ВСМ – новый импульс развития экономики
Александр Мишарин
Александр Мишарин
первый вице-президент ОАО «РЖД» , президент Российской академии транспорта

ВСМ – новый импульс развития экономики

Появление высокоскоростного железнодорожного транспорта принципиально изменит жизнь страны, а в особенности регионов трассы прохождения даже в краткосрочной перспективе.
ВСМ позволяет расширить границы существующих городских агломераций, увеличив производительность труда этих территорий, а значит страны в целом. По прогнозам экспертов, к 2020 году большая часть прироста ВВП будет сформирована именно в агломерациях.

В настоящее время проект ВСМ «Москва-Казань» вышел в стадию практической реализации. В июне 2015 года ОАО «Скоростные магистрали» и международный консорциум компаний-проектировщиков (ОАО «Мосгипротранс», ОАО «Нижегородметропроект» и China Railway Eryuan Engineering Group Co. Ltd) подписали договор на разработку проектной документации для строительства участка Москва — Казань высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва — Казань — Екатеринбург». Подписание состоялось в Санкт-Петербурге на Петербуржском международном экономическом форуме, в рамках 2-го заседания Межправительственной российско-китайской комиссии по инвестиционному сотрудничеству под председательством первого заместителя председателя правительства РФ Игоря Шувалова и заместителя председателя Государственного совета КНР Чжан Гаоли.

Это подписание уникально. Во-первых, это крупнейший заказ на проектирование в истории новой России, во-вторых, его выполняет крупный международный консорциум, и в-третьих, это заказ на проектирование первой в России высокоскоростной магистрали.

Строительство ВСМ «Москва — Казань — Екатеринбург» уже учтено в «Стратегии транспортного развития РФ» и «Стратегии развития железнодорожного транспорта», и в региональных стратегиях развития, в том числе «Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года». Данная стратегия предполагает, что благодаря своему географическому положению Республика Татарстан сыграет ведущую роль в создании устойчивого скоростного транспортного каркаса всего региона Поволжья, став связующим звеном между Центральной Россией и Уралом.

Если говорить сухим языком цифр, ожидаемый совокупный эффект от функционирования магистрали «Москва – Казань» до 2030 года составит 3,4 трлн. рублей в рамках государственного бюджета, совокупный прирост ВВП (за счёт агломерационных эффектов) достигнет 11,7 трлн. рублей, а валовый рост экономики РФ возрастёт на 28 трлн. рублей.

Помимо ощутимых экономических эффектов страна получит и большие социальные преимущества. В российских условиях возможно лишь в случае сближения, стягивания пространств, создание единых межрегиональных агломераций. Что позволит создать глвые возможности для социально-экономического развития малых городов.

Высокоскоростной железнодорожный транспорт расширит границы агломераций, увеличив деловую активность населения, проживающего в регионах, производительность труда, , развитие малого и среднего бизнеса как в небольших городах, так и в городах-миллионниках , а значит уровень доходов граждан. Объединение крупных городов сетью высокоскоростного движения позволит повысить мобильность населения и доступность транспортных услуг, что является основными целями Транспортной стратегии РФ. В результате у семи регионов – Москвы, Московской, Владимирской, Нижегородской областей, Республик Чувашии, Марий Эл и Татарстан с общей численностью населения почти 30 млн. человек – появится удобная высокоскоростная связь, которая удовлетворит растущий спрос на пассажирские перевозки и сократит пассажирам время в пути следования. Если же смотреть шире, с учетом развития всех направлений: создания высокоскоростных магистралей протяжённостью 4200 км и реконструкции для скоростного железнодорожного транспорта свыше 7000 км, запланированных до 2030 года – то в зоне прохождения этих трасс окажется около 100 млн. человек, а это более 70 % населения Российской Федерации.

В результате реализации этого проекта в Республике Татарстан и Чувашии появится единое пространство, объединяющее Казань, Набережные Челны и Чебоксары, с общей численностью населения около 4 млн. человек, а с появлением ВСМ «Центр-Юг», на юге России, сформируется агломерация, объединяющая Ростов-на-Дону, Краснодар и Сочи с численностью населения около 4,5 млн. человек. Липецк и Воронеж с прилегающими населенными пунктами составят единый район с численностью населения около 2,5 млн. человек.

ВСМ даже в краткосрочной перспективе принципиально меняет жизнь регионов на маршруте своего пролегания и дает импульс для развития экономики. Подтверждением тому служат последние отчеты Международного банка реконструкции и развития и экспертных агентств, где говорится о том, что самым эффективным вложением государственных средств для стимулирования роста экономики является вложение в инфраструктуру, в частности, в высокоскоростное движение. Потому что именно развитие ВСМ даёт наибольший мультипликативный эффект. Как уже многократно говорилось, в России на каждый вложенный в ВСМ рубль экономика получит 1,48 рубля.

Возвращаясь к теме ВСМ «Москва – Казань», необходимо заметить, что это высокотехнологический проект, при реализации которого будут использованы современные материалы и технологии. Строительство магистрали предполагает возведение 795 искусственных сооружений, в том числе 131 моста, 49 эстакад, 161 путепровода. Это значит, что компании, участвующие в проекте, смогут получить весьма внушительные заказы. А для инвесторов ВСМ – это шанс осуществить долгосрочные вложения в реальный сектор отечественной экономики.

Ещё на стадии строительства в различных отраслях экономики будет создано более 370 тысяч рабочих мест, в том числе около 120 тысяч человек получат работу в регионах прохождения трассы. Только в обрабатывающей промышленности планируется создать 155,2 тысячи рабочих. Эксплуатация ВСМ даст приблизительно 5,6 тысяч рабочих мест, непосредственно занятых на перевозках, и 37 тысяч работников трудоустроится в смежных отраслях.

Прогноз по годовому пассажиропотоку к 2020 году услугами высокоскоростного транспорта сориентирован на 10,5 млн. человек, в том числе 3,8 млн. человек – по направлению «Москва – Нижний Новгород», и 2,3 млн. человек – по направлению «Москва – Казань», а к 2030 году общая цифра пассажиропотока должна увеличиться до 17 млн. в год. За рубежом ВСМ выполняет функцию межрегионального высокоскоростного метро, с постоянным тактовым движением. Максимальный интервал ожидания – 30 минут. Такую же услугу мы должны создать и для российских пассажиров. Они должны использовать высокоскоростную магистраль для ежедневных, деловых и личных поездок.

Как уже говорилось ранее, подписанный в июне с договор на проектирование ВСМ «Москва – Казань» перевёл работу над проектом из теоретической стадии – в практическую плоскость. Начинаются работы по проведению комплексных инженерных изысканий на линии Москва — Владимир — Нижний Новгород — Чебоксары — Казань. Уже подготовлены и утверждены проект планировки и проект межевания территории, а также разработана проектная документация с выделением этапов строительства. Распределение работ и обязанностей в рамках российско-китайского консорциума проводится с учётом достоинств и опыта каждого из участников в вопросах проектирования крупномасштабных транспортных объектов, в первую очередь – высокоскоростных железнодорожных линий. В этой связи у российских проектировщиков будет возможность наработать новые компетенции, главная из которых - проектирование объектов инфраструктуры для высокоскоростного движения. Выполнение инженерных изысканий по всему участку Москва – Казань берут на себя российские участники консорциума, а привлечение китайской стороны планируется в качестве консультантов. Российские участники – ОАО «Мосгипротранс» и ОАО «Нижегородметропроект» – имеют большой опыт проектирования транспортных объектов на территории России, досконально знают отечественную нормативно-техническую базу, требования законодательства РФ в области транспортного проектирования и строительства, местные ограничения, климатологические условия строительства и особенности эксплуатации. ОАО «Мосгипротранс» уже участвует в проектировании всех основных подсистем инфраструктуры железнодорожной магистрали, а ОАО «Нижегородметропроект», помимо профиля и плана пути, искусственных сооружений, будет проектировать вокзальные комплексы и депо для высокоскоростного подвижного состава. Ещё одним важным вопросом для российской стороны является наработка компетенций в проектировании и создании высокоскоростного подвижного состава. Страна заинтересована в том, чтобы были созданы совместные предприятия с локализацией производства в России до 80 %. У нас для этого есть все условия.

Россия в настоящее время является, пожалуй, единственной страной с развитой железнодорожной сетью, осуществляющей полномасштабные перевозки на совмещенной инфраструктуре. Это исторически сложившаяся конфигурация национальной транспортной системы была заложена в XIX веке с целью скорейшего объединения огромных территорий Российской Империи в условиях военной и экономической конкуренции с Европой. Самым ярким примером такого строительства является создание Транссибирской магистрали. Карта расселения жителей России в те времена и сегодня практически полностью соответствует сети железных дорог.

В большинстве развитых стран, включая страну-первооткрывателя высокоскоростного движения – Японию традиционно доминируют пассажирские и малотоннажные грузовые перевозки, практически не оказывающие специфического влияния на инфраструктуру. Масштабное строительство высокоскоростных магистралей и модернизация скоростных линий КНР (их общая протяженность превышает сегодня 20 тыс. км) в последние годы привели к фактическому разделению «пассажирской» и «грузовой» железнодорожных инфраструктур Китая – и этот процесс активно продолжается. Об эффективности такой конфигурации сети свидетельствует, например, то, что при колоссальном грузообороте около половины своих доходов железные дороги этой страны получают от пассажирского комплекса. Индия, в которой традиционно доминируют пассажирские перевозки, только в последнее время приступила к развитию грузовых линий.

Противоречия, возникающие при строительстве и эксплуатации совмещенной инфраструктуры, хорошо понятны. Массовые грузовые перевозки, которые обеспечивают на огромной территории основную потребность реального сектора экономики, требуют повышения веса поезда, что в принципе не совместимо с повышением скорости. Значительная разница скоростей движения пассажирских и грузовых поездов и является основным препятствием при организации двух видов перевозок на совмещенной инфраструктуре. Определенную роль играет и больший поток отказов технических средств и аварийных ситуаций, возникающих в грузовом движении.

Мировой опыт показывает, что разделение грузовой и пассажирской инфраструктуры, ее специализация в координатах «масса-скорость», является принципиальным решением по снижению издержек и повышению производительности транспортной сети. Во-первых, это позволяет заметно высвободить грузовые линии для освоения больших объемов перевозок, «расшить» узкие места инфраструктуры без ее модернизации. Во-вторых, содержание раздельной инфраструктуры позволяет оптимизировать затраты на ее содержание. Российская железнодорожная инфраструктура является одной из самых загруженных в мире. В то же время мобильность населения страны в разы ниже европейских показателей. В этих условиях вопросы создания, с одной стороны, интегрированной сети скоростного и высокоскоростного сообщения, а с другой – развития выделенных линий тяжеловесного движения весьма актуальны.

Принятие соответствующих решений обеспечит качественно новый уровень транспортной инфраструктуры Российской Федерации на ближайшие 50-70 лет. Во всём мире протяжённость ВСМ составляет уже порядка 32000 км, и в ближайшее время запланировано строительство ещё 20000 км. Настало время и России присоединиться к этому мировому тренду. Уверен, что создание сети высокоскоростного движения создаст у нас в стране новое экономическое пространство, сделает доступными рабочие места и социальные объекты для большинства россиян, предав новый импульс развития российским регионам.

ВСМ «Москва – Казань» и дальнейшее ее продление до Екатеринбурга – лишь часть большого проекта по строительству магистрали «Москва – Пекин», глобального не только транспортного и экономического интеграционного проекта, который изменит мировую логистику. При кажущейся грандиозности и долгосрочности данного проекта, часть дороги, проходящая по территории КНР, в этом году будет уже полностью построена – а это 3200 км. У китайских строителей на это ушло около 5 лет. Так, что перспектива всего проекта не такая уж и долгосрочная.

В 2014 году исполнилось пять лет скоростному движению по маршруту Москва — Санкт-Петербург, где поезда типа «Сапсан» развивают скорость более 200 км/ч. Высокоскоростной транспорт с каждым годом становится всё более востребованным. Сегодня перевозки на «Сапсанах» с запуском сдвоенных поездов возросли на 136% и потребность в таких перевозках будет только возрастать.

Во всём мире протяжённость ВСМ составляет уже порядка 32000 км, и в ближайшее время запланировано строительство ещё 20000 км. Настало время и России присоединиться к этому мировому тренду. Уверен, что создание сети высокоскоростного движения создаст у нас в стране новое экономическое пространство, сделает доступными рабочие места и социальные объекты для большинства россиян, предав новый импульс развития российским регионам.

Эффект инноваций

Грузовые вагоны недалёкого будущего прошли испытания

Рубрики: Современная техника
Лётная подготовка
Алексей Давыдов, проректор по научной работе и инновациям МИИТа ,

Транспорт будущего рождается сегодня

Рубрики: Современная техника
Что в сумме?

Компании Зиявудина Магомедова и российские власти заинтересовались идеями «вакуумного поезда»

Рубрики: Современная техника
Безопасная петля
Бенджамин Кук, директор по работе со СМИ, Hyperloop Transportation Technologies,

Комфорт пассажиров – главное при разработке состава

Рубрики: Современная техника
Срочная доставка грузов

Из Европы через Россию в Китай. И обратно

Рубрики: Современная техника

Библиотека Корпоративного университета РЖД

Чёрный лебедь. Под знаком непредсказуемости
Нассим Николас Талеб
«Чёрный лебедь. Под знаком непредсказуемости». Издательство «КоЛибри» 2018 год
Прыгни выше головы
Маршалл Голдсмит
«Прыгни выше головы». Издательство «Олимп-Бизнес» 2017 год
Метод McKinsey. Как решить любую проблему
Итан М. Расиел
«Метод McKinsey. Как решить любую проблему». «Альпина Паблишер», 2017 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100