Экономия через модернизацию

Экономия через модернизацию

Инновационные технологии сокращают издержки
Электрифицированные магистрали российских железных дорог по своей протяжённости занимают второе место в мире после Китая. На начало 2015 года развёрнутая длина контактной сети на инфраструктуре составляла 120,5 тыс. км, из них более 68 тыс. км работают на переменном, остальные – на постоянном токе. Это обусловлено ролью энергетического комплекса РЖД как составной части плана ГОЭЛРО, наметившего создание «сверхмагистралей» с одновременной электрификацией территорий, прилегающих к железнодорожной инфраструктуре. Вот почему тяговые подстанции и сейчас питают не только поезда, но и устройства сигнализации, связи, вагонные и локомотивные депо, вокзалы, станции, а также сторонних потребителей: жилые дома, школы и больницы.

Использование различных систем электрической тяги является особенностью отечественных магистралей, не имеющих аналогов в мире. В связи с этим даже при реформировании электроэнергетической отрасли страны в 2007 году тяговые подстанции были оставлены в собственности ОАО «РЖД». И это не случайно. До 85% объёма перевозок осуществляется именно электротягой. Понятно, что модернизация этого комплекса должна продолжаться с учётом данной особенности, а новые технологии – обеспечивать надёжность и долговечность его эксплуатации с целью сокращения издержек.

Современная российская промышленность в короткие сроки освоила серийное производство легированных оловом контактных проводов с улучшенными механическими свойствами для скоростной линии Санкт-Петербург – Москва. В настоящее время идёт подготовка к выпуску проводов, легированных магнием. В ходе модернизации поддерживающие и фиксирующие провода и стальные конструкции подвергаются горячему и термодиффузионному цинкованию, что снижает расходы на их дальнейшую эксплуатацию в 2,5 раза. В результате ресурс устройств контактной сети увеличивается практически вдвое.

Тяговые подстанции, число которых на сети дорог превышает 1400 штук, обновляют с применением укрупнённых функциональных блоков полной заводской готовности. На таких объектах устанавливают новое электрооборудование, в том числе вакуумную, полупроводниковую аппаратуру. Это позволяет быстро модернизировать подстанции с учётом конкретных требований в каждом отдельном случае. Всё шире на сети используются сухие трансформаторы, обладающие высоким перегрузочным потенциалом при малых габаритах и относительно небольшом весе. Они отличаются пониженным уровнем шума и увеличенным сроком службы. К тому же их обслуживание требует минимального количества персонала.

В общей сложности за 4 года планируется реконструировать 46 тяговых подстанций, в том числе на станции Щербинка, снабжающей энергией Экспериментальное кольцо ОАО «ВНИИЖТ». После модернизации на этом научном полигоне можно будет проводить всесторонние испытания перспективного подвижного состава и электротехнической аппаратуры нового поколения.

Среди первоочередных задач отраслевых учёных и конструкторов – внедрение в эксплуатацию сравнительно недорогих технических средств, позволяющих подвергать периодической диагностике наименее надёжные элементы оборудования, чаще всего выходящие из строя. В том числе детали и арматуру контактной сети, изоляторы и прочее. В вагонах-лабораториях контактной сети уже применяются мобильные тепловизоры и комплексы контроля состояния фарфоровых изоляторов с помощью сканеров ультрафиолетового диапазона излучений. Для слежения за параметрами контактной подвески с автомотрис используют переносные устройства дистанционного измерения «Телекс». При стационарной диагностике на тяговых подстанциях применяют интеллектуальные терминалы, позволяющие в реальном времени контролировать ток, напряжение, записывать осциллограммы их характеристик, выявлять предотказные состояния различных узлов. А система «Износ» исключает влияние «человеческого фактора» на точность измерений износа контактных проводов, что значительно повышает эффективность контроля и снижает трудозатраты.

Чтобы решить задачу импортозамещения, продолжается взаимодействие железнодорожников с отечественными изготовителями электротехнической продукции. В рамках такого сотрудничества в 2016 году должны завершиться опытно-конструкторские работы и испытания сухого трансформатора с напряжением 35 кВ. Продолжатся испытания фазосдвигающих «симметрирующих» трансформаторов для линий переменного тока. Применение этого новшества в перспективе позволит увеличить пропускную способность грузонапряжённых участков сети.

Вместе с тем в энергетическом комплексе ОАО «РЖД» предстоит решить задачу снижения издержек от передачи электроэнергии сторонним организациям. Проблема в том, что на протяжении последних лет тариф за оказание этой услуги для компании был в два раза ниже средневзвешенного тарифа ОАО «Россети». В результате текущий ремонт и модернизация объектов электросетевого хозяйства, участвующих в передаче энергии, осуществляются по остаточному принципу. Поэтому целевая модель развития данного комплекса должна предусмотреть процесс разделения объектов хозяйства энергетики на устройства технологического электроснабжения предприятий отрасли и устройства, участвующие в передаче энергии третьим лицам. Деятельность по оказанию таких услуг должна быть трансформирована в отдельную структуру и поэтапно выведена из состава ОАО «РЖД». Это позволит снизить издержки компании и одновременно обеспечить единую учётную политику при поставке электроэнергии потребителям в стране в соответствии с законодательством.
Эффект инноваций

Грузовые вагоны недалёкого будущего прошли испытания

Рубрики: Современная техника
Лётная подготовка
Алексей Давыдов, проректор по научной работе и инновациям МИИТа ,

Транспорт будущего рождается сегодня

Рубрики: Современная техника
Что в сумме?

Компании Зиявудина Магомедова и российские власти заинтересовались идеями «вакуумного поезда»

Рубрики: Современная техника
Безопасная петля
Бенджамин Кук, директор по работе со СМИ, Hyperloop Transportation Technologies,

Комфорт пассажиров – главное при разработке состава

Рубрики: Современная техника
Срочная доставка грузов

Из Европы через Россию в Китай. И обратно

Рубрики: Современная техника

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность
Кристиан Буш
«Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность». Издательство «Альпина паблишер», 2022 год
Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику
Кирилл Еременко
«Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику». Издательство «Альпина Паблишер», 2021 год
«Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»
Павел Безручко
««Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100