Итоги первой пятилетки
Николай Стеблянский
Николай Стеблянский
директор Корпоративный университет ОАО «РЖД»

Итоги первой пятилетки

Корпоративный университет стал реальной кузницей современных компетентных руководителей
Тенденции развития корпоративного образования последних лет дают основание утверждать, что внутренние образовательные центры, занимающиеся повышением квалификации персонала, играют всё более значимую роль в деятельности компаний. Достаточно ввести в поисковой системе сети Интернет словосочетание «корпоративный университет», чтобы убедиться в объективности этого утверждения.


Стратегический ресурс

Развитие рыночных отношений и связанной с ними конкурентной среды приводит к существенным изменениям во всех сферах деятельности современных корпораций, соответственно меняются и принципы работы с персоналом.

Исследователи практической деятельности корпоративных университетов отмечают, что её содержание определяется прежде всего стратегией развития компании и подчинено трём взаимосвязанным задачам: формированию кадрового резерва, развитию персонала и нематериальной мотивации сотрудников.

Однако вопросы, как вырастить сотрудников мирового класса, как обобщить опыт, накопленный компанией, и как привить сотрудникам корпоративную культуру через освоение и усвоение ценностей компании, каждый корпоративный университет решает самостоятельно.


От реалий бизнеса – к бизнес-образованию

Реформирование железнодорожной отрасли, начавшееся в 2003 году, поставило перед руководством только что созданного ОАО «РЖД» задачу научиться работать в новых реалиях. Для управления новыми бизнес-процессами существовавший ранее в отрасли командно-административный стиль управления оказался непригоден, требовалась его замена на более эффективный «лидерский стиль» управления, и для этого были нужны реальные носители такого управленческого стиля. И если с профессиональным железнодорожным образованием дело обстояло относительно благополучно (9 профильных университетских комплексов, действующих по всей стране, способны удовлетворить потребность отрасли в подготовке специалистов), то с бизнес-образованием железнодорожников всё было непросто. Руководители холдинга, разумеется, проходили обучение в различных бизнес-школах (Сколково, ИЭФ МИИТ, Стокгольмская бизнес-школа, Университет имени Плеханова и др.), однако данное обучение не носило системного характера. Более того, бизнес-школы обучали управлению бизнесом в целом, без учёта специфики, запросов и нюансов развития отрасли. Компании был нужен системный подход к подготовке руководителей и кадрового резерва, а также были нужны программы, учитывающие особенности именно железнодорожной отрасли.

Выход из ситуации был найден в 2008 году: на Слёте молодёжи «РЖД», где присутствовал президент компании Владимир Якунин, одна из команд предложила проект создания корпоративного университета. Идею президент оценил как перспективную. Он дал задание проработать её более детально, и молодёжная инициатива стала обретать конкретные очертания.

Была создана специальная проектная группа во главе с вице-президентом по управлению персоналом и социальным вопросам ОАО «РЖД» Дмитрием Шахановым. Команда, в которую вошли представители разных департаментов ОАО «РЖД», нацелилась прежде всего на формирование концепции университета. Был тщательно изучен и проанализирован опыт уже существующих российских и зарубежных корпоративных университетов с их методами обучения и соответствующими этим методам образовательными бюджетами. Члены проектной группы неоднократно перепроверяли различные гипотезы, тщательно их разбирали и отрабатывали. В результате были утверждены план работы, программа обучения и соответствующий утверждённым образовательным параметрам бюджет. Забегая вперёд, следует отметить, что все расчёты были проведены настолько скрупулёзно и тщательно, что первые три года Корпоративный университет функционировал строго в соответствии с проектом и проектным бюджетом, реализовав на практике абсолютно всё из запланированного.

На первом этапе работы проектной группы важнейшей задачей стала разработка единых критериев оценки руководителей компании на предмет соответствия современным квалификационным требованиям управления. В основу этой разработки был положен так называемый компетентностный подход, определяющий совокупность знаний, навыков, деловых и личностных качеств, позволяющих успешно действовать в процессе реализации поставленных управленческих задач. С топ-менеджерами компании были проведены глубинные часовые интервью, на основе анализа которых была разработана Модель корпоративных компетенций ОАО «РЖД», а также определены зоны развития холдинга. Утверждённая модель корпоративных компетенций была основана на базовых ценностях ОАО «РЖД»: Мастерство, Целостность, Обновление.

В марте 2009 года проектная группа представила готовую «Концепцию создания системы дополнительного корпоративного бизнес-образования руководящего состава компании» на заседании правления ОАО «РЖД», а в ноябре того же года Владимир Якунин вынес «Проект создания Корпоративного университета» на совет директоров. Защита проекта прошла успешно, и 1 июля 2010 года Корпоративный университет ОАО «РЖД» принял своих первых слушателей. Этот день считается днём рождения университета.


Технологиии компетенции

Первый поток слушателей Корпоративного университета состоял из руководителей высшего звена ОАО «РЖД». Около полутора тысяч руководителей 1-го уровня управления прошли обучение по программе «Корпоративный лидер», призванной развить корпоративные компетенции руководителей, давая им возможность овладеть навыками и инструментами современного менеджмента.

Программа «Корпоративный лидер» рассчитана на 1,5 года и состоит из трёх семестров, каждый с очным отвлечением руководителей на 5–6 дней.

Обучение начинается с процедуры оценки начального уровня развития корпоративных компетенций слушателей методом ассесмент-центр (система экспертной оценки уровня развития корпоративных компетенций руководителя на основе поведенческих характеристик и их соответствия требуемым критериям).

Входная оценка является отправной точкой в развитии корпоративных компетенций руководителей. Через 1,5 года, по окончании учёбы, слушатели ещё раз проходят через процедуру ассесмент-центр, получая выходную оценку. Разница между входной и выходной оценкой является показателем уровня прироста в развитии корпоративных компетенций. Стоит отметить, что прирост уровня развития корпоративных компетенций у руководителей, прошедших обучение, в среднем составил 16%.

Изначально в Корпоративном университете отказались от классических лекций в пользу интерактивных форм обучения: тренинги, бизнес-симуляции, модерации и т.п. Первыми преподавателями стали бизнес-тренеры, приглашённые из ведущих консалтинговых компаний и учебных центров (отбирались только лучшие – из ста претендентов было принято всего двадцать семь человек). Параллельно шла интенсивная подготовка собственного штата преподавателей, которые активно изучали новые образовательные технологии, проходили тренинги для тренеров, работали над собой самостоятельно. Стояла задача – за короткое время поднять как можно выше их профессиональный уровень. На сегодняшний день количество внутренних преподавателей составляет 50–60%. Эта пропорция позволяет поддерживать связь с рынком бизнес-образования, быть всегда в курсе актуальных трендов и новых технологий.

Наличие собственных специалистов в Корпоративном университете – это прямая финансовая выгода для компании: за счёт того, что университет развил институт внутренних преподавателей, взрастил методологов, которые самостоятельно разрабатывают учебные программы, стоимость одного тренинг-дня уменьшилась более чем в 2 раза.


Вектор развития

Для оптимизации затрат компании, связанных с командировочными расходами, в «Проекте создания корпоративного университета» было предусмотрено открытие филиалов в регионах. Менее чем через полтора года с момента создания Корпоративного университета, в 2012 году, открылись сразу два филиала – в Санкт-Петербурге и Самаре. Целевая аудитория филиалов – руководители второго уровня управления по Модели корпоративных компетенций (МКК). Специально под специфику их задач была адаптирована программа «Корпоративный лидер». Проведение процедуры ассесмент-центр после предварительного обучения и передачи технологии было делегировано дорожным центрам оценки, мониторинга и молодёжной политики (ДЦОМП). Учитывая масштабы компании, на обучение направляются только те руководители, которые показали наиболее высокий уровень развития корпоративных компетенций по итогам входного ассесмент-центра. Таким образом компания выявляет наиболее перспективных руководителей.

Что же касается молодёжи, то для самых активных её представителей в ОАО «РЖД» созданы социальные лифты. На ежегодных молодёжных слётах из 500 перспективных молодых работников компании отбираются двести человек, которые в течение полутора лет проходят адаптированный курс «Корпоративный лидер». Это то молодое поколение, которое через несколько лет придёт к руководству компанией уже с современным пониманием бизнеса и современным подходом к управленческой деятельности.

После каскадирования программы «Корпоративный лидер» на 2-й уровень управления по МКК и передачи её в региональные филиалы в центральном офисе стартовала вторая целевая программа – «Корпоративный менеджмент», – которая была разработана совместно с Университетом Англия Раскин (Anglia Ruskin University) и Кембриджской ассоциацией знаний (Knowledge Associates Cambridge). Новая программа нацелена на повышение управленческого потенциала руководителей, освоение новейших технологий и инструментов взаимодействия как внутри функциональных подразделений холдинга, так и по горизонтальным связям между ними. Программа «Корпоративный менеджмент» длится полгода, и в отличие от «Корпоративного лидера» слушателю предлагается сначала самостоятельно освоить теоретическую часть программы посредством дистанционных образовательных технологий и только после этого приступить к очной части. Итогом обучения является в том числе разработка группового проекта. Для работы над ним было разработано виртуальное пространство на интернет-портале университета, где участники группы (5–6 человек), даже находясь в разных городах, имеют возможность проводить вебинары, обмениваться материалами и комментариями, обсуждая друг с другом проект. Выходным экзаменом по программе является защита этого проекта перед аттестационной комиссией, в состав которой, в зависимости от заявленной темы, могут входить вице-президенты и руководители ключевых департаментов холдинга «РЖД».

Многие руководители, пройдя учёбу в университете, приходят к выводу о необходимости повышения квалификации своих подчинённых. Только за второе полугодие 2014 года помимо слушателей целевых программ Корпоративный университет обучил около 2000 руководителей по дополнительным краткосрочным программам, разработанным специально под запросы и задачи различных департаментов и подразделений холдинга.

Корпоративный университет имеет также практику сотрудничества с компаниями за пределами холдинга «РЖД». Для ГУП «Московский метрополитен» экспертами Корпоративного университета была разработана Модель корпоративных компетенций, адаптирована технология ассесмент-центр и кастомизирована программа «Корпоративный лидер», по которой прошли обучение все руководители ГУП.

Для любого учебного центра самое важное и ценное – это его слушатели. Для их комфортного обучения создаются все условия. Корпоративный университет ОАО «РЖД» практикует индивидуальный подход к обучению. Слушатели имеют возможность самостоятельно подбирать для себя наиболее удобный период для прохождения учёбы, что позволяет снизить до минимума количество «недоездов» слушателей на программы. По статистике, из ста заявленных на учёбу руководителей по ранее запланированному графику приезжают девяносто человек (в то время как в мире этот показатель равен семидесяти). Всего за время деятельности Корпоративного университета обучение по его программам прошли около 20000 слушателей. На данный момент 1820 руководителей проходят обучение по программе «Корпоративный лидер», и 434 – по программе «Корпоративный менеджмент». Аудиторный фонд университета позволяет проводить занятия единовременно почти для 400 человек.


Импульс к движению

Оглядываясь на пройденный путь, можно уверенно заявить, что Корпоративный университет ОАО «РЖД» находится в русле основных тенденций корпоративного образования и даже во многом определяет их. Университет практически с самого начала своей деятельности стал членом Международной исследовательской ассоциации корпоративных университетов CorpU (Филадельфия), активно принимает участие в конгрессах, выявляет новейшие тенденции в бизнес-образовании и применяет их на практике. Корпоративный университет признан экспертами HR и T&D, имеет ряд престижных профессиональных премий и наград, среди которых премия в конкурсе Trainings INDEX – за масштабный и сложный проект по формированию целевой управленческой культуры компании, премия КM-RUSSIA – за достижения в управлении знаниями, две статуэтки «Хрустальная пирамида» (в рамках XIII и XV саммитов HR-директоров России и СНГ). В рамках Международного бизнес-конгресса Knowledge Management Russia 2014 года Корпоративный университет признан лучшей российской компанией, конвертирующей свой интеллектуальный капитал в бизнес-ценность.

Руководство и преподавательский состав Корпоративного университета всегда открыты для общения: со слушателями идёт постоянный диалог, учитываются их пожелания и предложения. Создан блог руководителя, где любой желающий имеет возможность получить ответ на интересующие его вопросы. При этом еженедельно в определённые часы в кабинете директора осуществляется приём посетителей. Этот контакт со слушателями помогает университету совершенствоваться, развивать свои учебные программы, улучшать методику. Бизнес компании быстро меняется, и Корпоративному университету необходимо не просто следовать за его изменениями, а опережать их. Для этого университет всегда держит руку на пульсе мирового бизнес-образования, анализируя и интегрируя лучшие практики в образовательный процесс. А при наличии двух составляющих – мотивации и потенциала к развитию – любой из слушателей имеет возможность добиться максимального эффекта от полученных в университете знаний. А значит, стать современным компетентным руководителем.
Мода на проекты
Александр Козлов, директор Департамента проектного управления ООО «Аэроэкспресс», доцент, к.э.н.,

От ручного управления к программно ориентированному

Рубрики: Корпоративное управление
Новый взгляд
Николай Верховский, исполнительный директор Центра цифровой трансформации, директор проектной работы Московской школы управления «Сколково» ,

В чём принципы архитектуры цифровой компании

Рубрики: Корпоративное управление
Блокчейн для РЖД
Олег Шибанов, заместитель проректора Российской экономической школы,

Творческое сотрудничество с Российской экономической школой

Рубрики: Корпоративное управление
Свои облака
Евгений Чаркин, директор ОАО «РЖД» по информационным технологиям,

Как происходит цифровизация железнодорожного холдинга

Рубрики: Корпоративное управление
Информационная прозрачность

РЖД публикуют нефинансовые отчёты с 2006 года

Рубрики: Корпоративное управление

Библиотека Корпоративного университета РЖД

Принципы. Жизнь и работа
Рэй Далио
«Принципы. Жизнь и работа». Издательство Манн, Иванов, Фербер 2019 год
Теория поколений. Необыкновенный Икс
Евгения Шамис, Евгений Никонов
«Теория поколений. Необыкновенный Икс». Издательский дом университета «Синергия» 2017 год
От хорошего к великому
Джим Коллинз
«От хорошего к великому». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2007 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100