ВСМ – новый импульс развития экономики
Александр Мишарин
Александр Мишарин
первый вице-президент ОАО «РЖД» , президент Российской академии транспорта

ВСМ – новый импульс развития экономики

Появление высокоскоростного железнодорожного транспорта принципиально изменит жизнь страны, а в особенности регионов трассы прохождения даже в краткосрочной перспективе.
ВСМ позволяет расширить границы существующих городских агломераций, увеличив производительность труда этих территорий, а значит страны в целом. По прогнозам экспертов, к 2020 году большая часть прироста ВВП будет сформирована именно в агломерациях.

В настоящее время проект ВСМ «Москва-Казань» вышел в стадию практической реализации. В июне 2015 года ОАО «Скоростные магистрали» и международный консорциум компаний-проектировщиков (ОАО «Мосгипротранс», ОАО «Нижегородметропроект» и China Railway Eryuan Engineering Group Co. Ltd) подписали договор на разработку проектной документации для строительства участка Москва — Казань высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва — Казань — Екатеринбург». Подписание состоялось в Санкт-Петербурге на Петербуржском международном экономическом форуме, в рамках 2-го заседания Межправительственной российско-китайской комиссии по инвестиционному сотрудничеству под председательством первого заместителя председателя правительства РФ Игоря Шувалова и заместителя председателя Государственного совета КНР Чжан Гаоли.

Это подписание уникально. Во-первых, это крупнейший заказ на проектирование в истории новой России, во-вторых, его выполняет крупный международный консорциум, и в-третьих, это заказ на проектирование первой в России высокоскоростной магистрали.

Строительство ВСМ «Москва — Казань — Екатеринбург» уже учтено в «Стратегии транспортного развития РФ» и «Стратегии развития железнодорожного транспорта», и в региональных стратегиях развития, в том числе «Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года». Данная стратегия предполагает, что благодаря своему географическому положению Республика Татарстан сыграет ведущую роль в создании устойчивого скоростного транспортного каркаса всего региона Поволжья, став связующим звеном между Центральной Россией и Уралом.

Если говорить сухим языком цифр, ожидаемый совокупный эффект от функционирования магистрали «Москва – Казань» до 2030 года составит 3,4 трлн. рублей в рамках государственного бюджета, совокупный прирост ВВП (за счёт агломерационных эффектов) достигнет 11,7 трлн. рублей, а валовый рост экономики РФ возрастёт на 28 трлн. рублей.

Помимо ощутимых экономических эффектов страна получит и большие социальные преимущества. В российских условиях возможно лишь в случае сближения, стягивания пространств, создание единых межрегиональных агломераций. Что позволит создать глвые возможности для социально-экономического развития малых городов.

Высокоскоростной железнодорожный транспорт расширит границы агломераций, увеличив деловую активность населения, проживающего в регионах, производительность труда, , развитие малого и среднего бизнеса как в небольших городах, так и в городах-миллионниках , а значит уровень доходов граждан. Объединение крупных городов сетью высокоскоростного движения позволит повысить мобильность населения и доступность транспортных услуг, что является основными целями Транспортной стратегии РФ. В результате у семи регионов – Москвы, Московской, Владимирской, Нижегородской областей, Республик Чувашии, Марий Эл и Татарстан с общей численностью населения почти 30 млн. человек – появится удобная высокоскоростная связь, которая удовлетворит растущий спрос на пассажирские перевозки и сократит пассажирам время в пути следования. Если же смотреть шире, с учетом развития всех направлений: создания высокоскоростных магистралей протяжённостью 4200 км и реконструкции для скоростного железнодорожного транспорта свыше 7000 км, запланированных до 2030 года – то в зоне прохождения этих трасс окажется около 100 млн. человек, а это более 70 % населения Российской Федерации.

В результате реализации этого проекта в Республике Татарстан и Чувашии появится единое пространство, объединяющее Казань, Набережные Челны и Чебоксары, с общей численностью населения около 4 млн. человек, а с появлением ВСМ «Центр-Юг», на юге России, сформируется агломерация, объединяющая Ростов-на-Дону, Краснодар и Сочи с численностью населения около 4,5 млн. человек. Липецк и Воронеж с прилегающими населенными пунктами составят единый район с численностью населения около 2,5 млн. человек.

ВСМ даже в краткосрочной перспективе принципиально меняет жизнь регионов на маршруте своего пролегания и дает импульс для развития экономики. Подтверждением тому служат последние отчеты Международного банка реконструкции и развития и экспертных агентств, где говорится о том, что самым эффективным вложением государственных средств для стимулирования роста экономики является вложение в инфраструктуру, в частности, в высокоскоростное движение. Потому что именно развитие ВСМ даёт наибольший мультипликативный эффект. Как уже многократно говорилось, в России на каждый вложенный в ВСМ рубль экономика получит 1,48 рубля.

Возвращаясь к теме ВСМ «Москва – Казань», необходимо заметить, что это высокотехнологический проект, при реализации которого будут использованы современные материалы и технологии. Строительство магистрали предполагает возведение 795 искусственных сооружений, в том числе 131 моста, 49 эстакад, 161 путепровода. Это значит, что компании, участвующие в проекте, смогут получить весьма внушительные заказы. А для инвесторов ВСМ – это шанс осуществить долгосрочные вложения в реальный сектор отечественной экономики.

Ещё на стадии строительства в различных отраслях экономики будет создано более 370 тысяч рабочих мест, в том числе около 120 тысяч человек получат работу в регионах прохождения трассы. Только в обрабатывающей промышленности планируется создать 155,2 тысячи рабочих. Эксплуатация ВСМ даст приблизительно 5,6 тысяч рабочих мест, непосредственно занятых на перевозках, и 37 тысяч работников трудоустроится в смежных отраслях.

Прогноз по годовому пассажиропотоку к 2020 году услугами высокоскоростного транспорта сориентирован на 10,5 млн. человек, в том числе 3,8 млн. человек – по направлению «Москва – Нижний Новгород», и 2,3 млн. человек – по направлению «Москва – Казань», а к 2030 году общая цифра пассажиропотока должна увеличиться до 17 млн. в год. За рубежом ВСМ выполняет функцию межрегионального высокоскоростного метро, с постоянным тактовым движением. Максимальный интервал ожидания – 30 минут. Такую же услугу мы должны создать и для российских пассажиров. Они должны использовать высокоскоростную магистраль для ежедневных, деловых и личных поездок.

Как уже говорилось ранее, подписанный в июне с договор на проектирование ВСМ «Москва – Казань» перевёл работу над проектом из теоретической стадии – в практическую плоскость. Начинаются работы по проведению комплексных инженерных изысканий на линии Москва — Владимир — Нижний Новгород — Чебоксары — Казань. Уже подготовлены и утверждены проект планировки и проект межевания территории, а также разработана проектная документация с выделением этапов строительства. Распределение работ и обязанностей в рамках российско-китайского консорциума проводится с учётом достоинств и опыта каждого из участников в вопросах проектирования крупномасштабных транспортных объектов, в первую очередь – высокоскоростных железнодорожных линий. В этой связи у российских проектировщиков будет возможность наработать новые компетенции, главная из которых - проектирование объектов инфраструктуры для высокоскоростного движения. Выполнение инженерных изысканий по всему участку Москва – Казань берут на себя российские участники консорциума, а привлечение китайской стороны планируется в качестве консультантов. Российские участники – ОАО «Мосгипротранс» и ОАО «Нижегородметропроект» – имеют большой опыт проектирования транспортных объектов на территории России, досконально знают отечественную нормативно-техническую базу, требования законодательства РФ в области транспортного проектирования и строительства, местные ограничения, климатологические условия строительства и особенности эксплуатации. ОАО «Мосгипротранс» уже участвует в проектировании всех основных подсистем инфраструктуры железнодорожной магистрали, а ОАО «Нижегородметропроект», помимо профиля и плана пути, искусственных сооружений, будет проектировать вокзальные комплексы и депо для высокоскоростного подвижного состава. Ещё одним важным вопросом для российской стороны является наработка компетенций в проектировании и создании высокоскоростного подвижного состава. Страна заинтересована в том, чтобы были созданы совместные предприятия с локализацией производства в России до 80 %. У нас для этого есть все условия.

Россия в настоящее время является, пожалуй, единственной страной с развитой железнодорожной сетью, осуществляющей полномасштабные перевозки на совмещенной инфраструктуре. Это исторически сложившаяся конфигурация национальной транспортной системы была заложена в XIX веке с целью скорейшего объединения огромных территорий Российской Империи в условиях военной и экономической конкуренции с Европой. Самым ярким примером такого строительства является создание Транссибирской магистрали. Карта расселения жителей России в те времена и сегодня практически полностью соответствует сети железных дорог.

В большинстве развитых стран, включая страну-первооткрывателя высокоскоростного движения – Японию традиционно доминируют пассажирские и малотоннажные грузовые перевозки, практически не оказывающие специфического влияния на инфраструктуру. Масштабное строительство высокоскоростных магистралей и модернизация скоростных линий КНР (их общая протяженность превышает сегодня 20 тыс. км) в последние годы привели к фактическому разделению «пассажирской» и «грузовой» железнодорожных инфраструктур Китая – и этот процесс активно продолжается. Об эффективности такой конфигурации сети свидетельствует, например, то, что при колоссальном грузообороте около половины своих доходов железные дороги этой страны получают от пассажирского комплекса. Индия, в которой традиционно доминируют пассажирские перевозки, только в последнее время приступила к развитию грузовых линий.

Противоречия, возникающие при строительстве и эксплуатации совмещенной инфраструктуры, хорошо понятны. Массовые грузовые перевозки, которые обеспечивают на огромной территории основную потребность реального сектора экономики, требуют повышения веса поезда, что в принципе не совместимо с повышением скорости. Значительная разница скоростей движения пассажирских и грузовых поездов и является основным препятствием при организации двух видов перевозок на совмещенной инфраструктуре. Определенную роль играет и больший поток отказов технических средств и аварийных ситуаций, возникающих в грузовом движении.

Мировой опыт показывает, что разделение грузовой и пассажирской инфраструктуры, ее специализация в координатах «масса-скорость», является принципиальным решением по снижению издержек и повышению производительности транспортной сети. Во-первых, это позволяет заметно высвободить грузовые линии для освоения больших объемов перевозок, «расшить» узкие места инфраструктуры без ее модернизации. Во-вторых, содержание раздельной инфраструктуры позволяет оптимизировать затраты на ее содержание. Российская железнодорожная инфраструктура является одной из самых загруженных в мире. В то же время мобильность населения страны в разы ниже европейских показателей. В этих условиях вопросы создания, с одной стороны, интегрированной сети скоростного и высокоскоростного сообщения, а с другой – развития выделенных линий тяжеловесного движения весьма актуальны.

Принятие соответствующих решений обеспечит качественно новый уровень транспортной инфраструктуры Российской Федерации на ближайшие 50-70 лет. Во всём мире протяжённость ВСМ составляет уже порядка 32000 км, и в ближайшее время запланировано строительство ещё 20000 км. Настало время и России присоединиться к этому мировому тренду. Уверен, что создание сети высокоскоростного движения создаст у нас в стране новое экономическое пространство, сделает доступными рабочие места и социальные объекты для большинства россиян, предав новый импульс развития российским регионам.

ВСМ «Москва – Казань» и дальнейшее ее продление до Екатеринбурга – лишь часть большого проекта по строительству магистрали «Москва – Пекин», глобального не только транспортного и экономического интеграционного проекта, который изменит мировую логистику. При кажущейся грандиозности и долгосрочности данного проекта, часть дороги, проходящая по территории КНР, в этом году будет уже полностью построена – а это 3200 км. У китайских строителей на это ушло около 5 лет. Так, что перспектива всего проекта не такая уж и долгосрочная.

В 2014 году исполнилось пять лет скоростному движению по маршруту Москва — Санкт-Петербург, где поезда типа «Сапсан» развивают скорость более 200 км/ч. Высокоскоростной транспорт с каждым годом становится всё более востребованным. Сегодня перевозки на «Сапсанах» с запуском сдвоенных поездов возросли на 136% и потребность в таких перевозках будет только возрастать.

Во всём мире протяжённость ВСМ составляет уже порядка 32000 км, и в ближайшее время запланировано строительство ещё 20000 км. Настало время и России присоединиться к этому мировому тренду. Уверен, что создание сети высокоскоростного движения создаст у нас в стране новое экономическое пространство, сделает доступными рабочие места и социальные объекты для большинства россиян, предав новый импульс развития российским регионам.

Эффект инноваций

Грузовые вагоны недалёкого будущего прошли испытания

Рубрики: Современная техника
Лётная подготовка
Алексей Давыдов, проректор по научной работе и инновациям МИИТа ,

Транспорт будущего рождается сегодня

Рубрики: Современная техника
Что в сумме?

Компании Зиявудина Магомедова и российские власти заинтересовались идеями «вакуумного поезда»

Рубрики: Современная техника
Безопасная петля
Бенджамин Кук, директор по работе со СМИ, Hyperloop Transportation Technologies,

Комфорт пассажиров – главное при разработке состава

Рубрики: Современная техника
Срочная доставка грузов

Из Европы через Россию в Китай. И обратно

Рубрики: Современная техника

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru