базы ОАО «РЖД», Министерства транспорта РФ и МПС России.

В минувшем году в установленном порядке были переработаны основополагающие документы: «Положение о системе ведения путевого хозяйства ОАО «РЖД», «Положение о системе ведения хозяйства автоматики и телемеханики ОАО «РЖД» и ряд других. В 2016 году планируется утверждение ещё 17 нормативных документов.

Пересмотр документальных нормативов, по прогнозам специалистов, позволит получить ощутимые эффекты за счёт изменения ремонтных схем и сроков проведения ремонтов, изменения способов и периодичности проверок путевого хозяйства и устройств контактной сети средствами дефектоскопии, применения различных материалов и конструкций верхнего строения пути в зависимости от класса линий, а также за счёт использования старогодних материалов на малодеятельных линиях.

Такой подход позволяет более рационально расходовать средства на реконструкцию, ремонт и обслуживание участков, перераспределив их, в частности, с малодеятельных линий на линии первого и второго класса с учётом суммы имеющегося недофинансирования.

Для унификации технологических решений в зависимости от классов и специализации железнодорожных линий определён перечень критериев и технико-технологических параметров, включая требования к нормам массы и длины грузовых поездов, требования к содержанию пути, устройств СЦБ, электроснабжения, требования к разработке графика движения поездов, к системе диагностики инфраструктуры и ряд других.

В целях получения комплексных эффектов в области взаимодействия смежных хозяйств в зависимости от специализации линий также планируются к применению унификация локомотивного парка, внедрение параллельного графика движения поездов на особо грузонапряжённых линиях, переход к ремонту отдельных линий только на основе технологии «закрытого» перегона, обеспечивая полный цикл работ, а также внедрение оптимизационных технологий эксплуатации малодеятельных участков. И это далеко не полный перечень реализуемых действий.

Внедрение таких технологических решений позволит уже в 2016 году получить сокращение расходов причастных дирекций по содержанию и эксплуатации линий в соответствии с их классификационной принадлежностью более чем на 8 млрд руб., а в среднесрочной перспективе эффект по всем хозяйствам может превысить 30 млрд руб. Предварительный эффект от снижения нормативных затрат по основным хозяйствам Центральной дирекции инфраструктуры в среднесрочной перспективе оценивается не менее чем в 22 млрд руб.

Ещё больший эффект ожидается от актуализации Генеральной схемы развития сети железных дорог ОАО «РЖД» на период до 2020 года и на перспективу до 2025 года, которая была реализована в 2015 году.

При существующей тенденции падение пассажирооборота пассажирских перевозок к 2030 году рискует составить 27% к уровню 2010 года, в то время как программы, разработанные на основе актуализированной Генеральной схемы, позволят более чем на треть увеличить пассажирооборот в дальнем следовании при очевидном создании дополнительного инвестиционного ресурса для «РЖД».



Горизонт ожидания

Обновлённые параметры Генеральной схемы базируются на уточнённом макроэкономическом прогнозе Минэкономразвития России.

С применением методологии расчётов межотраслевых и межрегиональных балансов компания уточнила прогноз объёмов перевозки грузов на основе подтверждённой клиентами грузовой базы, и эти прогнозы легли в основу принципов актуализации Генеральной схемы. Как основополагающий документ она отражает перспективы развития сети дорог ОАО «РЖД» и принципы совершенствования технологии перевозочного процесса, включая в себя актуальные решения по реализации проекта «Северный широтный ход», развитию и обновлению железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна с учётом транспортного обеспечения Крыма, а также по развитию Московского транспортного узла, перспектив тяжеловесного движения, развитию скоростных и высокоскоростных пассажирских перевозок, реализации программы «Дневной экспресс» в увязке с общей Программой организации скоростного и высокоскоростного сообщения.

Таким образом, при разработке и оптимизации долгосрочных программ и стратегий развития РЖД актуализированные параметры Генеральной схемы становятся базисом, определяющим приоритетность в реализации инвестиционных проектов, формировании инициатив по внесению изменений в государственные и региональные программы и стратегии социально-экономического развития. Вместе с тем она становится основой концепций по защите инициатив компании перед государственными органами власти в процессе рассмотрения проектов развития подходов к портам, погранпереходов, инфраструктуры в агломерациях. По проведённой оценке, наиболее эффективными мероприятиями программы являются действия, нацеленные на реализацию проекта ВСМ Москва – Казань. Он позволит, как уже было сказано, более чем на треть увеличить пассажирооборот в дальнем следовании, создав дополнительный инвестиционный ресурс для холдинга.

Суммарная прибыль для ОАО «РЖД» за 30 лет эксплуатации (в ценах 2015 года) составит более 1,5 трлн руб. Суммарный прирост доходов консолидированного бюджета Российской Федерации от реализации проекта ВСМ оценивается в 7,8 трлн руб., а существующая тенденция по снижению на 27% пассажирооборота к 2030 году в комплексе железнодорожных пассажирских перевозок будет нивелирована в результате разворота данного тренда, сменив в итоге минус на плюс: вместо неизбежных убытков наступит уверенный рост доходов. Скорость и комфорт передвижения на железнодорожном транспорте сегодня играют значительную роль в переключении пассажиров с альтернативных видов транспорта, а также формируют дополнительный пассажиропоток из ранее иммобильного населения.

В начале движения в 2010 году пяти пар поездов «Сапсан» на участке Москва – Санкт-Петербург скоростные поезда занимали 1% от общего количества пассажирских поездов, перевозя лишь 1,7% от общего пассажиропотока в дальнем сообщении. За 2015 год пассажиропоток данной категории перевозок составляет 10,8% от всех перевезённых пассажиров по железной дороге в дальнем сообщении. Очевидна внушительная динамика спроса на новые технологии, комфорт, безопасность и скорость передвижения среди пассажиров.

Если в 2014 году современными поездами «Сапсан», «Ласточка», а также двухэтажными поездами было перевезено 6,6 млн человек при суммарном доходе перевозчиков в 13,4 млрд руб., то по итогам 2015 года доход перевозчиков значительно превысил 20 млрд руб., что более чем на 52% выше уровня 2014 года.

Сегодня можно уверенно утверждать, что реализация Программы развития высокоскоростного движения в России к 2030 году позволит на 40% увеличить пассажирооборот в дальнем железнодорожном сообщении, превысив уровень в 120 млрд пасс.-км, что гарантирует сохранение для компании пассажирского сегмента как реального бизнеса. Таким образом, решение по реализации пилотного проекта по строительству ВСМ Москва – Казань следует считать своевременным, социально оправданным и экономически выгодным. Сейчас важно не потерять темп в процессе его реализации.



ВСМ Москва – Казань

Как известно, 8 мая прошлого года в Москве в присутствии глав России и Китая состоялось подписание четырёхстороннего меморандума между Госкомитетом КНР по развитию и реформам, Минтрансом России, «Китайскими железными дорогами» и ОАО «РЖД» о формах сотрудничества, модели финансирования и инвестирования в проект ВСМ Москва – Казань (приоритетного сегмента Евразийского транспортного коридора Москва – Пекин).

Для реализации этого проекта меморандум предусматривает инвестиции с китайской стороны суммы, эквивалентной 104 млрд руб. в долларах США, в уставный капитал специально создаваемой совместной проектной компании, а также предоставление кредита на сумму, эквивалентную 250 млрд руб. В документе зафиксирована готовность КНР в предоставлении дополнительных коммерческих кредитов и совместного привлечения средств на международных финансовых рынках.

Весной текущего года в развитие достигнутых договорённостей планируется подписание межправительственного соглашения. Первым шагом сотрудничества в рамках этого глобального мегапроекта стало подписание с российско-китайским консорциумом «на полях» Петербургского международного экономического форума крупнейшего в современной России договора на проектирование транспортного объекта с инвестиционным объёмом 20,8 млрд. руб. На основании заключённого договора был развёрнут комплекс работ по подготовке проектной документации, планировки территории и проведения инженерных изысканий.

Уже в минувшем году ОАО «РЖД» приступило к практической реализации пилотного проекта ВСМ Москва – Нижний Новгород – Казань. Основываясь на опыте реализации крупнейших проектов последних десятилетий, с участием ведущих международных экспертов была разработана организационно-правовая и финансовая модель будущего строительства. Её центральным элементом является концессионное соглашение, подписание которого планируется в текущем году. Оно откроет путь к непосредственной разработке и изготовлению высокоскоростного подвижного состава для ВСМ Москва – Казань.

В ходе выполнения запланированных работ прошлого года были разработаны основные проектные и конструктивные решения объектов инфраструктуры ВСМ, в том числе унифицированные конструкции разрезных и неразрезных железобетонных и сталежелезобетонных пролётных строений, концептуальные решения конструкции безбалластного верхнего строения пути на примере китайского аналога III RUSА, а также унифицированные конструкции земляного полотна с учётом размещения коммуникаций (кабели СЦБ, связь, энергообеспечение). Концептуально запроектирована контактная сеть переменного тока КС-400. Работа по утверждению основных параметров проектирования плана и продольного профиля, земляного полотна, верхнего строения пути и других элементов ВСМ находится в завершающей стадии.

В целях эффективной координации работы между участниками проекта создана Межведомственная рабочая группа под председательством вице-премьера Правительства РФ Аркадия Дворковича. В начале текущего года должен быть подписан контракт на разработку и локализацию производства на территории России (не менее 80%) первого высокоскоростного поезда для создаваемой магистрали. Его запуск в тестовом режиме планируется в 2018 году.

Проект предполагает создание самого современного высокоскоростного подвижного состава – по безопасности, комфорту пассажиров и качеству услуг на борту поезда. Концепция поезда предусматривает планировку вагонов из четырёх классов обслуживания (первый класс, бизнес-класс, экономический и туристический классы). Техническим решением предусмотрено использование «вагонов-трансформеров» экономического и туристических классов. На борту поезда будет внедрена принципиально новая информационная среда для пассажиров, основанная на принципе работы искусственного интеллекта «Вижу. Слышу. Говорю. Понимаю», а также широкополосный доступ в Интернет.

К разработке и изготовлению высокоскоростного подвижного состава необходимо приступать параллельно с процессом проектирования и строительства магистрали, поскольку по времени этот процесс сопоставим с продолжительностью строительства линии.


Решение текущих задач

На совместном заседании правления ОАО «РЖД» и Общественного совета по вопросам скоростного и высокоскоростного движения в России была рассмотрена и одобрена Программа организации скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения в стране. В программу были заложены наиболее актуальные принципы развития высокоскоростной инфраструктуры и подвижного состава, позволяющие достичь её главной цели – ускорения темпов экономического роста России и повышения качества жизни её населения за счёт создания сети скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения, обеспечивающего оптимальное для пассажиров соотношение скорости, комфорта и стоимости проезда.

Эта цель будет достигнута за счёт последовательной реализации ряда взаимосвязанных между собой шагов, призванных реализовать мероприятия актуализированной программы на основе формирования и запуска в практическую плоскость механизмов её финансирования.

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев утвердил сетевой план-график мероприятий реализации проекта строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Казань, согласно которому в период с 2016 по 2021 год должен быть выполнен ряд задач по реализации проекта, в том числе уже в этом году определена организационная и финансовая модель проекта, выполнены работы по проведению инженерных изысканий, разработке проекта планировки и проекта межевания территории, реализованы мероприятия, необходимые для изъятия и предоставления земельных участков под строительство объектов в рамках проекта, организованы и выполнены строительно-монтажные работы по проекту в период с 2017 по 2021 год. Также в 2016 году должен быть проведён конкурсный отбор на поставку высокоскоростного подвижного состава при условии его производства с целевой локализацией 70–80%. Само же производство высокоскоростного подвижного состава намечено на 2019 год.

Для реализации проекта потребуется внесение ряда изменений в законодательство, в том числе в части установления особенности получения разрешения на строительство, подготовки территории, выполнения подготовительных работ, изъятия земель, а также в части создания условий для развития высокоскоростных железнодорожных перевозок.

В конце января в ходе расширенного заседания коллегии министерства транспорта Республики Татарстан министр транспорта России Максим Соколов сообщил, что в настоящее время российско-китайским консорциумом ведутся проектно-изыскательские работы по подготовке межправительственного соглашения. В случае выполнения этих работ в срок строительство магистрали будет начато в 2017 году. Министр отметил, что проект станет драйвером экономического развития не только Татарстана, Поволжья и Центра России, но и всей страны.

Высокий уровень взаимодействия с Китайской Народной Республикой объясняется тем, что ВСМ Москва – Казань является приоритетным проектом Евразийского высокоскоростного транспортного коридора Москва – Пекин, который позволит в будущем превратить территорию России в транзитный полигон по перемещению грузопотоков как с востока на запад, так и с запада на восток, что, несомненно, принесёт в казну РФ колоссальные дивиденды.
Мода на проекты
Александр Козлов, директор Департамента проектного управления ООО «Аэроэкспресс», доцент, к.э.н.,

От ручного управления к программно ориентированному

Рубрики: Корпоративное управление
Новый взгляд
Николай Верховский, исполнительный директор Центра цифровой трансформации, директор проектной работы Московской школы управления «Сколково» ,

В чём принципы архитектуры цифровой компании

Рубрики: Корпоративное управление
Блокчейн для РЖД
Олег Шибанов, заместитель проректора Российской экономической школы,

Творческое сотрудничество с Российской экономической школой

Рубрики: Корпоративное управление
Свои облака
Евгений Чаркин, директор ОАО «РЖД» по информационным технологиям,

Как происходит цифровизация железнодорожного холдинга

Рубрики: Корпоративное управление
Информационная прозрачность

РЖД публикуют нефинансовые отчёты с 2006 года

Рубрики: Корпоративное управление

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Эмоциональный интеллект руководителя. Как развивать и применять
Питер Сэловей, Дэвид Карузо
«Эмоциональный интеллект руководителя. Как развивать и применять». Издательство «Питер» 2017 год
Рисовый штурм и ещё 21 способ мыслить нестандартно
Майкл Микалко
«Рисовый штурм и ещё 21 способ мыслить нестандартно». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2022 год
Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман
Ричард Фейнман
«Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман». Издательство «АСТ», 2020 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100