Три кита технического прогресса
Валентин Гапанович
Валентин Гапанович
старший вице-президент по инновационному развитию – главный инженер ОАО «РЖД»

Три кита технического прогресса

Бережливость, эффективность, инновации обеспечивают бизнесу РЖД устойчивость в условиях кризиса
С момента образования ОАО «РЖД» нам удалось создать условия для реализации целого ряда значимых для отрасли и страны проектов с привлечением ноу-хау и инвестиций иностранных партнёров в Россию, локализацией передовых технологий и созданием новых рабочих мест. А сегодня мы уже получаем результаты этой работы – новые электровозы, электропоезда, грузовые и пассажирские вагоны, оборудование для инфраструктуры. Всего за несколько лет ОАО «РЖД» удалось совершить технологический прорыв.

Только за прошлый год энергоёмкость производственной деятельности компании снижена к уровню предыдущего года на 1,7%, что значительно выше соответствующего целевого показателя, установленного ФСТ России.

В компании действует программа инновационного развития, цель которой согласуется со стратегией развития холдинга. Она заключается в непрерывном повышении эффективности операционной деятельности при постоянном росте качества предоставляемых услуг за счёт высокого уровня инноваций и обеспечения безопасности перевозок. Сейчас мы разрабатываем новую программу, где наряду с ключевыми технологическими направлениями развития появятся маркетинговые и организационные инновации.

Среди железнодорожных компаний мира ОАО «РЖД» остаётся в числе лидеров по уровню энергоэффективности и экологичности грузовых и пассажирских перевозок. Экономический эффект от реализации проектов ресурсосбережения, внедрения инновационной продукции, совершенствования технологий в 2014 году составил 11 млрд руб. В структуре закупок компании доля инновационной и высокотехнологичной продукции достигла 8,8%. В ближайшей перспективе эта доля будет неуклонно расти. В прошлом году ОАО «РЖД» получило премию правительства Российской Федерации в области качества. Это весомая оценка проводимой в компании работы по управлению качеством внутренних процессов и взаимодействию с поставщиками.

Самое серьёзное внимание в ОАО «РЖД» уделяется адаптации и локализации в России современных мировых технологий. Так, на предприятии «Уральские локомотивы» организовано производство электропоездов «Ласточка» ЭС2Г, которые уже перевозят пассажиров на участке Москва – Крюково – Тверь. «Ласточки» также курсируют на маршрутах из Москвы в Нижний Новгород, Смоленск, Курск, из Санкт-Петербурга – в Петрозаводск, Выборг, Бологое, из Адлера – в Краснодар и Майкоп и между Ростовом-на-Дону и Краснодаром. Мы планируем их использование и для организации движения на вновь строящейся Московской кольцевой железной дороге. В этом году ОАО «РЖД» в соответствии с контрактом получит 23 новых электропоезда.

Для развития инновационного потенциала компания также активно реализует собственные проекты. Мы вкладываем в разработку новых технологий и технических средств более 0,5% от доходов холдинга, что на фоне мировых железнодорожных компаний является хорошим показателем. Развитие локомотивного комплекса сегодня направлено прежде всего на обновление парка и увеличение его эффективности. В настоящее время завершается полный комплекс испытаний не имеющих аналогов в мире газотурбовозов ГТ1h-001 и ГТ1h-002. Приобретение машин нового поколения играет важнейшую роль в процессе улучшения коэффициента технической готовности, удельного расхода топливно-энергетических и других ресурсов, повышения производительности труда локомотивных бригад. Это, в частности, касается локомотивов с асинхронным тяговым приводом, газотурбовозов, которые уже несут в себе мощнейший экономический потенциал.

Примером развития в направлении инновационного вектора по использованию газомоторного топлива стало создание маневрового тепловоза ТЭМ19 с газопоршневым двигателем на сжиженном природном газе (в настоящее время он проходит окончательный этап сертификационных испытаний). Замечу, что в рамках V Международного железнодорожного салона ЭКСПО 1520 была проведена VIII Международная конференция «Железнодорожное машиностроение. Перспективы, технологии, приоритеты». Конференция традиционно включает в себя проблематику бережливого производства и ресурсосбережения, технического регулирования, инжиниринга, строительства и модернизации инфраструктуры железнодорожного транспорта. Для железнодорожной отрасли государств СНГ и Восточной Европы ЭКСПО 1520 – это весьма значимое событие. Здесь в формате статической и динамической экспозиции проходит демонстрация самой современной техники, которая уже эксплуатируется или будет эксплуатироваться в обозримой перспективе. Для компаний, работающих на отечественном рынке железнодорожной продукции и услуг, это реальная возможность заявить о себе как о предприятии с большим потенциалом. Конечно, организаторам было трудно превзойти результаты выставки 2013 года – сказалась внешнеполитическая ситуация, тем не менее в салоне, который прошёл в Щербинке 2–5 сентября, приняли участие компании из Германии, Италии, Франции, Швейцарии, Чехии, Австрии, США, Канады, Китая и других стран. Всего в выставке участвовали 705 компаний из 29 стран мира. В этом году по итогам работы салона состоялось подписание 17 меморандумов и соглашений.

Особенностью мероприятия была динамическая демонстрация различных видов подвижного состава, в рамках которой был представлен полный спектр его эксплуатационных характеристик. Более 40 образцов подвижного состава российского и зарубежного производства для грузовой и пассажирской эксплуатации было представлено участникам и гостям салона. Были показаны новейшие и экспериментальные образцы, проекты по модернизации инфраструктуры железных дорог, оборудование, комплектующие для производства и обслуживания техники, инновационные разработки для всех направлений отрасли, информационные технологии на транспорте и многое другое.

Можно с уверенностью утверждать, что сегодня, завтра и даже послезавтра конкурентов у ЭКСПО 1520 в Восточной Европе не появится. Очевидно, что у форума есть огромный потенциал для расширения, привлечения новых участников из разных стран. При этом неизменными останутся атмосфера соучастия, продуктивный обмен мнениями и опытом между профессионалами отрасли. Программа деловых мероприятий является неотъемлемой составляющей салона. Правительством России в 2014 году перед приоритетными отраслями экономики была поставлена задача по разработке отраслевых программ снижения импортозависимости. Принципиальной позицией ОАО «РЖД» в сотрудничестве с иностранными производителями является постепенное доведение степени локализации производства железнодорожной техники до уровня не менее 80%.

В своих выступлениях представители крупнейших мировых производителей железнодорожной техники, таких как «Сименс», «Альстом», «Бомбардье», открыто говорили о намерении локализовать производство своей продукции в России до уровня не ниже 80%, а порой даже до 100%.

Сегодня производственная кооперация ОАО «РЖД» охватывает 19 отраслей промышленности, в этих отраслях работают более 190 тыс. человек, производящих продукцию по заказам компании.

Благодаря нашим стабильным заказам создаются новые образцы продукции, в том числе за счёт локализации их производств, с привлечением комплектующих, приобретённых у передовых зарубежных компаний. Это наша принципиальная позиция и обязательное требование, включаемое в договоры поставки. Мы осуществляем плотное взаимодействие с машиностроительными предприятиями, прежде всего в рамках Некоммерческого партнёрства «Объединение производителей железнодорожной техники». В его состав входят более 160 компаний, объём производства которых составляет порядка 400 млрд руб. в год, это почти 90% всей железнодорожной продукции страны.

Одна из наиболее актуальных задач партнёрства – адаптация предприятий к функционированию в новых экономических условиях, а также отстаивание интересов отечественной промышленности на международной арене. Здесь необходимы информационное взаимодействие всех предприятий и своевременное принятие государственных мер для защиты их интересов. Важным направлением взаимодействия и сотрудничества членов организации является поиск путей снижения затрат на выпуск продукции. Один из инструментов этого снижения – «бережливое производство». Оно, как правило, не требует закупки нового дорогостоящего оборудования, достаточно лишь внедрить новые подходы, изменить культуру управления предприятием, систему взаимоотношений различных уровней и подразделений, систему ценностной ориентации сотрудников и их взаимоотношения.

Решить масштабные задачи технологической модернизации и инновационного развития предприятий транспортного машиностроения можно лишь при наличии кадров, подготовленных для решения этих задач. И партнёрством предпринимается ряд мер по модернизации профессионального образования в стране, как среднего, так и высшего. Эти вопросы рассматриваются нами во взаимодействии с ректорами вузов, научным сообществом. Быстрой отдачи здесь не получишь, но наше совместное постоянное внимание к этим вопросам должно снять остроту проблемы, связанной с нехваткой квалифицированных инженерных кадров.

Важной мерой, подхлестнувшей заинтересованность отечественных производителей в сотрудничестве с ОАО «РЖД», стало заключение долгосрочных соглашений на поставку и постепенный переход к контрактам жизненного цикла при закупках железнодорожной техники.

В настоящее время «Уральские локомотивы» совместно с компанией «Сименс» освоили производство грузового электровоза 2ЭС10 и электропоезда «Ласточка». При производстве электропоездов «Ласточка» в кооперационных связях задействовано более 150 российских компаний.

Трансмашхолдинг совместно с компанией «Альстом» разработали и поставили на линию производства двухсистемный пассажирский электровоз нового поколения ЭП20 и грузовой электровоз 2ЭС5. По локализации производства тягового подвижного состава данные проекты являются ключевыми.

Сохранив в процессе реформирования железнодорожного транспорта свою традиционно высокоэффективную научную школу и отраслевую лабораторно-испытательную базу, мы сегодня успешно организовываем и поддерживаем исследования по ресурсосбережению и энергоэффективности, созданию автоматизированных систем управления движением поездов и безопасностью перевозок, разработке новых материалов и конструкций для инфраструктуры и многое другое.

Сегодня у нас есть более 10 уникальных наработок, либо выполненных впервые в мире, либо значительно превышающих уровень лучших мировых достижений. Среди таких можно отметить первый в мире газотурбовоз, аппаратно-программный комплекс управления перевозочным процессом на больших полигонах на основе интеллектуальных систем, реализующих энергосберегающие графики движения пассажирских и грузовых поездов. Систему цифровой оперативно-технологической связи железнодорожного транспорта на базе стандарта DMR, системы железнодорожной автоматики на основе интегрального применения рельсовых цепей, спутниковой навигации, локального и распределённого цифрового радиоканала. Систему поддержки принятия решений, обеспечивающую комплексное управление ресурсами, рисками и надёжностью на этапах жизненного цикла объектов железнодорожного транспорта (УРРАН) и ещё ряд проектов мирового уровня.

Наряду с работой по сокращению производственных издержек компания «РЖД» всегда уделяла внимание вопросам экологической безопасности. В результате природоохранной деятельности с 2007 года (когда была принята Экологическая стратегия компании) нам удалось на 44% снизить выбросы загрязняющих веществ, на 27,5% – сброс сточных вод загрязнённых водных объектов, на 14% – выбросы CO2. Только за прошлый год в экологические проекты было инвестировано более 2,5 млрд руб.

Одновременно снижению нагрузки на окружающую среду во многом способствует реализация целого комплекса энергосберегающих мероприятий, который включает в себя внедрение инновационных разработок. Например, благодаря применению современных программно-технических комплексов движение поездов организовано по энергооптимальным графикам, в том числе с использованием системы автоведения, что, очевидно, влечёт за собой существенную экономию. Значительный эффект получен от применения энергоэкономичных светильников, оптимизации режимов работы систем освещения, от внедрения светодиодной техники. Кроме того, мы ведём работу по повышению эффективности различных технологических процессов, систем отопления. Всё это позволило обеспечить экологический эффект по снижению выбросов парниковых газов в общей сложности почти на 0,5 млн тонн СО2-экв.

В соответствии с графиком завершились работы по созданию в Ярославле производства по очистке стойких органических соединений, содержащих полихлорбифенилы (ПХБ). Проект софинансируется структурами Организации Объединённых Наций. При строительстве комплекса были применены российские научно-технические разработки, оборудование завода соответствует всем российским и европейским стандартам качества и безопасности. Используются самые современные методики контроля выбросов в атмосферу. Система управления комплексом полностью автоматизирована. Тепловая энергия, образующаяся в процессе обезвреживания, будет перерабатываться в электроэнергию и использоваться на предприятии. Производственная мощность комплекса достигает 500 кг/ч. Ежегодно завод будет обезвреживать 4,5 тыс. тонн отходов, в том числе содержащих опасные полихлорбифенилы.

На фоне таких примеров вполне закономерным выглядит то обстоятельство, что эффективная природоохранная деятельность компании на протяжении ряда лет получает высокую оценку государства и общественных организаций.

Недостаточно только разработать и произвести инновационный продукт, необходимо обеспечить его эффективную эксплуатацию. Достижения в инновационном развитии компании стали возможными благодаря продуктивному сотрудничеству с нашими партнёрами в стране и за её пределами, но главным звеном в цепочке создания инновационного продукта была и остаётся работа всего научно-технического комплекса – специалистов РЖД.
Задание на завтра
Сергей Кобзев, заместитель генерального директора – главный инженер ОАО «РЖД»,

Планы технологического и инженерного перевооружения холдинга в рамках Долгосрочной программы развития

Рубрики: От первого лица
Жажда движения
Фёдор Пехтерев, генеральный директор АО «Институт экономики и развития транспорта», д.э.н. ,

Долгосрочная программа развития: оптимистический сценарий

Рубрики: От первого лица
Российский Маглев
Анатолий Зайцев, руководитель НОЦ инновационного развития пассажирских железнодорожных перевозок ПГУПСа, председатель совета кластера «Российский Маглев», профессор,

Магнитно-левитационный транспорт едет в будущее

Рубрики: От первого лица
Ключ к успеху

Инновации и цифровизация как средство развития дорог

Рубрики: От первого лица
Игра на опережение
Александр Косарев, заместитель генерального директора ОАО «ВНИИЖТ»,

Цифровые технологии и скорость – залог развития РЖД

Рубрики: От первого лица

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Эмоциональный интеллект руководителя. Как развивать и применять
Питер Сэловей, Дэвид Карузо
«Эмоциональный интеллект руководителя. Как развивать и применять». Издательство «Питер» 2017 год
Рисовый штурм и ещё 21 способ мыслить нестандартно
Майкл Микалко
«Рисовый штурм и ещё 21 способ мыслить нестандартно». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2022 год
Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман
Ричард Фейнман
«Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман». Издательство «АСТ», 2020 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100