Программа развития вертикали
Павел Иванов
Павел Иванов
начальник Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД»

Программа развития вертикали

Проект программы предусматривает пять основных векторов развития Центральной дирекции, по каждому из которых разработан перечень ключевых мероприятий
В сентябре прошлого года перед Центральной дирекцией управления движением была поставлена задача – разработать программу развития вертикали, которая позволит повысить эффективность производственной деятельности за счёт качественных изменений с использованием научно-технических достижений отрасли.


Задачи программы

При формировании программы мы ориентировались на стратегию развития холдинга до 2030 года и реализацию миссии РЖД по эффективной организации железнодорожных перевозок.

Достижение стратегических целей должно осуществляться с учётом ценностей холдинга, ключевой из которых является клиентоориентированность, выстраивание взаимовыгодного долгосрочного партнёрства с клиентами, постоянное развитие портфеля продуктов и услуг в интересах потребителей.

Основные ценности холдинга:
• Исключительная безопасность всех процессов;
• Клиентоориентированность, взаимовыгодное долгосрочное партнёрство с клиентами, постоянное развитие портфеля продуктов и услуг в интересах потребителей;
• Баланс интересов государства, потребителей, компании, частных акционеров;
• Постоянные улучшения, поиск путей повышения качества услуг и роста эффективности, приверженность инновациям;
• Создание условий для профессионального и личностного развития работников;
• Стремление к улучшению транспортного обеспечения России и повышению уровня доступности транспортных услуг для бизнеса и населения;
• Достижение глобальной конкурентоспособности на транспортно-логистическом рынке;
• Эффективность производственных процессов, нацеленность на рациональное использование всех видов ресурсов, снижение воздействия на окружающую среду.

Рассматривая развитие производственного блока, в первую очередь мы ориентируемся на наших внутренних потребителей – транспортно-логистический и пассажирский бизнес-блоки. При этом максимальное обеспечение потребностей сбытового комплекса позволит достичь синергетического эффекта в единой цепочке создания ценности для внешних клиентов.

Мировая практика показывает, что эффективность производственной деятельности и уровень клиентоориентированности могут быть значительно повышены при использовании методов управления, основанных на процессном подходе. Применение процессных принципов согласно сформированной программы даст возможность оптимизировать деятельность компании и исключить отдельные технологические операции, которые не участвуют в создании ценности для клиентов и не влияют на безопасность, надёжность перевозок и качество подготовки управленческих решений.

Кроме того, при разработке программы развития мы исходили из необходимости безусловной реализации стратегических инициатив производственного блока. Каждый пункт подготовленного документа соответствует достижению этой цели. При этом в программе нашли отражение более 30 научно-технических разработок, которые являются основой в работе по повышению эффективности перевозочной деятельности.

Нужно отметить, что непосредственное участие в разработке программы принимали департаменты и филиалы ОАО «РЖД». Это важно, так как достижение необходимого результата возможно только при объединении усилий причастных подразделений, а эффект от реализации мероприятий выходит за рамки вертикали управления движением.

Проект «Программы» предусматривает пять основных векторов развития Центральной дирекции, по каждому из которых разработан перечень ключевых мероприятий. Все пять направлений деятельности тесно связаны между собой и дополняют друг друга.


Первый вектор

Переход от региональных принципов управления перевозочным процессом к планированию и организации движения поездов на полигонах сети.

Эффективность применения полигонных технологий и необходимость их дальнейшего развития подтверждаются положительными результатами, достигнутыми при создании Центров управления тяговыми ресурсами.

Мероприятия сформированной программы направлены на решение ещё более комплексных и масштабных задач.

Они предусматривают переход от функциональной структуры управления к построению производственных циклов с использованием принципов процессного подхода.

В новых условиях понятие «полигон» несёт в себе более широкий смысл. В основу полигонной технологии должны быть положены принципы унификации параметров инфраструктуры, управления тяговым подвижным составом и вагонными парками, обеспечения согласованного развития в его границах всего производственного комплекса.

Именно под эти требования должны формироваться и программы развития соответствующих филиалов компании.

Это позволит организовать сквозной пропуск поездов с установлением единых весовых норм, существенно сократить количество стоянок на технических станциях и непроизводительные расходы в пути следования, а также оптимизировать основные производственные мощности – локомотивные и вагонные депо, пункты технического и коммерческого осмотра.

Исходя из предложенных принципов на сети можно выделить три укрупнённых направления: Кузбасс – Дальний Восток, Кузбасс – Северо-Запад, Кузбасс – Центр – Юг. На указанных направлениях сформированы устойчивые грузопотоки, на долю которых приходится более 60% всего объёма работы.

В качестве примера может быть рассмотрено направление Кузбасс – Северо-Запад. Основное ядро грузопотоков здесь образуют корреспонденции угля и нефтепродуктов, химикатов и жидких углеводородов погрузки предприятий Урало-Сибирского региона в направлении Октябрьской железной дороги.

Общая протяжённость полигона составляет почти 4000 км. Он включает в себя более 400 железнодорожных станций, из них 12 сортировочные. Здесь расположены 19 пунктов технического, 12 пунктов коммерческого осмотра и 14 эксплуатационных локомотивных депо. На полигоне работают свыше 2000 поездных локомотивов, что составляет 29% от эксплуатируемого парка на сети.

Наглядным примером повышения эффективности работы этого направления служат принятые в ноябре прошлого года решения об унификации весовых норм грузовых поездов под кратность тяги – 6300, 8000 и 9000 тонн, которые стали едиными для всех железных дорог, входящих в данный полигон. Это позволило исключить перелом веса для транзитных поездов в пути следования и дополнительную переработку более чем 5000 вагонов в месяц на технических станциях, улучшив качественные показатели использования тяги.

Следующим шагом в повышении эффективности работы полигона станет организация сквозного пропуска поездов весом 9000 тыс. тонн на постоянной основе. Сегодня для этих целей в графике предусмотрены две «нитки», в апреле проведено 12 таких поездов.

Внедрению этой технологии способствует поступление электровозов с повышенными тяговыми характеристиками (2ЭС6, 2ЭС10 и 3ЭС10). Дальнейшее увеличение парка позволит распределить тяговые ресурсы на направлении с учётом их максимально эффективного использования и исключить работу на участках локомотивов разных серий. Такой подход обеспечит эффективную работу пунктов технического осмотра, сосредоточив их производственные мощности под локомотивы определённых типов.

Ещё одним направлением работы является снятие действующих инфраструктурных ограничений. Именно этот фактор сегодня в значительной степени сдерживает развитие технологии сквозного пропуска поездов. К примеру, при организации движения грузовых поездов весом 9000 тонн на участке Екатеринбург-сортировочный – Чепца имеются перегоны, на которых по условиям энергоснабжения отсутствует возможность одновременного движения во встречном направлении.

Эта проблема характерна и для других участков полигона Кузбасс – Северо-Запад.

Её решение позволит существенно увеличить провозную способность направления, что очень важно, учитывая прогнозируемый рост объёмов перевозок в порт Усть-Луга в 1,5 раза до 2020 года.

Полигонные принципы управления должны применяться и при установлении гарантийных плеч безопасного проследования вагонов. Исторически сложилось, что пункты технического и коммерческого осмотра, как правило, расположены на границах железных дорог, определяя ответственность каждой их них.

С началом деятельности функциональных филиалов такой необходимости уже нет. Учитывая внедрение новых технологий и автоматизированных систем контроля за состоянием вагонов, а также обновление вагонного парка, количество операций в пути следования может быть значительно оптимизировано.

На направлении Алтайская – Называевская – Балезино – Лужская технический и коммерческий осмотр для составов транзитных поездов возможно исключить не менее чем на трёх станциях, совместив его проведение с операциями по смене локомотива.

Существенный эффект в организации перевозок на данном направлении ожидается от реализации инвестиционной программы компании, включающей в себя такие важные объекты, как строительство ПТОЛ на станции Бабаево, электрификация участка Гатчина – Лужская, ввод в эксплуатацию станции Лужская-сортировочная.

Это изменит работу всего Санкт-Петербургского узла, который является важнейшей частью технологии. А запуск сортировочного комплекса позволит организовать движение груженых и порожних маршрутов после выгрузки по замкнутому циклу, разгрузив мощности станций Санкт-Петербург-сортировочный-Московский и Шушары, значительно ускорив продвижение вагонопотока.

Комплекс вышеизложенных мероприятий обеспечит увеличение маршрутной скорости следования грузовых поездов на направлении Кузбасс – Северо-Запад с 640 до 700 км/сут.

Подобные резервы имеются и на других направлениях сети. Поэтому предлагается по каждому направлению определить целевое состояние его технологической, технической и ресурсной моделей с учётом максимальной эффективности перевозочного процесса и использования инфраструктуры.

Обязательным условием организации работы полигона является разработка и техническое нормирование его показателей, включая маршрутные скорости, надёжность доставки грузов, нормы использования локомотивных и вагонных парков, в том числе оборот вагона со всеми составляющими его элементами технологии.

Заданные показатели должны лечь в основу KPI дирекций и мотивировать на исключение потерь во взаимодействии подразделений производственных вертикалей.


Второй вектор

Переход к полигонным принципам управления невозможен без внедрения информационных технологий и современных технических средств.

С 2012 года на сети внедряется система управления поездной работой на объединённом полигоне – ИСУПР. Для организации работы центров управления тяговыми ресурсами разработана автоматизированная система АС ЦУТР.

На полигоне Западно-Сибирской, Южно-Уральской и Свердловской железных дорог успешно используется система «Эльбрус», которая позволяет повысить качество перевозок за счёт оперативной корректировки графика движения с учётом реальных условий пропуска поездов.

Это программное обеспечение показало свою эффективность. На участках, где оно внедрено, уровень графика по проследованию улучшен на 20 п.п., а маршрутная скорость – более чем на 30 км/сут.

Основным направлением дальнейшего развития таких систем является переход от информационного режима к функциям выработки управляющих решений.

Автоматизированная система организации движения поездов на высокоскоростном направлении Москва – Санкт-Петербург уже сегодня решает задачи по контролю за соблюдением технологии пропуска поездов «Сапсан».

Опыт эксплуатации комплекса автоматизированного управления движением поездов АСУ-Д в период проведения зимних Олимпийских игр показал возможность автоматизации диспетчерского управления движением поездов и приготовления маршрутов. В период проведения Олимпийских и Паралимпийских игр выполнение графика движения превышало 99% при среднесуточном обращении более 200 пар поездов.

В перспективе предполагается поэтапное внедрение указанной системы на всех действующих участках, оборудованных диспетчерской централизацией, а при модернизации и новом строительстве мы уже сегодня закладываем данное требование в технические условия, что соответствует решению итогового правления 2014 года.

Следующее направление работы – внедрение электронного документооборота, в том числе электронной цифровой подписи и мобильных рабочих мест. Это позволит уйти от ведения различного вида документации, исключить потери времени на передачу информации между исполнителями и повысить безопасность движения поездов.

В качестве примера можно привести порядок выдачи предупреждений. Сегодня работник движения по факту является промежуточным звеном между представителями инфраструктуры и локомотивной бригадой. Предлагается в рамках автоматизированной системы выдачи и отмены предупреждений (АСУ ВОП-2) организовать их передачу локомотивной бригаде через терминалы, установленные в локомотивных депо, или непосредственно на борт локомотива.

Одним из важнейших направлений развития является повышение эффективности работы сортировочных станций.

В 2014 году на станциях Орехово-Зуево, Бекасово-сортировочное, Алтайская, Кинель, Челябинск-Главный, Екатеринбург-сортировочный внедрена комплексная система автоматизированного управления сортировочным процессом (КСАУ СП).

На станции Ярославль-Главный внедрена современная автоматизированная система управления станционными технологическими процессами ИТАУР, основной задачей которой является реализация принципиально новых технологий планирования работы станций во взаимодействии с диспетчерским аппаратом на основе электронной системы выдачи наряд-заказов и контроля их исполнения. Автоматизирован процесс ведения графика исполненной работы станции, подвязки локомотивов и локомотивных бригад во взаимодействии с локомотивным депо.

На крупнейшей припортовой станции Лужская внедряются самые современные технологии и технические средства, большинство из которых реализуются впервые на российских железных дорогах. В дальнейшем вновь применяемые решения будут тиражированы и на другие станции сети.

Это система управления роспуском, позволяющая организовывать сортировочный процесс одному человеку, управление горочным локомотивом без участия машиниста, специальный автоматизированный режим роспуска вагонов с опасными грузами, электронный документооборот, система закрепления подвижного состава без участия человека.

Реализация указанных задач положена в основу интеллектуальной системы управления железнодорожным транспортом – ИСУЖТ, разработка которой в настоящее время ведётся ОАО «НИИАС». Основной целью проекта ИСУЖТ является создание единого программно-аппаратного комплекса управления производственной деятельностью ОАО «РЖД», в первую очередь – перевозочным процессом.

Разрабатываемая новая интеллектуальная система должна обеспечить в автоматизированном режиме:
– расчёт прогноза использования ресурсов сети, согласованный с имеющимися пропускными и перерабатывающими способностями инфраструктуры;
– разработку плановых параметров эксплуатационной работы;
– планирование и управление тяговыми ресурсами;
– выработку сценариев стабилизации перевозочного процесса в случае его отклонения от плановых параметров.

Проект ИСУЖТ должен стать единой технологически интегрированной системой управления перевозочным процессом, инфраструктурой и безопасностью на основе современных программных и интеллектуальных технологий.


Третий вектор

Третьим вектором развития вертикали является внедрение комплексной системы управления местной работой, направленной на повышение экономической эффективности.

Мероприятия данного раздела программы предусматривают совершенствование технологических процессов работы станций, переход на экономические критерии оценки вариантов организации местной работы, оптимизацию ресурсов, внедрение технологии обеспечения коммерческой надёжности доставки груза на всём пути следования.

Запланированы мероприятия по оптимизации работы малодеятельных линий, в том числе за счёт совмещения профессий в производственном блоке. В целевом состоянии работник локомотивной бригады должен выполнять обязанности приёмосдатчика, осмотрщика вагонов, составителя поездов.

Кроме того, в рамках проводимой работы по категорированию железнодорожных линий предлагается пересмотреть нормативы технического содержания инфраструктуры, оптимизировав их в зависимости от объёмов перевозок.

Разработка дистанционных систем управления переводом стрелок и открытием сигналов, внедрение диспетчерской централизации также позволит существенно сократить эксплуатационные расходы на малодеятельные линии.

Реализация первых трёх разделов программы и достижение необходимых результатов зависят от эффективности деятельности всех подразделений, которые сегодня работают в рамках бизнес-блока «Железнодорожные перевозки и инфраструктура».


Четвёртый вектор

Поэтому четвёртый раздел программы содержит мероприятия по повышению уровня взаимодействия вертикали управления движением с другими производственными филиалами.

Сегодня в компании проводится целенаправленная работа по совершенствованию системы мотивации трудовых коллективов.

Одним из важных итогов этой работы стало внедрение коллективной формы организации и стимулирования труда работников сортировочных станций и смежных структурных подразделений, занятых в едином технологическом процессе железнодорожного узла. Сегодня комплексные бригады внедрены на 43 сортировочных станциях сети. Станции, выбравшие в качестве системы стимулирования коллективную (бригадную) форму ответственности, показывают значительно лучшее качество эксплуатационной работы.

Следующим направлением развития коллективных форм стимулирования труда является внедрение Положения о комплексной диспетчерской смене железной дороги, в основе которого лежит соревновательный принцип диспетчерского персонала дирекций управления движением, инфраструктуры и других оперативных работников.

В целях синхронизации задач, стоящих перед коллективами линейных станций и диспетчерским персоналом, предлагается в мотивационных схемах предусмотреть единые (сквозные) показатели премирования не только по вертикалям функциональных филиалов, но также других подразделений, входящих в бизнес-блок «Железнодорожные перевозки и инфраструктура».

Положительным примером может служить механизм мотивации диспетчеров на сокращение непроизводительной работы локомотивных бригад. Совместно с Департаментом по организации, оплате и мотивации труда эта задача была реализована в Положении о дополнительном премирования работников диспетчерского аппарата Центральной дирекции управления движением.

При росте объёмов грузовых перевозок в 2014 году на 5% время стоянок локомотивов на промежуточных станциях снижено на 20%, а следования бригад пассажирами – на 13%.

В дальнейшем работа по совершенствованию системы мотивации будет продолжена.


Пятый вектор

Одним из ключевых факторов успеха в решении стратегических задач развития холдинга и повышения производительности труда является вовлечение инженерно-технического персонала в процесс реализации приоритетных задач компании.

Специалисты, обладающие необходимыми профессиональными и корпоративными компетенциями, должны выступать носителями и проводниками инновационных идей, которые станут основой качественных изменений в холдинге.

В Центральной дирекции уже реализован ряд мероприятий, позволяющих улучшить подготовку специалистов.

Отлажена система взаимодействия с отраслевыми учебными заведениями. На условиях целевой подготовки в вузах и колледжах обучаются более 7 тыс. человек.

С 15 октября 2010 года во всех учебных заведениях проводится ежегодный день Центральной дирекции управления движением, формат которого включает в себя организацию встреч руководителей компании, филиала и региональных дирекций со студентами. Целью таких встреч, в которых принимают участие свыше 5 тыс. человек, является информирование о происходящих изменениях в компании, новейших технологиях и достижениях.

В целях подготовки квалифицированных специалистов по специализированным программам осуществляется обучение студентов в авторских классах по приоритетным направлениям деятельности филиала, в том числе эффективному управлению парком грузовых вагонов, организации движения по расписанию, международной логистике цепями поставок в организациях высокоскоростного движения.

Особое внимание мы уделяем формированию корпоративной культуры. На протяжении четырёх лет проводятся конкурсы команд дежурно-диспетчерского персонала, способствующие повышению уровня знаний по организации безопасности движения поездов, ключевых нормативных документов и умению ориентироваться в нестандартных ситуациях.

Для вовлечения молодых работников в решение корпоративных задач с 2011 года ежегодно проводятся слёты молодёжи Центральной дирекции. Программы слётов включают разработку инновационных проектов, направленных на повышение эффективности управления перевозочным процессом.

Дальнейшая работа в рамках данного вектора развития предусматривает формирование карьерограммы перспективных специалистов, разработку новых форм нематериальной мотивации, создание рейтинга инженерной деятельности и совета инженеров вертикали.

Реализация представленной программы позволит достичь экономического эффекта в размере 7 млрд руб. в год.

Кроме того, выполнение сформированных мероприятий существенно изменит существующую модель перевозочного процесса, повысит уровень безопасности движения и условий охраны труда за счёт автоматизации процессов пропуска поездов и сортировочной работы станций, внедрения безбумажных технологий, максимального снижения влияния человеческого фактора.


СПРАВКА

Миссия холдинга «РЖД» заключается в эффективном развитии на российском и мировом рынках конкурентоспособного транспортного бизнеса, ядром которого является эффективное выполнение задач национального железнодорожного перевозчика и владельца железнодорожной инфраструктуры общего пользования.

СПРАВКА

Организация пропуска 12 поездов весом 9000 тонн высвобождает пять «ниток» в графике для движения поездов унифицированного веса. А это дополнительно 7,5 млн тонн грузов в год.

СПРАВКА

Целевые параметры основных показателей:
– рост скорости доставки груза к уровню 2014 года на 22% (до 400 км/сут.);
– повышение среднего веса поезда на 7% (на 270 тонн, до 4200 тонн):
увеличение доли полезной работы локомотива на 12 процентных пунктов;
– снижение непроизводительных потерь рабочего времени локомотивных бригад на 30%;
– сокращение простоя транзитного вагона с переработкой до 8 часов, без переработки – до 1 часа.
Мода на проекты
Александр Козлов, директор Департамента проектного управления ООО «Аэроэкспресс», доцент, к.э.н.,

От ручного управления к программно ориентированному

Рубрики: Корпоративное управление
Новый взгляд
Николай Верховский, исполнительный директор Центра цифровой трансформации, директор проектной работы Московской школы управления «Сколково» ,

В чём принципы архитектуры цифровой компании

Рубрики: Корпоративное управление
Блокчейн для РЖД
Олег Шибанов, заместитель проректора Российской экономической школы,

Творческое сотрудничество с Российской экономической школой

Рубрики: Корпоративное управление
Свои облака
Евгений Чаркин, директор ОАО «РЖД» по информационным технологиям,

Как происходит цифровизация железнодорожного холдинга

Рубрики: Корпоративное управление
Информационная прозрачность

РЖД публикуют нефинансовые отчёты с 2006 года

Рубрики: Корпоративное управление

Библиотека Корпоративного университета РЖД

Чёрный лебедь. Под знаком непредсказуемости
Нассим Николас Талеб
«Чёрный лебедь. Под знаком непредсказуемости». Издательство «КоЛибри» 2018 год
Прыгни выше головы
Маршалл Голдсмит
«Прыгни выше головы». Издательство «Олимп-Бизнес» 2017 год
Метод McKinsey. Как решить любую проблему
Итан М. Расиел
«Метод McKinsey. Как решить любую проблему». «Альпина Паблишер», 2017 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100